Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с. и Рабочую тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
Рабочая программа по математике рассчитана на170 час,5 часов в неделю.
.
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- различать радиус и диаметр.
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);
- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
- чертить треугольник по трем данным сторонам.
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Виды учебной деятельности | Планируемый результат | Коррекционная работа | Дата |
План | Факт |
Сотня |
1-2-3 | 3 | Повторение. Нумерация чисел в пределах 100. | Повторить нумерацию в пределах100; закрепить знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке. Чтение и запись под диктовку | Знать: десятичный состав в пределах 100, алгоритм выполнения основных математических действий; Уметь: выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100, сравнивать числа в пределах 100, считать, присчитывать и отсчитывать различные разрядные единицы в пределах 100; | Развитие математической речи учащихся, активности и внимания; воспитание работоспособности. | 01.09. 04.09 05.09 | 04.09 05.09 |
4-5 | 2 | Геометрический материал. Линия, отрезок, луч. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практические упражнения в черчении отрезков, прямых, лучей | Знать: луч, отрезок, линия; Уметь: строить луч, отрезок | Коррекция внимания, развитие точности, воспитание аккуратности; развитие пространственных представлений, умение мыслить, сопоставлять и сравнивать; формирование логического мышления. | 06.09 07.09 | 06.09 07.09 |
6-7 | 2 | Нахождение неизвестного слагаемого. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на нахождение неизвестных компонентов сложения. Оформление результатов работы | Знать: десятичный состав в пределах 100, алгоритм выполнения основных математических действий; Уметь: выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100, сравнивать числа в пределах 100, считать, присчитывать и отсчитывать различные разрядные единицы в пределах 100 | Развитие мышления; воспитание навыков самоконтроля.. | 08.09 11.09 | 08.09 11.09 |
8-9-10 | 3 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. Анализ задач. Выделение в задаче основных положений | Развитие мышления через тестовое; воспитание терпеливости | 12.09 13.09 14.09 | 12.09 13.09 14.09 |
11-12-13 | 3 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на нахождение неизвестного вычитаемого. Самостоятельная работа с учебником. | Развитие математической речи; воспитание навыков самоконтроля | 15.09 18.09 19.09 | 15.09 18.09 19.09 |
14 | 1 | Контрольная работа по теме: «Сотня». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом | Знать: материал Уметь : самостоятельно работать 26 | Развитие самостоятельности, аккуратности. | 20.09 | 20.09 |
15-16-17 | 3 | Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Устное решение примеров. | Знать: десятичный состав в пределах 100, алгоритм выполнения основных математических действий; Уметь: выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100, сравнивать числа в пределах 100, считать, присчитывать и отсчитывать различные разрядные единицы в пределах 100 | Развитие точности и четкости в записи; воспитание аккуратности. Формирование реального представления о единицах измерения массы; воспитание навыков самоконтроля. | 21.09 22.09 25.09 | 21.09 22.09 25.09 |
тысяча |
18-19-20 | 3 | Нумерация чисел в пределах 1000. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Изучение нумерации | Знать: класс единиц, разряды в классе единиц, состав чисел в пределах 1000, нумерация римских цифр, меры стоимости, длины, массы; Уметь: выполнять устное сложение и вычитание в пределах 100; читать и записывать под диктовку числа в пределах 1000, сравнивать числа в пределах 1000, выполнять преобразования чисел полученных при измерении, решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составлять задачи | Развитие математической речи через игру «Продолжи ряды»; воспитание интереса к математике | 26.09 27.09 28.09 | 26.09 27.09 28.09 |
21-22 | 2 | Округление чисел до десятков и сотен. | Изучение нумерации, разрядных единиц. Округление чисел. Решение задач. | Развивать умения планировать свою деятельность. | 29.09 02.10 | 29.09 02.10 03.10 |
23-24 | 2 | Римская нумерация. | Слушание объяснений учителя. Изучение римской нумерации. Решение примеров и задач | Развитие словаря через знакомство с математическими терминами. | 03.10 04.10 | 03.10 04.10 |
25-26-27 | 3 | Меры стоимости, длины и массы. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом. Решение задач. | Развитие глазомера, внимания, памяти. Развитие чувства времени и длительности его. | | |
28-29-30-31 | 5 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы. | Решение примеров на сложение чисел, полученных при измерении. Решение и анализ задач. | Развитие точности и четкости в записи; воспитание аккуратности. Формирование реального представления о единицах измерения массы; воспитание навыков самоконтроля. | | |
32-33-34 | 3 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | Развитие математического мышления, воспитание трудолюбия. | | |
35 | 1 | Контрольная работа по теме: «Тысяча». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | Знать: материал Уметь : самостоятельно работать | Развитие аккуратности, самоконтроля. | | |
36-37-38 | 3 | Геометрический материал. Углы. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практические упражнения в построении углов. | Знать: углы Уметь: строить углы | Развитие математического мышления через задание на построение геом. фигур; развитие графических умений; воспитание аккуратности. | | |
39-40-41-42 | 4 | Сложение и вычитание без перехода через разряд | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Решение примеров и задач. | Знать: алгоритмы сложения и вычитания с переходом через разряд. Уметь: выполнять действия, проверку действий сложения и вычитания. -решать простые и составные задачи. -устанавливать порядок действий. -выполнять устное(+ ,-)пределах 100 с переходом через разряд. | Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости. | | |
43-44-45 | 3 | Геометрический материал. Периметр многоугольника. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение многоугольников. | Знать: геометрические фигуры; Уметь: различать и называть многоугольники и находить его периметр , геометрические тела | Развитие мышления, воображения, устойчивого интереса к знаниям. | | |
46-47-48-49 | 4 | Геометрический материал. Треугольники. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | Знать: виды треугольников по величине углов и длине сторон; Уметь: строить треугольник по заданным сторонам; различать радиус и диаметр; | Развитие пространственных представлений; воспитание целенаправленности. | | |
50-51 | 2 | Разностное сравнение чисел. | Решение примеров. Чтение и составление краткой записи задачи | Уметь: решать простые задачи на кратное и разностное сравнение чисел | Коррекция мышления; воспитание наблюдательности. | | |
52-53 | 2 | Кратное сравнение чисел | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | Коррекция мышления; воспитание аккуратности. | | |
54 | 1 | Контрольная работа по теме: «Сравнение чисел». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | Знать: материал Уметь : самостоятельно работать | Развитие аккуратности, самоконтроля | | |
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд |
55-56-57-58 | 4 | Сложение с переходом через разряд. | Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. | Знать: алгоритмы сложения и вычитания с переходом через разряд. Уметь: выполнять действия, проверку действий сложения и вычитания. -решать простые и составные задачи. -устанавливать порядок действий. -выполнять устное(+ ,-)пределах 100 с переходом через разряд. | Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости. | | |
59-60 | 2 | Вычитание с переходом через разряд. | Слушание объяснений учителя. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. | Развивать вычислительные навыки; воспитание аккуратности. | | |
62-63-64 | 3 | Сложение и вычитание с переходом через разряд | Слушание объяснений учителя. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. | Развивать вычислительные навыки; воспитание аккуратности. | | |
65 | 1 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание с переходом через разряд». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | Знать: материал Уметь : самостоятельно работать | Коррекция настойчивости, самостоятельности. | | |
66-67 | 2 | Геометрический материал. Различение треугольников по видам углов. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | Знать: виды треугольников их свойства, элементы. Уметь: строить треугольники по заданным данным, определять виды треугольников по длинам сторон и видам углов | Учить анализировать ход выполнения работы; развивать пространственное мышление.. | | |
68-69-70 | 3 | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | Знать: алгоритмы сложения и вычитания с переходом через разряд. Уметь: выполнять действия, проверку действий сложения и вычитания. -решать простые и составные задачи. -устанавливать порядок действий. -выполнять устное(+ ,-)пределах 100 с переходом через разряд. | Коррекция логического мышления. | | |
71-72 | 2 | Геометрический материал. Различение треугольников по длинам сторон. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | Знать: виды треугольников их свойства, элементы. Уметь: строить треугольники по заданным данным, определять виды треугольников по длинам сторон и видам углов | Учить анализировать ход выполнения работы; развивать пространственное мышление | | |
Обыкновенные дроби |
73-74-75-76 | 4 | Образование дробей. | Работа с обыкновенными дробями. Решение задач. | Знать: дроби и их виды; Уметь: решать простые задачи на нахождение неизвестного числа. | . Развивать внимание, воспитывать наблюдательность. | | |
77-78-79-80 | 4 | Сравнение дробей. | Работа с обыкновенными дробями. Сравнение дробей. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение задач. | Коррекция переключаемости и распределения внимания. | | |
81-82-83 | 3 | Правильные и неправильные дроби. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя | Знать: дроби и их виды; Уметь: решать простые задачи на нахождение неизвестного числа. | Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости. | | |
84 | 1 | Контрольная работа по теме: «Обыкновенные дроби». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | Знать: материал Уметь : самостоятельно работать | Развитие математического мышления, внимания; воспитание навыков самоконтроля. Учить анализировать ход работы. | | |
85-86-87-88 | 4 | Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | Знать: меры стоимости, длины, времени, массы, -римские цифры; Уметь: умножать и делить на 10,100. | Коррекция мелкой моторики рук. Развитие памяти, воображения и мышления, пространственной ориентировки. | | |
89-90-91-92 | 4 | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. | Знать: меры стоимости, длины, времени, массы, -римские цифры; Уметь: умножать и делить на 10,100. определять время по часам тремя способами. | Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти. | | |
93-94-95-96 | 4 | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена мелких мер крупными. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | Коррекция переключаемости и распределения внимания. | | |
97-98 | 2 | Меры времени. Год. | Оформление результатов работы. - ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения. | Знать: времена года Уметь:определять время по часам тремя способами. | Развитие словаря через знакомство с математическими терминами. | | |
99-100-101-102 | 4 | Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | Знать: таблицу умножения Уметь: умножать и делить двухзначные и трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд, выполнять проверку действий; | Развитие памяти, воображения и мышления, пространственной ориентировки. | | |
103-104-105-106-107-108-109 | 7 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | Планирование последовательности практических действий с помощью учителя. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. | Знать: таблицу умножения Уметь: умножать и делить двухзначные и трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд, выполнять проверку действий; | Коррекция произвольного внимания. | | |
110 | 1 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел без перехода через разряд». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | Знать: материал Уметь : самостоятельно работать | Коррекция настойчивости, самостоятельности. | | |
111-112-113-114 115-116-117-118 | 8 | Проверка умножения и деления | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | Знать: таблицу умножения Уметь: умножать и делить двухзначные и трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд, выполнять проверку действий; | Коррекция переключаемости и распределения внимания. | | |
119-120-121-122-123-124-125 | 7 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | Знать: таблицу умножения Уметь: умножать и делить двухзначные и трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд, выполнять проверку действий; | Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости. | | |
126 | 1 | Контрольная работа «Умножение и деление чисел с переходом через разряд». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом | Знать: материал Уметь : самостоятельно работать | Коррекция настойчивости, самостоятельности. | | |
127-128-129-130-131-132 | 6 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | Знать: таблицу умножения Уметь: умножать и делить двухзначные и трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд, выполнять проверку действий; | Коррекция логического мышления. | | |
133-134 | 2 | Геометрический материал. Построение треугольников. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | Знать: виды треугольников по величине углов и длине сторон; Уметь: строить треугольник по заданным сторонам; различать радиус и диаметр; | Развитие понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии. | | |
135-136-137 | 3 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | Решение примеров и задач. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Знать: таблицу умножения Уметь: умножать и делить двухзначные и трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд, выполнять проверку действий; | Развитие умения группировать предметы, находить сходства и различие. Развитие мышления. | | |
138-139 | 2 | Геометрический материал. Круг, окружность. Линии в круге. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение круга, окружности | Знать: виды треугольников по величине углов и длине сторон; Уметь: строить треугольник по заданным сторонам; различать радиус и диаметр; | Развитие пространственной ориентировки. | | |
140 | 1 | Геометрический материал. Масштаб. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение геометрических фигур в заданном масштабе | Активизация долговременной памяти при работе с геом. материалом; развитие пространственной ориентировки | | |
| Все действия в пределах 1000 |
141-166 | 25 | Повторение пройденного. | Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. | Знать: алгоритмы арифметических действий. Уметь: выполнять сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000; чертить | Коррекция произвольного внимания. | | |
167 | 2 | Годовая контрольная работа. | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом | Знать: материал Уметь : самостоятельно работать | Развитие самостоятельности, аккуратности. | | |
168-169-170 | 3 | Геометрический материал. Повторение пройденного. | Разгадывание ребусов, загадок. Работа с геометрическим материалом. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | Знать:геометрические фигуры; Уметь: различать и называть многоугольники; геометрические тела | Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти. | | |