СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌

‌‌​

Средняя школа № 14





РАССМОТРЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.


СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.


УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Математика»

для обучающихся 1– 4 классов

















​‌ ‌​

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:

освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть – целое», «больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);

обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;

становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.

В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося:

понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера);

математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения).

На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования.

Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.

‌На изучение математики отводится 540 часов: в 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю), во 2 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 3 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 4 классе – 136 часов (4 часа в неделю).‌‌

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Основное содержание обучения в программе по математике представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».



4 КЛАСС


Числа и величины

Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз.

Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.

Единицы массы (центнер, тонна)и соотношения между ними.

Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношения между ними.

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду). Соотношение между единицами в пределах 100 000.

Доля величины времени, массы, длины.

Арифметические действия

Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное (двузначное) число в пределах 100 000. Деление с остатком. Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора.

Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента.

Умножение и деление величины на однозначное число.

Текстовые задачи

Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2–3 действия: анализ, представление на модели, планирование и запись решения, проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Наглядные представления о симметрии.

Окружность, круг: распознавание и изображение. Построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Различение, называние пространственных геометрических фигур (тел): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида.

Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников или квадратов.

Периметр, площадь фигуры, составленной из двух – трёх прямоугольников (квадратов).

Математическая информация

Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности. Составление и проверка логических рассуждений при решении задач.

Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, Интернете. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме.

Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельное. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на обучающихся начального общего образования).

Алгоритмы решения изученных учебных и практических задач.

Изучение математики в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;

сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывать признак сравнения;

выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов);

обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире;

конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром);

классифицировать объекты по 1–2 выбранным признакам;

составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи;

определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра), вместимость (измерительные сосуды).

У обучающегося будут сформированы следующие информационные действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

представлять информацию в разных формах;

извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме;

использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условиях контролируемого выхода).

У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

использовать математическую терминологию для записи решения предметной или практической задачи;

приводить примеры и контрпримеры для подтверждения или опровержения вывода, гипотезы;

конструировать, читать числовое выражение;

описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии;

характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных величин;

составлять инструкцию, записывать рассуждение;

инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении.

У обучающегося будут сформированы следующие действия самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения;

самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;

находить, исправлять, прогнозировать ошибки и трудности в решении учебной задачи.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа;

договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами (составление расписания, подсчёт денег, оценка стоимости и покупки, приближённая оценка расстояний и временных интервалов, взвешивание, измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы по математике на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения математики на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;

применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;

пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть – целое», «причина – следствие», «протяжённость»);

применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;

представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Базовые исследовательские действия:

проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).

Работа с информацией:

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);

представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

конструировать утверждения, проверять их истинность;

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

комментировать процесс вычисления, построения, решения;

объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);

ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;

самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.


Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

Самоконтроль (рефлексия):

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);

оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Совместная деятельность:

участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;

осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;

пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;

находить числа, большее или меньшее данного числа на заданное число;

выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток;

называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);

решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);

сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже»;

измерять длину отрезка (в см), чертить отрезок заданной длины;

различать число и цифру;

распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;

устанавливать между объектами соотношения: «слева – справа», «спереди – сзади», «между»;

распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;

группировать объекты по заданному признаку, находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;

различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное или данные из таблицы;

сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);

распределять объекты на две группы по заданному основанию.


К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;

находить число большее или меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100), большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);

устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;

выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;

называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение), деления (делимое, делитель, частное);

находить неизвестный компонент сложения, вычитания;

использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час), стоимости (рубль, копейка);

определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время с помощью часов;

сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на»;

решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ;

различать и называть геометрические фигуры: прямой угол, ломаную, многоугольник;

на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник, чертить с помощью линейки или угольника прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон;

выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;

находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);

распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»;

проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;

находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур);

находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);

представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку или столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур);

сравнивать группы объектов (находить общее, различное);

обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;

подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;

составлять (дополнять) текстовую задачу;

проверять правильность вычисления, измерения.


К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;

находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);

выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно);

выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1;

устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;

использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;

находить неизвестный компонент арифметического действия;

использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль);

определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину (массу, время), выполнять прикидку и оценку результата измерений, определять продолжительность события;

сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на или в»;

называть, находить долю величины (половина, четверть);

сравнивать величины, выраженные долями;

использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами;

при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);

конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;

сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);

находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);

распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»;

формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;

классифицировать объекты по одному-двум признакам;

извлекать, использовать информацию, представленную на простейших диаграммах, в таблицах (например, расписание, режим работы), на предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка), а также структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы;

составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;

сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);

выбирать верное решение математической задачи.


К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;

находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;

выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000);

вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;

выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу (алгоритму), а также с помощью калькулятора;

находить долю величины, величину по её доле;

находить неизвестный компонент арифметического действия;

использовать единицы величин при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость);

использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час);

использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путём, между производительностью, временем и объёмом работы;

определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), вместимость с помощью измерительных сосудов, прикидку и оценку результата измерений;

решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: реальность, соответствие условию;

решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (например, покупка товара, определение времени, выполнение расчётов), в том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить различные способы решения;

различать окружность и круг, изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса;

различать изображения простейших пространственных фигур (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);

выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трёх прямоугольников (квадратов);

распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, контрпример;

формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двух-трёхшаговые);

классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному-двум признакам;

извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную на простейших столбчатых диаграммах, в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счёт, меню, прайс-лист, объявление);

заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;

использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях, дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма;

составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;

выбирать рациональное решение задачи, находить все верные решения из предложенных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Раздел 1. Числа и величины

1.1

Числа

11

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

1.2

Величины

12

1

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

23


Раздел 2. Арифметические действия

2.1

Вычисления

25

2


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

2.2

Числовые выражения

12

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

37


Раздел 3. Текстовые задачи

3.1

Решение текстовых задач

20

2

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

20


Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры

4.1

Геометрические фигуры

12

1

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

4.2

Геометрические величины

8


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

20


Раздел 5. Математическая информация

5.1

Математическая информация

15

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

15


Повторение пройденного материала

14

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

10

10


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего


Контрольные работы

Практические работы




1

Числа от 1 до 1000: чтение, запись, сравнение

1



02.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1925a


2

Установление порядка выполнения действий в числовом выражении (без скобок), содержащем 2-4 действия

1



3.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1eab6


3

Установление порядка выполнения действий в числовом выражении (со скобками), содержащем 2-4 действия

1



4.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1eed0


4

Входная контрольная работа

1

1


6.09



5

Работа над ошибками. Письменное сложение многозначных чисел. ИКТ Правила безопасного пользования персонального компьютера. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Действие с информацией. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств

1



9.09



6

Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения сложения

1



10.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c1b2


7

Письменное вычитание многозначных чисел. Математический диктант №1по теме: «Запись и сравнение многозначных чисел».

1



11.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c022


8

Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения вычитания

1



13.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c338


9

Повторение изученного в 3 классе. Алгоритм умножения на однозначное число

1



16.09



10

Повторение изученного в 3 классе. Алгоритм деления на однозначное число. Самостоятельная работа №1 по теме: "Многозначные числа"

1



17.09



11

Анализ текстовой задачи: данные и отношения. ИКТ Объект и его свойства. Отношение между объектами.

1



18.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e21482


12

Представление текстовой задачи на модели

1



20.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e212de


13

Столбчатая диаграмма: чтение, дополнение

1



23.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e26f72


14

Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления алгоритмов вычислений

1



24.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e27210


15

Числа от 1 до 1000: установление закономерности в последовательности, упорядочение, классификация

1



25.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1973c


16

Числа в пределах миллиона: чтение, запись. ИКТ Компьютер как исполнитель алгоритма. Программа PowerPoint.

1



27.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e19444


17

Числа в пределах миллиона: представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых

1



30.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e195ca


18

Сравнение чисел в пределах миллиона. Математический диктант №2 по теме: «Сложение и вычитание по разрядам» (простые случаи).

1



01.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1989a


19

Сравнение и упорядочение чисел

1



02.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e19de0


20

Свойства многозначного числа

1



04.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a40c


21

Умножение на 10, 100, 1000. ИКТ Понятие. Деление и обобщение понятий.

1



07.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1e2aa


22

Деление на 10, 100, 1000

1



08.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1e458


23

Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

1

1


9.10



24

Работа над ошибками. Числа в пределах миллиона: увеличение и уменьшение числа на несколько единиц разряда

1



10.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e19f84


25

Общее группы многозначных чисел. Классификация чисел

1



14.10



26

Сравнение объектов по длине. Соотношения между величинами длины, их применение

1



15.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b2f8


27

Применение соотношений между единицами длины в практических и учебных ситуациях. Практическая работа № 1 по теме: «Вычерчивание отрезков разной длины».

1


1

16.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b488


28

Сравнение объектов по площади. Соотношения между единицами площади, их применение

1



18.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b60e


29

Применение соотношений между единицами площади в практических и учебных ситуациях

1



21.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b78a


30

Нахождение площади фигуры разными способами: палетка, разбиение на прямоугольники или единичные квадраты. Практическая работа № 2 по теме: «Измерение площади с помощью палетки».

1


1

22.10



31

Решение задач на нахождение площади. Математический диктант №3 по теме: «Соотношение между единицами площади (кв.м, кв.дм, кв.см).

1



23.10



32

Сравнение объектов по массе. Соотношения между величинами массы, их применение

1



25.10.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a89e


33

Применение соотношений между единицами массы в практических и учебных ситуациях

1



5.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1ae2a


34

Сравнение протяженности по времени. Соотношения между единицами времени, их применение

1



06.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1afe2


35

Применение соотношений между единицами времени в практических и учебных ситуациях

1



08.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b168


36

Доля величины времени, массы, длины. ИКТ Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина», «ложь».

1



11.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1be92


37

Сравнение величин, упорядочение величин. Самостоятельная работа №2 по теме "Величины"

1



12.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a704


38

Арифметические действия с величинами: сложение, вычитание

1



13.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0f200


39

Решение задач на расчет времени

1



15.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22fb2


40

Задачи на нахождение величины (массы, длины)

1



18.11



41

Решение задач на нахождение величины (массы, длины)

1



19.11



42

Контрольная работа №3 по теме "Арифметические действия с величинами"

1

1


20.11



43

Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии

1



22.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e23854


44

Изображение фигуры, симметричной заданной

1



25.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e24092


45

Таблица: чтение, дополнение. ИКТ Суждение.

1



26.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e26806


46

Устные приемы вычислений: сложение и вычитание многозначных чисел

1



27.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1e5e8


47

Устные приемы вычислений: умножение и деление с многозначным числом

1



29.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1e78c


48

Дополнение многозначного числа до заданного круглого числа. Самостоятельная работа №3 «Умножение и деление многозначных чисел».

1



2.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a588


49

Нахождение неизвестного компонента действия сложения (с комментированием)

1



03.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f61e


50

Нахождение неизвестного компонента действия вычитания (с комментированием)

1



04.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f7c2


51

Вычисление доли величины. ИКТ Умозаключение.

1



06.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e20b40


52

Применение представлений о доле величины для решения практических задач (в одно действие)

1



09.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e232e6


53

Планирование хода решения задачи арифметическим способом

1



10.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e215ea


54

Поиск и использование данных для решения практических задач. Самостоятельная работа №4 по теме: "Решение задач арифметическим способом"

1



11.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2316a


55

Сравнение математических объектов (общее, различное, уникальное/специфичное)

1



13.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e26b26


56

Применение представлений о сложении, вычитании для решения практических задач (в одно действие)

1



16.12



57

Применение представлений об умножении, делении для решения практических задач (в одно действие)

1



17.12



58

Решение расчетных задач (расходы, изменения). Практическая работа № 3 по теме: «Расчет стоимости ремонта и оборудования квартиры».

1


1

18.12



59

Контрольная работа № 4 по теме :«Действия с многозначными числами».

1

1


20.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e26144


60

Работа над ошибками. Число, большее или меньшее данного числа в заданное число раз

1



23.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a27c


61

Умножение на однозначное число в пределах 100000.ИКТ Основные понятия информатики. Модель объекта

1



24.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c4aa


62

Увеличение значения величины в несколько раз (умножение на однозначное число)

1



25.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e20212


63

Составление числового выражения (суммы, разности) с комментированием, нахождение его значения

1



27.12



64

Составление числового выражения (произведения, частного) с комментированием, нахождение его значения

1



30.12



65

Нахождение неизвестного компонента действия умножения (с комментированием)

1



10.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f970


66

Нахождение неизвестного компонента действия деления (с комментированием). Математический диктант № 4 по теме "Числовые выражения"

1



13.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1fb1e


67

Деление на однозначное число в пределах 100000

1



14.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1cf90


68

Контрольная работа № 5 за 1 полугодие

1

1


15.01



69

Работа над ошибками. Уменьшение значения величины в несколько раз (деление на однозначное число)

1



17.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e203c0


70

Сравнение значений числовых выражений с одним арифметическим действием

1



20.01



71

Разные приемы записи решения задачи. ИКТ

Основные понятия информатики. Алгоритм. Виды алгоритмов.

1



21.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e23700


72

Решение задач на нахождение периметра прямоугольника (квадрата)

1



22.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2597e


73

Задачи на нахождение скорости, времени, пройденного пути. ИКТ Свойства алгоритмов.

1



24.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2226a


74

Применение представлений о площади для решения задач

1



27.01



75

Разностное и кратное сравнение величин. Самостоятельная работа № 5 по теме "Сравнение величин"

1



28.01



76

Использование данных таблицы, диаграммы, схемы, рисунка для ответов на вопросы, проверки истинности утверждений

1



29.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25e42


77

Разные формы представления одной и той же информации

1



31.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e29ce0


78

Окружность, круг: распознавание и изображение

1



3.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e241f0


79

Окружность и круг: построение, нахождение радиуса.

1



31.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2433a


80

Построение изученных геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов: линейки, угольника, циркуля. Практическая работа № 4 по теме: «Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге».

1


1

02.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e244a2


81

Сравнение геометрических фигур. ИКТ Исполнитель алгоритма. Команды, предписания. Основные команды, понимаемые компьютером. Работа с простейшими информационными объектами (текст, рисунок, таблица, схема): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать.

1



05.02



82

Составление числового выражения, содержащего 2 действия, нахождение его значения

1



06.02



83

Составление числового выражения, содержащего 1-2 действия и нахождение его значения. Самостоятельная работа № 6 по теме: "Числовые выражения в 2 действия"

1



07.02



84

Взаимное расположение геометрических фигур на чертеже. Практическая работа № 5 по теме: «Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге».

1


1

09.02



85

Контрольная работа №6 по теме "Геометрические фигуры"

1

1


12.02



86

Работа над ошибками. Работа с утверждениями (одно-/двухшаговые) с использованием изученных связок: конструирование, проверка истинности (верные (истинные) и неверные (ложные))

1



13.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25fbe


87

Оценка решения задачи на достоверность и логичность

1



14.02



88

Нахождение значения числового выражения, содержащего 2-4 действия

1



16.02



89

Модели пространственных геометрических фигур в окружающем мире (шар, куб)

1



19.02



90

Проекции предметов окружающего мира на плоскость

1



20.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2529e


91

Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), Практическая работа № 6 по теме: «Конструирование фигуры из прямоугольников. Выполнение построений".

1


1

21.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25410


92

Периметр фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов)

1



22.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25c9e


93

Периметр многоугольника. ИКТ Компьютерная команда.

1



26.02



94

Решение задачи разными способами. Самостоятельная работа № 7 по теме "Нахождение периметра многоугольников"

1



27.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2358e


95

Задачи на нахождение производительности труда, времени работы, объема выполненной работы

1



28.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22968


96

Деление с остатком. ИКТ Компьютерная команда.

1



29.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2003c


97

Запись решения задачи с помощью числового выражения

1



01.03



98

Запись решения задачи по действиям с пояснениями и с помощью числового выражения. Математический диктант № 5 по теме: "Деление с остатком"

1



4.03



99

Работа с утверждениями: составление и проверка логических рассуждений при решении задач, формулирование вывода

1



5.03



100

Решение задач на движение. ИКТ Схема управления.

1



6.03



101

Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения деления

1



11.03



102

Контрольная работа № 7 по теме "Решение задач на движение, производительность, время"

1

1


12.03



103

Работа над ошибками. Решение задач, отражающих ситуацию купли-продажи

1



13.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22abc


104

Задачи на нахождение цены, количества, стоимости товара. ИКТ Управление компьютером.

1



15.03



105

Задачи с недостаточными данными.

1



25.03



106

Задачи с избыточными данными. Самостоятельная работа № 8 по теме "Цена, количество, стоимость".

1



26.03



107

Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления умения решать текстовые задачи. Практическая работа № 7 «Создание таблиц и их заполнение»

1


1

27.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e270a8


108

Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления умения конструировать с использованием геометрических фигур. Практическая работа № 8 "Построение геометрических фигур с помощью электронных технических средств"

1


1

29.03



109

Алгоритм умножения на двузначное число в пределах 100000

1



01.04



110

Умножение на двузначное число в пределах 100000

1



02.04



111

Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения умножения

1



03.04



112

Контрольная работа № 8 по теме: "Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия"

1

1


05.04



113

Работа над ошибками. Закрепление. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента.

1



08.04



114

Модели пространственных геометрических фигур в окружающем мире (цилиндр, пирамида, конус)

1



09.04



115

Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение, называние

1



10.04



116

Решение задач на нахождение длины. ИКТ Передача информации с помощью компьютера.

1



12.04



117

Применение алгоритмов для вычислений

1



15.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e27670


118

Письменное умножение и деление многозначных чисел

1



16.04



119

Повторение. Письменное умножение и деление многозначных чисел. Самостоятельная работа № 9 по теме "Письменные вычисления"

1



17.04



120

Закрепление по теме "Задачи на установление времени, расчёта количества, расхода, изменения"

1



19.04



121

Решение задач на работу. ИКТ Компьютерные сети.

1



22.04



122

Итоговая контрольная работа

1

1


23.04



123

Работа над ошибками. Повторение. Практическая работа № 9 "Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов".

1


1

24.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25582


124

Суммирование данных строки, столбца данной таблицы

1



26.04



125

Алгоритм деления на двузначное число в пределах 100000. ИКТ Использование сетей для получения информации. Поиск информации в Интернете. Нравственно-этические нормы работы с информацией.

1



29.04



126

Деление на двузначное число в пределах 100000

1



30.04



127

Применение алгоритмов для построения геометрической фигуры, измерения длины отрезка

1



03.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e17220


128

Классификация объектов по одному-двум признакам

1



06.05



129

Применение представлений о периметре многоугольника для решения задач

1



07.05



130

Контрольная работа № 10 по разделу "Нумерация"

1

1


08.05



131

Работа над ошибками. Закрепление. Таблица единиц времени

1



10.05



132

Закрепление по теме "Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле"

1



13.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e23444


133

Закрепление по теме "Разные способы решения некоторых видов изученных задач"

1



14.05



134

Закрепление. Работа с текстовой задачей

1



15.05



135

Закрепление. Практическая работа № 10 по теме "Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса"

1


1

17.05



136

Закрепление по теме "Пространственные геометрические фигуры (тела)"

1



20.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25154


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

10

10





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌‌​