МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественно – математических дисциплин Протокол от __________2020г №________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________М.В.Рыбина __________2020г | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________О.И.Сладкевич __________2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Базовый уровень
в 5 классе
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель рабочей программы: Рыбина М.В.
Горловка
2020 год
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5 классов составлена в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Математика». 5-6 классы / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 35 с., с Учебным планом МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 120-НП).
Данная рабочая программа реализуется по учебнику: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2016.
Согласно Учебному плану МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42» на изучение математики в 5 классе выделено 5 часов в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
В 5 КЛАССЕ
Класс | Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
5 | Обобщение и систематизация программного материала начальной школы | 15 |
Натуральные числа и нуль | 25 |
Измерение величин | 17 |
Делимость натуральных чисел | 23 |
Обыкновенные дроби | 72 |
Обобщение и систематизация программного материала за год | 18 |
Резерв | 5 |
Всего | 175 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ, С УЧЕТОМ РАЗБИЕНИЯ ИХ НА ЛОГИЧЕСКИ ЗАВЕРШЕННЫЕ БЛОКИ ЗНАНИЙ (ПОДТЕМЫ). КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
5 класс | 175 | 15 |
1 | Обобщение и систематизация программного материала начальной школы | 15 | 1 (ДКР) |
2 | Натуральные числа и нуль | 25 | 3 |
| - Сложение и вычитание натуральных чисел | 8 | 1 |
| - Умножение и деление натуральных чисел | 8 | 1 |
| - Решение задач на умножение и деление натуральных чисел | 9 | 1 |
3 | Измерение величин | 17 | 2 |
| - Простейшие геометрические фигуры и тела | 8 | 1 |
| - Площади и объемы геометрических фигур и тел | 9 | 1 |
4 | Делимость натуральных чисел | 23 | 2 |
| - Делимость натуральных чисел | 11 | 1 |
| - Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное | 12 | 1 |
5 | Обыкновенные дроби | 72 | 6 |
| - Понятия обыкновенных дробей | 12 | 1 |
| - Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 13 | 1 |
| - Умножение и деление обыкновенных дробей | 11 | 1 |
| - Решение задач на умножение и деление обыкновенных дробей | 12 | 1 |
| - Сложение и вычитание смешанных дробей | 12 | 1 |
| - Умножение и деление смешанных дробей | 12 | 1 |
6 | Обобщение и систематизация программного материала за год | 18 | 1 (ГКР) |
7 | Резерв | 5 | |
ДКР – диагностическая контрольная работа; ГКР – годовая контрольная работа.
СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Недельная нагрузка | Класс | Предмет | Количество часов |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
5 часов | 5 | математика | 40 | 40 | 48 | 47 | 175 |
ПРИМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Класс | Предмет | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого |
5 | Математика | 4 | 4 | 4 | 3 | 15 |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Диагностические контрольные работы (ДКР), которые проводятся в начале учебного года с целью определения готовности обучающихся в данном классе по соответствующим содержательным линиям программного материала за предыдущие годы.
Результаты ДКР свидетельствуют только об уровне готовности обучения каждого обучающегося в данном классе и его начальном показателе для дальнейшего отслеживания результатов обучения. Поэтому результаты ДКР не учитываются при выставлении в журнале за четверть (семестр). Однако, все итоговые результаты обучения в течение года сравниваются с результатами ДКР, которые свидетельствуют о положительной динамике в продвижении учебных достижений по каждому ученику.
Тематические контрольные работы, которые свидетельствуют о результатах усвоения всей темы. Эти контрольные работы должны быть выполнены обязательно.
Годовая контрольная работа, которая свидетельствуют о результатах качества знаний обучающихся на конец изучения математики в 5 классе.
Самостоятельные работы – это деятельность школьников, которая направлена на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, развивающая мыслительную и творческую активность детей, формирующая произвольное внимание и умение сосредоточенно игнорировать происходящее вокруг, исключающая формальное выполнение задания и проводящаяся без непосредственного участия педагога.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
- Обучающие.
- Тренировочные.
- Закрепляющие.
- Повторительные.
- Развивающие.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС
5 часов в неделю, всего – 175 ч:
Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/
С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2016.
№п\п | Дата проведения урока | Тема урока | |
| План | Факт | |
І четверть (40 часов) |
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (15 часов) |
1 | | | Чтение и запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. | |
2 | | | Единицы длины. Решение примеров с именованными числами. | |
3 | | | Единицы массы. Решение примеров с именованными числами. | |
4 | | | Единицы времени. Решение примеров с именованными числами. | |
5 | | | Устное и письменное сложение и вычитание многозначных чисел. | |
6 | | | Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. | |
7 | | | Письменное умножение многозначных чисел. | |
8 | | | Письменное деление многозначных чисел. | |
9 | | | Письменное деление многозначных чисел. | |
10 | | | Решение уравнений. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | |
11 | | | Решение уравнений. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | |
12 | | | Решение задач на движение. | |
13 | | | Решение задач на движение. | |
14 | | | Диагностическая контрольная работа. | |
15 | | | Анализ диагностической контрольной работы. Решение задач и уравнений. | |
1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (8 часов) |
16 | | | Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел. | п. 1.1., 1.2 |
17 | | | Сравнение натуральных чисел. | п. 1.3 |
18 | | | Сложение Законы сложения. | п. 1.4, 1.9 |
19 | | | Вычитание натуральных чисел. | п. 1.5, 1.9 |
20 | | | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. | п. 1.6 |
21 | | | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. | п. 1.6 |
22 | | | Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа и нуль. Сложение и вычитание натуральных чисел». | |
23 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач с помощью сложения и вычитания. | |
2. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (8 часов) |
24 | | | Умножение, законы умножения. | п. 1.7 |
25 | | | Распределительный закон | п. 1.8 |
26 | | | Умножение чисел столбиком | п. 1.10 |
27 | | | Степень с натуральным показателем | п. 1.11 |
28 | | | Деление нацело | п. 1.12 |
29 | | | Решение задач с помощью умножения и деления. | п. 1.13 |
30 | | | Контрольная работа № 2 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». | |
31 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (9 часов) |
32 | | | Задачи «на части». | п. 1.14 |
33 | | | Задачи «на части». | п. 1.14 |
34 | | | Деление с остатком. | п. 1.15 |
35 | | | Числовые выражения. | п. 1.16 |
36 | | | Нахождение двух чисел по их сумме и разности. | п. 1.17 |
37 | | | Решение задач. Самостоятельная работа. | |
38 | | | Решение задач. | |
39 | | | Контрольная работа № 3 по теме: «Решение задач на умножение и деление натуральных чисел». | |
40 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
II четверть (40 часов) |
4. ПРОСТЕЙШИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ТЕЛА. (8 ЧАСОВ) |
41 | | | Прямая. Луч. Отрезок. Измерение отрезков. | п. 2.1, 2.2 |
42 | | | Метрические единицы длины. | п. 2.3 |
43 | | | Представление натуральных чисел на координатном луче. | п. 2.4 |
44 | | | Окружность и круг. Сфера и шар. | п. 2.5 |
45 | | | Углы. Измерение углов. | п. 2.6 |
46 | | | Решение задач. | |
47 | | | Контрольная работа № 4 по теме: «Простейшие геометрические фигуры и тела». | |
48 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
5. ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ТЕЛ (9 часов) |
49 | | | Треугольники. | п. 2.7 |
50 | | | Четырехугольники. Площадь прямоугольника. Единицы площади. | п. 2.8, 2.9 |
51 | | | Прямоугольный параллелепипед. | п. 2.10 |
52 | | | Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. | п. 2.11 |
53 | | | Единицы массы. Единицы времени. | п. 2.12, 2.13 |
54 | | | Задачи на движение. | 2.14 |
55 | | | Решение задач. | |
56 | | | Контрольная работа № 5 по теме: «Площади и объемы геометрических фигур и тел». | |
57 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
6. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (11 часов) |
58 | | | Свойства делимости. | п. 3.1 |
59 | | | Свойства делимости. | п. 3.1 |
60 | | | Признаки делимости. | п. 3.2 |
61 | | | Признаки делимости. | п. 3.2 |
62 | | | Признаки делимости. Самостоятельная работа. | п. 3.2 |
63 | | | Простые и составные числа. | п. 3.3 |
64 | | | Делители натурального числа. | п. 3.4 |
65 | | | Решение задач с использованием свойств и признаков делимости. | |
66 | | | Решение задач с использованием свойств и признаков делимости. | |
67 | | | Контрольная работа № 6 по теме: «Делимость натуральных чисел». | |
68 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
7. НАИБОЛЬШИЙ ОБЩИЙ ДЕЛИТЕЛЬ. НАИМЕНЬШЕЕ ОБЩЕЕ КРАТНОЕ. (12 ЧАСОВ) |
70 | | | Наибольший общий делитель. | п. 3.5 |
71 | | | Наибольший общий делитель. | п. 3.5 |
72 | | | Наибольший общий делитель. | п. 3.5 |
73 | | | Наибольший общий делитель. | п. 3.5 |
74 | | | Наименьшее общее кратное. | п. 3.6 |
75 | | | Наименьшее общее кратное. | п. 3.6 |
76 | | | Наименьшее общее кратное. Самостоятельная работа. | п. 3.6 |
| | | Наименьшее общее кратное. | п. 3.6 |
77 | | | Решение задач на НОД и НОК | |
78 | | | Решение задач на НОД и НОК | |
79 | | | Контрольная работа № 7 по теме: «Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное». | |
80 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
ІІІ четверть (48 часов) |
8. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ. ПОНЯТИЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ. (12 часов) |
81 | | | Понятие дроби. Равенство дробей | п. 4.1, 4.2 |
82 | | | Задачи на дроби. | п. 4.3 |
83 | | | Задачи на дроби. | п. 4.3 |
84 | | | Приведение дробей к общему знаменателю. | п. 4.4 |
85 | | | Приведение дробей к общему знаменателю. | п. 4.4 |
86 | | | Приведение дробей к общему знаменателю. | п. 4.4 |
87 | | | Сравнение дробей. | п. 4.5 |
88 | | | Сравнение дробей. | п. 4.5 |
89 | | | Решение задач и упражнений. Самостоятельная работа. | |
90 | | | Решение задач и упражнений. | |
91 | | | Контрольная работа № 8 по теме: «Обыкновенные дроби. Понятие обыкновенных дробей». | |
92 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
9. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ. (13 часов) |
92 | | | Сложение дробей. | п. 4.6 |
94 | | | Сложение дробей. | п. 4.6 |
95 | | | Сложение дробей. | п. 4.6 |
96 | | | Законы сложения. | п. 4.7 |
97 | | | Вычитание дробей. | п. 4.8 |
98 | | | Вычитание дробей. | п. 4.8 |
99 | | | Вычитание дробей. | п. 4.8 |
100 | | | Решение задач и упражнений. | |
101 | | | Решение задач и упражнений. Самостоятельная работа. | |
102 | | | Решение задач и упражнений. | |
103 | | | Решение задач и упражнений. | |
104 | | | Контрольная работа № 9 по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». | |
105 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
10. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ. (11 часов) |
106 | | | Умножение дробей. | п. 4.9 |
107 | | | Умножение дробей. | п. 4.9 |
108 | | | Умножение дробей. | п. 4.9 |
109 | | | Законы умножения. Распределительный закон. | п. 4.10 |
110 | | | Деление дробей. | п. 4.11 |
111 | | | Деление дробей. | п. 4.11 |
112 | | | Деление дробей. | п. 4.11 |
113 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
114 | | | Решение задач и упражнений. | |
115 | | | Контрольная работа № 10 по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей». | |
116 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
11. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ. (12 часов) |
117 | | | Нахождение части целого и целого по его части. | п. 4.12 |
118 | | | Нахождение части целого и целого по его части. | п. 4.12 |
119 | | | Задачи на совместную работу. | п. 4.13 |
120 | | | Задачи на совместную работу. | п. 4.13 |
121 | | | Задачи на совместную работу. | п. 4.13 |
122 | | | Задачи на совместную работу. Самостоятельная работа. | п. 4.13 |
123 | | | Решение задач. | |
124 | | | Решение задач. | |
125 | | | Решение задач. | |
126 | | | Решение задач. | |
127 | | | Контрольная работа № 11 по теме: «Решение задач на умножение и деление обыкновенных дробей». | |
128 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
IY четверть (47 часов) |
12. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ДРОБЕЙ. (12 часов) |
129 | | | Понятие смешанной дроби. | п. 4.14 |
130 | | | Сложение смешанных дробей. | п. 4.15 |
131 | | | Сложение смешанных дробей. | п. 4.15 |
132 | | | Сложение смешанных дробей. | п. 4.15 |
133 | | | Вычитание смешанных дробей. | п. 4.16 |
134 | | | Вычитание смешанных дробей. | п. 4.16 |
135 | | | Вычитание смешанных дробей. | п. 4.16 |
136 | | | Вычитание смешанных дробей. Самостоятельная работа. | п. 4.16 |
137 | | | Решение задач. | |
138 | | | Решение задач. | |
139 | | | Контрольная работа № 12 по теме: «Сложение и вычитание смешанных дробей». | |
140 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
13. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СМЕШАННЫХ ДРОБЕЙ (12 часов) |
141 | | | Умножение и деление смешанных дробей. | п. 4.17 |
142 | | | Умножение и деление смешанных дробей. | п. 4.17 |
143 | | | Умножение и деление смешанных дробей. | п. 4.17 |
144 | | | Умножение и деление смешанных дробей. Самостоятельная работа. | п. 4.17 |
145 | | | Представление дробей на координатном луче. | п. 4.18 |
146 | | | Площадь прямоугольника. | п. 4.19 |
147 | | | Объём прямоугольного параллелепипеда. | п. 4.19 |
148 | | | Решение задач и упражнений. | |
149 | | | Решение задач и упражнений. | |
150 | | | Решение задач и упражнений. | |
151 | | | Контрольная работа № 13 по теме: «Умножение и деление смешанных дробей». | |
152 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (18 часов) |
153 | | | Все действия с натуральными числами. Решение задач на умножение и деление натуральных чисел | п. 1.1 – 1.17 |
154 | | | Признаки делимости. Делители натурального числа. | п. 3.1 – 3.4 |
155 | | | Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное | п. 3.5 – 3.6 |
156 | | | Равенство дробей. Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение дробей. | п. 4.1 – 4.5 |
157 | | | Сложение и вычитание дробей. | п. 4.6 – 4.8 |
158 | | | Решение задач на сложение и вычитание дробей. | п. 4.6 – 4.8 |
159 | | | Решение задач на сложение и вычитание дробей. | п. 4.6 – 4.8 |
160 | | | Решение задач на сложение и вычитание дробей. | п. 4.6 – 4.8 |
161 | | | Умножение и деление дробей. | п. 4.9 – 4.11 |
162 | | | Нахождение части целого и целого по его части. | п. 4.12 |
163 | | | Задачи на совместную работу. | п. 4.13 |
164 | | | Задачи на совместную работу. | п. 4.13 |
165 | | | Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей | п. 4.14 – 4.17 |
166 | | | Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей | п. 4.14 – 4.17 |
167 | | | Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей | п. 4.14 – 4.17 |
168 | | | Годовая контрольная работа. | |
169 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
170 | | | Урок обобщения и систематизации программного материала | |
РЕЗЕРВ (5 часов) |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ учащихся ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценивание письменных работ
Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена верно и полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
решение не содержит неверных математических утверждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
выполнено без недочетов не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
правильно выполнено менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы. К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств и алгоритмов, неумение их применять, например, потеря корня или сохранение постороннего корня в ответе, неумение строить и читать графики функций в объеме программных требований и т.п.; а также вычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным.
Недочетами являются:
описки;
недостаточность или отсутствие необходимых пояснений;
орфографические ошибки при написании математических терминов;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.
Математика. Дидактические материалы. 5 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2009–2012.
Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В двух частях / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2012.
Математика. Тематические тесты. 5 класс / П.В. Чулков, Е.Ф. Шершнев, О.Ф. Зарапина. − М.: Просвещение, 2009–2012.
Математика. Методические рекомендации. 5 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2012.
Задачи на смекалку. 5–6 классы / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2005-2012.
Математика. Методические рекомендации. 6 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2012.
Тематические и итоговые контрольные работы по математике. 6 класс/ Л.Я.Федченко. – Д.,2009.