СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по математике 4 класс
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г);
положение о рабочей программе по предмету;
авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой;
«Математика» 4 класс по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой;
учебного плана МАОУ « Усть-Эгитуйская средняя школа» на 2024-2025 учебный год.
Цели обучения
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных
представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
Место курса учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 136 часов. Рабочая программа по предмету «Математика» 4 класс разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Программа рассчитана на 1 год
Учебно - тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на тестовые и самостоятельные работы | |
практические работы |
контрольные работы | ||||
1 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. Продолжение. | 13 |
| 1 | 2 |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 9 | 1 | 1 | 2 |
3 | Величины. | 14 | 1 | 1 | 3 |
4 | Сложение и вычитание. | 11 |
| 1 | 2 |
5 | Умножение и деление | 81 | 1 | 6 | 13 |
6 | Систематизация и обобщение всего изученного. | 8 | 1 | 2 | 2 |
| Итого | 136 | 4 | 12 | 24 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Включение регионального компонента в содержание обучения математике: для реализации национально–регионального компонента в программе предусмотрено 10% от учебного времени, с целью расширения и углубления основных базовых компонентов содержания начального образования. При изучении темы на каждом уроке будет отводиться 10 минут для того, чтобы учащиеся научились составлять и решать задачи с применением местного материала. Большое внимание будет отводиться исследовательской и проектной деятельности.
Раздел 2. Учебно – тематический план
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Перваячетверть(36ч) Повторение (13 ч) | |
Повторение (10 ч) Нумерация (1ч) Четыре арифметических действия (9ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 ч)
Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» (1 ч) |
Читать и строить столбчатые диаграммы.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. |
Числа, которые больше 1 000 Нумерация (9 ч) | |
Нумерация (9ч) Новая счетная единица — тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел.
Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)»
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч) |
Читать и записывать любые числа в пределах миллиона, Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательнсти. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз. основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать результаты работы. |
Величины (14 ч) | |
Величины (14 ч)
Единицы площади — квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки (3 ч)1 1 Информация, способствующая формированию экономико- географического образа России (о площади страны, протяженности рек, железных и шоссейных дорог и др.) Масса. Единицы массы — центнер, тонна. Таблица единиц массы (3 ч)
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч) Время. Единицы времени — секунда, век. Таблица единиц времени (4 ч)
|
Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие). Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.
Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. |
Вторая четверть (28 ч) Числа, которые больше 1 000 | |
Сложение и вычитание (11 ч) | |
Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел (11 ч) Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел (3 ч)
Сложение и вычитание значений величин (2 ч) Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме (2 ч) «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности (1 ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов (1 ч) |
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.
Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. |
Умножение и деление (17 ч) | |
Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное (17 ч) Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями (5 ч) Алгоритм письменного деления многозначного числа на Решение текстовых задач (3 ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов (1 ч) |
Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. |
Третья четверть (40 ч) Умножение и деление, продолжение (40 ч) | |
Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние (4 ч) Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Умножение числа на произведение (10ч) Умножение числа на произведение. Устные приемы умножения вида: 18 • 20, 25 • 12. Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями (8 ч) «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи, задачи-расчеты, математические игры Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 ч) Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» (1 ч)
Деление числа на произведение (13 ч) 5 600 : 800. Деление с остатком на 10, 100, 1 000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. (8 ч)
Решение задач на одновременное встречное движение, на
Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов (1 ч)
Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число (13 ч) Умножение числа на сумму. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число (10ч)
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям (1 ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 ч) Контроль и учет знаний (1 ч) |
Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы
Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа,
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.
Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать результаты работы. Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Соотносить результат с поставленными целями изучения темы.
Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. |
Четвертая четверть (32 ч) Умножение и деление, продолжение (24 ч) | |
Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число (24 ч) Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число (17 ч)
Проверка умножения делением и деления умножением (4 ч) Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. (3 ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 ч) |
Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. |
Итоговое повторение (6 ч) |
Раздел 3. Содержание программы
Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона. Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой раздела (модуля) «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением. Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени. Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого вида должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений. Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся
Нумерация
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
-связь между компонентами и результатом каждого действия;
-основные свойства арифметических действий (переместительное, сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
-правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
-таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
-записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них);
-находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 • г, Ь:2, а + Ь, с •d,k : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
-выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
-решать уравнения вида х+60 = 320, 125 + х=750,2000-х = 1450, х• 12 =2400, х:5 = 420, 600:х= 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
-решать задачи в 1 — 3 дейст
Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений
Обучающиеся должны знать:
-единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
-связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
-находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
-узнавать время по часам;
-выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
-применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
-виды углов: прямой, острый, тупой;
-виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
-определение прямоугольника (квадрата);
-свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
-строить заданный отрезок;
-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Раздел 5. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
** уважительное отношение к иному мнению и культуре;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
* навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
* навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
** начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
** уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
* определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Учащийся научится:
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
* навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
находить площадь прямоугольного треугольника;
находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
Работа с информацией
Учащийся научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).
Раздел 6. Система оценки достижения результатов освоения предмета
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
Комплексная работа по итогам обучения
Стандартизированная контрольная работа.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Формы и виды контроля:
текущий | тематический | итоговый |
индивидуальный опрос; фронтальный опрос; | проверочная работа; тестирование самостоятельная работа | контрольная работа
|
Раздел 7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Дата | Тема урока | Кол-во час | Тип урока
| Основные виды учебной деятельности
| Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
|
Национально-региональный компонент
| ||||||||
1
|
| Нумерация. Счет предметов. Разряды
| 1 | Урок повторения.
| Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем | Усваивать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
|
|
2 |
| Порядок действий в числовых выражениях | 1 | Урок введения в новую тему.
| Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | Усваивать порядок действий в числовых выражениях. |
| |
3 |
| Нахождение суммы нескольких
| 1 | Урок формирования умений и навыков. | Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения
| Уметь выполнять письменные вычисления | Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
|
4 |
| Вычитание трехзначных чисел | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них
| Уметь вычитать трехзначные числа, решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки. | Умение контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
5 |
| Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные
| 1 | Урок формирования умений и навыков. | Умножение трехзначных чисел на однозначное
| Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные
| Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. |
|
6 |
| Приемы | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Переместительное свойство умножения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Построение простейших логических выражений типа «…и/или», «если.., то…», «не только, но и …» | Уметь выполнять
| Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей |
|
7 |
| Приемы | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление | Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). | |
8 9 |
| Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа | 2 | Урок формирования умений и навыков. | Деление трехзначного числа на однозначное. Установление пространственных отношений
| Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел. Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. |
|
10 |
| Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Деление трехзначного числа на однозначное
| Уметь выполнять письменно деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
11 |
| Сбор и представление данных | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Письменные вычисления с натуральными числами
| Знать последовательность чисел в пределах 100000; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; таблицу умножения и деления однозначных чисел; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.
| Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
|
12 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | Урок повторения и обобщения. | Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
13 |
| Входная
| 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
14 |
| Нумерация. Разряды
| 1 | Урок введения в новую тему. | Классы и разряды: класс единиц, класс | Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать, записывать и сравнивать числа, которые больше 1000, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
|
|
15 |
| Чтение чисел | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.
|
|
16 |
| Запись чисел | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
|
|
17 |
| Разрядные слагаемые. Представление числа | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Представление числа
| Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
|
|
18 |
| Сравнение
| 1 | Урок формирования умений и навыков. | Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
19 |
| Увеличение и уменьшение числа | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…»
| Уметь проверять правильность выполнен- | Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
|
|
20 |
| Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете
| Знать последовательность чисел в пределах 100 000. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.
|
|
21 |
| Класс миллионов, класс миллиардов | 1 | Урок введения в новую тему. | Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел | Знать класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах 100 000. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
|
22 |
| Единица | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Сравнение и упорядочение объектов | Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
|
23 |
| Закрепление. Единицы длины. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Сравнение и упорядочение объектов | Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
24 |
| Единицы | 1 | Урок введения в новую тему. | Площадь. Единицы
| Знать единицы площади, таблицу единиц площади. Уметь использовать | Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
|
|
25 |
| Таблица единиц площади | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Площадь. Единицы
| Знать единицы площади, таблицу единиц площади. Уметь использовать | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
|
26 |
| Измерение площади фигуры с помощью палетки | 1 | Урок практического применения знаний
| Измерение площади
| Знать прием измерения площади фигуры с помощью палетки. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
|
27 |
| Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними | Знать понятие «масса», единицы массы, таблицу единиц массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.
|
|
28 |
| Таблица единиц массы | 1 | Урок введения в новую тему. | Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними | Знать понятие «масса», единицы массы, таблицу единиц массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
|
29 |
| Единицы | 1 | Урок введения в новую тему. | Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, | Знать единицы времени. Уметь использовать | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
30 |
| 24-часовое исчисление времени | 1 | Урок введения в новую тему. | Единицы времени | Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
|
31 |
| Решение задач (вычисление начала, продолжительности | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, | Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, решать задачи арифметическим способом | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.
|
|
32 |
| Единица | 1 | Урок введения в новую тему. | Единицы времени | Уметь сравнивать | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
33 |
| Единица Таблица единиц времени | 1 | Урок введения в новую тему. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, | Знать единицы времени, таблицу единиц времени. Уметь сравнивать
| Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.
|
|
34 |
| Контрольная работа №2 | 1 | Контроль знаний и умений
| Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать задачи арифметическим способом
| Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Оценивать правильность предъявленных вычислений. |
|
35 |
| Анализ контрольной | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Площадь. Единицы
| Знать единицы длины Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
1 |
| Письменные приемы | 1 | Урок введения в новую тему. | Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь выполнять письменные вычисления | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
|
|
2 |
| Вычитание (вида | 1 | Урок введения в новую тему. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона | Уметь выполнять
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
3 |
| Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | Урок введения в новую тему. | Взаимосвязь между | Знать правило нахождения неизвестного Уметь пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.
|
|
4 |
| Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания | Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
5 |
| Нахождение нескольких | 1 | Урок – исследование. | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. |
|
6 |
| Нахождение целого по его части. | 1 | Урок – исследование. | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.
|
|
7 |
| Решение задач. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.
|
|
8 |
| Сложение | 1 | Урок введения в новую тему. | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин | Знать прием сложения и вычитания величин. Уметь выражать величины в разных единицах | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
|
9 |
| Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом,
| Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.
|
|
10 |
| Закрепление ученного материала. Тест по теме «Сложение и вычитание» | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин | Знать прием сложения и вычитания величин. Уметь выражать величины в разных единицах | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
11 |
| Контрольная работа № 3 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
12 |
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов
| Уметь выполнять вычисления с нулем, работу над ошибками
| Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему |
|
13 |
| Письменные приемы | 1 | Урок введения в новую тему. | Умножение четырехзначного числа
| Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных
| Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
14 |
| Приемы | 1 | Урок введения в новую тему. | Умножение четырехзначного числа Письменные вычисления с натуральными числами | Знать приемы письменного умножения для случаев вида 4019 × 7. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
|
|
15 |
| Умножение чисел, запись которых | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Умножение четырехзначного числа Письменные вычисления с натуральными числами | Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями. Уметь проверять правильность выполненных вычислений | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
16 |
| Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Названия компонентов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Знать правило нахож- Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
|
|
17 |
| Деление как арифметичес-кое действие | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Деление. Конкретный смысл. Умножение
| Знать конкретный смысл деления. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками
| Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
18 |
| Деление многозначного числа на однозначное
| 1 | Урок введения в новую тему. | Деление трех-четырехзначного числа
| Уметь делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
|
|
19 |
| Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
20 |
| Решение задач в косвенной форме, на увеличение (уменьшение) в несколько раз | 1 |
Урок введения в новую тему. | Решение текстовых задач арифметическим способом
| Уметь решать текстовые задачи в косвенной форме, на увеличение (уменьшение) в несколько раз арифметическим способом, | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
|
|
21 |
| Деление многозначных чисел на однозначные, | 1 |
Урок формирования умений и навыков. | Деление многозначного числа на однозначное
| Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули
| Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
|
22 |
| Решение задач на пропорциональное деление | 1 |
Урок введения в новую тему. | Решение текстовых задач арифметическим способом
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
|
23 |
| Деление многозначных чисел на однозначные | 1 |
Урок введения в новую тему. | Деление многозначного числа на однозначное
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них), делить многозначные числа на однозначные | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
24 |
| Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление многозначных чисел» | 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь выполнять письменные вычисления
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
25 |
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач на пропорциональное деление
| 1 |
Урок формирования умений и навыков. | Решение текстовых задач арифметическим способом
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
|
26 |
| Деление многозначных чисел на однозначные, | 1 |
Урок введения в новую тему. | Деление многозначного числа на однозначное
| Уметь проверять правильность выполненных вычислений, делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
27
|
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Тест по теме «Умножение и деление» | 1 | Урок формирования умений и навыков.
| Деление многозначного числа на однозначное
| Уметь выполнять | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
|
28 |
| Итоговая за I
| 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Деление трех-четырехзначного числа
| Уметь проверять правильность выполненных вычислений, | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
1 |
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решение текстовых задач арифметическим способом
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
2 |
| Скорость. | 1 | Урок введения в новую тему. | Скорость, время, | Знать понятие «скорость», единицы Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом
| Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. |
|
3 4 |
| Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 2 | Урок – исследование. | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние
|
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
|
5 |
| Закрепление по теме «Задачи | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния
| Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.
. |
|
6 |
| Умножение числа на произведение | 1 | Урок введения в новую тему. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов | Уметь выполнять письменные вычисления | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
7 |
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Урок введения в новую тему. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
8 |
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Умножение чисел, использование соответствующих терминов
| Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
9 |
| Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся | 1 | Урок введения в новую тему. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений
| Уметь выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
| Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
10 |
| Решение
| 1 | Урок введения в новую тему. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правильность выполненных вычислений | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
11 |
| Перестановка и группировка множителей
| 1 | Урок введения в новую тему. | Использование свойств арифметических действий | Уметь группировать множители в произведении. Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
|
12 13 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 2 | Урок формирования умений и навыков. | Деление чисел, использование соответствующих терминов
| Уметь применять прием письменного умножения и деления
| Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
14 |
| Контрольная работа № 6 по теме «Задачи на движение»
| 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей | Уметь устанавливать
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
|
|
15 |
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление
| 1 | Урок формирования умений и навыков. | Деление чисел, использование соответствующих терминов
| Уметь применять прием письменного умножения и деления
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
16 |
| Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800 | 1 | Урок введения в новую тему. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. | Уметь выполнять деление с нулем, решать текстовые задачи арифметическим способом
|
Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
17 |
| Деление
| 1 | Урок формирования умений и навыков. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. Деление с остатком. Решение задач арифметическим способом
| Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100, решать текстовые задачи арифметическим способом
|
Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.
|
|
18 |
| Решение задач | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
|
19 |
| Письменное деление | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений
| Уметь выполнять | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
|
|
20 21 22 |
| Письменное деление
| 3 | Урок введения в новую тему. | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений
| Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.
|
|
23 24 |
| Решение задач на движение в противоположных направлениях | 2 | Урок формирования умений и навыков. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ решения задач | Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
25 26 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Тест по теме «Умножение и деление | 2 | Урок формирования умений и навыков. | Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь применять прием письменного умножения и деления
| Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
27 |
| Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление | 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь применять прием письменного умножения и деления
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
28 |
| Умножение числа | 1 | Урок введения в новую тему. | Умножение суммы
| Знать правило умножения числа на сумму. Уметь выполнять письменные вычисления | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
29 |
| Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32 | 1 | Урок введения в новую тему. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | Знать правило умножения числа на сумму. Уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнивать распределительные и сочетательное свойство умножения. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
30 31 |
| Письменное умножение на двузначное число | 2 | Урок введения в новую тему. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
32 |
| Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решение текстовых задач арифметическим способом
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число
| Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.
|
|
33 |
| Закрепление по теме «Письменное умножение на двузначное число» | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Знать конкретный смысл умножения Уметь применять | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
34 35 36 37 38 |
| Письменное умножение на трехзначное число | 5 | Урок введения в новую тему. | Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения | Уметь выполнять | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
|
39 |
| Контрольная работа № 8 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений
|
Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
|
40 |
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Знать конкретный смысл умножения Уметь применять |
Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
1 |
| Письменное деление на двузначное число | 1 | Урок введения в новую тему. | Способы проверки правильности вычислений
| Уметь выполнять |
Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. |
|
2 |
| Письменное деление на двузначное число с остатком | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами
| Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь выполнять | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. |
|
3 4 5 6 7 8 9 |
| Деление на двузначное число | 7 | Урок введения в новую тему. | Взаимосвязь между компонентами и результатом деления
| Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
10 |
| Решение задач изученных видов | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
11 |
| Контрольная работа № 9 по теме «Деление на двузначное число» | 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
12
|
| Письменное деление на трехзначное число
| 1 | Урок введения в новую тему. | Конкретный смысл Способы проверки | Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число |
Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
13 |
| Деление
| 1 | Урок введения в новую тему. | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100 | Оценивать правильность предъявленных вычислений; сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный. |
|
14 |
| Решение задач. Деление с остатком
| 1 | Урок формирования умений и навыков. | Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление с остатком | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком |
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
15 16 17 |
| Решение задач. Деление с остатком
| 3 | Урок введения в новую тему. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Деление | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100 | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера
|
|
20 |
| Контрольная работа № 10 по теме | 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, применять знания при проверке вычислений
| Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
21 |
| Анализ контрольной работы,
| 1 | Урок формирования умений и навыков. | Зависимости между
| Уметь устанавливать | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
|
22 |
| Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. | 1 | Урок введения в новую тему. | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. | Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
|
|
23 |
| Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. | Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
|
24 |
| Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды | 1 | Урок – исследование. | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. | Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток. |
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур). |
|
25 26 27 28 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 4 | Урок формирования умений и навыков. | Классы и разряды.
| Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать уравнения. Знать последовательность чисел в пределах 100000 | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
|
29 |
| Итоговая | 1 | Контрольно- обобщающий урок
| Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами
|
Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
|
30 |
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Итоговый тест за курс начальной школы. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Свойства сложения
| Уметь выполнять письменные вычисления, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками
| Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий.
|
|
31 |
| Итоговая проверочная работа № 12 | 1 | Контроль
| Нумерация, последовательность, запись, сравнение чисел в пределах 1000000. Выражения со скобками и без них. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них. Сравнение величин. Действия с именованными числами. Решение составных задач арифметическим способом
| Знать основные понятия математики. Уметь видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию, рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур). | |
32 |
| Анализ проверочной работы, работа над ошибками Защита проектных исследовательских работ
| 1 | Урок - проект
| Содержание согласуется с выбранной темой проектной исследовательской работы (по выбору учащихся). Варианты: Математика в жизни человека. Магия чисел. Известные учёные-математики. | Уметь работать с различными источниками информации (подбирать, отбирать, систематизировать, обобщать материал по заданной проблеме), презентовать исследовательскую работу
| Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. |
|
Раздел 8. Материально – техническое обеспечение
Для обучающихся :
1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2021.
2. Тетрадь для проверочных работ по математике 4 класс М.И.Моро, Москва, Просвещение, 2021 г.
Для учителя :
1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2021.
2. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2021 г.
3. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро.
Материально-техническое обеспечение
1.Печатные пособия: учебники, учебные пособия, раздаточный материал (тесты, дидактические карточки, тренажеры), рабочие тетради к учебнику на печатной основе, тетради тестов по математике для 4 класса, рабочие тетради;
2. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, математические игры, тренажеры и т.п.);
3.Наглядные пособия (таблицы классов и разрядов, плакаты и т.п.);
4.Учебные приборы (циркуль, треугольник, палетка, метр и т.д.).
Список литературы
1. Контрольные работы в начальной школе по математике 1-4 класс
Москва « Дрофа» 2021 год
2.Контроль в начальной школе : Традиционные и тестовые задания. Сборник .
4 класс .- М. : Начальная школа,2017 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).
3. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2021 г.
14