1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
Метапредметные результаты Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументировано его обосновывать;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования ученики 2 класса приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Учащийся получит возможность научиться:
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
упорядочивать информацию по заданному основанию; понимать информацию, представленную диаграммами;
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащийся научится:
пересказывать текст подробно и сжато с помощью учителя;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
Учащийся получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Учащийся научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Учащийся научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Учащийся получит возможность научиться:
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств, сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты на русском языке.
Планирование деятельности, управление и организация
Учащийся научится:
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий;
Предметные результаты Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Пространственные отношения.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией.
Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
2. Содержание учебного предмета.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (18ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(71ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(46ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а;при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Формы контроля и учета достижений учащихся.
Форма контроля | Количество часов |
Входная контрольная работа | 1 |
Контрольная работа за год | 1 |
Тематические контрольные работы | 5 |
Проверочные работы | 7 |
Комплексная работа | 1 |
Математический диктант | 2 |
Контрольный устный счет | 2 |
Тест | 2 |
Проект | 2 |
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Числа от 1 до 100. Нумерация | 18 |
2. | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 44 |
3. | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) | 27 |
4. | Умножение и деление | 24 |
5. | Табличное умножение и деление | 23 |
| Итого: | 136 |
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Числа от 1 до 100. Нумерация 18 ч | |
1 | Введение. Числа от 1 до 20 | 1 |
2 | Входная контрольная работа. | 1 |
3 | Работа над ошибками. Десяток. Счёт десятками до 100. | 1 |
4 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 |
5 | Числа от11 до 100. Поместное значение цифр. | 1 |
6 | Однозначные и двузначные числа. | 1 |
7 | Единицы измерения длины Миллиметр. | 1 |
8 | Единицы измерения длины Миллиметр. | 1 |
9 | Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1 |
10 | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». | 1 |
11 | Метр. Таблица мер длины. | 1 |
12 | Сложение и вычитание вида 35+5. 35-30,35-5. | 1 |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 |
14 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 |
15 | Странички для любознательных. | 1 |
16 | Что узнали. Чему научились. Тест «Нумерация чисел» | 1 |
17 | Контрольная работа №1 по теме «Нумерация». | 1 |
18 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 44 ч | |
19 | Задачи обратные данной. | 1 |
20 | Сумма и разность отрезков. | 1 |
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 |
22 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
23 | Решение задач. | 1 |
24 | Единицы времени. Час. Минута. | 1 |
25 | Ломаная. Длина ломаной. | 1 |
26 | Закрепление. Решение задач в два действия на сложение и вычитание. | 1 |
27 | Странички для любознательных. | 1 |
28 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 |
29 | Числовые выражения. Значение числового выражения. Проверочная работа. | 1 |
30 | Сравнение числовых выражений. | 1 |
31 | Периметр многоугольника. | 2 |
32 | Контрольная работа № 2 по теме «Единицы длины и времени. Выражения» | 1 |
33 | Работа над ошибками. Свойства сложения. | 1 |
34 | Контрольная работа за I триместр. | 1 |
35 | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 |
36 | Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | 1 |
37 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. | 1 |
38 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. | 1 |
39 | Устные приёмы сложения вида 36+2, 36+20. | 1 |
40 | Устные приёмы вычитания вида 36 – 2, 36 – 20. | 1 |
41 | Устные приёмы вычислений для случаев вида: 26+4. | 1 |
42 | Устные приёмы вычислений для случаев вида: 30-7. | 1 |
43 | Устные приёмы вычитания вида 60 – 24. | 1 |
44 | Решение задач. Проверочная работа. | 1 |
45 | Решение задач на движение. | 1 |
46 | Решение задач на движение. | 1 |
47 | Устные приёмы сложения вида 26+7. | 1 |
48 | Устные приёмы вычитания вида 35 – 7. | 1 |
49 | Приемы вычислений с переходом через десяток. Решение задач на сложение и вычитание. | 1 |
50 | Странички для любознательных. | 1 |
51 | Контрольная работа № 3 по теме «Устные приемы сложения и вычитания». | 1 |
52 | Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. | 1 |
53 | Буквенные выражения. | 1 |
54 | Буквенные выражения. Математический диктант. | 1 |
55 | Буквенные выражения. | 1 |
56 | Уравнение. Решение уравнений. | 1 |
57 | Уравнение. Решение уравнений. | 1 |
58 | Решение уравнений. Решение задач. | 1 |
59 | Проверка сложения. | 1 |
60 | Проверка вычитания. | 1 |
61 | Закрепление приемов вычисления буквенных выражений и уравнений. | 1 |
62 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) 27 ч. | |
63 | Письменные приёмы вычисления для случаев вида 45+23. | 1 |
64 | Письменные приёмы вычисления для случаев вида 57 – 26. | 1 |
65 | Проверка сложения и вычитания. | 1 |
66 | Закрепление изученного. | 1 |
67 | Угол. Виды углов. | 1 |
68 | Закрепление. Решение задач. | 1 |
69 | Письменные приёмы вычисления для случаев вида 37+48. | 1 |
70 | Письменные приёмы вычисления для случаев вида 37+53. | 1 |
71 | Прямоугольник. Проверочная работа. | 1 |
72 | Прямоугольник. Построение прямоугольника. | 1 |
73 | Письменные приёмы вычисления для случаев вида 87+13. | 1 |
74 | Письменные приёмы вычисления для случаев вида: 32+8,40 – 8. | 1 |
75 | Письменные приёмы вычисления для случаев вида 50 – 24. | 1 |
76 | Странички для любознательных. Контрольный устный счет. | 1 |
77 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | 1 |
78 | Вычитание вида:52-24. | 1 |
79 | Вычитание вида:52-24. | 1 |
80 | Контрольная работа за II триместр. | 1 |
81 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. Подготовка к умножению. | 1 |
82 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 |
83 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 |
84 | Квадрат. Построение квадрата. | 1 |
85 | Квадрат. | 1 |
86 | Наши проекты. Странички для любознательных. | 1 |
87 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
88 | Контрольная работа № 4 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100». | 1 |
89 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 |
| Умножение и деление 24 ч | |
90 | Конкретный смысл действия умножения. | 1 |
91 | Конкретный смысл действия умножения. | 1 |
92 | Вычисление результата умножения с помощью сложения. | 1 |
93 | Задачи на нахождение произведения. | 1 |
94 | Периметр прямоугольника. | |
95 | Приём умножения нуля и единицы на число. | 1 |
96 | Названия компонентов и результата умножения. | 1 |
97 | Закрепление изученного. Решение задач. Проверочная работа. | 1 |
98 | Переместительное свойство умножения. | 1 |
99 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
100 | Конкретный смысл действия деления. | 1 |
101 | Конкретный смысл действия деления. | 1 |
102 | Решение задач на деление. | 1 |
103 | Закрепление изученного. Математический диктант. | 1 |
104 | Названия компонентов и результата деления. | 1 |
105 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | 1 |
106 | Странички для любознательных | 1 |
107 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 |
108 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 1 |
109 | Приемы умножения и деления на 10. | 1 |
110 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 |
111 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 |
112 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
113 | Контрольная работа № 5 по теме «Конкретный смысл действия умножения и деления». | 1 |
| Табличное умножение и деление 19ч | |
114 | Работа над ошибками. Умножение числа 2, умножение на 2. | 1 |
115 | Умножение числа 2, умножение на число 2. | 1 |
116 | Приёмы умножения числа 2 | 1 |
117 | Деление на 2 | 1 |
118 | Деление на 2. Решение задач. | 1 |
119 | Деление на 2. | |
120 | Странички для любознательных. | 1 |
121 | Комплексная работа. | 1 |
122 | Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. | 1 |
123 | Умножение числа 3. Умножение на 3. | 1 |
124 | Умножение числа 3 .Умножение на 3 | 1 |
125 | Деление на 3 | |
126 | Деление на 3 | 1 |
127 | Закрепление изученного. Странички для любознательных. Тест. | 1 |
128 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
129 | Контрольная работа за III триместр. | 1 |
130 | Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились во 2- ом классе. | 1 |
131 | Итоговое повторение и закрепление. Контрольный устный счет. | 1 |
132 | Итоговое повторение и закрепление. | 1 |
133 | Итоговое повторение | 1 |
134 | Итоговое повторение | 1 |
135 | Итоговое повторение | 1 |
136 | Итоговое повторение | 1 |