Рабочая программа
Пояснительная записка (Математика) 4 класс Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.). -Программа «Примерная программа начального общего образования. Математика 1-4 классы» (Математика : 1-4 кл. : Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. –52 с.)
-«Критерии оценивания учебных достижений учащихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
-Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно -методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
-«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации учащихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г
Цели рабочей программы:
-Математическое развитие младших школьников.
-Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
Задачи реализации программы:
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для ее решения.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметная область «Математика и информатика».
Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» должны быть ориентированы на осознание обучающимися математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью.
Предметные результаты должны обеспечивать формирование:
1) системы знаний о числе как результате счета и измерения, о порядке записи чисел;
2) вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;
3) основ логического и алгоритмического мышления: распознавать верные/истинные и
неверные/ложные утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях; в простейших случаях приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение; выполнять алгоритмы, в т.ч. с условными переходами и подпрограммами; составлять алгоритмы для исполнителей с простой системой команд;
4) основ математической речи как показателя общей культуры современного человека: формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно или двухшаговые) с использованием связок «если..., то...», «значит», «поэтому», «и», «все», «некоторые»;
5) основ пространственного воображения, умения распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, овладение способами измерения длин и вычисления площадей;
6) умения структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из информации;
7) умения использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений при решении учебных задач, выполняя для этого необходимые действия и вычисления
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 ч (33 учебные недели).
Содержание
Количество контрольных работ
1класс | I | II | III | IV | Общее количество | |
2 класс | - | 1 | - | 1 | 2 |
3 класс | - | 1 | - | 1 | 2 |
4 класс | 1 | 1 | - | 1 | 3 |
Структура учебного материала
№ п/п | Тема (раздел) программы | По программе | Запланировано | Кол-во контрольных работ |
1. | Повторение | 12ч. | 11ч | 1 |
2. | Нумерация | 10ч. | 9ч | 1 |
3. | Величины | 16ч. | 16ч | 1 |
4. | Сложение и вычитание | 11 ч. | 10ч | 1 |
5. | Умножение и деление | 79 ч. | 78ч | 5 |
6. | Итоговое повторение | 4 ч. | 8ч | 1 |
| ВСЕГО: | 132 ч. | 132 | 10 |
График проведения контрольных работ по математике
№п/п | Дата | Тема | Вид работы |
1 | 18.09 | Числа от 1 до 1000 (11ч. | Диагностическая работа |
2 | 3.10 | Нумерация (9ч) | Контрольная работа |
3 | 7.11 | Величины | Контрольная работа |
4 | 26.11 | Сложение и вычитание» | Контрольная работа |
5 | 18.12 | Умножение и деление | ПА |
6 | | Умножение и деление | Контрольная работа |
7 | | Деление на числа, оканчивающиеся 0 | Контрольная работа |
8 | | Умножение на 2 и 3-значное число | Контрольная работа |
9 | | Деление на 2-значное число | Контрольная работа |
10 | | Деление на трёхзначное число | ПА |
Формы аттестации обучающихся
Результаты изучения учебного предмета «Математика» выпускниками начальной школы
В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные и метапредметные (универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться). В сфере личностных результатов у учащихся будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, каклюбознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность -универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;
владеть общим приёмом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
выражать в речи свои мысли и действия;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия..
Овладение умениями работать с информацией:
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации ;
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели совместной деятельности и путей ее достижения; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свой вклад в общее дело, собственное поведение и поведение окружающих;
проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Числа и величины Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона, правильные дроби;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу ;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм;)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При проверке математических знаний следует различать грубые и негрубые ошибки.
К грубым ошибкам относятся:
вычислительные ошибки в заданиях;
ошибки в определении порядка выполнения арифметических действий;
неправильное решение задачи (пропуск действий (действия)), неправильный подбор действий (действия), лишние действия;
незаконченное решения задачи или примера;
невыполненное задание (не приступил к его выполнению) ;
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, которые лежат в основе задач или используются в ходе их выполнения;
несоответствие пояснительного текста, задания, названия величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений данным параметрам задачи.
Негрубыми ошибками являются:
нерациональные приемы вычисления, если ставились требования воспользоваться такими приёмами;
неправильное построение или постановка вопросов к действиям (действия) при решении задачи;
неправильное или неграмотное с точки зрения стилистики или по содержанию формулировки ответа задачи;
неправильное списывание данных (цифр, знаков) задачи с правильным её решением;
не доведено (не доказано) до логического конца преобразование;
ошибки в записях математических терминов, символов;
отсутствие ответа в задании или ошибки в записи ответа.
Две негрубым ошибки считают одной грубой ошибки. Опрятные исправления являются недостатками работы За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неаккуратно оформленную работу оценка по математике может быть снижена на 1 балл, но не ниже «3», и не в контрольной работе.
Комбинированная контрольная работа диагностического характера проводится для получения объективной информации о состоянии качества образования; установления фактического уровня теоретических знаний обучающихся, их практических умений и навыков .
Периодический контроль по математике осуществляется с целью проверки степени усвоения обучающимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.) или тестового характера. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится общая оценка за всю работу.
Промежуточная аттестация по математике проводится с целью определения степени освоения обучающимися содержания по предмету за год (полугодие) и проводится в форме административных контрольных работ.
проведение мониторинговых контрольных работ: в сентябре диагностического характера и в мае итоговые мониторинговые исследования, которые являются промежуточной аттестации за год. Кроме того, в четвёртом классе во II четверти проводится административная контрольная работа за полугодие.
Контрольная работа диагностического характера
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 негрубая ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100%.
Оценка "4" ставится, если ученик безошибочно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89%.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Уровень средний: 51% - 64%.
Оценка "2" ставится: если ученик не справился с большинством заданий. Низкий уровень: менее 50%.
Планируемые результаты
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
- использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета.
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона
- представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых
- пользоваться изученной математической терминологией
- решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями (со скобками и без), выполнять вычисления с нулем
- решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами , цепочками.
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника.
- находить площадь прямоугольника и квадрата
- приобретет первоначальные навыки работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).