СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике (5 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):

1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций  /Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.-М.: Просвещение, 2017г.

2. Математика. Дидактические материалы. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /[ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]. – М: Просвещение, 2016г.

3. Математика. Контрольные работы. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций  /[ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]. –  М.: Просвещение, 2016г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике (5 класс)»



Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:

1. Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, Фундаментального ядра содержания образования.

2. Примерной программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. Москва «Просвещение» 2011.

3. Приказа № 253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4. Математика. Сборника рабочих программ. Математика 5 – 6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/[ сост. Т.А. Бурмистрова]. - М.: Просвещение, 2018.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):

1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.-М.: Просвещение, 2017г.

2. Математика. Дидактические материалы. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /[ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]. – М: Просвещение, 2016г.

3. Математика. Контрольные работы. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /[ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]. – М.: Просвещение, 2016г.



Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.

Приоритетными целями обучения математики в 5-6 классах являются:

  • продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников;

  • подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики;

  • формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.

Изучение математики должно обеспечить:

  1. в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

2) в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для развития различных сфер человеческой деятельности;

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

3) в предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о пространственных телах;

  • формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире, о простейших вероятностных моделях;

  • развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках и анализировать её.








Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета (курса)

В 5 классе изучается раздел «Арифметика», даются начальные геометрические представления и изучаются основы комбинаторики.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.Формируют язык описания объектов окружающего мира, развивают пространственное воображение и интуицию, математическую культуру.

Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.





Раздел 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;

- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Познавательные УУД:

-умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

-умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;

-умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);

-умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД:

-развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;

- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;


Раздел 4. Планируемые результатыизучения учебного предмета, курса

В результате изучения математики на базовом уровне ученик научится /ученик получит возможность научиться:

Арифметика

• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями;

• выполнять арифметические действия с натуральными числами, сравнивать натуральные числа; находить значения числовых выражений;

• округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов;

• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

Элементы алгебры

• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;

• изображать числа точками на координатной прямой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• описания зависимостей между изученными физическими величинами, соответствующими им формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.

Геометрия

• распознавать изученные геометрические фигуры;

• изображать изученные геометрические фигуры;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке изученные пространственные тела, изображать их;

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы;

• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;

• решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.






Раздел 5. Содержание учебного предмета, курса

1.Повторение 2ч

2. Линии 8ч

Линии на плоскости. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Окружность.

Основная цель — развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.

3. Натуральные числа 12ч

Натуральные числа и нуль. Сравнение. Округление. Перебор возможных вариантов.

Основная цель — систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.

4. Действия с натуральными числами 16ч

Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Решение арифметических задач.

Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.

5. Использование свойств действий при вычислениях 12ч

Свойства арифметических действий.

Основная цель — расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.

6. Многоугольники 8ч

Угол. Острые, тупые и прямые углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники.

Основная цель — познакомить учащихся с новой геометрической фигурой — углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.

7. Делимость чисел 14ч

Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители.

Основная цель — познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости).

8. Треугольники и четырехугольники 10ч

Треугольники и их виды. Прямоугольник. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.

Основная цель — познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представления о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.




9. Дроби 18ч

Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.

Основная цель — сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.

10.. Действия с дробями 32ч

Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач.

Основная цель — научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.

11. Многогранники 10ч

Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки.

Основная цель — познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать параллелепипед и пирамиду; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

12.. Таблицы и диаграммы 8ч

Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.

Основная цель — формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.

13. Повторение 25ч


Распределение учебных часов по разделам программы

Наименование раздела, темы

Количество часов ( всего)

Из них контрольные работы

Повторение

2


Линии

8

1

Натуральные числа

12

1

Действия с натуральными числами

16

1

Использование свойств действий при вычислениях

12

1

Многоугольники

8

1

Делимость чисел

14

1

Треугольники и четырехугольники

10

1

Дроби

18

1

Действия с дробями

32

1

Многогранники

10

1

Таблицы и диаграммы

8

1

Повторение


25


1

Итого

175

12


Календарно-тематическое планирование.

5 класс (5 часов в неделю, всего 175 часов).

п/п

Пункт учебника

Раздел и основное содержание темы

коли-

чество

часов

Дата

по плану

Дата

фактически

Повторение.

2



Повторение курса математики 4 класса.

2



Линии.

8



1.1

1.2

Разнообразный мир линий. Прямая. Части прямой. Ломаная.

2



1.3

Длина линии.

2



1.4

Окружность.

2



1.4

Окружность.

Контрольная работа по теме: "Линии".

2



Натуральные числа.

12



2.1

Как записывают и читают натуральные числа.

2



2.2

Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел.

2



2.3

Числа и точки на прямой.

2



2.4

Округление натуральных чисел.

2



2.5

Решение комбинаторных задач.

2



2.5

Решение комбинаторных задач.

Контрольная работа по теме: "Натуральные числа".

2



Действия с натуральными числами.

16



3.1

Сложение и вычитание.

2



3.2

Умножение и деление.

2



3.2

Умножение и деление.

2



3.2

Умножение и деление.

2



3.3

Порядок действий в вычислениях.

2



3.5

Задачи на движение.

2



3.5

Задачи на движение.

2



3.5

Задачи на движение.

Контрольная работа по теме: "Действия с натуральными числами".

2



Использование свойств действий при вычислениях.

12



4.1

Свойства сложения и умножения.

2



4.2

Распределительное свойство.

2



4.3

Задачи на части.

2



4.4

Задачи на уравнивание.

2



4.4

Задачи на уравнивание.

2



4.4

Задачи на уравнивание.

Контрольная работа по теме: "Свойства действий при вычислениях".

2



Углы и многоугольники.

8



5.1

Как обозначают и сравнивают углы.

2



5.2

Измерение углов.

2



5.3

Ломаные и многоугольники.

2



5.3

Ломаные и многоугольники.

Контрольная работа по теме: "Углы и многоугольники".

2



Делимость чисел.

14



6.1

Делители и кратные.

2



6.2

Простые и составные числа.

2



6.3

Свойства делимости.

2



6.4

Признаки делимости.

2



6.5

Деление с остатком.

2



6.5

Деление с остатком.

2



6.5

Деление с остатком.

Контрольная работа по теме: "Делимость чисел".

2



Треугольники и четырехугольники.

10



7.1

Треугольники и их виды.

2



7.2

Прямоугольники.

2



7.3

Равенство фигур.

2



7.4

Площадь прямоугольника.

2



7.4

Площадь прямоугольника.

Контрольная работа по теме: "Треугольники и четырехугольники".

2



Дроби.

18



8.1

Доли.

2



8.2

Что такое дробь.

2



8.3

Основное свойство дроби.

2



8.3

Основное свойство дроби.

2



8.4

Приведение дробей к общему знаменателю.

2



8.5

Сравнение дробей.

2



8.5

Сравнение дробей.

2



8.6

Натуральные числа и дроби.

2



8.6

Натуральные числа и дроби.

Контрольная работа по теме: "Дроби".

2



Действия с дробями.

32



9.1

Сложение и вычитание дробей.

2



9.1

Сложение и вычитание дробей.

2



9.2

Смешанные дроби.

2



9.2

Смешанные дроби.

2



9.3

Сложение и вычитание смешанных дробей.

2



9.3

Сложение и вычитание смешанных дробей.

2



9.3

Сложение и вычитание смешанных дробей.

2



9.4

Умножение дробей.

2



9.4

Умножение дробей.

2



9.5

Деление дробей.

2



9.5

Деление дробей.

2



9.6

Нахождение части целого и целого по его части.

2



9.6

Нахождение части целого и целого по его части.

2



9.7

Задачи на совместную работу.

2



9.7

Задачи на совместную работу.

2



9.7

Задачи на совместную работу.

Контрольная работа по теме: "Действия с дробями".

2



Многогранники.

10



10.1

Геометрические тела и их изображение.

2



10.2

Параллелепипед.

2



10.3

Объем параллелепипеда.

2



10.4

Пирамида.

2



10.4

Пирамида.

Контрольная работа по теме: "Многогранники".

2



Таблицы и диаграммы.

8



11.1

Чтение и составление таблиц.

2



11.2

Диаграммы.

2



11.3

Опрос общественного мнения.

2



11.3

Опрос общественного мнения.

Контрольная работа по теме: "Таблицы и диаграммы".

2



Повторение.

24




Повторение по теме: «Действия с натуральными числами».

2




Повторение по теме: «Порядок действий в вычислениях».

2




Повторение по теме: «Действия с обыкновенными дробями. Сложение и вычитание».

2




Повторение по теме: «Действия с обыкновенными дробями. Сложение и вычитание».

2




Повторение по теме: «Действия с обыкновенными дробями. Умножение и деление».

2




Повторение по теме: «Действия с обыкновенными дробями. Умножение и деление».

2




Итоговая контрольная работа.

2




Повторение по теме: «Решение задач на части».

2




Повторение по теме: «Решение задач на движение».

2




Повторение по теме: «Решение задач на уравнивание».

2




Повторение по теме: «Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части».

2




Повторение по теме: «Решение задач  перебором возможных вариантов».

2





























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя

    1. Математика: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина: М.: Просвещение, 2017.

    2. Математика. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Бунимович Е. А. и др. – М.: Просвещение, 2014.

    3. Математика: дидактические материалы для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Г. В. Дорофеев и др. – М.: Просвещение, 2016.

    4. Математика. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [С. Б.Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова.] –– М. : Просвещение, 2013.

    5. ЦОРы к учебникам по математике для 5 класса авторов Зубаревой И. И., Волович М

    6. .Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса / Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса , 2010

7. Устные проверочные и зачетные работы по математике для 5-6 классов/ Ершова А. П., Голобородько В. В. М., Илекса, 2010

8. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс/ Сост.Л. П. Попова. 2011.

Для обучающихся

    1. Математика: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина: М.: Просвещение, 2015 г.

Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран


Электронные образовательные ресурсы

Наименование сайтов

• www.1september.ru

• www.math.ru

• www.allmath.ru

• www.uztest.ru

• http://schools.techno.ru/tech/index.html

• http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html

• http://methmath.chat.ru/index.html

• http://www.mathnet.spb.ru/