Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, Фундаментального ядра содержания образования.
2. Примерной программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. Москва «Просвещение» 2011.
3. Приказа № 253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
4. Математика. Сборника рабочих программ. Математика 5 – 6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/[ сост. Т.А. Бурмистрова]. - М.: Просвещение, 2018.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):
1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.-М.: Просвещение, 2017г.
2. Математика. Дидактические материалы. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /[ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]. – М: Просвещение, 2016г.
3. Математика. Контрольные работы. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /[ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]. – М.: Просвещение, 2016г.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Приоритетными целями обучения математики в 5-6 классах являются:
продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников;
подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики;
формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.
Изучение математики должно обеспечить:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
2) в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для развития различных сфер человеческой деятельности;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
3) в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;
формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о пространственных телах;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире, о простейших вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках и анализировать её.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
В 5 классе изучается раздел «Арифметика», даются начальные геометрические представления и изучаются основы комбинаторики.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.Формируют язык описания объектов окружающего мира, развивают пространственное воображение и интуицию, математическую культуру.
Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Познавательные УУД:
-умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
-умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
-умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
-умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД:
-развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;
Раздел 4. Планируемые результатыизучения учебного предмета, курса
В результате изучения математики на базовом уровне ученик научится /ученик получит возможность научиться:
Арифметика
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями;
• выполнять арифметические действия с натуральными числами, сравнивать натуральные числа; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
Элементы алгебры
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
• изображать числа точками на координатной прямой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания зависимостей между изученными физическими величинами, соответствующими им формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
Геометрия
• распознавать изученные геометрические фигуры;
• изображать изученные геометрические фигуры;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке изученные пространственные тела, изображать их;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы;
• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;
• решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
Раздел 5. Содержание учебного предмета, курса
1.Повторение 2ч
2. Линии 8ч
Линии на плоскости. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Окружность.
Основная цель — развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.
3. Натуральные числа 12ч
Натуральные числа и нуль. Сравнение. Округление. Перебор возможных вариантов.
Основная цель — систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
4. Действия с натуральными числами 16ч
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Решение арифметических задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
5. Использование свойств действий при вычислениях 12ч
Свойства арифметических действий.
Основная цель — расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.
6. Многоугольники 8ч
Угол. Острые, тупые и прямые углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники.
Основная цель — познакомить учащихся с новой геометрической фигурой — углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.
7. Делимость чисел 14ч
Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители.
Основная цель — познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости).
8. Треугольники и четырехугольники 10ч
Треугольники и их виды. Прямоугольник. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представления о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.
9. Дроби 18ч
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.
Основная цель — сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.
10.. Действия с дробями 32ч
Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач.
Основная цель — научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.
11. Многогранники 10ч
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки.
Основная цель — познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать параллелепипед и пирамиду; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.
12.. Таблицы и диаграммы 8ч
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.
Основная цель — формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
13. Повторение 25ч
Распределение учебных часов по разделам программы
Наименование раздела, темы | Количество часов ( всего) | Из них контрольные работы |
Повторение | 2 | |
Линии | 8 | 1 |
Натуральные числа | 12 | 1 |
Действия с натуральными числами | 16 | 1 |
Использование свойств действий при вычислениях | 12 | 1 |
Многоугольники | 8 | 1 |
Делимость чисел | 14 | 1 |
Треугольники и четырехугольники | 10 | 1 |
Дроби | 18 | 1 |
Действия с дробями | 32 | 1 |
Многогранники | 10 | 1 |
Таблицы и диаграммы | 8 | 1 |
Повторение | 25 | 1 |
Итого | 175 | 12 |
Календарно-тематическое планирование.
5 класс (5 часов в неделю, всего 175 часов).
№ п/п | Пункт учебника | Раздел и основное содержание темы | коли- чество часов | Дата по плану | Дата фактически |
Повторение. | 2 | |
-
| | Повторение курса математики 4 класса. | 2 | | |
Линии. | 8 | | |
-
| 1.1 1.2 | Разнообразный мир линий. Прямая. Части прямой. Ломаная. | 2 | | |
-
| 1.3 | Длина линии. | 2 | | |
-
| 1.4 | Окружность. | 2 | | |
-
| 1.4 | Окружность. Контрольная работа по теме: "Линии". | 2 | | |
Натуральные числа. | 12 | | |
-
| 2.1 | Как записывают и читают натуральные числа. | 2 | | |
-
| 2.2 | Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. | 2 | | |
-
| 2.3 | Числа и точки на прямой. | 2 | | |
-
| 2.4 | Округление натуральных чисел. | 2 | | |
-
| 2.5 | Решение комбинаторных задач. | 2 | | |
-
| 2.5 | Решение комбинаторных задач. Контрольная работа по теме: "Натуральные числа". | 2 | | |
Действия с натуральными числами. | 16 | | |
-
| 3.1 | Сложение и вычитание. | 2 | | |
-
| 3.2 | Умножение и деление. | 2 | | |
-
| 3.2 | Умножение и деление. | 2 | | |
-
| 3.2 | Умножение и деление. | 2 | | |
-
| 3.3 | Порядок действий в вычислениях. | 2 | | |
-
| 3.5 | Задачи на движение. | 2 | | |
-
| 3.5 | Задачи на движение. | 2 | | |
-
| 3.5 | Задачи на движение. Контрольная работа по теме: "Действия с натуральными числами". | 2 | | |
Использование свойств действий при вычислениях. | 12 | | |
-
| 4.1 | Свойства сложения и умножения. | 2 | | |
-
| 4.2 | Распределительное свойство. | 2 | | |
-
| 4.3 | Задачи на части. | 2 | | |
-
| 4.4 | Задачи на уравнивание. | 2 | | |
-
| 4.4 | Задачи на уравнивание. | 2 | | |
-
| 4.4 | Задачи на уравнивание. Контрольная работа по теме: "Свойства действий при вычислениях". | 2 | | |
Углы и многоугольники. | 8 | | |
-
| 5.1 | Как обозначают и сравнивают углы. | 2 | | |
-
| 5.2 | Измерение углов. | 2 | | |
-
| 5.3 | Ломаные и многоугольники. | 2 | | |
-
| 5.3 | Ломаные и многоугольники. Контрольная работа по теме: "Углы и многоугольники". | 2 | | |
Делимость чисел. | 14 | | |
-
| 6.1 | Делители и кратные. | 2 | | |
-
| 6.2 | Простые и составные числа. | 2 | | |
-
| 6.3 | Свойства делимости. | 2 | | |
-
| 6.4 | Признаки делимости. | 2 | | |
-
| 6.5 | Деление с остатком. | 2 | | |
-
| 6.5 | Деление с остатком. | 2 | | |
-
| 6.5 | Деление с остатком. Контрольная работа по теме: "Делимость чисел". | 2 | | |
Треугольники и четырехугольники. | 10 | | |
-
| 7.1 | Треугольники и их виды. | 2 | | |
-
| 7.2 | Прямоугольники. | 2 | | |
-
| 7.3 | Равенство фигур. | 2 | | |
-
| 7.4 | Площадь прямоугольника. | 2 | | |
-
| 7.4 | Площадь прямоугольника. Контрольная работа по теме: "Треугольники и четырехугольники". | 2 | | |
Дроби. | 18 | | |
-
| 8.1 | Доли. | 2 | | |
-
| 8.2 | Что такое дробь. | 2 | | |
-
| 8.3 | Основное свойство дроби. | 2 | | |
-
| 8.3 | Основное свойство дроби. | 2 | | |
-
| 8.4 | Приведение дробей к общему знаменателю. | 2 | | |
-
| 8.5 | Сравнение дробей. | 2 | | |
-
| 8.5 | Сравнение дробей. | 2 | | |
-
| 8.6 | Натуральные числа и дроби. | 2 | | |
-
| 8.6 | Натуральные числа и дроби. Контрольная работа по теме: "Дроби". | 2 | | |
Действия с дробями. | 32 | | |
-
| 9.1 | Сложение и вычитание дробей. | 2 | | |
-
| 9.1 | Сложение и вычитание дробей. | 2 | | |
-
| 9.2 | Смешанные дроби. | 2 | | |
-
| 9.2 | Смешанные дроби. | 2 | | |
-
| 9.3 | Сложение и вычитание смешанных дробей. | 2 | | |
-
| 9.3 | Сложение и вычитание смешанных дробей. | 2 | | |
-
| 9.3 | Сложение и вычитание смешанных дробей. | 2 | | |
-
| 9.4 | Умножение дробей. | 2 | | |
-
| 9.4 | Умножение дробей. | 2 | | |
-
| 9.5 | Деление дробей. | 2 | | |
-
| 9.5 | Деление дробей. | 2 | | |
-
| 9.6 | Нахождение части целого и целого по его части. | 2 | | |
-
| 9.6 | Нахождение части целого и целого по его части. | 2 | | |
-
| 9.7 | Задачи на совместную работу. | 2 | | |
-
| 9.7 | Задачи на совместную работу. | 2 | | |
-
| 9.7 | Задачи на совместную работу. Контрольная работа по теме: "Действия с дробями". | 2 | | |
Многогранники. | 10 | | |
-
| 10.1 | Геометрические тела и их изображение. | 2 | | |
-
| 10.2 | Параллелепипед. | 2 | | |
-
| 10.3 | Объем параллелепипеда. | 2 | | |
-
| 10.4 | Пирамида. | 2 | | |
-
| 10.4 | Пирамида. Контрольная работа по теме: "Многогранники". | 2 | | |
Таблицы и диаграммы. | 8 | | |
-
| 11.1 | Чтение и составление таблиц. | 2 | | |
-
| 11.2 | Диаграммы. | 2 | | |
-
| 11.3 | Опрос общественного мнения. | 2 | | |
-
| 11.3 | Опрос общественного мнения. Контрольная работа по теме: "Таблицы и диаграммы". | 2 | | |
Повторение. | 24 | | |
-
| | Повторение по теме: «Действия с натуральными числами». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Порядок действий в вычислениях». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Действия с обыкновенными дробями. Сложение и вычитание». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Действия с обыкновенными дробями. Сложение и вычитание». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Действия с обыкновенными дробями. Умножение и деление». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Действия с обыкновенными дробями. Умножение и деление». | 2 | | |
-
| | Итоговая контрольная работа. | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Решение задач на части». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Решение задач на движение». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Решение задач на уравнивание». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части». | 2 | | |
-
| | Повторение по теме: «Решение задач перебором возможных вариантов». | 2 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя
Математика: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина: М.: Просвещение, 2017.
Математика. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Бунимович Е. А. и др. – М.: Просвещение, 2014.
Математика: дидактические материалы для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Г. В. Дорофеев и др. – М.: Просвещение, 2016.
Математика. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [С. Б.Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова.] –– М. : Просвещение, 2013.
ЦОРы к учебникам по математике для 5 класса авторов Зубаревой И. И., Волович М
.Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса / Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса , 2010
7. Устные проверочные и зачетные работы по математике для 5-6 классов/ Ершова А. П., Голобородько В. В. М., Илекса, 2010
8. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс/ Сост.Л. П. Попова. 2011.
Для обучающихся
Математика: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина: М.: Просвещение, 2015 г.
Технические средства обучения |
Компьютер |
Мультимедийный проектор |
Экран |
|
Электронные образовательные ресурсы |
Наименование сайтов • www.1september.ru • www.math.ru • www.allmath.ru • www.uztest.ru • http://schools.techno.ru/tech/index.html • http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html • http://methmath.chat.ru/index.html • http://www.mathnet.spb.ru/ |