
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса «А» МБОУ «СОШ № 8 г.Горно-Алтайска»
Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»(в ред.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ п.7 ст.12.)
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 ( Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009г., регистрационный № 15785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г № 1241.г. Москва « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. №373» ( Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011г. Регистрационный № 19707).
- Приказ Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015г. « О внесении изменений в ФГОС НОО».
- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189г. Москва « Об утвержнении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г. Регистрационный №19993).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 « О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10»
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986
(зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011г. Регистрационный № 19682) « Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Положение о рабочей программе учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска», работающего по ФГОС №182-Д от 16.08.2016г.
-Учебный план МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска» №239 от 01.08.2018г.
Особенность по отношению к ФГОС НОО
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.
Концепция программы
Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:
Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);
Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);
Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
В учебном плане на изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
Срок реализации программы- 1 год (2018-2019 учебный год)
Для реализации программы используются учебники «Математика» в двух частях – М.И.Моро., С.И.Волкова.,С.В.Степанова., издательство М.: Просвещение 2014 г, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования. Кроме учебников УМК включает Тетрадь на печатной основе «Математика» - М.И.Моро.,С.И.Волкова., Издательство Москва «Просвещение» 2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами учащихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения предмета «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения предмета «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания;
- таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
- названия и последовательность чисел от 0 до 20;
Учащиеся должны уметь:
- оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20;
- вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
- решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определение времени по часам;
- решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценка размеров предметов «на глаз»;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур);
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
показывать:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).
воспроизводить в памяти:
различать:
число и цифру;
знаки арифметических действий (+, -);
многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник.
сравнивать:
предметы с целью выявления в них сходства и различия;
предметы по форме, размерам (больше, меньше);
два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …».
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
решать учебные и практические задачи:
выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;
решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
выполнять табличное вычитание изученными приемами;
измерять длину предмета с помощью линейки;
изображать отрезок заданной длины;
читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
Содержание учебного предмета
Подготовка к изучению чисел и действий с ними.
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления (8 ч).
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число О.
Нумерация(28 ч).
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «», «
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание (48 ч).
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.
Нумерация (14 ч).
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (20 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Повторение (10 ч).
Резерв ( 4 ч.)
Формы контроля
№ урока | Контроль | Дата |
11 | Стартовая диагностика | |
93 | Контрольная работа № 1 по теме: «Числа от 1-20». | |
126 | Итоговая контрольная работа № 2. | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 часов) | Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | 1 | Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.). Сравнение предметов и групп предметов. | | |
2 | Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». | 1 | Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. | | |
3 | Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между». | 1 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | | |
4 | | Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 1 | Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. Группировка чисел по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
5 | | Сравнивание групп предметов. «На сколько больше (меньше)?» . Пространственные представления. | 1 | Установление пространственных отношений с помощью сравнения: спереди – сзади, перед, после, между и др. Уравнивание предметов. Сравнение групп предметов. | | |
6-7 | | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». | 2 | Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на …». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. Использовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнивания предметов. | | |
8 | Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 часов) | Понятия «много», «один». Число 1. Письмо цифры 1. | 1 | Название и запись цифрой натурального числа 1. Соотносить цифру с количеством предметов – числом. | | |
9 | Число 2. Письмо цифры 2. | 1 | Название и запись цифрой натурального числа 2. Образование числа 2. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. | | |
10 | | Стартовая диагностика. | | | | |
11 | | Число 3. Письмо цифры 3. | 1 | Название и запись цифрой натурального числа 3. Образование числа 3. | | |
12 | | Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «–», «=». «Прибавить», «вычесть», «получится». | 1 | Составление математических выражений по заданной схеме. Знаки: +(плюс), – (минус), = (равно). Отношение «равно» для чисел и запись отношения с помощью знаков. | | |
13 | | Число 4. Письмо цифры 4. | 1 | Название и запись цифрой натурального числа 4. Образование числа 4. | | |
14 | | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 | Сравнение предметов по размерам (длиннее – короче). | | |
15 | | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | Модель числа. Название и запись цифрой натурального числа 5. Образование числа 5. | | |
16 | | Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 | Получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. | | |
17 | | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка. | | |
18 | | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | 1 | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка. | | |
19-20 | | Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. | 2 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых Последовательность натуральных чисел от 2 до 5. Знания о прямой, отрезке, ломаной. | | |
21 | | Знаки: «» (больше), « | 1 | Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: (больше), | | |
22 | | Равенство. Неравенство. | 1 | Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: (больше), | | |
23 | | Многоугольник. | 1 | Распознавание геометрических фигур: многоугольники. Виды многоугольников. | | |
24 | | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 6. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют). | | |
25 | | Закрепление. Письмо цифры 7. | 1 | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Состав чисел 8 и 9; соотношение цифр и количество предметов. | | |
26 | | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8. Состав чисел 8 и 9; соотношение цифр и количество предметов. | | |
27 | | Закрепление. Письмо цифры 9. | 1 | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9. Состав чисел 8 и 9; соотношение цифр и количество предметов. | | |
28 | | Число 10. Запись числа 10. | 1 | Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10.Состав числа 10. Соотношение цифры и количество предметов. Запись числа 10. | | |
29 | | Закрепление изученного материала. | 1 | Последовательность натуральных чисел от 1 до 10. | | |
30 | | Сантиметр – единица измерения длины. | 1 | Сантиметр. Вычерчивание отрезков заданной длины. | | |
31 | | Увеличить на ... Уменьшить на ... | 1 | Понятия «увеличить на…, уменьшить на…». Записи в виде выражения (с использованием знаков «+», «-», «=») случаи образования чисел, читать выражения, решать их. | | |
32 | | Число 0. | 1 | Название и запись цифрой числа 0. Решение простых задач (без введения термина) на основе счёта предметов с использованием схемы. | | |
33 | | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». | 1 | Сложение и вычитание 0. Сравнение предметов по разным признакам. Счет предметов. Запись чисел первого десятка. | | |
34 | | Закрепление изученного материала. | 1 | Сравнение предметов по разным признакам. Счет предметов. Запись чисел первого десятка. | | |
35 | | Закрепление знаний по теме Числа от 1до10. | 1 | Построение числового ряда от 1 до 10. Сравнение чисел. | | |
36 | | Закрепление знаний по теме Увеличить на ….Уменьшить на…. | 1 | Понятия «увеличить на…, уменьшить на…». Записи в виде выражения (с использованием знаков «+», «-», «=») случаи образования чисел, читать выражения, решать их. | | |
37 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (48 часов) | Прибавить и вычесть 1. Знаки «+», «–», «=». | 1 | Решение и запись примеров на сложение и вычитание 1. | | |
38 | Случаи сложения и вычитания вида +1+1, -1-1. | 1 | Применение навыков прибавления и вычитания к любому числу в пределах 10. | | |
39 | | Прибавить и вычесть число 2. | 1 | Прибавлять и вычитать число 2,пользоваться математическими терминами. | | |
40 | | Слагаемые. Сумма. | 1 | Название компонентов и результатов действия сложения. Чтение и запись числовых выражений. Нахождение значений выражений с помощью числового ряда. | | |
41 | | Задача (условие, вопрос). | 1 | Ознакомление с составными частями задачи, закреплять знание нумерации чисел в пределах первого десятка Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
42 | | Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | 1 | Составление задач по рисункам. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
43 | | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | 1 | Ознакомление с таблицей сложения, когда одно из слагаемых - число 2; Таблица сложения однозначных чисел. | | |
44 | | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом, упражнения в присчитывании и отсчитывании по 2. | | |
45 | | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). | 1 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Структура компонента текстовой задачи; её решение арифметическим способом. | | |
46 | | Закрепление по теме: «Сложение и вычитание 2». | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Отношения «больше на...», «меньше на...». Таблица сложения однозначных чисел. | | |
47 | | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений. | 1 | Приёмы вычислений: прибавление числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами. | | |
48 | | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Таблица сложения однозначных чисел. | | |
49 | | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач. | 1 | Прибавления и вычитания 3 к любому числу в пределах 10. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
50 | | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы. | 1 | Усвоение таблицы сложения и вычитания трёх. | | |
51 | | Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | 1 | Последовательность натуральных чисел от 1 до 10. Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. | | |
52 | | Решение задач. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
53 | | Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание 3». | 1 | Арифметические действия с числами Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
54 | | Закрепление изученного материала. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Уточнить, обобщить и закрепить полученные знания. | | |
55 | | Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. | 1 | Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. | | |
56 | | Решение задач. Сложение и вычитание 3. | 1 | Проверка знаний в названии компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. | | |
57 | | Работа над ошибками. Обобщение. | 1 | Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Решение задач. | | |
58 | | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | Ознакомить с новым видом задач и способами записи их решения. Решение текстовых задач арифметическим способом «Увеличить на...». | | |
59 | | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом «Уменьшить на...». | | |
60 | | Прибавить и вычесть 4. Приёмы вычислений. | 1 | Ознакомление с приемами прибавления и вычитания числа 4. Таблица сложения однозначных чисел. | | |
61 | | Прибавить и вычесть 4. Закрепление изученного материала. | 1 | Таблица сложения однозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
62 | | Задачи на разностное сравнение чисел. | 1 | Решение задач на разностное сравнение чисел. | | |
63 | | Решение задач. | 1 | Решение задач на разностное сравнение арифметическим способом. Отношения «больше на...», «меньше на...». | | |
64 | | Прибавить и вычесть 4. Сопоставление и заучивание таблицы. | 1 | Составление таблицы сложения и вычитания с числом 4. Прибавление числа по частям. | | |
65 | | Решение задач. | 1 | Приёмы вычислений: прибавление числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами. | | |
66 | | Перестановка слагаемых. | 1 | Переместительное свойство сложения Группировка слагаемых. | | |
67 | | Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5,6,7, 8, 9. | 1 | Переместительное свойство сложения. Арифметические действия с числами. Отношения «больше на...», «меньше на...». | | |
68 | | Составление таблицы сложения 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | Приёмы вычислений: прибавление числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. | | |
69 | | Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. | 1 | Повторить состав чисел, приемы сложения и вычитания; решать задачи. | | |
70 | | Состав числа 10. Решение задач. | 1 | Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. Работа по таблице сложения, решение задач, состав числа 10. | | |
71 | | Решение задач. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
72 | | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | Тренировка в решении равенств, когда неизвестно одно из слагаемых - часть одною целого. Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. | | |
73 | | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | Тренировка в решении равенств, когда неизвестно одно из слагаемых - часть одною целого. Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. | | |
74 | | Закрепление. Решение задач. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом Арифметические действия с числами. | | |
75 | | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | 1 | Название компонентов и результата действия вычитания. Использование терминов при чтении записей. | | |
76 | | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7. | 1 | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. | | |
77 | | Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. | 1 | Приёмы вычислений: прибавление числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. | | |
78 | | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. | 1 | Вычитание из чисел 8 и 9 однозначных чисел; состав чисел 8 и 9 Закрепление изученных приемов сложения и вычитания чисел в пределах первого десятка. | | |
79 | | Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач. | 1 | Приёмы вычислений: прибавление числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Решение задач на нахождение остатка. | | |
80 | | Вычитание из числа 10. | 1 | Выполнять вычисления вида 10 -, применяя знания состава числа 10. Таблица сложения однозначных чисел. | | |
81 | | Закрепление по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». | 1 | Тренировка в решении задач, решение которых требует знания взаимосвязи между сложением и вычитанием, а также состава чисел первого десятка. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. | | |
82 | | Килограмм. | 1 | Единица измерения массы: килограмм. Зависимость между величинами. Установление зависимости между величинами. | | |
83 | | Литр. | 1 | Единица измерения вместимости: литр. Формировать умение сравнивать именованные числа и выполнять операции сложения и вычитания с ними. Установление зависимости между величинами. | | |
84 | | Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10. | 1 | Таблица сложения однозначных чисел. Арифметические действия с числами. Отношения «больше на...», «меньше на...». | | |
85 | Числа от 11 до 20. Нумерация (14 часов) | Название и последовательность чисел от 10 до 20. | 1 | Ознакомление с порядком следования чисел при счете от 11 до 20 и сравнением чисел второго десятка, опираясь на знание порядка следования чисел Название, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. | | |
86 | | Название и последовательность чисел от 10 до 20. | 1 | Ознакомление с порядком следования чисел при счете от 11 до 20 и сравнением чисел второго десятка, опираясь на знание порядка следования чисел Название, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. | | |
87 | | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 | Тренировка в умении записывать числа второго десятка и читать их; показать, что обозначает каждая цифра в записи двузначных чисел. Название, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. | | |
88 | | Дециметр. | 1 | Единицы измерения длины: дециметр, установление зависимости между величинами. Соотношение между единицами длины (сантиметр, дециметр), переводить одни единицы длины в другие. | | |
89 | | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись. | | |
90 | | Чтение и запись чисел. Закрепление. | 1 | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись. Выполнение вычислений чисел второго десятка с опорой на знания нумерации, установление зависимости между величинами | | |
| |
91 | | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. Числа от 1-20. | 1 | Проверка умения решать задачи, знание таблицы сложения, умение самостоятельно организовать свою деятельность. | | |
92 | | Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 20». | 1 | Выполнение вычислений чисел второго десятка с опорой на знания нумерации, установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач. | | |
93 | | Контрольная работа № 1 по теме: «Числа от 1-20». | 1 | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
94 | | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел». | 1 | Выполнение вычислений чисел второго десятка с опорой на знания нумерации, установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач. | | |
95 | | Подготовка к введению задач в два действия. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись. | | |
96 | | Подготовка к введению задач в два действия. | 1 | Выделение структурных частей текстовой задачи; решение её арифметическим способом; составление краткой записи. | | |
97 | | Ознакомление с задачей в два действия. | 1 | Дополнение числа до 10, план решения задачи в два действия, составление и чтение математических равенств. | | |
98 | | Решение задач в два действия. Закрепление по теме «Числа от 11 до 20» . | 1 | Выделение структурных частей текстовой задачи; решение её арифметическим способом; составление краткой записи. Выполнение вычислений чисел второго десятка с опорой на знания нумерации, установление зависимости между величинами. | | |
99 | Сложение и вычитание (20 часа) | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений. | | |
100 | | Сложение вида + 2, + 3. | 1 | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | | |
101 | | Сложение вида + 4. | 1 | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | | |
102 | | Сложение вида + 5. | 1 | Закрепление знания состава чисел и тренировать в сложении чисел с переходом через разряд, когда одно из слагаемых - число 5. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | | |
103 | | Сложение вида + 6. | 1 | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | | |
104 | | Сложение вида + 7. | 1 | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений. | | |
105 | | Сложение вида + 8, + 9. | 1 | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений. | | |
106 | | Таблица сложения. | 1 | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | | |
107 | | Решение текстовых задач, числовых выражений. | 1 | Формирование умение применять знание таблицы сложения и изученные приемы сложения. Решение арифметических задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Установление зависимости между величинами. | | |
108-109 | | Приёмы вычитания с переходом через десяток. | 1 | Знакомство с общими приемами вычитания с переходом через разряд. Приём вычитания числа по частям. | | |
110 | | Вычитание вида 11 – . | 1 | Знакомство с приемом вычитания из числа 11 слагаемого по частям, основанным на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми. | | |
111 | | Вычитание вида 12 – . | 1 | Знакомство с приемом вычитания из числа 12 слагаемого по частям, основанным на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми Разряды двузначных чисел. | | |
112 | | Вычитание вида 13 – . | 1 | Знакомство с приемом вычитания из числа 13 слагаемого по частям, основанным на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми Разряды двузначных чисел. | | |
113 | | Вычитание вида 14 – . | 1 | Знакомство с приемом вычитания из числа 14 слагаемого по частям, основанным на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми Разряды двузначных чисел. | | |
114 | | Вычитание вида 15 – . | 1 | Знакомство с приемом вычитания из числа 15 слагаемого по частям, основанным на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми Разряды двузначных чисел. | | |
115 | | Вычитание вида 16 – . | 1 | Знакомство с приемом вычитания из числа 15 слагаемого по частям, основанным на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми Разряды двузначных чисел. | | |
116 | | Вычитание вида 17 – , 18 – . | 1 | Знакомство с приемом вычитания из чисел 17 и 18 слагаемого по частям, основанным на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми Разряды двузначных чисел. | | |
117 | | Табличное сложение и вычитание. Решение задач и выражений. | 1 | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. План решения, алгоритм выполнения задания. | | |
118 | | Закрепление по теме «Табличное вычитание чисел». | 1 | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
119 | Повторение (10 часов) | Закрепление изученного материала. Сложение в пределах 20. | 1 | Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | | |
120 | Закрепление изученного материала. Вычитание в пределах 20. | 1 | | |
121 | | Закрепление изученного материала по теме «Сложение до 10». | 1 | Формирование умение применять знание таблицы сложения и изученные приемы сложения. Решение арифметических задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Установление зависимости между величинами. | | |
122 | | Закрепление изученного материала по теме «Вычитание до 10». | 1 | | |
123 | | Закрепление изученного материала по теме «Сложение до 20». | 1 | Формирование умение применять знание таблицы сложения и изученные приемы сложения. Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений. | | |
124 | | Закрепление изученного материала по теме «Вычитание до 20». | 1 | | |
125 | | Закрепление материала по теме «Решение задач в два действия». | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Распознавание геометрических фигур. Установление зависимости между величинами. | | |
126 | | Итоговая контрольная работа № 2. | 1 | Проверка умения решать задачи, знание таблицы сложения, умение самостоятельно организовать свою деятельность. | | |
127-128 | | Закрепление. Сложение и вычитание в пределах второго десятка. | 2 | Табличное вычитание чисел. Установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
129-132 | Резерв( 4 часа) | Обобщение по теме «Сложение и вычитание в пределах второго десятка.» | 4 | Табличное вычитание чисел. Установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |