Муниципальное образовательное учреждение «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО естественно-математического цикла Протокол №___ от «___» августа 201__г. Руководитель МО /______ /А.М.Стаханов/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ /Л.В.Черникова/ Протокол № «_____» августа 201__г | « Утверждаю» Директор школы _______ /Т.В.Проскурина/ Приказ № ___ от «___» августа 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике 5 класс
Степень обучения: основное общее
Количество часов: за год 204 часа, в неделю 6 часов
Уровень: базовый
Учитель: Черникова Людмила Витальевна ( учитель математики; 1 квал. категория)
Сроки реализации программы: 201__ - 201__ учебный год
село 1-Засеймье
201__ год
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 (с последующими изменениями и дополнениями)
2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 31897);
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
4. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа».
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189,
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год».)
7. Примерной программы по математике 5-9 классы разработанной А.А.Кузнецовым, М.В. Рыжаковым, А.М.Кондаковым, обеспечена УМК для 5–го класса авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
8. Учебного плана МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа».
9. Положения о рабочей программе основного общего образования по ФГОС в МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа».
Программа содержит следующие разделы:
планируемые результаты изучения предмета.
содержание учебного предмета;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.
Личностными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Выпускник научится:
1. Понимать особенности десятичной системы счисления;
2. Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3. Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;
4. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;
5. Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6. Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;
7. Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
8. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;
9. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
10. Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
11. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
12. вычислять площадь прямоугольников.
Выпускник получит возможность:
1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями , отличными от 10;
2. Углубить и развить представление о натуральных числах как способе образования других чисел;
3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ ;
4. Научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5. Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (204 ЧАСА)
1. Натуральные числа и шкалы (18 часов)
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел (24 часа)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.Умножение и деление натуральных чисел (28 часов)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач .
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4.Площади и объемы (15 часов)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (29 часов)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (20 часов)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7.Умножение и деление десятичных дробей (30 часовы)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (19 часов)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9.Повторение. Решение задач. (20 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Класс 5
Учитель Черникова Л.В.
Количество часов по учебному плану
Всего 204 часа; в неделю 6 часов.
Плановых контрольных работ 14.
Планирование составлено на основе Примерной программы по математике 5-9 классы разработанной А.А.Кузнецовым, М.В. Рыжаковым, А.М.Кондаковым,
Учебник Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5. – М.: Мнемозина, 2014.
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата | Примечание |
план | факт | |
§1. Натуральные числа и шкалы | 18 | | | |
1 | Инструктаж по т.б. Повторение материала за курс начальной школы. | 1 | | | |
2 | Обозначение натуральных чисел | 1 | | | |
3 | Обозначение натуральных чисел | 1 | | | |
4 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 | | | |
5 | Треугольник. | 1 | | | |
6 | Входная контрольная работа. | 1 | | | |
7 | Плоскость. | 1 | | | |
8 | Прямая. | 1 | | | |
9 | Луч. | 1 | | | |
10-12 | Шкала и координаты. | 3 | | | |
13-15 | Меньше или больше. | 3 | | | |
16 | Повторение по теме «Натуральные числа и шкалы». | 1 | | | |
17 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» | 1 | | | |
18 | Повторение по теме «Натуральные числа и шкалы». | 1 | | | |
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел | 24 | | | |
19-23 | Сложение натуральных чисел и их свойства | 5 | | | |
24-27 | Вычитание натуральных чисел | 4 | | | |
28 | Повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». | 1 | | | |
29 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | | |
30 | Повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». | 1 | | | |
31-33 | Числовые и буквенные выражения | 3 | | | |
34-36 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | | | |
37-39 | Уравнение. | 3 | | | |
40 | Повторение по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | 1 | | | |
41 | Контрольная работа №3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | 1 | | | |
42 | Повторение по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | 1 | | | |
§3. Умножение и деление натуральных чисел | 28 | | | |
43-47 | Умножение натуральных чисел и их свойства | 5 | | | |
48-53 | Деление. | 6 | | | |
54-55 | Деление с остатком | 2 | | | |
56 | Повторение по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | | |
57 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | | |
58 | Повторение по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | | |
59-63 | Упрощение выражений | 5 | | | |
64-65 | Порядок выполнения действий | 2 | | | |
66 | Квадрат числа. | 1 | | | |
67 | Квадрат и куб числа | 1 | | | |
68 | Повторение по теме «Упрощение выражений» | 1 | | | |
69 | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений» | 1 | | | |
70 | Повторение по теме «Упрощение выражений» | 1 | | | |
§4. Площади и объемы | 15 | | | |
71-72 | Формулы | 2 | | | |
73-74 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 2 | | | |
75-78 | Единицы измерения площадей | 4 | | | |
79-80 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | | | |
81 | Объемы. | 1 | | | |
82 | Объем прямоугольного параллелепипеда. | 1 | | | |
83 | Повторение по теме «Площади и объемы» | 1 | | | |
84 | Контрольная работа №6 «Площади и объемы» | 1 | | | |
85 | Повторение по теме «Площади и объемы» | 1 | | | |
§5. Обыкновенные дроби | 29 | | | |
86 | Окружность | 1 | | | |
87 | Круг | 1 | | | |
88 | Доли. | 1 | | | |
89-92 | Обыкновенные дроби | 4 | | | |
93-94 | Сравнение дробей | 2 | | | |
95 | Правильные дроби | 1 | | | |
96 | Неправильные дроби | 1 | | | |
97 | Правильные и неправильные дроби | 1 | | | |
98 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | | | |
99 | Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби» | 1 | | | |
100 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | | | |
101 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | | |
102 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | | |
103 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | | |
104-106 | Деление и дроби | 3 | | | |
107-108 | Смешанные числа | 2 | | | |
109 | Сложение смешанных чисел | 1 | | | |
110 | Вычитание смешанных чисел | 1 | | | |
111 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | | | |
112 | Повторение по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | | |
113 | Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | | |
114 | Повторение по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | | |
§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 20 | | | |
115-117 | Десятичная запись дробных чисел. | 3 | | | |
118-121 | Сравнение десятичных дробей | 4 | | | |
122-124 | Сложение десятичных дробей | 3 | | | |
125-126 | Вычитание десятичных дробей | 2 | | | |
127-128 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 2 | | | |
129 | Приближенные значения чисел. | 1 | | | |
130-131 | Округление чисел. | 2 | | | |
132 | Повторение по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | | |
133 | Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | | |
134 | Повторение по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | | |
§7. Умножение и деление десятичных дробей | 30 | | | |
135-138 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 4 | | | |
139-143 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 5 | | | |
144 | Повторение по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | 1 | | | |
145 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | 1 | | | |
146 | Повторение по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | 1 | | | |
147-151 | Умножение десятичных дробей | 5 | | | |
152-158 | Деление на десятичную дробь | 7 | | | |
159-161 | Среднее арифметическое | 3 | | | |
162 | Повторение по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | | |
163 | Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | | |
164 | Повторение по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | | |
§8. Инструменты для измерений | 19 | | | |
165 | Микрокалькулятор | 1 | | | |
166-170 | Проценты | 5 | | | |
171 | Повторение по теме «Проценты» | 1 | | | |
172 | Контрольная работа №12 «Проценты» | 1 | | | |
173 | Повторение по теме «Проценты» | 1 | | | |
174 | Угол. | 1 | | | |
175 | Прямой и развернутый угол. | 1 | | | |
176 | Чертежный треугольник | 1 | | | |
177-178 | Измерение углов. Транспортир. | 2 | | | |
179 | Измерение углов. | 1 | | | |
180-181 | Круговые диаграммы | 2 | | | |
182 | Повторение по теме «Измерение углов» | 1 | | | |
183 | Контрольная работа №13 «Измерение углов» | 1 | | | |
184 | Повторение по теме «Измерение углов» | 1 | | | |
Повторение | 20 | | | |
185 | Повторение по теме «Натуральные числа и шкалы». | 1 | | | |
186 | Повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | | |
187 | Повторение по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | 1 | | | |
188 | Повторение по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | | |
189 | Повторение по теме «Упрощение выражений» | 1 | | | |
190 | Повторение по теме «Площади и объемы» | 1 | | | |
191 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | | | |
192 | Повторение по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | | |
193 | Повторение по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | | |
194-195 | Повторение по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | 2 | | | |
196-197 | Повторение по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 2 | | | |
198-199 | Повторение по теме «Проценты» | 2 | | | |
200-201 | Повторение по теме «Измерение углов» | 2 | | | |
202 | Контрольная работа №14 | 1 | | | |
203 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
204 | Итоговое занятие | 1 | | | |