Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Математика. Арифметика. Геометрия» для 5-6 классов разработана в соответствии со следующими документами:
Закон об образовании в Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Математика. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 6 классы / авт.-сост. Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова, 2011г., программа соответствует учебнику «Математика. Арифметика. Геометрия. 5,6 класс» / Е.А.Бунимович и др.– М.: Просвещение, 2014 г. и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Битковская СОШ».
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайны событий, составлять алгоритмы и др.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биологии, и др.). Реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
В процессе школьной математической деятельности происходит овладение такими мыслительными операциями, как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, отличиях математического метода от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, входит в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
В Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной программе основного общего образования сформулированы цели обучения математике в основной школе и требования к результатам освоения содержания курса. Эти целевые установки носят общий характер и задают направленность обучения математике в основной школе в целом. В данной рабочей программе они конкретизированы применительно к этапу 5-6 классов с учетом возрастных возможностей учащихся. В качестве приоритетных выдвигаются следующие цели:
подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
развитие познавательной активности; формирование мыслительных операций, являющихся основой интеллектуальной деятельности; развитие логического мышления, алгоритмического мышления; формирование умения точно выразить мысль;
развитие интереса к математике, математических способностей;
формирование знаний и умений, необходимых для изучения курсов математики 7—9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Задачи изучения предмета: эстетическое воспитание человека, понимание красоты и изящества математических рассуждений, восприятие геометрических форм, усвоение идеи симметрии;
развитие у учащихся точной, экономной и информативной речи, умения отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства;
формирование алгоритмического мышления и воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика».
Личностные:
у ученика будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у ученика могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
ученик научится:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
ученик научится:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
ученик получит возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
ученик научится:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
ученик научится:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
ученик получит возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
В результате изучения темы «Линии» обучающиеся
ученик научится:
Различать виды линий;
Проводить и обозначать прямую, луч, отрезок, ломаную;
Строить отрезок заданной длины и находить длину отрезка;
Распознавать окружность; проводить окружность заданного радиуса;
Переходить от одних единиц измерения длины к другим единицам, выбирать подходящие единицы измерения в зависимости от контекста задачи.
ученик получит возможность научиться:
Приобрести опыт выполнения проектных работ по темам: «Старинные меры длины», «Инструменты для измерения длин», «Окружности в народном прикладном искусстве».
В результате изучения темы «Натуральные числа»
ученик научится:
Понимать особенности десятичной системы счисления; знать названия разрядов и классов (в том числе «миллион»и «миллиард»);
Читать и записывать натуральные числа ,используя также и сокращённые обозначения (тыс., млн, млрд); уметь представлять натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
Приобрести опыт чтения чисел, записанных римскими цифрами, используя в качестве справочного материала таблицу значений таких цифр, как L,C,D,M; читать и записывать римскими цифрами числа в простейших, наиболее употребительных случаях (например IV,XII,XIX);
Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, используя для записи результата знаки
и
; читать и записывать двойные неравенства;
Изображать натуральные числа точками на координатной прямой; понимать и уметь читать записи типа А(3);
Округлять натуральные числа до указанного разряда, поясняя при этом свои действия;
Знать термины «приближённое значение с недостатком» и «приближённое значение с избытком»;
Приобрести первоначальный опыт решения комбинаторных задач методом перебора всех возможных вариантов.
ученик получит возможность научиться:
углубить и развить представления о натуральных числах
приобрести привычку контролировать вычисления
В результате изучения темы «Действия с натуральными числами» ученик научится:
Выполнять арифметические действия с натуральными числами, находить значения числовых выражений, устанавливая порядок выполнения действий;
Знать, как связаны между собой действия сложения и вычитания, умножения и деления; знать термины «слагаемое», «вычитаемое», «делимое» и пр., находить неизвестное число в равенстве на основе зависимости между компонентами действий;
Представлять произведение нескольких равных множителей в виде степени с натуральным показателем; знать термины «степень числа», «основание степени», «показатель степени»; возводить натуральное число в натуральную степень;
Решать несложные текстовые задачи арифметическим методом;
Решать несложные текстовые задачи на движение двух объектов навстречу друг другу, на движение реке.
ученик получит возможность научиться:
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
ощутить гармонию чисел, подметить различные числовые закономерности, провести математическое исследование.
В результате изучения темы «Использование свойств действий при вычислениях»
ученик научится:
Знать и уметь записывать с помощью букв переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
В несложных случаях использовать рассмотренные свойства для преобразования числовых выражений: группировать слагаемые в сумме и множители в произведении; с помощью распределительного свойства раскрывать скобки в произведении и выносить в сумме общий множитель за скобки; выполняя преобразование выражения, записывать соответствующую цепочку равенств;
Решать арифметическим способом несложные задачи на части и на уравнение.
ученик получит возможность научиться:
Познакомиться с приемами рационализирующими вычисления и научиться использовать их;
Приобрести навыки исследовательской работы.
В результате изучения темы «Углы и многоугольники» ученик научится:
Распознавать углы; использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, биссектриса;
Распознавать острые, тупые, прямые, развёрнутые углы;
Измерять величину угла с помощью транспортира и строить угол заданной величины;
Строить биссектрису угла с помощью транспортира;
Распознавать многоугольники; использовать терминологию, связанную с многоугольниками: вершина, сторона, угол, диагональ; применять классификацию многоугольников;
Изображать многоугольники с заданными свойствами; разбивать многоугольник на заданные многоугольники;
Вычислять периметр многоугольника.
ученик получит возможность научиться:
Приобрести опыт выполнения проектных работ по темам: «Геометрия циферблата часов со стрелками», «Многоугольники в окружающем мире».
В результате изучения темы «Делимость чисел» ученик научится:
Владеть понятиями «делитель» и «кратное», понимать взаимосвязь между ними, уметь употреблять их в речи;
Понимать обозначения НОД (a;b) и НОК(a;b), уметь находить НОД и НОК в не сложных случаях;
Знать определение простого числа, уметь приводить примеры простых и составных чисел, знать некоторые элементарные сведения о простых числах .
ученик получит возможность научиться:
Развить представления о роли вычислений в практике;
Приобрести опыт проведения несложных доказательных рассуждений;
В результате изучения темы «Треугольники и четырехугольники»
ученик научится:
Распознавать и изображать остроугольные, тупоугольные, прямоугольные треугольники;
Распознавать равнобедренный треугольник и использовать связанную с ним терминологию: боковые стороны, основание; распознавать равносторонний треугольник;
Строить равнобедренный треугольник по боковым сторонам и углу между ними; понимать свойство равенства углов при основании равнобедренного треугольника;
Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов;
Понимать свойства диагоналей прямоугольника; распознавать треугольники, получаемые при разбиением прямоугольника его диагоналями;
Распознавать, моделировать и изображать равные фигуры;
Изображать многоугольники с заданными свойствами; разбивать многоугольник на заданные многоугольники;
Вычислять периметр треугольника, прямоугольника, площадь прямоугольника; применять единицы измерения площади.
ученик получит возможность научиться:
Научиться вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников;
Приобрести навыки исследовательской работы.
Приобрести опыт выполнения проектных работ по темам: «Периметр и площадь школьного участка», « План школьной территории».
В результате изучения темы «Дроби» обучающиеся ученик научится:
Знать, что означают знаменатель и числитель дроби, уметь читать и записывать дроби, иллюстрировать дробь как долю целого на рисунках и чертежах;
Находить дробь от величины, опираясь на содержательный смысл понятия дроби;
Соотносить дроби и точки координатной прямой;
Понимать, в чём заключается основное свойство дроби, иллюстрировать равенство дробей с помощью рисунков и чертежей, с помощью координатной прямой;
Сокращать дроби, приводить дроби к новому знаменателю, к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать дроби;
Записывать в виде дроби частное двух натуральных чисел, представлять натуральное число в виде дроби.
ученик получит возможность научиться:
В результате изучения темы «Действия с дробями» ученик научится:
Знать и записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями;
Владеть приёмами выделения целой части из неправильной дроби и представления смешанной дроби в виде неправильной;
Знать и записывать с помощью букв правила умножения и деления дробей; применять правила на практике, включая случаи действий с натуральными числами и смешанными дробями;
Владеть приёмами решения задач на нахождение части целого и целого по его части;
Решать знакомые текстовые задачи, содержащие дробные данные.
ученик получит возможность научиться:
В результате изучения темы «Многогранники» ученик научится:
Распознавать цилиндр, конус , шар;
Распознавать многогранники; использовать терминологию, связанную с многогранниками: вершина, ребро, грань; читать проекционное изображение многогранника;
Распознавать параллелепипед, изображать его на бумаге в клетку, определять измерения; распознавать и называть пирамиду;
Распознавать развертку куба; моделировать куб из его развертки.
: ученик получит возможность научиться:
Приобрести опыт выполнения проектных работ по темам: «Модели многогранников», «Объем классной комнаты», «Макет домика для щенка», «Многогранники в архитектуре».
Развития пространственного воображения
Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
В результате изучения темы «Таблицы и диаграммы» ученик научится:
Анализировать готовые таблицы и диаграммы, отвечать на поставленные вопросы, делать простейшие выводы из представленных данных;
Заполнять несложные таблицы, следуя инструкции.
ученик научится:
Содержание учебного предмета «Математика»
Арифметика (213 ч)
5 класс
Натуральные числа (54 ч)
Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с натуральным показателем.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовом выражении, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Дроби (54 ч)
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки (8ч)
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Приближенное значение величины. Округление натуральных чисел.
6 класс
Дроби (69 ч)
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение; выражение отношения в процентах.
Рациональные числа (26 ч)
Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение
, где m – целое число, n – натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Координатная прямая; изображение чисел точками координатной прямой.
Измерения, приближения, оценки (2ч)
Округление десятичных дробей
Элементы алгебры (19 ч)
6 класс
Использование букв для обозначения, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв в выражении.
Уравнение; корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.
Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.
Описательная статистика. Комбинаторика (18 ч)
5 класс (12 ч)
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
6 класс (6 ч)
Столбчатые и круговые диаграммы. Решение комбинаторных задач
Наглядная геометрия (66 ч)
5 класс (33 ч)
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры, единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многоугольники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
6 класс (33 ч)
Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Логика и множества (4 ч)
6 класс (4 ч)
Множество, элемент множества. Задание множества перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
Пример и контрпример.
Повторение
5 класс 9 ч
6 класс 11 ч
3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ урока | Дата | Тема урока |
Глава 1. Линии (9 часов) |
П.1 Разнообразный мир линий (2 часа) |
1 | | Виды линий |
2 | | Виды линий. Внутренняя и внешняя области |
П.2 Прямая. Части прямой. Ломаная (2 часа) |
3 | | Прямая. Части прямой. |
4 | | Ломаная |
П.3 Длина линии (2 часа) |
5 | | Длина отрезка. Единицы длины |
6 | | Длина ломаной |
7 | | Диагностическая работа по математике за курс математики 4 класса |
П.4.Окружность (2 часа) |
8 | | Окружность и круг |
9 | | Окружность и круг |
10 | | Обзорный урок по теме «Линии» |
Глава 2. Натуральные числа (12 часов) |
П. 5 Как записывают и читают числа (2 часа) |
11 | | Римская нумерация |
12 | | Десятичная нумерация |
П.6 Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел (3 часа) |
13 | | Натуральный ряд |
14 | | Сравнение натуральных чисел |
15 | | Координатная прямая |
П.7 Округление натуральных чисел (2 часа) |
16 | | Округление натуральных чисел |
17 | | Округление натуральных чисел |
П.8 Комбинаторные задачи (3 часа) |
18 | | Примеры решения комбинаторных задач |
19 | | Дерево возможных вариантов |
20 | | Комбинаторные задачи |
21 | | Обзорный урок по теме «Натуральные числа» |
22 | | Контрольная работа №1 «Натуральные числа» |
Глава 3. Действия с натуральными числами (21 час) |
П.9 Сложение и вычитание (3 часа) |
23 | | Сложение и вычитание натуральных чисел |
24 | | Связь сложения и вычитания |
25 | | Прикидка и оценка. Решаем задачи |
П. 10 Умножение и деление (4 часов) |
26 | | Умножение и деление натуральных чисел |
27 | | Связь умножения и деления |
28 | | Прикидка результата |
29 | | Решение текстовых задач арифметическим способом |
П. 11 Порядок действий при вычислениях (4 часа) |
30 | | Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок |
31 | | Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок |
32 | | Составление выражений и вычисление их значений |
33 | | Решение текстовых задач арифметическим способом |
П. 12 Степень числа (3 часа) |
34 | | Понятие степени |
35 | | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых |
36 | | Вычисление значений выражений, содержащих степени |
П. 13 Задачи на движение (4 часа) |
37 | | Движение в противоположных направлениях |
38 | | Движение в противоположных направлениях |
39 | | Движение по реке |
40 | | Движение по реке |
41 | | Обзорный урок по теме «Действия с натуральными числами» |
42 | | Обзорный урок по теме «Действия с натуральными числами» |
43 | | Контрольная работа № 2 «Действия с натуральными числами» |
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях (10 часов) |
П. 14 Свойства сложения и умножения (2 часа) |
44 | | Переместительное и сочетательное свойства |
45 | | Удобные вычисления |
П. 15 Распределительное свойство (3 часа) |
46 | | Распределительное свойство умножения относительно сложения |
47 | | Примеры вычислений с использованием распределительного свойства |
48 | | Применение распределительного свойства |
П. 16 Решение задач (3 часа) |
49 | | Задачи на части |
50 | | Задачи на уравнивание |
51 | | Задачи, в которых используются оба приема |
52 | | Обзорный урок по теме «Использование свойств действий при вычислениях» |
53 | | Контрольная работа № 3 «Использование свойств действий при вычислениях» |
Глава 5. Углы и многоугольники (16 часов) |
П. 17 Как обозначаются и сравнивают углы (2 часа) |
54 | | Угол. Биссектриса угла |
55 | | Виды углов |
П. 18 Измерение углов (3 часа) |
56 | | Величины углов. Измерение углов |
57 | | Построение угла заданной величины |
58 | | Сумма углов |
П. 19 Многоугольники (2 часа) |
59 | | Стороны, углы, диагонали многоугольника. Выпуклые многоугольники |
60 | | Периметр многоугольника |
61 | | Обзорный урок по теме «Углы и многоугольники» |
62 | | Контрольная работа № 4 «Углы и многоугольники» |
Глава 6. Делимость чисел (16 часов) |
П. 20 Делители и кратные (3 часа) |
63 | | Делители числа |
64 | | Кратные числа |
65 | | Решение текстовых задач |
П. 21 Простые и составные числа (3 часа) |
66 | | Простые и составные числа |
67 | | Решето Эратосфена |
68 | | Разложение числа на простые множители |
П. 22 Делимость суммы и произведения (2 часа) |
69 | | Делимость суммы и произведения |
70 | | Контрпример |
П. 23 Признаки делимости (3 часа) |
71 | | Признаки делимости на 10. на 5 и на 2 |
72 | | Признаки делимости на 9 и на 3 |
73 | | Применение разных признаков делимости |
П. 24 Деление с остатком (3 часа) |
74 | | Деление чисел с остатком |
75 | | Деление с остатком при решении задач |
76 | | Остатки от деления |
77 | | Обзорный урок по теме «Делимость чисел» |
78 | | Контрольная работа № 5 «Делимость чисел» |
Глава 7. Треугольники и четырехугольники (10 часов) |
П. 25 Треугольники и их виды (2 часа) |
79 | | Виды треугольников |
80 | | Чертим треугольники |
П. 26 Прямоугольники (2 часа) |
81 | | Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника |
82 | | Периметр прямоугольника. Диагонали прямоугольника |
П. 27 Равенство фигур (2 часа) |
83 | | Равные фигуры. |
84 | | Равные фигуры |
П.28 Площадь прямоугольника (2 часа) |
845 | | Площадь фигуры. Площадь прямоугольника |
89 | | Площадь арены цирка. Разбиваем на прямоугольники |
87 | | Обзорный урок по теме «Треугольники и четырехугольники» |
88 | | Контрольная работа № 6 «Треугольники и четырехугольники» |
Глава 8. Дроби (19 часов) |
П. 29 Доли и дроби (6 часов) |
89 | | Доли и дроби |
90 | | Доли и дроби |
91 | | Правильные и неправильные дроби |
92 | | Изображение дробей точками на координатной прямой |
93 | | Задачи на дроби |
94 | | Задачи на дроби |
П. 30 Основное свойство дроби (5 часов) |
95 | | Основное свойство дроби. Приведение дробей к новому знаменателю |
96 | | Приведение дроби к новому знаменателю |
97 | | Сокращение дробей |
98 | | Сокращение дробей. |
99 | | Решение задач на дроби |
П. 31 Сравнение дробей (4 часа) |
100 | | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями |
101 | | Приведение дробей к общему знаменателю |
102 | | Сравнение дробей с разными знаменателями |
103 | | Сравнение дробей с разными знаменателями |
П. 32 Натуральные числа и дроби (2 часа) |
104 | | Деление и дроби |
105 | | Представление натуральных чисел дробями |
106 | | Обзорный урок по теме «Дроби» |
107 | | Контрольная работа № 7 «Дроби» |
Глава 9. Действия с дробями (35 часов) |
П. 33 Сложение и вычитание дробей (6 часов) |
108 | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
109 | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
110 | | Дополнение дроби до 1 |
111 | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
112 | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
113 | | Решение текстовых задач |
П. 34 Сложение и вычитание смешанных дробей (6 часов) |
114 | | Смешанная дробь |
115 | | Выделение целой части из неправильной дроби и представление смешанной дроби в виде неправильной дроби |
116 | | Сложение и вычитание смешанных дробей |
117 | | Сложение и вычитание смешанных дробей |
118 | | Сложение и вычитание смешанных дробей |
119 | | Решение текстовых задач |
120 | | Обобщение по теме “Сложение и вычитание дробей” |
121 | | Контрольная работа № 8 “Сложение и вычитание дробей” |
П. 35 Умножение дробей (5 часов) |
122 | | Правило умножения дробей |
| | Умножение дроби на натуральное число |
123 | | Умножение дроби на смешанную дробь |
124 | | Разные действия с дробями |
125 | | Решение текстовых задач |
П. 36 Деление дробей (6 часов) |
126 | | Взаимно обратные дроби |
127 | | Правило деления дробей |
128 | | Разные действия с дробями |
129 | | Решение текстовых задач |
130 | | Решение текстовых задач |
П. 37 Нахождение части целого и целого по его части (5 часов) |
131 | | Нахождение части целого |
132 | | Нахождение части целого |
133 | | Нахождение целого по его части |
134 | | Нахождение целого по его части |
135 | | Решение текстовых задач |
П. 38 Задачи на совместную работу (4 часа) |
136 | | Решаем знакомую задачу |
137 | | Задачи на совместную работу |
138 | | Задачи на движение |
139 | | Задачи на движение по реке |
140 | | Обзорный урок по теме «Действия с дробями» |
141 | | Обзорный урок по теме «Действия с дробями» |
142 | | Контрольная работа № 9 «Действия с дробями» |
Глава 10. Многогранники (11 часов) |
П. 39 Геометрические тела и их изображение (2 часа) |
143 | | Геометрические тела. Многогранники |
144 | | Изображение пространственных тел |
П. 40 Параллелепипед и пирамида (3 часа) |
145 | | Параллелепипед, куб, пирамида |
146 | | Ребра, грани и вершины |
147 | | Измерения параллелепипеда |
П. 41 Объем параллелепипеда (2 часа) |
148 | | Объем прямоугольного параллелепипеда |
149 | | Объем параллелепипеда |
П. 42 Развертки (2 часа) |
150 | | Что такое развертка |
151 | | Развертки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды |
152 | | Обзорный урок по теме «Многогранники» |
153 | | Контрольная работа № 9 «Многогранники» |
Глава 11. Таблицы и диаграммы (9 часов) |
П. 43 Чтение и составление таблиц (3 часа) |
154 | | Чтение таблиц |
155 | | Составление таблиц |
156 | | Составление таблиц |
П. 44 Чтение и построение диаграмм (2 часа) |
157 | | Столбчатые диаграммы |
158 | | Круговые диаграммы |
П. 45 Опрос общественного мнения (2 часа) |
159 | | Опрос общественного мнения |
160 | | Опрос общественного мнения |
161 | | Обзорный урок по теме «Таблицы и диаграммы» |
162 | | Контрольная работа № 10 «Таблицы и диаграммы» |
163-164 | | Итоговая контрольная работа |
165 | | Повторение. Линии. |
166 | | Повторение. Натуральные числа. Координатная прямая |
167 | | Повторение. НОД и НОК |
168 | | Повторение. Обыкновенные дроби |
169 | | Повторение. Обыкновенные дроби |
170 | | Повторение. Треугольники и четырехугольники. Многогранники |
171 | | Повторение. Таблицы и диаграммы |
172-175 | | Выполнение проектных и (или) исследовательских работ |
6 класс
№ урока | Дата | Тема урока |
Глава 1. Дроби и проценты (20 часов) |
П.1 Что мы знаем о дробях (3 часа) |
1 | | Дроби. Основное свойство дроби |
2 | | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. |
3 | | Приведение дроби к новому знаменателю. |
П.2 Вычисления с дробями(3 часа) |
4 | | Правила действий с дробями |
5 | | «Многоэтажные дроби» |
6 | | Вычисления с дробями |
П.3 Задачи на дроби (5 часов) |
7 | | Нахождение части от числа |
8 | | Нахождение числа по его части |
9 | | Какую часть одно число составляет от другого |
10 | | Разные задачи на дроби |
11 | | Разные задачи на дроби |
П.4. Что такое процент( 5 часов) |
12 | | Понятие процента |
13 | | Понятие процента |
14 | | Решение задач на проценты |
15 | | Решение задач на проценты |
16 | | Решение задач на проценты |
П.5 Столбчатые и круговые диаграммы (2 часа) |
17 | | Столбчатые диаграммы |
18 | | Круговые диаграммы |
19 | | Обзорный урок по теме «Дроби и проценты» |
20 | | Контрольная работа № 1 «Дроби и проценты» |
Глава 2. Прямые на плоскости и в пространстве (8 часов) |
П. 6 Пересекающиеся прямые (2 часа) |
21 | | Углы при пересечении прямых |
22 | | Перпендикулярные прямые |
П.7 Параллельные прямые (2 часа) |
23 | | Параллельность |
24 | | Прямые в пространстве |
П.8 Расстояния (2 часа) |
25 | | Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до фигуры |
26 | | Расстояние между параллельными прямыми и от точки до плоскости |
27 | | Обзорный урок по теме «Прямые на плоскости и в пространстве» |
28 | | Контрольная работа № 2 «Прямые на плоскости и в пространстве» |
Глава 3. Десятичные дроби (9 часов) |
П. 9 Какие дроби называют десятичными (3 часа) |
29 | | Десятичная запись дробей (переход от одной формы записи к другой) |
30 | | Десятичная запись дробей (изображение десятичных дробей точками на координатной прямой) |
31 | | Десятичная запись дробей (переход от одних единиц измерения к другим) |
П. 10 Перевод обыкновенной дроби в десятичную (2 часа) |
32 | | Какую обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной, а какую нет |
33 | | Десятичные представления некоторых обыкновенных дробей |
П. 11 Сравнение десятичных дробей (2 часа) |
34 | | Сравнение десятичных дробей |
35 | | Сравнение обыкновенной дроби и десятичной |
36 | | Обзорный урок по теме «Десятичные дроби» |
37 | | Контрольная работа № 3 «Десятичные дроби» |
Глава 4. Действия с десятичными дробями (27 часов) |
П. 12 Сложение и вычитание десятичных дробей (5) |
38 | | Сложение и вычитание десятичных дробей |
39 | | Сложение и вычитание десятичных дробей |
40 | | Сложение обыкновенной дроби и десятичной |
41 | | Решение задач |
42 | | Решение задач |
П.13 Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 (3 часа) |
43 | | Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 |
44 | | Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 |
45 | | Переход от одних единиц измерения к другим |
П. 14 Умножение десятичных дробей (6 часов) |
46 | | Умножение десятичной дроби на десятичную |
47 | | Умножение десятичной дроби на десятичную |
48 | | Умножение десятичной дроби на натуральное число. Умножение десятичной дроби на обыкновенную |
49 | | Разные действия с десятичными дробями |
50 | | Решение задач |
51 | | Решение задач |
П. 15 Деление десятичных дробей (8 часов) |
52 | | Деление десятичной дроби на натуральное число |
53 | | Деление десятичной дроби на натуральное число |
54 | | Деление на десятичную дробь |
55 | | Деление на десятичную дробь |
56 | | Деление на десятичную дробь в общем виде |
57 | | Деление на десятичную дробь в общем виде |
58 | | Вычисление значений выражений, содержащих деление на десятичную дробь |
59 | | Вычисление значений выражений, содержащих деление на десятичную дробь |
П. 16 Округление десятичных дробей (2 часа) |
60 | | Округление десятичных дробей по смыслу |
61 | | Правило округления десятичных дробей |
62 | | Обзорный урок по теме «Действия с десятичными дробями» |
63 | | Контрольная работа № 4 «Действия с десятичными дробями» |
Глава 5. Окружность (9 ч) |
П. 17 Прямая и окружность (2 ч) |
64 | | Взаимное расположение прямой и окружности |
65 | | Построение касательной |
П. 18 Две окружности на плоскости (2 ч) |
66 | | Взаимное расположение двух (и более) окружностей |
67 | | Построение точки, равноудаленной от концов отрезка |
П. 19 Построение треугольника (2 ч) |
68 | | Построение треугольника по трем сторонам |
69 | | Неравенство треугольника |
П. 20 Круглые тела (1 ч) |
70 | | Круглые тела |
71 | | Обзорный урок по теме «Окружность» |
72 | | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» |
Глава 6. Отношения и проценты (17 ч) |
П. 21 Что такое отношение (2 ч) |
73 | | Отношение двух чисел |
74 | | Деление в данном отношении |
П. 22 Отношение величин. Масштаб (2 ч) |
75 | | Отношение величин |
76 | | Масштаб |
П. 23 Проценты и десятичные дроби (3 ч) |
77 | | Представление процента десятичной дробью |
78 | | Выражение дроби в процентах |
79 | | Разные задачи |
П. 24 Главная задача на проценты (4 ч) |
80 | | Вычисление процентов от заданной величины |
81 | | Нахождение величины по ее проценту |
82 | | Увеличение и уменьшение величины на несколько процентов |
83 | | Увеличение и уменьшение величины на несколько процентов |
П. 25 Выражение отношения в процентах (4 ч) |
84 | | Сколько процентов одно число составляет от другого |
85 | | Решение задач |
86 | | Решение задач |
87 | | Решение задач |
88 | | Обзорный урок по теме «Отношения и проценты» |
89 | | Контрольная работа № 6 по теме «Отношения и проценты» |
Глава 7. Выражения, формулы, уравнения (15 ч) |
П. 26 О математическом языке (2 ч) |
90 | | Математические выражения |
91 | | Математические предложения |
92П. 27 Буквенные выражения и числовые подстановки (2 ч) |
93 | | Вычисление значений буквенных выражений |
94 | | Составление выражения по условию задачи с буквенными данными |
П. 28 Составление формул и вычисление по формулам (3 ч) |
95 | | Некоторые геометрические формулы |
96 | | Формула пути. Формула стоимости |
97 | | Другие формулы |
П. 29 Формулы длины окружности и площади круга и объема шара (1 ч) |
98 | | Длина окружности |
99 | | Площадь круга. Объем шара |
П. 30 Что такое уравнение (5 ч) |
100 | | Решение уравнений |
101 | | Решение уравнений |
102 | | Решение задач с помощью уравнений |
103 | | Решение задач с помощью уравнений |
104 | | Решение задач с помощью уравнений |
105 | | Обзорный урок по теме «Выражения, формулы, уравнения» |
106 | | Контрольная работа № 7 по теме «Выражения, формулы, уравнения» |
Глава 8. Симметрия (8 ч) |
П. 31 Осевая симметрия (2 ч) |
107 | | Осевая симметрия |
108 | | Построение фигур, симметричных относительно прямой |
П. 32 Ось симметрии (2 ч) |
109 | | Симметричная фигура |
110 | | Симметрия треугольников, четырехугольников, окружности и пространственных фигур |
П. 33 Центральная симметрия (2 ч) |
111 | | Центральная симметрия |
112 | | Центр симметрии фигуры |
113 | | Обзорный урок по теме «Симметрия» |
114 | | Контрольная работа № 8 по теме «Симметрия» |
Глава 9. Целые числа (14 ч) |
П. 34 Какие числа называют целыми (1 ч) |
115 | | Какие числа называют целыми |
П. 35 Сравнение целых чисел (2 ч) |
116 | | Ряд целых чисел. Изображение целых чисел точками на координатной прямой |
117 | | Сравнение целых чисел |
П. 36 Сложение целых чисел (2 ч) |
118 | | Сложение двух целых чисел |
119 | | Вычисление суммы нескольких чисел |
П. 37 Вычитание целых чисел (3 ч) |
120 | | Вычитание целых чисел |
121 | | Вычисление значений числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения и вычитания |
122 | | Вычисление значений числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения и вычитания |
П. 38 Умножение и деление целых чисел (3 ч) |
123 | | Умножение целых чисел |
124 | | Деление целых чисел |
125 | | Разные действия с целыми числами |
126 | | Обзорный урок по теме «Целые числа» |
127 | | Контрольная работа № 9 по теме «Целые числа» |
Глава 10. Рациональные числа (16 ч) |
П. 39 Какие числа называют рациональными (2 ч) |
128 | | Рациональные числа |
129 | | Изображение рациональных чисел точками координатной прямой |
П. 40 Сравнение рациональных чисел. Модуль числа (2 ч) |
130 | | Сравнение рациональных чисел |
131 | | Модуль числа |
П. 41 Сложение и вычитание рациональных чисел (3 ч) |
132 | | Сложение рациональных чисел |
133 | | Вычитание рациональных чисел |
134 | | Вычисление значений числовых и буквенных выражений |
П. 42 Умножение и деление рациональных чисел (3 ч) |
135 | | Умножение рациональных чисел |
136 | | Деление рациональных чисел |
137 | | Все действия с рациональными числами |
П. 43 Координаты (4 ч) |
138 | | Системы координат в окружающем мире |
139 | | Прямоугольная система координат |
140 | | Прямоугольная система координат |
141 | | Прямоугольная система координат |
142 | | Обзорный урок по теме «Рациональные числа» |
143 | | Контрольная работа № 10 по теме «Рациональные числа» |
Глава 11. Многоугольники и многогранники (9 ч) |
П. 44 Параллелограмм () 2 ч |
144 | | Параллелограмм и его свойства |
145 | | Виды параллелограммов |
П. 45 Правильные многоугольники (2 ч) |
147 | | Правильные многоугольники |
148 | | Правильные многогранники |
П. 46 Площади (2 ч) |
149 | | Равновеликие и равносоставленные фигуры |
150 | | Площадь параллелограмма и треугольника |
П. 47 Призма (1 ч) |
151 | | Призма |
152 | | Обзорный урок по теме «Многоугольники и многогранники» |
153 | | Контрольная работа № 11 по теме «Многоугольники и многогранники» |
Глава 12. Множества. Комбинаторика (8 ч) |
П. 48. Понятие множества (2 ч) |
154 | | Термины и обозначения, связанные с понятием множества |
155 | | Подмножества |
П. 49 Операции над множествами (2 ч) |
156 | | Пересечение и объединение множеств |
157 | | Разбиение множеств |
П. 50 Решение комбинаторных задач (3 ч) |
158 | | Задача о туристических маршрутах |
159 | | Задача о рукопожатиях |
160 | | Задача о театральных прожекторах |
161 | | Обзорный урок по теме «Множества. Комбинаторика» |
162 | | Итоговая контрольная работа |
163 | | Повторение |
164 | | Повторение. Задачи на дроби. Проценты. Отношения и проценты. |
165 | | Повторение. Десятичные дроби |
166 | | Повторение. Прямые на плоскости. Окружность. Симметрия. Многоугольники. |
167 | | Повторение. Формулы, уравнения. |
168 | | Повторение. Прямоугольная система координат. |
169 | | Повторение. Целые числа. |
170 | | Повторение. Рациональные числа |
171-175 | | Выполнение проектных и (или) исследовательских работ |