Рабочая программа индивидуального обучения
на дому по математике
(адаптированная основная образовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
обучающейся 9 класса
на 2024 – 2025 учебный год
учителя Дьяченко
Виктории Юрьевны
Ростов-на-Дону
2024
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающейся 9 класса с интеллектуальными нарушениями составлена на основе регламентирующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08. 2016 г. № 07 -3517 "Об учебниках для обучающихся с ОВЗ»;
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012г., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Школы» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1);
Учебный план МБОУ «Школа» на 2024 – 2025 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ «Школы» на 2024-2025 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе примерной программы по географии специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы «Математика 9» А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот, Москва «Просвещение», 2022г.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальноыми нарушениями.
При составлении рабочей программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Цели решаемые при реализации рабочей программы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую дятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение математики в 9 классе отведено 102 часа за год при 3 часах в неделю (34 учебные недели). В 2024-2025 учебном году программа реализуется по календарному учебному графику за 100 часов.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Программа учебного предмета «Математика» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения).
Программа учебного предмета «Математика» разрабатывается на основе:
требований к личностным и предметным результатам освоения АООП 1 варианта.
программы формирования базовых учебных действий. Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Цель настоящего курса – дать обучающимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления. Прохождение данной программы создаёт условия для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и к овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Усвоенные в курсе по математике знания и способы действий необходимы для дальнейшего успешного изучения других школьных дисциплин, для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Содержание учебного предмета:
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Программа рассчитана на один год.
Повторение нумерации целых чисел в пределах 1 000 000.
Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1 мм3), 1 куб. см (1 см3), 1 куб. дм (1 дм3), 1 куб. м (1 м3), 1 куб. км (1 км3), соотношения: 1 дм3 = 1000 см3, 1 м3 = 1000 дм3, 1 м3 = 1 000 000 см3. Запись чисел, полученных при измерении объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование. Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000 000.
Сложение и вычитание целых чисел и чисел, полученных при измерении, в пределах 1 000 000. Умножение и деление целых чисел и чисел, полученных при измерении, на трехзначное число (несложные случаи).
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с предварительной приблизительной оценкой результата (округление компонентов действий до высших разрядных единиц). Нахождение числа по одной его части. Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями. (Для сильных учащихся допустимо выполнение умножения и деления дроби на дробь.) Предварительная приблизительная оценка результата в случаях, когда целые части компонентов действий не равны нулю.
Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному проценту. Задачи на нахождение числа по одной его части (проценту). Задачи на встречное движение (все случаи) и на движение в разных направлениях (все случаи).
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Геометрические тела: призма, пирамида. Узнавание, называние. Объем геометрического тела. Обозначение: V. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Основные требования к умениям учащихся:
Учитывая развитие каждого конкретного ученика, предъявляются разно уровневые требования к овладению знаниями: 1-й — базовый уровень, 2-й — минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
1 уровень.
• читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
• складывать, вычитать целые числа в пределах 1 000 000 и числа, полученные при измерении, умножать и делить их на трехзначное число;
• выполнять четыре арифметических действия с числами до 1 000 000 с использованием микрокалькулятора и предварительной приблизительной оценкой результата путем округления компонентов действий до высших разрядных единиц;
• выполнять четыре арифметических действия с десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и предварительной приблизительной оценкой результата в случае, когда целые части компонентов действий не равны нулю;
• находить один и несколько процентов от числа;
• находить число по одной его части (проценту);
• решать задачи на встречное движение и движение в разных направлениях;
• решать простые и составные задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
• измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда в кубических единицах;
• узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
2-й уровень
• читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
• складывать, вычитать целые числа и числа, полученные при измерении, в пределах 1 000 000;
• умножать и делить целые числа и числа, полученные при измерении, на двузначное число (можно в пределах 10 000, 100 000);
• выполнять четыре арифметических действия с целыми числами до 1 000 000 с использованием микрокалькулятора без предварительной оценки результата; умножение и деление на двузначное число;
• выполнять сложение и вычитание десятичных дробей с использованием микрокалькулятора;
• находить один процент от числа;
• решать задачи на нахождение времени при встречном движении (допустима помощь учителя);
• решать простые задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба) (допустима помощь учителя);
• измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда (куба) в кубических единицах (с помощью учителя);
• узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
| Особенности организации учебного процесса Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод при котором учитель объясняет, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти; репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации); метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути её решения); практический. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами. Технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые, проблемно-поисковые, личностно-ориентированные, технология дифференцированного обучения, ИКТ. Материально-техническое обеспечение: Список литературы 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы «Математика 9» А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот, Москва «Просвещение», 2022г. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5- кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. 3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М. Н. Перова. Москва, ВЛАДОС, 2013г. 4. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. В.В. Эк, М.Н. Перова, М., Просвещение, 2013 5. Компьютерные презентации PowerPoint по темам программы; дидактический материал и демонстрационные таблицы; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по математике 9 класс ОВЗ
102 часа (вторник, среда, пятница)
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол-во час | Дата проведения | Д/З |
| 1 четверть | | | |
| 1. Геометрические фигуры и тела | 24ч | | |
1 | Геометрия в нашей жизни | 1 | 03.09. | № 11,12,13 |
2 | Отрезок. Измерение и построение отрезка | 1 | 04.09. | № 32, 33 |
3 | Луч, прямая. | 1 | 06.09. | № 51, 52 |
4 | Углы. Виды углов. Измерение углов | 1 | 10.09. | № 73, 74 |
5 | Ломаные линии и многоугольники | 1 | 11.09. | № 89, 90 |
6 | Треугольники. Длины сторон треугольников | 1 | 13.09. | № 110, 111 |
7 | Виды четырехугольников | 1 | 17.09. | № 126, 127 |
8 | Входная контрольная работа | 1 | 18.09. | |
9 | Параллелепипеды | 1 | 20.09. | № 139, 148 |
10 | Пирамиды | 1 | 24.09. | № 167, 168 |
11 | Круг и окружность | 1 | 25.09. | № 173, 174, 175 |
12 | Длина окружности | 1 | 27.09. | № 192, 193 |
13 | Цилиндры. Конусы | 1 | 01.10 | № 209, 216 |
14 | Симметричные фигуры относительно прямой | 1 | 02.10. | № 228, 230 |
15 | Симметричные фигуры относительно точки | 1 | 04.10. | № 246, 247 |
16 | Площадь плоской фигуры | 1 | 08.10. | № 256, 257, 263 |
17 | Площадь прямоугольника | 1 | 09.10. | № 270, 271 |
18 | Единицы площади | 1 | 11.10. | № 281,282 |
19 | Площадь круга | 1 | 15.10. | № 299, 300 |
20 | Обьем тела. Измерение объема | 1 | 16.10. | № 309, 310 |
21 | Обьем прямоугольного параллелепипеда | 1 | 18.10. | № 313, 314 |
22 | Единицы измерения объема | 1 | 22.10. | № 337, 338 |
23 | Контрольная работа 2 | 1 | 23.10. | С. 107 |
24 | Работа над ошибками | 1 | 25.10 | № 340 |
| 2 четверть | | | |
| 2. Числа целые и дробные | 29 ч | | |
25 | Нумерация. Целые числа | 1 | 06.11 | № 350, 351 |
26 | Нумерация. Многозначные числа | 1 | 08.11. | № 361, 364 |
27 | Сложение и вычитание многозначных чисел | 1 | 12.11. | № 371, 374 |
28 | Обыкновенные дроби | 1 | 13.11. | № 393, 394 |
29 | Десятичные дроби | 1 | 15.11. | № 415, 416 |
30 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | 19.11. | № 421, 423 |
31 | Измерение величин | 1 | 20.11. | № 439 |
32 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | 22.11. | № 456 |
33 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей | 1 | 26.11. | № 475, 476 |
34 | Нахождение неизвестных | 1 | 27.11. | № 501, 502 |
35 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей | 1 | 29.11. | № 509, 510 |
36 | Порядок действий | 1 | 03.12. | № 535, 536 |
37 | Контрольная работа 4 | 1 | 04.12. | |
38 | Работа над ошибками. Повторение | 1 | 06.12. | № 538 |
39 | Умножение целых чисел и десятичных дробей | 1 | 10.12. | № 548 |
40 | Деление целых чисел | 1 | 11.12. | № 555 |
41 | Деление десятичной дроби на целое число | 1 | 13.12. | № 562 |
42 | Деление чисел, полученных при измерении величин | 1 | 17.12. | № 575 |
43 | Нахождение неизвестного | 1 | 18.12. | № 595 |
44 | Умножение и деление на 10, 100, 1000 | 1 | 20.12. | № 609, 612 |
45 | Умножение на двузначное число | 1 | 24.12. | № 627 |
46 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 25.12. | С. 190-191 |
47 | Работа над ошибками. Повторение | 1 | 27.12. | |
| 3 четверть | | | |
48 | Деление на двузначное число | 1 | 10.01.25 | № 639, 640 |
49 | Умножение на трехзначное число | 1 | 14.01 | № 659, 660 |
50 | Деление на трехзначное число | 1 | 15.01. | № 665 |
51 | Умножение и деление на трехзначное число | 1 | 17.01. | № 680 |
52 | Умножение и деление на трехзначное число | 1 | 21.01. | № 687 |
53 | Вычисления на калькуляторе | 1 | 22.01 | № 691 |
| 3. Проценты и дроби | 25 ч | | |
54 | Как найти один процент от числа | 1 | 24.01. | № 699, 700 |
55 | Как найти один процент от числа | 1 | 28.01. | № 715 |
56 | Как найти несколько процентов от числа | 1 | 29.01. | № 732, 733 |
57 | Как найти несколько процентов от числа | 1 | 31.01 | № 748, 749 |
58 | Как найти несколько процентов от числа | 1 | 04.02. | № 755 |
59 | Контрольная работа 5 | 1 | 05.02 | С. 218-219 |
60 | Запись процентов обыкновенной дробью | 1 | 07.02. | №759, 760 |
61 | Особые случаи нахождения процентов | 1 | 11.02 | №781, 782 |
62 | Задачи на проценты | 1 | 12.02. | № 797, 798 |
63 | Задачи на проценты | 1 | 14.02. | № 816 |
64 | Контрольная работа 6 | 1 | 18.02 | С. 235 |
65 | Нахождение числа по 1% | 1 | 19.02 | №826, 827 |
66 | Нахождение числа по 50% | 1 | 21.02 | № 849, 850 |
67 | Нахождение числа по 20% | 1 | 25.02 | № 861 |
68 | Нахождение числа по 10% | 1 | 26.02 | № 872 |
69 | Задачи на проценты | 1 | 28.02 | № 889, 890 |
70 | Задачи на проценты | 1 | 4.03 | № 912, 913 |
71 | Задачи на проценты | 1 | 5.03. | № 927, 930 |
72 | Конечные и бесконечные десятичные дроби | 1 | 7.03. | № 943, 944 |
73 | Запись обыкновенных дробей в виде десятичных | 1 | 11.03 | № 957, 958 |
74 | Бесконечные дроби | 1 | 12.03 | № 969, 970 |
75 | Бесконечные дроби | 1 | 14.03. | № 9978, 979 |
76 | Действия с целыми и дробными числами | 1 | 18.03 | № 984, 990 |
77 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | 19.03 | |
78 | Работа над ошибками | 1 | 21.03 | |
| 4 четверть | | | |
| 4. Обыкновенные и десятичные дроби | 19ч | | |
79 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 1 | 2.04 | № 993, 995 |
80 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 1 | 04.04 | № 998 |
81 | Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число | 1 | 8.04 | № 1007 |
82 | Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число | 1 | 9.04 | № 1013, 1014 |
83 | Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число | 1 | 11.04. | №1022, 1023 |
84 | Порядок действий | 1 | 15.04. | № 1020 |
85 | Контрольная работа 7 | 1 | 16.04. | С. 285-286 |
86 | Вычисления на калькуляторе | 1 | 18.04. | № 1029, 1030 |
87 | Вычисления без округления | 1 | 22.04. | № 1044, 1045 |
88 | Вычисления с округлением | 1 | 23.04. | № 1055, 1056 |
89 | Обыкновенные дроби | 1 | 25.04. | № 1066, 1067 |
90 | Смешанные числа. Преобразования дробей | 1 | 29.04. | № 1086, 1087 |
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем | 1 | 30.04. | № 1097, 1101 |
92 | Сложение и вычитание целых чисел и дробей | 1 | 6.05 | № 1122, 1123 |
93 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | 7.05 | № 1133, 1136 |
94 | Умножение и деление дробей на целое число | 1 | 13.05 | № 1167, 1170 |
95 | Действия с дробями | 1 | 14.05 | № 1186 |
96 | Действия с дробями | 1 | 16.05 | № 1213, 1217 |
97 | Контрольная работа за год | 1 | | |
| 5. Повторение | 3ч | | |
98 | Нумерация и арифметическике действия | 1 | 20.05 | № 1248 |
99 | Обыкновенные дроби. Проценты | 1 | 21.05 | № 1289 |
100 | Геометрические фигуры | 1 | 23.05 | № 1308 |