СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 4класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставлена рабочая программа по математике для учителей ДНР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 4класс»

Рабочая программа

Пояснительная записка (Математика) 4 класс Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.). -Программа «Примерная программа начального общего образования. Математика 1-4 классы» (Математика : 1-4 кл. : Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. –52 с.)
-«Критерии оценивания учебных достижений учащихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
-Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно -методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
-«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации учащихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г

Цели рабочей программы:

-Математическое развитие младших школьников.

-Формирование системы начальных математических знаний.

- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности

Задачи реализации программы:

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для ее решения.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметная область «Математика и информатика».
Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» должны быть ориентированы на осознание обучающимися математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью.
Предметные результаты должны обеспечивать формирование:
1) системы знаний о числе как результате счета и измерения, о порядке записи чисел;
2) вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;
3) основ логического и алгоритмического мышления: распознавать верные/истинные и

неверные/ложные утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях; в простейших случаях приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение; выполнять алгоритмы, в т.ч. с условными переходами и подпрограммами; составлять алгоритмы для исполнителей с простой системой команд;
4) основ математической речи как показателя общей культуры современного человека: формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно или двухшаговые) с использованием связок «если..., то...», «значит», «поэтому», «и», «все», «некоторые»;
5) основ пространственного воображения, умения распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, овладение способами измерения длин и вычисления площадей;
6) умения структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из информации;
7) умения использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений при решении учебных задач, выполняя для этого необходимые действия и вычисления

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 ч (33 учебные недели).

Содержание

Количество контрольных работ


1класс

I

II

III

IV

Общее количество

2 класс

-

1

-

1

2

3 класс

-

1

-

1

2

4 класс

1

1

-

1

3


Структура учебного материала

п/п

Тема (раздел) программы

По программе

Запланировано

Кол-во контрольных

работ

1.

Повторение

12ч.

11ч

1

2.

Нумерация

10ч.

1

3.

Величины

16ч.

16ч

1

4.

Сложение и вычитание

11 ч.

10ч

1

5.

Умножение и деление

79 ч.

78ч

5

6.

Итоговое повторение

4 ч.

1


ВСЕГО:

132 ч.

132

10


График проведения контрольных работ по математике


№п/п

Дата

Тема

Вид работы

1

18.09

Числа от 1 до 1000 (11ч.

Диагностическая работа

2

3.10

Нумерация (9ч)

Контрольная работа

3

7.11

Величины

Контрольная работа

4

26.11

Сложение и вычитание»

Контрольная работа

5

18.12

Умножение и деление

ПА

6


Умножение и деление

Контрольная работа

7


Деление на числа, оканчивающиеся 0

Контрольная работа

8


Умножение на 2 и 3-значное число

Контрольная работа

9


Деление на 2-значное число

Контрольная работа

10


Деление на трёхзначное число

ПА

Формы аттестации обучающихся

Результаты изучения учебного предмета «Математика» выпускниками начальной школы
В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные и метапредметные (универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться). В сфере личностных результатов у учащихся будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, каклюбознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
 устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность -универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
 различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
 выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах;
 адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
 использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
 обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;
 владеть общим приёмом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 выражать в речи свои мысли и действия;
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия..
Овладение умениями работать с информацией:
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
 выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации ;
 анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 использовать схемы, таблицы для представления информации;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
 соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определять общие цели совместной деятельности и путей ее достижения; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свой вклад в общее дело, собственное поведение и поведение окружающих;
 проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Числа и величины Выпускник научится:
 читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона, правильные дроби;
 устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу ;
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
 читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм;)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При проверке математических знаний следует различать грубые и негрубые ошибки.

К грубым ошибкам относятся:

  • вычислительные ошибки в заданиях;

  • ошибки в определении порядка выполнения арифметических действий;

  • неправильное решение задачи (пропуск действий (действия)), неправильный подбор действий (действия), лишние действия;

  • незаконченное решения задачи или примера;

  • невыполненное задание (не приступил к его выполнению) ;

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, которые лежат в основе задач или используются в ходе их выполнения;

  • несоответствие пояснительного текста, задания, названия величин выполненным действиям и полученным результатам;

  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений данным параметрам задачи.

Негрубыми ошибками являются:

  • нерациональные приемы вычисления, если ставились требования воспользоваться такими приёмами;

  • неправильное построение или постановка вопросов к действиям (действия) при решении задачи;

  • неправильное или неграмотное с точки зрения стилистики или по содержанию формулировки ответа задачи;

  • неправильное списывание данных (цифр, знаков) задачи с правильным её решением;

  • не доведено (не доказано) до логического конца преобразование;

  • ошибки в записях математических терминов, символов;

  • отсутствие ответа в задании или ошибки в записи ответа.

Две негрубым ошибки считают одной грубой ошибки. Опрятные исправления являются недостатками работы За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неаккуратно оформленную работу оценка по математике может быть снижена на 1 балл, но не ниже «3», и не в контрольной работе.

Комбинированная контрольная работа диагностического характера проводится для получения объективной информации о состоянии качества образования; установления фактического уровня теоретических знаний обучающихся, их практических умений и навыков .

Периодический контроль по математике осуществляется с целью проверки степени усвоения обучающимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.) или тестового характера. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится общая оценка за всю работу.

Промежуточная аттестация по математике проводится с целью определения степени освоения обучающимися содержания по предмету за год (полугодие) и проводится в форме административных контрольных работ.

проведение мониторинговых контрольных работ: в сентябре диагностического характера и в мае итоговые мониторинговые исследования, которые являются промежуточной аттестации за год. Кроме того, в четвёртом классе во II четверти проводится административная контрольная работа за полугодие.

Контрольная работа диагностического характера


  • Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 негрубая ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100%.

  • Оценка "4" ставится, если ученик безошибочно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89%.

  • Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Уровень средний: 51% - 64%.

  • Оценка "2" ставится: если ученик не справился с большинством заданий. Низкий уровень: менее 50%.


Планируемые результаты

К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:

- использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета.

- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона

- представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

- пользоваться изученной математической терминологией

- решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий

- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями (со скобками и без), выполнять вычисления с нулем

- решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами , цепочками.

- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника.

- находить площадь прямоугольника и квадрата

- приобретет первоначальные навыки работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).