муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 27 имени А.А. Дейнеки"
ПРИНЯТА педагогическим советом (протокол от « » 20__ года № ) | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А.Дейнеки" от «31» 20__ года № Директор _____________Т.Л. Панёвина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
5-6 классы
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Общее количество часов 420 (210 ч в 5 классе и 210 ч в 6 классе)
Составитель: Лукьянчикова О. М., учитель математики
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики и рекомендована для принятия педагогическим советом (протокол от « » 20__ года № )
Руководитель методического объединения ____________ С.А.Сергеева.
Рабочая программа основного общего образования по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки».
Программа соответствует учебникам «Математика 5», «Математика 6» /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М: Вентана-Граф, 2019 г
Курс математики 5 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики состоит в том, что предметом ее изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основное, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке, как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
• выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями,
• решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
• распознавать и изображать равные фигуры;
• проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
• использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
• решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Место курса математики в учебном плане
Базисный учебный план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 420 часов (210 часов в 5 классе, 210 часов в 6 классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т.п.)
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с числовыми выражениями;
• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
• строить углы, определять их градусную меру;
• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Арифметика
Натуральные числа
• Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
• Координатный луч
• Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
• Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
• Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
• Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
• Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
• Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
• Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
• Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
• Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
• Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
• Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
• Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
• Положительные, отрицательные числа и число нуль.
• Противоположные числа. Модуль числа.
• Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
• Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами
• Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
• Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
• Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
• Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
• Представление данных в виде таблиц.
• Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
• Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин
• Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч. Координатный луч. Шкалы.
• Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
• Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число
.
• Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
• Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера.
• Примеры развёрток многогранников. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
• Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
• Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.
Л. Ф. Магницкий, П.Л. Чебышев, А. Н. Колмогоров.
Тематическое планирование учебного материала 5 класса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
(6 часов в неделю, всего 210 часов)
Номер
урока
Содержание учебного материала
Количество часов
Глава 1
Натуральные числа
23
1-2
1.Ряд натуральных чисел. Повторение материала за курс начальной школы
2
3-5
2.Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.
Повторение материала за курс начальной школы
3
6-9
3.Отрезок. Длина отрезка.
Повторение материала за курс начальной школы.
4
10
Диагностическая контрольная работа
1
11-14
4.Плоскость.
Прямая. Луч
4
15-17
5.Шкала.
Координатный луч
3
18-21
6.Сравнение натуральных чисел
4
22
Повторение и систематизация учебного материала
1
23
Контрольная работа № 1по теме «Натуральные числа»
1
Глава 2
Сложение и вычитание
натуральных чисел
38
24-28
7.Сложение натуральных чисел. Свойства сложения
5
29-34
8.Вычитание натуральных чисел
6
35-37
9.Числовые и буквенные выражения. Формулы
3
38
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
1
39-42
10.Уравнение
4
43-44
11.Угол. Обозначение углов
2
45-49
12.Виды углов. Измерение углов
5
50-52
13.Многоугольники. Равные фигуры
3
53-56
14.Треугольник и его виды
4
57-59
15.Прямоугольник.
Ось симметрии фигуры
3
60
Повторение и систематизация учебного материала
1
61
Контрольная работа № 3 по теме «Уравнение. Угол. Многоугольники»
1
Глава 3
Умножение и деление
натуральных чисел
45
62-66
16.Умножение. Переместительное свойство умножения
5
67-70
17.Сочетательное и распределительное свойства умножения
4
71-78
18.Деление
8
79-81
19.Деление с остатком
3
82-84
20.Степень числа
3
85
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
1
86-90
21.Площадь. Площадь прямоугольника
5
91-94
22.Прямоугольный параллелепипед. Пирамида
4
95-99
23.Объём прямоугольного параллелепипеда
5
100-103
24.Комбинаторные задачи
4
104-105
Повторение и систематизация учебного материала
2
106
Контрольная работа № 5по теме « Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объём»
1
Глава 4
Обыкновенные дроби
19
107-112
25.Понятие обыкновенной дроби
6
113-115
26.Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей
3
116-117
27.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
2
118
28.Дроби и деление натуральных чисел
1
119-123
29.Смешанные числа
5
124
Повторение и систематизация учебного материала
1
125
Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби»
1
Глава 5
Десятичные дроби
55
126-130
30.Представление о десятичных дробях
5
131-134
31.Сравнение десятичных дробей
4
135-137
32.Округление чисел. Прикидки
3
138-144
33.Сложение и вычитание десятичных дробей
7
145
Контрольная работа № 7 по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей»
1
146-153
34.Умножение десятичных дробей
8
154-163
35.Деление десятичных дробей
10
164
Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»
1
165-167
36.Среднее арифметическое. Среднее значение величины
3
168-172
37.Проценты. Нахождение процентов от числа
5
173-177
38.Нахождение числа по его процентам
5
178-179
Повторение и систематизация учебного материала
2
180
Контрольная работа № 9 по теме «Среднее арифметическое. Проценты»
1
Повторение курса математики
5 класса
30
181-182
Натуральные числа
2
183-184
Сложение и вычитание натуральных чисел
2
185-186
Многоугольники. Равные фигуры
2
187-188
Умножение и деление натуральных чисел
2
189
Объём прямоугольного параллелепипеда
1
190-191
Комбинаторные задачи
2
192-193
Обыкновенные дроби
2
194-195
Сложение и вычитание десятичных дробей
2
196-198
Умножение и деление десятичных дробей
3
199-201
Проценты. Нахождение процентов от числа
3
202-203
Нахождение числа по его процентам
2
204
Контрольная работа № 10 (итоговая)
1
205-210
Итоговое повторение
6
Тематическое планирование учебного материала 6 класса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
(6 часов в неделю, всего 210 часов)
Номер урока
Содержание учебного материала
Количество часов
Повторение курса математики
5 класса
7
1
Действия с натуральными числами
1
2
Обыкновенные дроби
1
3-4
Действия с десятичными дробями
2
5-6
Проценты
2
7
Диагностическая контрольная работа
1
Глава 1
Делимость натуральных чисел
19
8-9
1.Делители и кратные
2
10-12
2.Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
3
13-15
3.Признаки делимости на 9 и на 3
3
16-17
4.Простые и составные числа
2
18-21
5.Наибольший общий делитель
4
22-24
6.Наименьшее общее кратное
3
25
Повторение и систематизация учебного материала
1
26
Контрольная работа № 1
по теме «Делимость натуральных чисел»
1
Глава 2
Обыкновенные дроби
43
27-28
7.Основное свойство дроби
2
29-31
8.Сокращение дробей
3
32-34
9.Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей
3
35-39
10.Сложение и вычитание дробей
5
40
Контрольная работа № 2
по теме «Основное свойство дроби. Сложение и вычитание дробей»
1
41-45
11.Умножение дробей
5
46-49
12.Нахождение дроби от числа
4
50
Контрольная работа № 3
по теме «Умножение дробей»
1
51
13.Взаимно обратные числа
1
52-57
14.Деление дробей
6
58-61
15.Нахождение числа по значению его дроби
4
62-63
16.Преобразование обыкновенных дробей в десятичные
2
64-65
17.Бесконечные периодические десятичные дроби
2
66-67
18.Десятичное приближение обыкновенной дроби
2
68
Повторение и систематизация учебного материала
1
69
Контрольная работа № 4
по теме «Деление дробей»
1
Глава 3
Отношения и пропорции
35
70-72
19.Отношения
3
73-77
20.Пропорции
5
78-81
21.Процентное отношение двух чисел
4
82
Контрольная работа № 5
по теме «Отношения. Пропорции»
1
83-85
22.Прямая и обратная пропорциональные зависимости
3
86-87
23.Деление числа в данном отношении
2
88-90
24.Окружность и круг
3
91-94
25.Длина окружности. Площадь круга
4
95
26.Цилиндр, конус, шар
1
96-98
27.Диаграммы
3
99-101
28.Случайные события. Вероятность случайного события
3
102-103
Повторение и систематизация учебного материала
2
104
Контрольная работа № 6
по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Длина окружности. Площадь круга»
1
Глава 4
Рациональные числа
и действия над ними
79
105-106
29.Положительные
и отрицательные числа
2
107-109
30.Координатная прямая
3
110-111
31.Целые числа.
Рациональные числа
2
112-115
32.Модуль числа
4
116-119
33.Сравнение чисел
4
120
Контрольная работа № 7
по теме «Рациональные числа. Модуль числа»
1
121-124
34.Сложение рациональных чисел
4
125-127
35.Свойства сложения рациональных чисел
3
128-132
36.Вычитание рациональных чисел
5
133
Контрольная работа № 8
по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
1
134-137
37.Умножение рациональных чисел
4
138-140
38.Свойства умножения рациональных чисел
3
141-146
39.Коэффициент.
Распределительное свойство умножения
6
147-151
40.Деление рациональных чисел
5
152
Контрольная работа № 9
по теме «Умножение и деление рациональных чисел»
1
153-157
41.Решение уравнений
5
158-163
42.Решение задач с помощью уравнений
6
164
Контрольная работа № 10
по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений»
1
165-167
43.Перпендикулярные прямые
3
168-171
44.Осевая и центральная симметрии
4
172-173
45.Параллельные прямые
2
174-177
46.Координатная плоскость
4
178-180
47.Графики
3
181-182
Повторение и систематизация учебного материала
2
183
Контрольная работа № 11
по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Графики»
1
Повторение курса математики
6 класса
27
184-185
Признаки делимости
2
186
Наибольший общий делитель
1
187
Наименьшее общее кратное
1
188
Основное свойство дроби
1
189
Приведение дробей к общему знаменателю.
1
190
Сложение и вычитание дробей
1
191
Умножение и деление дробей
1
192
Нахождение дроби от числа
1
193
Нахождение числа по значению его дроби
1
194
Пропорции
1
195-196
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
2
197
Длина окружности. Площадь круга
1
198
Сложение и вычитание рациональных чисел
1
199-200
Умножение и деление рациональных чисел
2
201-202
Решение уравнений
2
203-204
Решение задач с помощью уравнений
2
205
Контрольная работа № 12 (итоговая)
1
206-210
Итоговое повторение
5