СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 6 классов по учебнику С.М. Никольского. Учебный предмет «Математика» (175 часов в 6 классах по 5 часов в неделю) входит в инвариантную часть учебного плана  образовательной области «Математика и информатика».  Программа рассчитана на 175 часов в 6 классах (35 учебных недель).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 6 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры




Рекомендовано:

Предметной комиссией


протокол от _________ №__


__________ _____________

Подпись ФИО


Согласовано:

Заместитель директора по УР

______________________

дата


_________ _____________

Подпись ФИО

Утверждено:

Приказ от __________ № ___


Директор МАОУ СОШ №1


_________ _____________

Подпись ФИО










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «__Математика__»

для 6__ «А, Б_» класса (ов)

___175__часов (__5_часов в неделю)






Составитель рабочей программы:

__Кузнецова Ольга Федоровна

ФИО

Квалификационная категория

Высшая
















2019 – 2020 учебный год

Раздел 1. «Вступительная часть/введение»


1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по предмету «__Математика_» 6 класс.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Устав МАОУ СОШ №1;
  • Приказ МАОУ СОШ № 1 от 31 .05.2019 г. № 321/1-О «Об внесении изменений основной образовательной программы НОО, ООО, СОО муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2019-2020 учебный год»;

  • Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12 мая 2016 г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • сборник программ для основного общего образования общеобразовательной школы .Основная школа. М.: Просвещение, 2015;
  • рабочая программа по предмету «Математика 5-6»: (авторы: Никольский С.М., Шевкин И.И. и другие). Москва. Просвещение, 2015г.;


    1. Особенности рабочей программы по математике


Развитие у учащихся правильных представлений о сущ­ности и происхождении арифметических абстракций, о со­отношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способству­ет формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адапта­ции в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, кон­центрации внимания, активности воображения, арифмети­ка развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятель­ность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критич­ность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать само­стоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

Изучение математики в 6 классе, а в дальнейшем и в 7 классе, позволяет формиро­вать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпыва­юще, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, акку­ратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса арифметики являет­ся развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёт­кие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию матема­тики, формируя понимание красоты и изящества математи­ческих рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.


    1. Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.

- групповая, работа в парах, коллективная, индивидуальная, учебная беседа с элементами активного слушания,

-конкурсы знатоков, устный счет с использованием стихов, разноуровневые задания, математические ребусы, защита проектов

и творческих заданий, ситуационные задания, математические игры, старинные задачи, занимательные задачи.

    1. Приоритетные формы и виды контроля.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, блиц-опрос, фронтальный опрос, математический диктант, словарный диктант, диктант по проверке вычислительных навыков.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме годовых контрольных работ.


    1. Сроки реализации программы.


Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год.


    1. Описание места учебного предмета в учебном плане.


Учебный предмет «_Математика» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области « Математика и информатика».

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю, всего 175 уроков.


    1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Математика: учеб. для 6 кл./[С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2017.

  2. Потапов М. К. Математика: рабочая тетрадь для 6 кл./ М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017( ч-1, ч-2).

  3. М. К. Потапов. Математика: дидакт. материалы для 6 кл. /М. К. Потапов, А. В. Шевкин.3 – е изд. - М.: Просвещение, 2017. – 111 с.

4.П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф.Зарапина Математика -6. Тематические тесты. Изд.-3. М. Просвещение. 2017 г.


Могут быть использованы:

Рабочая тетрадь по математике. Т.М.Ерина. Изд. «Экзамен» М. 2017 г.


Электронные образовательные ресурсы

Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуе­мых с помощью компьютера:

  • Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.

  • IC: Репетитор. Математика (КиМ) (СD).

  • IC: Математика. 5-11 классы. Практикум (2СD).

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование инфор­мации и материалов следующих интернет-ресурсов:

  • Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/

  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/

  • Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

  • Путеводитель «В мире науки» для школьников:
    http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/

  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

  • Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/

  • Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru

  • Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2015.

  • Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2015.



Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • МФУ;

  • документкамера;

  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.


Интернет-ресурсы:

  • http://www.openclass.ru/node/226794

  • http://forum.schoolpress.ru/article/44

  • http://1314.ru/

  • http://www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/

  • http://www.ug.ru/article/64

  • http://staviro.ru

  • http://www.youtube.com/watch?v=LLSKZJA8g2E&feature=related

  • http://www.youtube.com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related

  • http://staviro.ru/






Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»


2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.

В результате освоения программы в 6 классе планируется достижение школьниками следующих компетенций:


Личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному вос­приятию математических объектов, задач, решений, рассуж­дений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной ма­тематической деятельности;


у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.


Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;


учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;


познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных математических про­блем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

8) понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;


учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетент­ности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;


коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.



Предметные:

учащиеся научатся:

1) работать с математическим текстом (структу­рирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики (словесный, симво­лический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных гео­метрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, мно­гоугольник, многогранник, круг, окружность);

3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;

4) пользоваться изученными математическими формулами;

5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения не­сложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных мате­риалов, калькулятора и компьютера;

6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения ин­формации;

7) знать основные способы представления и анализа ста­тистических данных; уметь решать задачи с помощью пере­бора возможных вариантов;

учащиеся получат возможность научиться:

1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учеб­ных предметах;

2) применять изученные понятия, результаты и ме­тоды при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.



2.2. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.


Программа по математике предлагает в системе особые творческие задания, которые в полной мере раскрывают потенциал каждого школьника, позволяют составить ученические «Портфолио», в которых будут представлены все виды творческих работ в разных видах, иллюстрации к задачам, компьютерные рисунки, «анимационные фильмы», межпредметные и надпредметные проекты. Предложены следующие темы проектов:

«Отношения и пропорции», «Что такое процент?», «Использование сложных процентов при решении задач», « Декартова система координат», «Музыка и обыкновенные дроби»,

«Старинные задачи на дроби», « Математические головоломки и развлечения», «Развитие числа», « Что мы знаем о рациональных числах»

Линия «творческой деятельности» в Программе состоит из нескольких смысловых блоков. Каждый блок обязательно предваряется и завершается творческими заданиями, которые позволяют получить новый результат – творческую работу ученика. Внутри блока помещены промежуточные творческие работы, помогающие школьнику развивать в своем внутреннем мире авторское творческое начало. В таком случае ученик становится полноправным участником диалога с автором старинной или логической, или занимательной задачи, или творческого задания, ему необходимо вникнуть в содержание задачи, понять авторскую задачу (замысел), а затем, решить её возможно несколькими способами.

2.3. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.

Планируется в преподавании предмета использование следующих педагогиче­ских технологий:

  • технологии личностно ориентированного обучения;

  • технологии полного усвоения;

  • технологии обучения на основе решения задач;

  • технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;

  • технологии проблемного обучения.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетен­ций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирова­ния в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;

  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, исполь­зуя при необходимости справочники и вычислительные устройства.


2.4. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, положенным в основу ФГОС, программа по математике включает систему оценки качества освоения данной программы.

В специальных тетрадях «Проверочные работы по математике» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диагностики способности учеников определять границы своих знаний на каждом этапе освоения программы.

Специальные задания учебника по математике, «Рабочих» и «Проверочных тетрадей» нацеливают обучающихся на их выполнение и самопроверку.

«Проверочные тетради», «Тетради для контрольных работ» предлагают такие задания, которые готовят учащегося к итоговой аттестации в 5-ом классе, включают стартовые, промежуточные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Задания в « Рабочих тетрадях» предлагаются для определения базового и повышенного уровня.

Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы), что позволяет увидеть более объективную картину личностного роста каждого ученика.




Раздел 3 «Содержание учебного предмета»


3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС (с указанием регионального компонента).

Глава 1. Отношения, пропорции, проценты(26ч.)

.

 Основные целиВ этой главе вводятся важные понятия, используемые не только в математике и смежных дисциплинах, но и в обиходе: отношения, масштаб, пропорции, проценты, круговые диаграммы. Этот материал позволит в начале учебного года повторить действия с натуральными числами и
обыкновенными дробями, изученные в 5 классе. На конкретном задачном материале изучаются прямая и обратная пропорциональности. Задачи на
проценты решаются на уровне содержательного понимания процента — как задачи на нахождение части числа и числа по его части. Очень важно, чтобы учащиеся разобрались с понятием процента (но без десятичных дробей, которых еще не было). Здесь на новом материале продолжается обучение
учащихся решению текстовых задач арифметическими методами. В начале учебного года восстанавливаются навыки вычислений с
натуральными числами и обыкновенными дробями, ослабленные за лето, на фоне включения в учебный процесс важных прикладных задач, связанных с пропорциями и процентами. Задачи на проценты рассматриваются и решаются как задачи на дроби, показывается их решение с помощью
пропорций. После изучения десятичных дробей появится еще один способ решения задач на проценты, связанный с умножением и делением на
десятичную дробь. В ознакомительном порядке рассматриваются темы «Задачи на перебор всех возможных вариантов» и «Вероятность события».
Цели изучения главы:
• сформировать у учащихся понятия пропорции и процента;
• научить решать задачи на деление числа в данном отношении, на
прямую и обратную пропорциональность, на проценты.



Глава 2. Целые числа (34 ч.)

 Основные целиВ этой главе происходит расширение множества натуральных чисел до множества целых чисел. Вводятся отрицательные целые числа, изучаются сравнение целых чисел, арифметические действия с ними, затем законы сложения и умножения, правила раскрытия скобок, заключения в скобки и действия с суммами нескольких слагаемых. Лишь после этого рассматривается представление целых чисел на координатной оси. Введение отрицательных чисел и правил действий с ними первоначально происходит на множестве целых чисел. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся на определении знака результата и выборе действия с модулями, а сами вычисления с модулями целых чисел — натуральными числами — к этому времени уже хорошо усвоены. Идею отрицательных чисел и правил действий с ними легче усвоить на целых числах, поэтому основная трудность здесь — это работа со знаками. Схема изучения целых чисел такая же, как и при изучении натуральных чисел. Важно, чтобы учащиеся поняли, что новое в этой главе — это определение знака результата, а остальное — это действия с натуральными числами — модулями целых чисел. В этой главе продолжается применение доказательных рассуждений. Доказательство законов сложения и умножения для целых чисел проводится на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для натуральных чисел. При наличии учебных часов рассматривается тема «Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки». Цель изучения главы: сформировать у учащихся представление об
отрицательных числах, научить их четырём арифметическим действиям с целыми числами



Глава 3. Рациональные числа (38 ч.)


Основные цели. В этой главе происходит следующий этап расширения множества чисел до множества всех рациональных чисел. Вводятся рациональные числа, их сравнение, изучаются арифметические действия с ними, законы сложения и умножения, смешанные дроби произвольного знака, изображение рациональных чисел на координатной оси. Основное внимание при изучении данной темы уделяется действиям с рациональными числами. На втором этапе изучения отрицательных чисел соединяются сформированные ранее умения: определять знак результата и действовать с дробями. В то же время, учащиеся должны понимать, что любое действие с рациональными числами можно свести к нескольким действиям с целыми числами. Доказательство законов сложения и умножения для рациональных чисел можно провести на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для целых чисел. В учебнике приведено доказательство распределительного закона для рациональных чисел в общем виде. Это доказательство выделено как необязательное для всех учащихся. Отметим, что в конце главы рассматриваются уравнения и решение
задач с помощью уравнений. При наличии учебных часов рассматриваются темы «Буквенные выражения» и «Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой». Изучение второй темы будет способствовать развитию геометрического воображения школьников.
Цель изучения главы: добиться осознанного владения арифметическими действиями


Глава 4. Десятичные дроби (34ч.)


Основные целиВ этой главе изучаются сначала положительные, потом и отрицательные десятичные дроби. Подчёркивается, что десятичные дроби —это другая форма записи рациональных чисел. Схема изучения десятичных дробей та же, что и ранее, но справедливость законов арифметических действий уже не надо доказывать, так как это частный случай доказанных ранее законов.
Нужно обратить внимание учащихся на схожесть правил действий над десятичными дробями и целыми числами. Рассмотрение десятичных дробей после рациональных чисел связано с многими причинами. Прежде всего, они частный случай рациональных
чисел. Кроме того, при делении десятичной дроби на десятичную дробь не всегда получается десятичная дробь. Например, 0,1 : 0,3 = 13 , и эта обыкновенная дробь не записывается в виде конечной десятичной дроби. Поэтому нужно вводить приближения десятичных дробей. В данной главе много внимания уделено приближённым вычислениям, ведь для работы с десятичными дробями иногда приходится заменять их приближениями, так как «длинные» десятичные дроби не удобны для вычислений. Таким образом, возникает потребность в приближённых вычислениях.
Цель изучения главы:
• научить действиям с десятичными дробями и приближённым вычислениям;
• научить применять десятичные дроби в практических расчётах и при решении текстовых задач.
Материал, связанный с десятичными дробями, излагается с опорой на уже известные теоретические сведения. Здесь же показываются новые приёмы решения основных задач на проценты, сводящиеся к умножению и делению на десятичную дробь, а
также способы решения сложных задач на проценты. При наличии учебных часов рассматриваются темы «Вычисления с
помощью калькулятора», «Процентные расчёты с помощью калькулятора» и «Фигуры в пространстве, симметричные относительно плоскости».



Глава5. Обыкновенные и десятичные дроби ( 24 ч)


Основные цели - При изучении заключительной темы курса математики 5–6 классов устанавливается связь между обыкновенными и десятичными дробями. Показывается, что несократимые дроби, знаменатель которых не содержит простых делителей, кроме 2 и 5, и только они, записываются в виде конечных десятичных дробей, остальные — в виде бесконечных периодических десятичных дробей. Делается вывод, что любое рациональное число можно записать в виде периодической десятичной дроби. Затем приводятся примеры бесконечных непериодических десятичных дробей, которые и называют иррациональными числами. Рациональные и иррациональные числа — это действительные числа. Введение бесконечных десятичных дробей (необязательно
периодических) позволяет ввести понятие длины произвольного отрезка. Здесь показывается, что длина отрезка как раз и есть бесконечная десятичная дробь, что каждой точке координатной оси соответствует действительное число.
В качестве примера иррационального числа рассмотрено число π и показано, как с его помощью вычисляют длину окружности и площадь круга. Вводятся декартова система координат на плоскости, столбчатые диаграммы и графики.
При наличии учебных часов рассматриваются задачи на составление и разрезание фигур, также способствующие развитию школьников. Следует отметить, что глава 5 может изучаться как ознакомительная, так как основное е` содержание повторяется в учебнике 7 класса тех же авторов.

Цель главы: изучить связь между обыкновенными и десятичными дробями, познакомить учащихся с действительными числами.


Глава 6. Итоговое повторение (15ч)

При организации текущего и итогового повторения используются задания из раздела «Задания для повторения» и другие материалы.


3.2. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения на­шли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе — воспитание гражданственно­сти и патриотизма.


3.3. Межпредметные связи

Практическая значимость школьного курса математики 6 класса обусловлена тем, что её объектом являются коли­чественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин: алгебры и геометрии, физики. В пер­вую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 6 классе, а в дальнейшем и в 7 классе, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические уме­ния и навыки арифметического характера необходимы для тру­довой и профессиональной подготовки школьников.

3.4. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.

Тема « Натуральные числа» обобщает и систематизирует математический материал начальной школы, но на более высоком уровне. Рассматривается множество натуральных чисел, действия с ними. Большое внимание уделяется образцам решений, обучающих более рациональному счету, применению и использованию законов сложения и умножения натуральных чисел, что тоже содействует рационализации вычислений. К изучению дробей хорошо готовит глава « Делимость натуральных чисел», и дает еще одну возможность повысить вычислительную культуру учащихся и завершить изучение натуральных чисел в пятом классе. В рамках этой темы изучаются НОД и НОК чисел, зная нахождение НОД и НОК чисел не только с помощью разложения на простые множители, но и без разложения, легко удается выполнять действия с дробями , имеющими разные знаменатели, что используется по теме « Действия над алгебраическими дробями» в программе « Алгебра-7». Программным геометрическим вопросам посвящена целая глава в учебнике « Математика-6». Геометрические вопросы, выходящие за рамки программы, помещены в виде занимательных задач, которые привлекают внимание учащихся и позволяют вести подготовку к изучению курса геометрии 7 класса.

Раздел 4 «Тематическое планирование»


Тематический план


Основные разделы

Кол-во часов

количество работ практической части

Контрольных работ

Контроль вычислительных навыков

Самостоятельных работ

1.

Повторение курса математики 5 класса

4

1

1


2.

Отношения, пропорции, проценты

26

2

3

5

3.

Целые числа

34

1

2

6

4.

Рациональные числа

38

2

2

10

5.

Десятичные дроби

34

2

4

8

6.

Обыкновенные и десятичные дроби

24

2

2

5

5.

Итоговое повторение

15

2

1

3

Итого:

175

12

15

37



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата

Глава. Повторение курса 5 класса

1.

Действия над натуральными числами

03.09

2.

Делимость чисел. Простые числа.

04.09

3.

Все действия с обыкновенными дробями

05.09

4.

Вводная контрольная работа по итогам повторения за 5 класс.

06.09


Глава 1. Отношения, пропорции, проценты.


5.

Отношение чисел и величин

07.09

6.

Отношение чисел и величин

10.09

7.

Масштаб

11.09

8.

Масштаб

12.09

9.

Деление числа в данном отношении

13.09

10.

Деление числа в данном отношении

14.09

11.

Деление числа в данном отношении

17.09

12.

Пропорции

18.09

13.

Пропорции

19.09

14.

Пропорции

20.09

15.

Прямая и обратная пропорциональность

21.09

16.

Прямая и обратная пропорциональность

24.09

17.

Прямая и обратная пропорциональность

25.09

18.

Прямая и обратная пропорциональность

26.09

19.

Контрольная работа №1 по теме " Отношения. Пропорции"

27.09

20.

Анализ контрольной работы

28.09

21.

Понятие о проценте

01.10

22.

Понятие о проценте

02.10

23.

Задачи на проценты

03.10

24.

Задачи на проценты

04.10

25.

Задачи на проценты

05.10

26.

Круговые диаграммы

08.10

27.

Круговые диаграммы

09.10

28.

Занимательные задачи

10.10

29.

Контрольная работа №2 по теме " Проценты"

11.10

30.

Анализ контрольной работы

12.10


Глава 2. Целые числа


31.

Отрицательные целые числа

15.10

32.

Отрицательные целые числа

16.10

33.

Противоположные числа. Модуль числа

17.10

34.

Противоположные числа. Модуль числа

18.10

35.

Сравнение целых чисел

19.10

36.

Сравнение целых чисел

22.10

37.

Сложение целых чисел

23.10

38.

Сложение целых чисел

24.10

39.

Сложение целых чисел

25.10

40.

Сложение целых чисел

26.10

41.

Сложение целых чисел

06.11

42.

Законы сложения целых чисел

07.11

43.

Законы сложения целых чисел

08.11

44.

Разность целых чисел

09.11

45.

Разность целых чисел

12.11

46.

Разность целых чисел

13.11

47.

Разность целых чисел

14.11

48.

Произведение целых чисел

15.11

49.

Произведение целых чисел

16.11

50.

Произведение целых чисел

19.11

51.

Частное целых чисел

20.11

52.

Частное целых чисел

21.11

53.

Частное целых чисел

22.11

54.

Распределительный закон

23.11

55.

Распределительный закон

26.11

56.

Раскрытие скобок и заключение в скобки

27.11

57.

Раскрытие скобок и заключение в скобки

28.11

58.

Действие с суммами нескольких слагаемых

29.11

59.

Действия с суммами нескольких слагаемых

30.11

60.

Представление целых чисел на координатной оси

03.12

61.

Представление целых чисел на координатной оси

04.12

62.

Контрольная работа №3 по теме " Целые числа"

05.12

63.

Анализ контрольной работы

06.12

64.

Занимательные задачи

07.12


Глава 3. Рациональные числа

10.12

65.

Отрицательные дроби

11.12

66.

Отрицательные дроби

12.12

67.

Рациональные числа

13.12

68.

Рациональные числа

14.12

69.

Сравнение рациональных чисел

17.12

70.

Сравнение рациональных чисел

18.12

71.

Сравнение рациональных чисел

19.12

72.

Сложение и вычитание дробей

20.12

73.

Сложение и вычитание дробей

21.12

74.

Сложение и вычитание дробей

24.12

75.

Сложение и вычитание дробей

25.12

76.

Сложение и вычитание дробей

26.12

77.

Умножение и деление дробей

27.12

78.

Умножение и деление дробей

28.12

79.

Умножение и деление дробей

09.01

80.

Умножение и деление дробей

10.01

81.

Законы сложения и умножения

11.01

82.

Законы сложения и умножения

14.01

83.

Контрольная работа №4 по теме " Рациональные числа"

15.01

84.

Анализ контрольной работы

16.01

85.

Смешанные дроби произвольного знака

17.01

86.

Смешанные дроби произвольного знака

18.01

87.

Смешанные дроби произвольного знака

21.01

88.

Смешанные дроби произвольного знака

22.01

89.

Изображение рациональных чисел на координатной оси

23.01

90.

Изображение рациональных чисел на координатной оси

24.01

91.

Изображение рациональных чисел на координатной оси

25.01

92.

Уравнения

28.01

93.

Уравнения

29.01

94.

Уравнения

30.01

95.

Уравнения

31.01

96.

Решение задач с помощью уравнений

01.02

97.

Решение задач с помощью уравнений

04.02

98.

Решение задач с помощью уравнений

05.02

99.

Решение задач с помощью уравнений

06.02

100.

Контрольная работа №5 по теме " Уравнения"

07.02

101.

Анализ контрольной работы

08.02

102.

Занимательные задачи

11.02


Глава 4. Десятичные дроби


103.

Понятие положительной десятичной дроби

12.02

104.

Понятие положительной десятичной дроби

13.02

105.

Сравнение положительных десятичных дробей

14.02

106.

Сравнение положительных десятичных дробей

15.02

107.

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

18.02

108.

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

19.02

109.

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

20.02

110.

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

21.02

111.

Перенос запятой в десятичной дроби

22.02

112.

Перенос запятой в десятичной дроби

25.02

113.

Умножение положительных десятичных дробей

26.02

114.

Умножение положительных десятичных дробей

27.02

115.

Умножение положительных десятичных дробей

28.02

116.

Умножение положительных десятичных дробей

01.03

117.

Деление положительных десятичных дробей

04.03

118.

Деление положительных десятичных дробей

05.03

119.

Деление положительных десятичных дробей

06.03

120.

Деление положительных десятичных дробей

07.03

121.

Контрольная работа №6 по теме " Положительные десятичные дроби"

11.03

122.

Анализ контрольной работы

12.03

123.

Десятичные дроби и проценты

13.03

124.

Десятичные дроби и проценты

14.03

125.

Десятичные дроби и проценты

15.03

126.

Десятичные дроби произвольного знака

18.03

127.

Десятичные дроби произвольного знака

19.03

128.

Приближения десятичных дробей

20.03

129.

Приближения десятичных дробей

21.03

130.

Приближения десятичных дробей

22.03

131.

Приближение суммы, разности, произведения и частного

01.04

132.

Приближение суммы, разности, произведения и частного

02.04

133.

Приближение суммы, разности, произведения и частного

03.04

134.

Контрольная работа №7 по теме " Десятичные дроби произвольного знака. и проценты"

04.04

135.

Анализ контрольной работы

05.04

136.

Занимательные задачи

08.04


Глава 5. Обыкновенные и десятичные дроби


137.

Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь

09.04

138.

Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь

10.04

139.

Бесконечные периодические десятичные дроби

11.04

140.

Бесконечные периодические десятичные дроби

12.04

141.

Не периодические бесконечные десятичные дроби

15.04

142.

Не периодические бесконечные десятичные дроби

16.04

143.

Длина отрезка

17.04

144.

Длина отрезка

18.04

145.

Длина отрезка

19.04

146.

Длина окружности. Площадь круга

22.04

147.

Длина окружности. Площадь круга

23.04

148.

Длина окружности. Площадь круга

24.04

149.

Координатная ось

25.04

150.

Координатная ось

26.04

151.

Координатная ось

29.04

152.

Декартова система координат на плоскости

30.04

153.

Декартова система координат на плоскости

06.05

154.

Декартова система координат на плоскости

07.05

155.

Столбчатые диаграммы и графики

08.05

156.

Столбчатые диаграммы и графики

13.05

157.

Столбчатые диаграммы и графики

14.05

158.

Контрольная работа №8 по теме " Обыкновенные и десятичные дроби"

15.05

159.

Анализ контрольной работы

16.05

160.

Занимательные задачи

17.05


Глава 6. Итоговое повторение


161.

Отношения. Пропорции.

20.05

162.

Проценты. Решение задач

21.05

163.

Сложение и вычитание целых чисел

22.05

164.

Умножение и деление целых чисел

23.05

165.

Сложение и вычитание дробей

24.05

166.

Умножение и деление дробей

27.05

167.

Уравнения

28.05

168.

Контрольная работа за 1- полугодие

29.05

169.

ВПР - 6 класс

30.05

170.

Итоговая контрольная работа

31.05

171

Анализ контрольной работы

03.06

172.

Действия над десятичными дробями

04.06

173.

Действия над десятичными дробями

05.06

174.

Сложные задачи на пропорции и проценты

06.06

175.

Итоговый урок. Задание на лето.

07.06


Рабочая программа может корректироваться в течение учебного года, в связи с необходимостью.


  • Уроки практической части в КТП выделить жирным шрифтом.