Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №125 с углубленным изучением отдельных предметов»
ПРИНЯТО на заседании МО учителей математики, физики, информатики и ИКТ МБОУ «СОШ №125» Протокол № от __.__.2018 ____________Н.А. Коновалова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №125»
_____________А.А. Лисин
«___»__________________2018
Приказ ОД- от __.__.2018г.
«Об утверждении рабочих программ»
Рабочая программа
Предмет: математика
Класс 6
Уровень общеобразовательный
2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена с учетом рекомендаций программы общеобразовательных учреждений по математике, составитель Т.А. Бурмистрова, М: «Просвещение», 2016.
Составитель: О.Н.Трегубова, учитель первой категории
Барнаул 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике 6класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями)
Примерная программа по учебным предметам «Математика 5 – 9 класс: проект» – М: Просвещение, 2011 г
Программы по математике 5-6 классы,составитель Т.А. Бурмистрова, М: «Просвещение», 2016
Количество часов по учебному плану: общее - 210 часов; в неделю - 6 часов.
Авторская программа рассчитана на 34 недели, в годовом календарном учебном графике 35 недель. В рабочую программу добавлено 6 часов на резерв.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения математики ученик должен
знать / понимать
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
уметь
• выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением
и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических задач
• устной прикидки и оценки результатов вычислений;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений,
связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Делимость чисел.
Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с дробями.
Рациональные числа.
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа и его геометрический смысл. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Изображение положительных и отрицательных чисел на прямой. Координата точки.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Этапы развития представлений о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Уравнения и неравенства.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений.
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства.
Координаты на плоскости.
Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
В результате изучения курса математики 6 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
определения НОД, алгоритм нахождения НОД
определения НОК, алгоритм нахождения НОК
основное свойство дроби. Определение несократимой дроби. Понятие приведения дроби к общему знаменателю, дополнительный множитель
понятия взаимно обратных чисел, дробных выражений
правило деления дробей, применять при решении задач; правило нахождения числа по его дроби.
понятия отношение чисел, пропорция, члены пропорции, прямая и обратная пропорциональность, масштаб, окружность, круг. Основное свойство пропорции. Формулы длины окружности и площади круга.
понятие координаты точки на прямой, модуль числа, рациональное число. Определение противоположные числа, целые числа.
правила раскрытия скобок, определение числового коэффициента, подобных слагаемых, линейного уравнения.
определение параллельных и перпендикулярных прямых, системы координат, координатной плоскости, осей координат. Свойство параллельных прямых.
уметь
находить НОД
находить НОК
находить число, обратное данному, выполнять деление дробей, находить значение дробного выражения.
находить отношение чисел, составлять пропорции, использовать основное свойство пропорции при решении уравнений и задач, решение задач с помощью пропорции при заданном масштабе, решать задачи с применением формул длины окружности и площади круга
отмечать точки напрямой, находить числа, противоположные числа, модули чисел, сравнивать целые числа, выполнять арифметические действия с рациональными числами.
раскрывать скобки, упрощать выражения, находить числовой коэффициент выражений, выполнять приведение подобных слагаемых, решать уравнения методом переноса слагаемых.
строить параллельные и перпендикулярные прямые, точки на плоскости по ее координатам, строить столбчатые и круговые диаграммы, читать графики
читать и составлять таблицы, диаграммы и графики, решать комбинаторные задачи методом перебора возможных вариантов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса:
1)ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2)формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3)умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи. Выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4)Критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
5)креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач,
6)умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
1)способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
2)умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3)способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности е решения;
4)умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы,
5)понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом,
6)умения ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7)способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
1)умения работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать их свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
2)умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять для решения математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах,
Тематический поурочный план
№ урока | Тема урока | Количество часов |
|
| § 1. Делимость чисел (24 урока) | |
1,2,3 | Делители и кратные (п. 1) | 3 |
4,5,6 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 (п. 2) | 3 |
7,8,9 | Признаки делимости на 9 и на 3 (п. 3) | 3 |
10,11,12 | Простые и составные числа (п. 4) | 3 |
13,14,15 | Разложение на простые множители (п. 5) | 3 |
16,17,18,19 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа (п. 6) | 4 |
20,21,2223 | Наименьшее общее кратное (п. 7) | 4 |
24 | Контрольная работа М 1.Делимость чисел | 1 |
| § 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 уроков) | |
25,26,27 | Основное свойство дроби (п. 8) | 3 |
28,29,30 | Сокращение дробей (п. 9) | 3 |
31,32,3334 | Приведение дробей к общему знаменателю (п. 10) | 4 |
35,36,37,38,39,40,41 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (п. 11) | 7 |
42 | Контрольная работа № 2Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
43,44,45,46,47,48,49 | Сложение и вычитание смешанных чисел (п. 12) | 7 |
50 | Контрольная работа № 3Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
| § 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (38 уроков) | 38 |
51,52,53,54,55 | Умножение дробей (п. 13) | 5 |
56 | Итоговый урок по материалу I четверти | 1 |
|
| § 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (продолжение) | |
57,58,59, 60,61 | Нахождение дроби от числа (п. 14) | 5 |
62,63,64, 65,66 | Применение распределительного свойства умножения (п. 15) | 5 |
67 | Контрольная работа № 4Умножение обыкновенных дробей | 1 |
68,69,70 | Взаимно обратные числа (п. 16) | 3 |
71,72,73, 74,75,76 | Деление (п. 17) | 6 |
77 | Контрольная работа № 5 Деление | 1 |
78,79,80, 81,82,83 | Нахождение числа по его дроби (п. 18) | 6 |
84,85,86, 87 | Дробные выражения (п. 19) | 4 |
88 | Контрольная работа № 6 Дробные выражения | 1 |
| § 4. Отношения и пропорции (23урока) | 23 |
89,90,91, 92,93 | Отношения (п. 20) | 5 |
94, 95 | Пропорции (п. 21) | 2 |
96, 97 | Повторение. Решение задач. Обобщение материала II четверти | 2 |
|
| § 4. Отношения и пропорции (продолжение) | |
98,99, 100,101 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости (п. 22) | 4 |
102 | Контрольная работа № 7Отношения и пропорции | 1 |
103,104, 105 | Масштаб (п. 23) | 3 |
106,107, 108 | Длина окружности и площадь круга (п 24) | 3 |
109, 110 | Шар (п. 25) | 2 |
111 | Контрольная работа № 8Длина окружности и площадь круга | 1 |
| § 5. Положительные и отрицательные числа (16 уроков) | |
112,113, 114,115 | Координаты на прямой (п. 26) | 4 |
116,117, 118 | Противоположные числа (п. 27) | 3 |
119,120, 121 | Модуль числа (п. 28) | 3 |
122,123, 124 | Сравнение чисел (п. 29) | 3 |
125, 126 | Изменение величин (п. 30) | 2 |
127 | Контрольная работа № 9Положительные и отрицательные числа | 1 |
| § 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (14 уроков) | 14 |
128, 129 | Сложение чисел с помощью координатной прямой (п. 31) | 2 |
130,131, 132 | Сложение отрицательных чисел (п. 32) | 3 |
133,134, 135 | Сложение чисел с разными знаками (п 33) | 3 |
136,137, 138, 139,140 | Вычитание (п. 34) | 5 |
141 | Контрольная работа № 10Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 1 |
| § 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (15 уроков) | |
142, 143,144 | Умножение (п. 35) | 3 |
145, 146,147, 148 | Деление (п. 36) | 4 |
149, 150,151 | Рациональные числа (п. 37) | 3 |
152 | Контрольная работа №11Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 1 |
153, 154,155, 156 | Свойства действий с рациональными числами (п. 38) | 4 |
| § 8. Решение уравнений (17 уроков) | |
157, 158,159 | Раскрытие скобок (п. 39) | 3 |
160 | Урок повторения и обобщения материала III четверти | 1 |
|
| § 8. Решение уравнений (продолжение) | |
161,162 | Коэффициент (п. 40) | 2 |
163,164, 165,166 | Подобные слагаемые (п. 41) | 4 |
167 | Контрольная работа №12Решение уравнений | 1 |
168,169, 170, 171,172 | Решение уравнений (п. 42) | 5 |
173 | Контрольная работа №13Решение уравнений | 1 |
| § 9. Координаты на плоскости (16 уроков) | |
174, 175 | Перпендикулярные прямые (п. 43) | 2 |
176,177, 178 | Параллельные прямые (п. 44) | 3 |
179, 180, 181, 182 | Координатная плоскость (п. 45) | 4 |
183, 184 | Столбчатые диаграммы (п. 46) | 2 |
185,186, 187,188 | Графики (п. 47) | 4 |
189 | Контрольная работа №14Координаты на плоскости | 1 |
| Повторение (15 уроков) | |
190-203 204 | Итоговое повторение курса математики 5—6-го классов Контрольная работа №15 Итоговая | 14 1 |
205-210 | Резерв | 6 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Виленкин Н.Я. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Мнемозина, 2012
М.А. Попов. Дидактические материалы по математике. М: Экзамен,2016.
В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Контрольные работы по математике. 6 класс М.: Мнемозина, 2016