РАЗДЕЛ I
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 14 |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 73 |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 34 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 18 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 16 |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 15 |
| Итого: | 170 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (14 часов)
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении и вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (73 часа)
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (С опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий при решении. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условиями, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Работать в паре. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать разное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (34 часа)
Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значение с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять им. Разъяснять смысл действия деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять им.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (18 часов)
Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие, мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, читать и записывать числа римскими цифрами, сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять им.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (16 часов)
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных - равносторонние) и называть. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление(15 часов)
Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.
Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений с использованием калькулятора. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять им.
34 часа школьного компонента распределены по темам:
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 7 ч.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление- 17 ч.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление – 6 ч.
Числа от 1 до 1000. Нумерация – 4 ч.
Формы работы
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Работа в парах
Проектная деятельность
Виды учебной деятельности
- чтение, запись, сравнение чисел в пределах 1000;
- выполнение построений и вычислений;
- выполнение проверки вычислений;
- прогнозирование результата вычисления, решения задачи;
- планирование хода решения задач;
- сравнение разных приёмов вычислений, решений задач;
- пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры;
- поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;
- выполнение заданий на измерение, вычисление, построение;
- моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени;
- описание явлений и событий с использованием величин;
- обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов, зависимостей в окружающем мире;
- анализ и решение житейских ситуаций. Требующих умений находить геометрические величины (планировка, разметка)
- анализ зависимостей;
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов.
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения,упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними:
1 дм2 =100 см2, 1 м2=100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг =1000 г;
переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a: a, 0 : a;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножениеи деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление
на однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу вновую, изменяя её условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа
в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон;
по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки (... и ...; если..., то...; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечания |
По плану | фактически |
1 четверть |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (14ч.) |
1-2 | Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 2 | 01.09 04.09 | | |
3 | Выражение с переменной. | 1 | 05.09. | | |
4-6 | Решение уравнений. | 4 | 06.09 07.09 08.09 | | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | 11.09 | | |
8 | Решение логических задач. | 1 | 12.09 | | |
9 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.Решение простых и составных задач. | 1 | 13.09 | | |
10 | Входная контрольная работа. | 1 | 14.09 | | |
11 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.Решение простых и составных задач. | 1 | 15.09 | | |
12 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.Решение простых и составных задач. | 1 | 18.09 | | |
13 | Связь умножения и сложения. | 1 | 19.09 | | |
14 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | 20.09 | | |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (73 ч.) |
15 | Чётные и нечётные числа. | 1 | 21.09 | | |
16 | Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 | 22.09 | | |
17 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | 25.09 | | |
18 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 | 26.09 | | |
19-22 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | 4 | 27.09 28.09 29.09 02.10 | | |
23 | Решение логических задач | 1 | 03.10 | | |
24-25 | Числа от1 до 100. Умножение и деление. | 2 | 04.10 05.10 | | |
26 | Контрольная работа.Умножение и деление на 2 и 3. | 1 | 06.10 | | |
27 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.Умножение и деление на 2 и 3. | 1 | 09.10 | | |
28 | Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | 10.10 | | |
29 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 1 | 11.10 | | |
30-31 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 2 | 12.10 13.10 | | |
32 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | 16.10 | | |
33 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | 17.10 | | |
34 | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 | 18.10 | | |
35-36 | Задачи на кратное сравнение | 2 | 19.10 20.10 | | |
37 | Решение задач на кратное и разностное сравнение. Самостоятельная работа. | 1 | 23.10 | | |
38 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. | 1 | 24.10 | | |
39 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 1 | 25.10 | | |
40 | Итоговая контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 26.10 | | |
41 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 1 | 27.10 | | |
42 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 1 | 30.10 | | |
2 четверть |
43 | Табличное умножение и деление. Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. | 1 | 07.11 | | |
44 | Проект «Математические сказки» | 1 | 08.11 | | |
45 | Решение задач на деление по содержанию и на равные части. | 1 | 09.11 | | |
46 | Контрольная работа. Табличное умножение и деление | | 10.11 | | |
47 | Табличное умножение и деление. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | | 13.11 | | |
48-49 | Площадь. Единицы площади | 2 | 14.11 15.11 | | |
50 | Квадратный сантиметр | 1 | 16.11 | | |
51-52 | Площадь прямоугольника. | 2 | 17.11 20.11 | | |
53 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. | 1 | 21.11 | | |
54-55 | Табличное умножение и деление. Самостоятельная работа | 2 | 22.11 23.11 | | |
56 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | 24.11 | | |
57 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. | 1 | 27.11 | | |
58 | Квадратный дециметр. | 1 | 28.11 | | |
59-60 | Таблица умножения. | 2 | 29.11 30.11 | | |
61 | Квадратный метр. | 1 | 01.12 | | |
62-66 | Табличные способы умножения и деления. Самостоятельная работа | 5 | 04.12 05.12 06.12 07.12 08.12 | | |
67-69 | Площадь. | 3 | 11.12 12.12 13.12 | | |
70 | Контрольная работа Табличное умножение и деление. Площадь. | 1 | 14.12 | | |
71 | Умножение на 1.Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | 15.12 | | |
72 | Умножение на 0. | 1 | 18.12 | | |
73 | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. | 1 | 19.12 | | |
74-75 | Умножение и деление. Самостоятельная работа | 2 | 20.12 21.12 | | |
76 | Итоговая контрольная работа. | | 22.12 | | |
76-77 | Доли. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 2 | 25.12 26.12 | | |
78 | Круг. Окружность. | 2 | 27.12 28.12 | | |
3 четверть |
80 | Диаметр круга | 1 | 11.01 | | |
81 | Единицы времени | 1 | 12.01 | | |
82-83 | Решение задач на нахождение площади прямоугольника по формуле | 2 | 15.01 16.01 | | |
84-86 | Умножение и деление | 3 | 17.01 18.01 19.01 | | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (34ч.) |
87 | Умножение и деление круглых чисел. | 1 | 22.01 | | |
88 | Случаи деления вида 80 : 20 | 1 | 23.01 | | |
89-90 | Умножение суммы на число. | 2 | 24.01 25.01 | | |
91-92 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 2 | 26.01 29.01 | | |
95 | Умножение и деление круглых чисел. | 1 | 30.01 | | |
96 | Тест. Умножение и деление круглых чисел | 1 | 31.01 | | |
97-98 | Деление суммы на число. | 2 | 01.02 02.02 | | |
99 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | 05.02 | | |
100 | Делимое. Делитель. | 1 | 06.01 | | |
101 | Проверка деления. | 1 | 07.02 | | |
102- 103 | Деление вида 87: 29 | 2 | 08.02 09.02 | | |
104 | Проверка умножения. | 1 | 12.02 | | |
105- 106 | Решение уравнений. Самостоятельная работа. | 2 | 13.02-14.02 | | |
107-108 | Внетабличное умножение и деление. | 2 | 15.02- 16.02 | | |
109 | Контрольная работа Внетабличное умножение и деление | 1 | 19.02 | | |
110 | Деление с остатком.Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | 20.02 | | |
111-112 | Деление с остатком. | 2 | 21.02 22.02 | | |
113 | Задачи на деление с остатком. | 1 | 26.02 | | |
114 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 | 27.02 | | |
115 | Проверка деления с остатком. | 1 | 28.02 | | |
116-117 | Деление с остатком. Самостоятельная работа. | 3 | 01.03 02.03 | | |
118 | Решение задач на деление с остатком | 1 | 05.03 | | |
119 | Контрольная работа. Деление с остатком. | 1 | 06.03 | | |
120 | Деление с остатком Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | 07.03 | | |
121 | Проект. Задачи –расчёты. | 1 | 09.03 | | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (18 ч.) |
122 | Тысяча. | 1 | 12.03 | | |
123 | Образование и название трехзначных чисел. | 1 | 13.03 | | |
124 | Запись трехзначных чисел. | 1 | 14.03 | | |
125 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | 15.03 | | |
126 | Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз. | 1 | 16.03 | | |
127 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | | 19.03 | | |
128 | Письменная нумерация в пределах 1000. | | | | |
129 | Письменная нумерация в пределах 1000. | | | | |
130 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть | | | | |
131 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. Работа над ошибками | | | | |
4 четверть |
132 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | | | |
133 | Единица массы. Грамм. | 1 | | | |
134-137 | Письменная нумерация в пределах 1000.Тест. | 4 | | | |
138 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | | | |
139 | Самостоятельная работа. Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 1 | | | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (16 ч.) |
140 | Приёмы устных вычислений. | 1 | | | |
141 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. | 1 | | | |
142 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | 1 | | | |
143 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | 1 | | | |
144 | Приёмы письменных вычислений. | 1 | | | |
145 | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | 1 | | | |
146 | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | 1 | | | |
147- 148 | Виды треугольников. | 2 | | | |
149 -150 | Решение задач на нахождение числа по доле и доли по числу Самостоятельная работа. | 2 | | | |
151-152 | Сложение и вычитание в пределах 1000. | 2 | | | |
153 | Контрольная работа. Сложение и вычитание в пределах 1000. | 1 | | | |
154 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Сложение и вычитание в пределах 1000. | 1 | | | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5ч.) |
155- 156 | Приёмы устных вычислений. | 2 | | | |
157 | Виды треугольников. | 1 | | | |
158- 159 | Умножение и деление в пределах 1000. | 2 | | | |
Приемы письменных вычислений (11ч.) |
160 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 1 | | | |
161 | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 | | | |
162 | Приёмы письменных вычислений. | 1 | | | |
163 | Приёмы письменного деления в пределах 1000. | 1 | | | |
164 | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. | 1 | | | |
165 | Проверка деления. | 1 | | | |
166 | Знакомство с калькулятором. | 1 | | | |
167 | Умножение и деление в пределах 1000. | 1 | | | |
168 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
169 | Умножение и деление в пределах 1000.Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | | | |
170 | Умножение и деление в пределах 1000. | 1 | | | |