Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городской округ Павловский Посад Московской области
Утверждаю:
И. о. директора МОУ СОШ №4
____________/ С.П. Шувикова/
______________
(дата)
Рабочая программа по предмету
«Математика»
4 «В» класс
Составитель: Малашина М.А.
учитель начальных классов
2021 год
Рабочая программа составлена на основе программы по учебному предмету «Математика». Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 4 и Программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой; М.: Просвещение, 2019 г.
Учебник «Математика» 4 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 ч. / М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др./ М.: Просвещение, 2019 г.
Программа рассчитана на 134 часа (4 часа в неделю).
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видео-сопровождением.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Обучающийся научится:
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Обучающийся научится:
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
находить площадь прямоугольного треугольника;
находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Обучающийся научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если то ..., верно/ неверно, что ..., каждый, все, некоторые, не).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000
Повторение (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (10ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (14 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х +312 = 654+ 79 729-х = 217 + 163 х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (79 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно;
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2—4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части;
составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (12 ч)
Календарно - тематическое планирование (4 ч x 33,5 = 134 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректир. сроки прохождения |
| Числа от 1 до 1000. Повторение. (12 часов) |
1 | Нумерация чисел. | | |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. Числовые выражения | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | | |
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | | |
6 | Свойства умножения. | | |
7 | Административная входная контрольная работа. | | |
8 | Работа над ошибками. Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначное | | |
9 | Алгоритм письменного деления. | | |
10 | Приемы письменного деления | | |
11 | Диаграммы. | | |
12 | Странички для любознательных | | |
Числа, которые больше1000. Нумерация (10 часов) |
13 | Класс единиц и класс тысяч | | |
14 | Класс единиц и класс тысяч.Чтение чисел | | |
15 | Чтение и запись многозначных чисел. | | |
16 | Сравнение многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Математический диктант. | | |
17 | Административная контрольная работа по повторению. | | |
18 | Работа над ошибками. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 и 1000 раз Класс миллионов. Класс миллиардов. | | |
19 | Странички для любознательных. | | |
20 | Наши проекты. Числа вокруг нас | | |
21 | Что узнали. Чему научились. | | |
22 | Проверочная работа по теме : «Числа от 1-1000» | | |
Величины (14 часов) |
23 | Единицы длины. Километр. | | |
24 | Таблица единиц длины. | | |
25 | Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | | |
26 | Таблица единиц площади. | | |
27 | Измерение площади с помощью палетки. | | |
28 | Единицы массы. Тонна. Центнер. | | |
29 | Таблица единиц массы. Математический диктант. | | |
30 | Единицы времени. Определение времени по часам | | |
31 | Определение начала, конца и продолжительности события. | | |
32 | Секунда. | | |
33 | Век. Таблица единиц времени. | | |
34 | Административная контрольная работа. | | |
35 | Работа над ошибками. Решение задач. | | |
36 | Что узнали. Чему научились. | | |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. (11 часов) |
37 | Устные и письменные приёмы вычислений. | | |
38 | Нахождение неизвестного слагаемого. | | |
39 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | | |
40 | Нахождение нескольких долей целого. | | |
41 | Решение задач. | | |
42 | Решение задач. | | |
43 | Сложение и вычитание величин. | | |
44 | Решение задач. | | |
45 | Что узнали. Чему научились. | | |
46 | Проверочная работа по теме : « Сложение и вычитание многозначных чисел» | | |
47 | Странички для любознательных. | | |
Умножение и деление (79часов) |
48 | Умножение, его свойства. Умножение на 0 и 1 | | |
49 | Письменные приёмы умножения. | | |
50 | Умножение многозначного числа на однозначное. | | |
51 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | | |
52 | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | | |
53 | Решение уравнений. | | |
54 | Деление на однозначное число. Математический диктант. | | |
55 | Письменные приёмы деления. | | |
56 | Письменные приёмы деления. Решение задач. | | |
57 | Решение задач. | | |
58 | Письменные приёмы деления. Решение задач | | |
59 | Письменные приёмы деления. Решение задач | | |
60 | Закрепление. Решение задач | | |
61 | Повторение пройденного. | | |
62 | Что узнали. Чему научились. | | |
63 | Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
64 | Основные сведения из курса математики. | | |
65 | Скорость. Единицы скорости. | | |
66 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | | |
67 | Решение задач с величинами скорость, время, расстояние. Странички для любознательных. | | |
68 | Проверочная работа по теме «Задачи на движение». | | |
69 | Умножение числа на произведение. | | |
70 | Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
71 | Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
72 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | | |
73 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Математический диктант. | | |
74 | Задачи на одновременное встречное движение. | | |
75 | Перестановка и группировка множителей. | | |
76 | Повторение пройденного. | | |
77 | Что узнали. Чему научились. | | |
78 | Странички для любознательных. | | |
79 | Административная контрольная работа. | | |
80 | Работа над ошибками. Деление числа на произведение. | | |
81 | Деление числа на произведение. | | |
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | | |
83 | Решение задач, обратных данной. | | |
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
86 | Решение задач разных видов. | | |
87 | Решение задач на одновременное движение в разных направлениях. | | |
88 | Что узнали. Чему научились | | |
89 | Повторение. | | |
90 | Проверочная работа по теме «Деление и умножение» | | |
91 | Наши проекты. Составляем сборник математических задач и заданий. | | |
92 | Умножение числа на сумму. | | |
93 | Умножение числа на сумму. | | |
94 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | | |
95 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | | |
96 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | | |
97 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | | |
98 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | | |
99 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | | |
100 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | | |
101 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | | |
102 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | | |
103 | Решение текстовых задач. | | |
104 | Проверочная работа «Письменное умножение» | | |
105 | Письменное деление на двузначное число. | | |
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | | |
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | | |
108 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | | |
109 | Решение задач. | | |
110 | Решение задач. | | |
111 | Закрепление. | | |
112 | Закрепление. Решение задач. | | |
113 | Повторение пройденного. | | |
114 | Что узнали. Чему научились. | | |
115 | Письменное деление на трёхзначное число. | | |
116 | Письменное деление на трёхзначное число. | | |
117 | Решение задач. | | |
118 | Письменное деление на трёхзначное число. Самостоятельная работа. | | |
119 | Решение задач | | |
120 | «Странички для любознательных» | | |
121 | Что узнали. Чему научились. Математический диктант | | |
122 | Закрепление пройденного | | |
123 | Повторение пройденного. | | |
124 | Проверочная работа по теме : « Письменное деление» | | |
Итоговое повторение (9часов) |
125 | Выражения и уравнения. | | |
126 | Сложение и вычитание. | | |
127 | Умножение и деление. | | |
128 | Умножение и деление | | |
129 | Административная контрольная работа за год | | |
130 | Работа над ошибками. Порядок выполнения действий. | | |
131 | Величины. | | |
132 | Геометрические фигуры . | | | |
133134 | Решение задач. | | | |
Итого: 134 ч. |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов № ____
Руководитель ШМО___________И.Н. Саукова
26 августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР _______ /О.А. Киселева/
27 августа 2021 г.
Приложение 1
Математика 4 класс
Проекты:
Числа вокруг нас
Составляем сборник математических задач и заданий
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов № ____
Руководитель ШМО___________И.Н. Саукова
26 августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР _______ /О.А. Киселева/
27 августа 2021 г.