Рабочая программа по курсу «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» (программа для 1-4 кл.) система учебников «Школа России» / - М.: «Просвещение» , 2014.
Программой домашнего обучения отводится 2 ч. в неделю, что составляет 66 часов в год (33 учебные недели). При обучении на дому количество часов уменьшается за счет объединения тем программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- познавательный интерес к математической науке;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20;
- вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
-записывать и сравнивать числа в пределах 20;
-находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
- решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины;
- вычислять длину ломаной.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты,
- определять длину данного отрезка;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … »
Пространственные и временные представления.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0
Нумерация
Цифры и числа 1–5.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «», «
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10.
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины – сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на … , уменьшить на … ».
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.
Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4.
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
Связь между суммой и слагаемыми.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
Единица массы – килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20
Нумерация
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
Сложение и вычитание
Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Табличное вычитание.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Решение текстовых задач.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Планируемые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Счёт предметов. Пространственные представления. | 1 | | |
2. | Временные представления. Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 1 | | |
3. | На сколько больше (меньше)? На сколько больше (меньше)? | 1 | | |
4. | Проверочная работа №1. Что узнали, чему научились. | 1 | | |
5. | Понятия «много», «один». Письмо цифры 1. Числа 1,2. Письмо цифры 2. | 1 | | |
6. | Число 3. Письмо цифры 3. Знаки +, −, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | 1 | | |
7. | Число 4. Письмо цифры 4. Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. | 1 | | |
8. | Число 5. Письмо цифры 5. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. | 1 | | |
9. | Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 | | |
10. | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | 1 | | |
11. | Закрепление. Числа от 1 до 5. Знаки: (больше), | 1 | | |
12. | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. Многоугольники. Закрепление. Письмо цифры 7. | 1 | | |
13. | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. Закрепление. Письмо цифры 9. | 1 | | |
14. | Число 10. Запись числа 10. Закрепление. Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». | 1 | | |
15. | Сантиметр. Измерение и сравнение отрезков. Увеличить на… Уменьшить на… | 1 | | |
16. | Число 0. Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | | |
17. | Проверочная работа № 2. Что узнали, чему научились. | 1 | | |
18. | + 1, - 1. Знаки +, −, = (плюс, минус, равно). | 1 | | |
19. | + 2, - 2. Приёмы вычислений. Слагаемые. Сумма. | 1 | | |
20. | Задача (условие, вопрос). Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | 1 | | |
21. | ± 2. Составление и заучивание таблиц. Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление. | 1 | | |
22. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). Что узнали, чему научились. | 1 | | |
23. | + 3, - 3. Приёмы вычислений. | 1 | | |
24. | ± 3. Составление и заучивание таблиц. Присчитывание и отсчитывание по 3. Закрепление. | 1 | | |
25. | Решение задач. ± 1, 2, 3. Закрепление. | 1 | | |
26. | Тест «Проверим себя и свои достижения». | 1 | | |
27. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | | |
28. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | | |
29. | + 4, − 4. Приемы вычислений. Закрепление. Решение задач и примеров. | 1 | | |
30. | На сколько больше? Насколько меньше? Закрепление. Решение задач и примеров. | 1 | | |
31. | ± 4. Составление и заучивание таблиц. Закрепление. Решение задач и примеров. | 1 | | |
32. | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев + 5, + 6, + 7, + 8, + 9 | 1 | | |
33. | + 5, + 6, + 7, + 8, + 9 (таблица). | 1 | | |
34. | Закрепление (сложение и соответствующие случаи состава чисел). | 1 | | |
35. | Закрепление. Решение задач и примеров. | 1 | | |
36. | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | |
37. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | | |
38. | 6 − , 7 − . Состав чисел 6, 7. Закрепление. | 1 | | |
39. | 8 − , 9 − . Состав чисел 8, 9. | 1 | | |
40. | Подготовка к введению задач в 2 действия. | 1 | | |
41. | Вычитание вида 10 - * | 1 | | |
42. | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
43. | Килограмм. Литр. Решение задач и примеров. | 1 | | |
44. | Тест «Проверим себя и свои достижения». | 1 | | |
45. | Названия и последовательность чисел. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 | | |
46. | Запись и чтение чисел. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации | 1 | | |
47. | Дециметр. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации. | 1 | | |
48. | Закрепление. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. | 1 | | |
49. | Проверочная работа №3. Что узнали, чему научились. Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия. | 1 | | |
50. | Ознакомление с задачей в 2 действия. | 1 | | |
51. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Сложение вида * + 2, * + 3. | 1 | | |
52. | Сложение вида * + 4. | 1 | | |
53. | Сложение вида * + 5. | 1 | | |
54. | Сложение вида * + 6. | 1 | | |
55. | Сложение вида * + 7. | 1 | | |
56. | Сложение вида * + 8, * +9. | 1 | | |
57. | Таблица сложения. | 1 | | |
58. | Общий приём вычитания с переходом через десяток. Вычитание вида 11 - * | 1 | | |
59. | Вычитание вида 12 - *. | 1 | | |
60. | Вычитание вида 13 - *. | 1 | | |
61. | Вычитание вида 14 - *. | 1 | | |
62. | Вычитание вида 15 - *. | 1 | | |
63. | Вычитание вида 16 - *,17 - *, 18 - *. | 1 | | |
63. | Чтение, запись и сравнение чисел. | 1 | | |
64. | Контрольная работа. Сложение и вычитание чисел. Решение задач. | 1 | | |
65. | Тест «Проверим себя и свои достижения». | 1 | | |
66. | «Что узнали. Чему научились в 1 классе». | 1 | | |