Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от _________ №__ __________ _____________ Подпись ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР ______________________ дата _________ _____________ Подпись ФИО | Утверждено: Приказ от __________ № ___ Директор МАОУ СОШ №1 _________ _____________ Подпись ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «__Математика__»
для 6__ «А, Б_» класса (ов)
___175__часов (__5_часов в неделю)
Составитель рабочей программы: __Кузнецова Ольга Федоровна ФИО Квалификационная категория Высшая |
2019 – 2020 учебный год
Раздел 1. «Вступительная часть/введение»
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по предмету «__Математика_» 6 класс.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования";
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Устав МАОУ СОШ №1; Приказ МАОУ СОШ № 1 от 31 .05.2019 г. № 321/1-О «Об внесении изменений основной образовательной программы НОО, ООО, СОО муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2019-2020 учебный год»;
Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12 мая 2016 г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1». сборник программ для основного общего образования общеобразовательной школы .Основная школа. М.: Просвещение, 2015; рабочая программа по предмету «Математика 5-6»: (авторы: Никольский С.М., Шевкин И.И. и другие). Москва. Просвещение, 2015г.;
Особенности рабочей программы по математике
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики в 6 классе, а в дальнейшем и в 7 классе, позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.
- групповая, работа в парах, коллективная, индивидуальная, учебная беседа с элементами активного слушания,
-конкурсы знатоков, устный счет с использованием стихов, разноуровневые задания, математические ребусы, защита проектов
и творческих заданий, ситуационные задания, математические игры, старинные задачи, занимательные задачи.
Приоритетные формы и виды контроля.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, блиц-опрос, фронтальный опрос, математический диктант, словарный диктант, диктант по проверке вычислительных навыков.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме годовых контрольных работ.
Сроки реализации программы.
Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «_Математика» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области « Математика и информатика».
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю, всего 175 уроков.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
Математика: учеб. для 6 кл./[С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2017.
Потапов М. К. Математика: рабочая тетрадь для 6 кл./ М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017( ч-1, ч-2).
М. К. Потапов. Математика: дидакт. материалы для 6 кл. /М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — 3 – е изд. - М.: Просвещение, 2017. – 111 с.
4.П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф.Зарапина Математика -6. Тематические тесты. Изд.-3. М. Просвещение. 2017 г.
Могут быть использованы:
Рабочая тетрадь по математике. Т.М.Ерина. Изд. «Экзамен» М. 2017 г.
Электронные образовательные ресурсы
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
IC: Репетитор. Математика (КиМ) (СD).
IC: Математика. 5-11 классы. Практикум (2СD).
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников:
http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2015.
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2015.
Технические средства обучения:
Интернет-ресурсы:
http://www.openclass.ru/node/226794
http://forum.schoolpress.ru/article/44
http://1314.ru/
http://www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/
http://www.ug.ru/article/64
http://staviro.ru
http://www.youtube.com/watch?v=LLSKZJA8g2E&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related
http://staviro.ru/
Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.
В результате освоения программы в 6 классе планируется достижение школьниками следующих компетенций:
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
2.2. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Программа по математике предлагает в системе особые творческие задания, которые в полной мере раскрывают потенциал каждого школьника, позволяют составить ученические «Портфолио», в которых будут представлены все виды творческих работ в разных видах, иллюстрации к задачам, компьютерные рисунки, «анимационные фильмы», межпредметные и надпредметные проекты. Предложены следующие темы проектов:
«Отношения и пропорции», «Что такое процент?», «Использование сложных процентов при решении задач», « Декартова система координат», «Музыка и обыкновенные дроби»,
«Старинные задачи на дроби», « Математические головоломки и развлечения», «Развитие числа», « Что мы знаем о рациональных числах»
Линия «творческой деятельности» в Программе состоит из нескольких смысловых блоков. Каждый блок обязательно предваряется и завершается творческими заданиями, которые позволяют получить новый результат – творческую работу ученика. Внутри блока помещены промежуточные творческие работы, помогающие школьнику развивать в своем внутреннем мире авторское творческое начало. В таком случае ученик становится полноправным участником диалога с автором старинной или логической, или занимательной задачи, или творческого задания, ему необходимо вникнуть в содержание задачи, понять авторскую задачу (замысел), а затем, решить её возможно несколькими способами.
2.3. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.
Планируется в преподавании предмета использование следующих педагогических технологий:
технологии личностно ориентированного обучения;
технологии полного усвоения;
технологии обучения на основе решения задач;
технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
технологии проблемного обучения.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;
создание условий для плодотворного участия в работе в группе; развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
2.4. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, положенным в основу ФГОС, программа по математике включает систему оценки качества освоения данной программы.
В специальных тетрадях «Проверочные работы по математике» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диагностики способности учеников определять границы своих знаний на каждом этапе освоения программы.
Специальные задания учебника по математике, «Рабочих» и «Проверочных тетрадей» нацеливают обучающихся на их выполнение и самопроверку.
«Проверочные тетради», «Тетради для контрольных работ» предлагают такие задания, которые готовят учащегося к итоговой аттестации в 5-ом классе, включают стартовые, промежуточные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Задания в « Рабочих тетрадях» предлагаются для определения базового и повышенного уровня.
Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы), что позволяет увидеть более объективную картину личностного роста каждого ученика.
Раздел 3 «Содержание учебного предмета»
3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС (с указанием регионального компонента).
Глава 1. Отношения, пропорции, проценты(26ч.)
.
Основные цели – В этой главе вводятся важные понятия, используемые не только в математике и смежных дисциплинах, но и в обиходе: отношения, масштаб, пропорции, проценты, круговые диаграммы. Этот материал позволит в начале учебного года повторить действия с натуральными числами и
обыкновенными дробями, изученные в 5 классе. На конкретном задачном материале изучаются прямая и обратная пропорциональности. Задачи на
проценты решаются на уровне содержательного понимания процента — как задачи на нахождение части числа и числа по его части. Очень важно, чтобы учащиеся разобрались с понятием процента (но без десятичных дробей, которых еще не было). Здесь на новом материале продолжается обучение
учащихся решению текстовых задач арифметическими методами. В начале учебного года восстанавливаются навыки вычислений с
натуральными числами и обыкновенными дробями, ослабленные за лето, на фоне включения в учебный процесс важных прикладных задач, связанных с пропорциями и процентами. Задачи на проценты рассматриваются и решаются как задачи на дроби, показывается их решение с помощью
пропорций. После изучения десятичных дробей появится еще один способ решения задач на проценты, связанный с умножением и делением на
десятичную дробь. В ознакомительном порядке рассматриваются темы «Задачи на перебор всех возможных вариантов» и «Вероятность события».
Цели изучения главы:
• сформировать у учащихся понятия пропорции и процента;
• научить решать задачи на деление числа в данном отношении, на
прямую и обратную пропорциональность, на проценты.
Глава 2. Целые числа (34 ч.)
Основные цели – В этой главе происходит расширение множества натуральных чисел до множества целых чисел. Вводятся отрицательные целые числа, изучаются сравнение целых чисел, арифметические действия с ними, затем законы сложения и умножения, правила раскрытия скобок, заключения в скобки и действия с суммами нескольких слагаемых. Лишь после этого рассматривается представление целых чисел на координатной оси. Введение отрицательных чисел и правил действий с ними первоначально происходит на множестве целых чисел. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся на определении знака результата и выборе действия с модулями, а сами вычисления с модулями целых чисел — натуральными числами — к этому времени уже хорошо усвоены. Идею отрицательных чисел и правил действий с ними легче усвоить на целых числах, поэтому основная трудность здесь — это работа со знаками. Схема изучения целых чисел такая же, как и при изучении натуральных чисел. Важно, чтобы учащиеся поняли, что новое в этой главе — это определение знака результата, а остальное — это действия с натуральными числами — модулями целых чисел. В этой главе продолжается применение доказательных рассуждений. Доказательство законов сложения и умножения для целых чисел проводится на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для натуральных чисел. При наличии учебных часов рассматривается тема «Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки». Цель изучения главы: сформировать у учащихся представление об
отрицательных числах, научить их четырём арифметическим действиям с целыми числами
Глава 3. Рациональные числа (38 ч.)
Основные цели – . В этой главе происходит следующий этап расширения множества чисел до множества всех рациональных чисел. Вводятся рациональные числа, их сравнение, изучаются арифметические действия с ними, законы сложения и умножения, смешанные дроби произвольного знака, изображение рациональных чисел на координатной оси. Основное внимание при изучении данной темы уделяется действиям с рациональными числами. На втором этапе изучения отрицательных чисел соединяются сформированные ранее умения: определять знак результата и действовать с дробями. В то же время, учащиеся должны понимать, что любое действие с рациональными числами можно свести к нескольким действиям с целыми числами. Доказательство законов сложения и умножения для рациональных чисел можно провести на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для целых чисел. В учебнике приведено доказательство распределительного закона для рациональных чисел в общем виде. Это доказательство выделено как необязательное для всех учащихся. Отметим, что в конце главы рассматриваются уравнения и решение
задач с помощью уравнений. При наличии учебных часов рассматриваются темы «Буквенные выражения» и «Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой». Изучение второй темы будет способствовать развитию геометрического воображения школьников.
Цель изучения главы: добиться осознанного владения арифметическими действиями
Глава 4. Десятичные дроби (34ч.)
Основные цели – В этой главе изучаются сначала положительные, потом и отрицательные десятичные дроби. Подчёркивается, что десятичные дроби —это другая форма записи рациональных чисел. Схема изучения десятичных дробей та же, что и ранее, но справедливость законов арифметических действий уже не надо доказывать, так как это частный случай доказанных ранее законов.
Нужно обратить внимание учащихся на схожесть правил действий над десятичными дробями и целыми числами. Рассмотрение десятичных дробей после рациональных чисел связано с многими причинами. Прежде всего, они частный случай рациональных
чисел. Кроме того, при делении десятичной дроби на десятичную дробь не всегда получается десятичная дробь. Например, 0,1 : 0,3 = 13 , и эта обыкновенная дробь не записывается в виде конечной десятичной дроби. Поэтому нужно вводить приближения десятичных дробей. В данной главе много внимания уделено приближённым вычислениям, ведь для работы с десятичными дробями иногда приходится заменять их приближениями, так как «длинные» десятичные дроби не удобны для вычислений. Таким образом, возникает потребность в приближённых вычислениях.
Цель изучения главы:
• научить действиям с десятичными дробями и приближённым вычислениям;
• научить применять десятичные дроби в практических расчётах и при решении текстовых задач.
Материал, связанный с десятичными дробями, излагается с опорой на уже известные теоретические сведения. Здесь же показываются новые приёмы решения основных задач на проценты, сводящиеся к умножению и делению на десятичную дробь, а
также способы решения сложных задач на проценты. При наличии учебных часов рассматриваются темы «Вычисления с
помощью калькулятора», «Процентные расчёты с помощью калькулятора» и «Фигуры в пространстве, симметричные относительно плоскости».
Глава5. Обыкновенные и десятичные дроби ( 24 ч)
Основные цели - При изучении заключительной темы курса математики 5–6 классов устанавливается связь между обыкновенными и десятичными дробями. Показывается, что несократимые дроби, знаменатель которых не содержит простых делителей, кроме 2 и 5, и только они, записываются в виде конечных десятичных дробей, остальные — в виде бесконечных периодических десятичных дробей. Делается вывод, что любое рациональное число можно записать в виде периодической десятичной дроби. Затем приводятся примеры бесконечных непериодических десятичных дробей, которые и называют иррациональными числами. Рациональные и иррациональные числа — это действительные числа. Введение бесконечных десятичных дробей (необязательно
периодических) позволяет ввести понятие длины произвольного отрезка. Здесь показывается, что длина отрезка как раз и есть бесконечная десятичная дробь, что каждой точке координатной оси соответствует действительное число.
В качестве примера иррационального числа рассмотрено число π и показано, как с его помощью вычисляют длину окружности и площадь круга. Вводятся декартова система координат на плоскости, столбчатые диаграммы и графики.
При наличии учебных часов рассматриваются задачи на составление и разрезание фигур, также способствующие развитию школьников. Следует отметить, что глава 5 может изучаться как ознакомительная, так как основное е` содержание повторяется в учебнике 7 класса тех же авторов.
Цель главы: изучить связь между обыкновенными и десятичными дробями, познакомить учащихся с действительными числами.
Глава 6. Итоговое повторение (15ч)
При организации текущего и итогового повторения используются задания из раздела «Задания для повторения» и другие материалы.
3.2. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе — воспитание гражданственности и патриотизма.
3.3. Межпредметные связи
Практическая значимость школьного курса математики 6 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин: алгебры и геометрии, физики. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 6 классе, а в дальнейшем и в 7 классе, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
3.4. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.
Тема « Натуральные числа» обобщает и систематизирует математический материал начальной школы, но на более высоком уровне. Рассматривается множество натуральных чисел, действия с ними. Большое внимание уделяется образцам решений, обучающих более рациональному счету, применению и использованию законов сложения и умножения натуральных чисел, что тоже содействует рационализации вычислений. К изучению дробей хорошо готовит глава « Делимость натуральных чисел», и дает еще одну возможность повысить вычислительную культуру учащихся и завершить изучение натуральных чисел в пятом классе. В рамках этой темы изучаются НОД и НОК чисел, зная нахождение НОД и НОК чисел не только с помощью разложения на простые множители, но и без разложения, легко удается выполнять действия с дробями , имеющими разные знаменатели, что используется по теме « Действия над алгебраическими дробями» в программе « Алгебра-7». Программным геометрическим вопросам посвящена целая глава в учебнике « Математика-6». Геометрические вопросы, выходящие за рамки программы, помещены в виде занимательных задач, которые привлекают внимание учащихся и позволяют вести подготовку к изучению курса геометрии 7 класса.
Раздел 4 «Тематическое планирование»
Тематический план
№ | Основные разделы | Кол-во часов | количество работ практической части |
Контрольных работ | Контроль вычислительных навыков | Самостоятельных работ |
1. | Повторение курса математики 5 класса | 4 | 1 | 1 | |
2. | Отношения, пропорции, проценты | 26 | 2 | 3 | 5 |
3. | Целые числа | 34 | 1 | 2 | 6 |
4. | Рациональные числа | 38 | 2 | 2 | 10 |
5. | Десятичные дроби | 34 | 2 | 4 | 8 |
6. | Обыкновенные и десятичные дроби | 24 | 2 | 2 | 5 |
5. | Итоговое повторение | 15 | 2 | 1 | 3 |
Итого: | 175 | 12 | 15 | 37 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
Глава. Повторение курса 5 класса |
1. | Действия над натуральными числами | 03.09 |
2. | Делимость чисел. Простые числа. | 04.09 |
3. | Все действия с обыкновенными дробями | 05.09 |
4. | Вводная контрольная работа по итогам повторения за 5 класс. | 06.09 |
| Глава 1. Отношения, пропорции, проценты. | |
5. | Отношение чисел и величин | 07.09 |
6. | Отношение чисел и величин | 10.09 |
7. | Масштаб | 11.09 |
8. | Масштаб | 12.09 |
9. | Деление числа в данном отношении | 13.09 |
10. | Деление числа в данном отношении | 14.09 |
11. | Деление числа в данном отношении | 17.09 |
12. | Пропорции | 18.09 |
13. | Пропорции | 19.09 |
14. | Пропорции | 20.09 |
15. | Прямая и обратная пропорциональность | 21.09 |
16. | Прямая и обратная пропорциональность | 24.09 |
17. | Прямая и обратная пропорциональность | 25.09 |
18. | Прямая и обратная пропорциональность | 26.09 |
19. | Контрольная работа №1 по теме " Отношения. Пропорции" | 27.09 |
20. | Анализ контрольной работы | 28.09 |
21. | Понятие о проценте | 01.10 |
22. | Понятие о проценте | 02.10 |
23. | Задачи на проценты | 03.10 |
24. | Задачи на проценты | 04.10 |
25. | Задачи на проценты | 05.10 |
26. | Круговые диаграммы | 08.10 |
27. | Круговые диаграммы | 09.10 |
28. | Занимательные задачи | 10.10 |
29. | Контрольная работа №2 по теме " Проценты" | 11.10 |
30. | Анализ контрольной работы | 12.10 |
| Глава 2. Целые числа | |
31. | Отрицательные целые числа | 15.10 |
32. | Отрицательные целые числа | 16.10 |
33. | Противоположные числа. Модуль числа | 17.10 |
34. | Противоположные числа. Модуль числа | 18.10 |
35. | Сравнение целых чисел | 19.10 |
36. | Сравнение целых чисел | 22.10 |
37. | Сложение целых чисел | 23.10 |
38. | Сложение целых чисел | 24.10 |
39. | Сложение целых чисел | 25.10 |
40. | Сложение целых чисел | 26.10 |
41. | Сложение целых чисел | 06.11 |
42. | Законы сложения целых чисел | 07.11 |
43. | Законы сложения целых чисел | 08.11 |
44. | Разность целых чисел | 09.11 |
45. | Разность целых чисел | 12.11 |
46. | Разность целых чисел | 13.11 |
47. | Разность целых чисел | 14.11 |
48. | Произведение целых чисел | 15.11 |
49. | Произведение целых чисел | 16.11 |
50. | Произведение целых чисел | 19.11 |
51. | Частное целых чисел | 20.11 |
52. | Частное целых чисел | 21.11 |
53. | Частное целых чисел | 22.11 |
54. | Распределительный закон | 23.11 |
55. | Распределительный закон | 26.11 |
56. | Раскрытие скобок и заключение в скобки | 27.11 |
57. | Раскрытие скобок и заключение в скобки | 28.11 |
58. | Действие с суммами нескольких слагаемых | 29.11 |
59. | Действия с суммами нескольких слагаемых | 30.11 |
60. | Представление целых чисел на координатной оси | 03.12 |
61. | Представление целых чисел на координатной оси | 04.12 |
62. | Контрольная работа №3 по теме " Целые числа" | 05.12 |
63. | Анализ контрольной работы | 06.12 |
64. | Занимательные задачи | 07.12 |
| Глава 3. Рациональные числа | 10.12 |
65. | Отрицательные дроби | 11.12 |
66. | Отрицательные дроби | 12.12 |
67. | Рациональные числа | 13.12 |
68. | Рациональные числа | 14.12 |
69. | Сравнение рациональных чисел | 17.12 |
70. | Сравнение рациональных чисел | 18.12 |
71. | Сравнение рациональных чисел | 19.12 |
72. | Сложение и вычитание дробей | 20.12 |
73. | Сложение и вычитание дробей | 21.12 |
74. | Сложение и вычитание дробей | 24.12 |
75. | Сложение и вычитание дробей | 25.12 |
76. | Сложение и вычитание дробей | 26.12 |
77. | Умножение и деление дробей | 27.12 |
78. | Умножение и деление дробей | 28.12 |
79. | Умножение и деление дробей | 09.01 |
80. | Умножение и деление дробей | 10.01 |
81. | Законы сложения и умножения | 11.01 |
82. | Законы сложения и умножения | 14.01 |
83. | Контрольная работа №4 по теме " Рациональные числа" | 15.01 |
84. | Анализ контрольной работы | 16.01 |
85. | Смешанные дроби произвольного знака | 17.01 |
86. | Смешанные дроби произвольного знака | 18.01 |
87. | Смешанные дроби произвольного знака | 21.01 |
88. | Смешанные дроби произвольного знака | 22.01 |
89. | Изображение рациональных чисел на координатной оси | 23.01 |
90. | Изображение рациональных чисел на координатной оси | 24.01 |
91. | Изображение рациональных чисел на координатной оси | 25.01 |
92. | Уравнения | 28.01 |
93. | Уравнения | 29.01 |
94. | Уравнения | 30.01 |
95. | Уравнения | 31.01 |
96. | Решение задач с помощью уравнений | 01.02 |
97. | Решение задач с помощью уравнений | 04.02 |
98. | Решение задач с помощью уравнений | 05.02 |
99. | Решение задач с помощью уравнений | 06.02 |
100. | Контрольная работа №5 по теме " Уравнения" | 07.02 |
101. | Анализ контрольной работы | 08.02 |
102. | Занимательные задачи | 11.02 |
| Глава 4. Десятичные дроби | |
103. | Понятие положительной десятичной дроби | 12.02 |
104. | Понятие положительной десятичной дроби | 13.02 |
105. | Сравнение положительных десятичных дробей | 14.02 |
106. | Сравнение положительных десятичных дробей | 15.02 |
107. | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей | 18.02 |
108. | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей | 19.02 |
109. | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей | 20.02 |
110. | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей | 21.02 |
111. | Перенос запятой в десятичной дроби | 22.02 |
112. | Перенос запятой в десятичной дроби | 25.02 |
113. | Умножение положительных десятичных дробей | 26.02 |
114. | Умножение положительных десятичных дробей | 27.02 |
115. | Умножение положительных десятичных дробей | 28.02 |
116. | Умножение положительных десятичных дробей | 01.03 |
117. | Деление положительных десятичных дробей | 04.03 |
118. | Деление положительных десятичных дробей | 05.03 |
119. | Деление положительных десятичных дробей | 06.03 |
120. | Деление положительных десятичных дробей | 07.03 |
121. | Контрольная работа №6 по теме " Положительные десятичные дроби" | 11.03 |
122. | Анализ контрольной работы | 12.03 |
123. | Десятичные дроби и проценты | 13.03 |
124. | Десятичные дроби и проценты | 14.03 |
125. | Десятичные дроби и проценты | 15.03 |
126. | Десятичные дроби произвольного знака | 18.03 |
127. | Десятичные дроби произвольного знака | 19.03 |
128. | Приближения десятичных дробей | 20.03 |
129. | Приближения десятичных дробей | 21.03 |
130. | Приближения десятичных дробей | 22.03 |
131. | Приближение суммы, разности, произведения и частного | 01.04 |
132. | Приближение суммы, разности, произведения и частного | 02.04 |
133. | Приближение суммы, разности, произведения и частного | 03.04 |
134. | Контрольная работа №7 по теме " Десятичные дроби произвольного знака. и проценты" | 04.04 |
135. | Анализ контрольной работы | 05.04 |
136. | Занимательные задачи | 08.04 |
| Глава 5. Обыкновенные и десятичные дроби | |
137. | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь | 09.04 |
138. | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь | 10.04 |
139. | Бесконечные периодические десятичные дроби | 11.04 |
140. | Бесконечные периодические десятичные дроби | 12.04 |
141. | Не периодические бесконечные десятичные дроби | 15.04 |
142. | Не периодические бесконечные десятичные дроби | 16.04 |
143. | Длина отрезка | 17.04 |
144. | Длина отрезка | 18.04 |
145. | Длина отрезка | 19.04 |
146. | Длина окружности. Площадь круга | 22.04 |
147. | Длина окружности. Площадь круга | 23.04 |
148. | Длина окружности. Площадь круга | 24.04 |
149. | Координатная ось | 25.04 |
150. | Координатная ось | 26.04 |
151. | Координатная ось | 29.04 |
152. | Декартова система координат на плоскости | 30.04 |
153. | Декартова система координат на плоскости | 06.05 |
154. | Декартова система координат на плоскости | 07.05 |
155. | Столбчатые диаграммы и графики | 08.05 |
156. | Столбчатые диаграммы и графики | 13.05 |
157. | Столбчатые диаграммы и графики | 14.05 |
158. | Контрольная работа №8 по теме " Обыкновенные и десятичные дроби" | 15.05 |
159. | Анализ контрольной работы | 16.05 |
160. | Занимательные задачи | 17.05 |
| Глава 6. Итоговое повторение | |
161. | Отношения. Пропорции. | 20.05 |
162. | Проценты. Решение задач | 21.05 |
163. | Сложение и вычитание целых чисел | 22.05 |
164. | Умножение и деление целых чисел | 23.05 |
165. | Сложение и вычитание дробей | 24.05 |
166. | Умножение и деление дробей | 27.05 |
167. | Уравнения | 28.05 |
168. | Контрольная работа за 1- полугодие | 29.05 |
169. | ВПР - 6 класс | 30.05 |
170. | Итоговая контрольная работа | 31.05 |
171 | Анализ контрольной работы | 03.06 |
172. | Действия над десятичными дробями | 04.06 |
173. | Действия над десятичными дробями | 05.06 |
174. | Сложные задачи на пропорции и проценты | 06.06 |
175. | Итоговый урок. Задание на лето. | 07.06 |
Рабочая программа может корректироваться в течение учебного года, в связи с необходимостью.