1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике и информатике для 4 класса составлена на основании:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования; авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, и др. "Математика 1–4 класс" и реализуется в полном объёме.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № ___»,
Положения о рабочей программе предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ «СШ №___»;
Учебного плана МБОУ «СШ №___» на текущий учебный год и реализуется в полном объёме.
Программа обеспечивает предметную подготовку младших школьников начальному курсу «Математика и информатика», достаточную для продолжения образования в основной школе и создаёт дидактические условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
• воспитание стремления к расширению математических знаний; » формирование критичности мышления;
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
2. Общая характеристика учебного предмета «математика и информатика»
Начальный курс математики и информатики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики и информатики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики и информатики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике и информатике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики и информатики в 4 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «математика и информатика»
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
е. осуществлять генерализацию и выведение обобщать, т. общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
5. Основное содержание учебного предмета «математика и информатика»
в 4 классе
Числа от 1 до 1000. Арифметические действия
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между
ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание чисел больше 1000
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление чисел больше 1000
Умножение и деление чисел больше 1000. Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Умножение чисел, оканчивающихся нулями
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Скорость, время, расстояние
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Деление на числа, оканчивающиеся нулями
Устное деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Умножение на двузначное и трёхзначное число
Письменное умножение на двузначное и трёхзначное, числа в пределах миллиона.
Деление на двузначное и трёхзначное число
Письменное деление на двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Систематизация и обобщение всего изученного
Работа с информацией
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебник: | Математика. 4 класс. Учебник для общеобраз.учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. \М.И.Моро, М.А.Бантова и др. - М.: «Просвещение», 2013 г |
Методические пособия | М.И.Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 4 класс. – М.: Просвещение, 2012. |
Технические средства обучения: | Классная доска. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер |
Электронные образовательные ресурсы: | Электронное приложение к учебнику «Математика. 4 класс». Автор Моро М.И. и др. в 2-х частях. http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов http://school.edu.ru – российский образовательный портал http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября» http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«математика и информатика» в 4 классе
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
устанавливать истинность суждений;
находить, отбирать, анализировать и систематизировать информацию;
действовать по плану, правилу (алгоритму);
моделировать, перекодировать информацию из одного вида в другой;
соблюдать безопасные приёмы труда. Пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
набирать текст, создавать текстовые сообщения, редактировать, оформлять и сохранять их;
читать и создавать простые схемы, таблицы, несложные столбчатые диаграммы, планы и пр.;
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы);
грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Тематическое планирование уроков математики и информатики, 4 класс
(136 часов)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на основе УУД) | Планируемые результаты | Дата проведения |
Числа от 1 до 1000. Арифметические действия (11 ч) |
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды | 1 | Закрепит свои знания о последовательности чисел в пределах 1000, вспомнит, как образуется каждая следующая счетная единица. Осуществлять включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств | Регулятивные: формирует учебную задачу и удерживает ее. Познавательные: использует общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: научится задавать вопросы, обращается за помощью, формулирует свои затруднения | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 | Закрепит навык вычислять значение числового выражения в 2-3 действия | Регулятивные: формирует учебную задачу, применяет установленные правила. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: ставит вопросы, обращается за помощью, предлагает помощь и сотрудничество | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них | Регулятивные: формирует учебную задачу, применяет установленные правила. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: ставит вопросы, обращается за помощью, предлагает помощь и сотрудничество | |
4 | Вычитание трехзначных чисел | 1 | Выполнять письменное вычитание трехзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них | Регулятивные: формирует учебную задачу, применяет установленные правила. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: ставит вопросы, обращается за помощью, предлагает помощь и сотрудничество | |
5-6 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 2 | Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд. Совершенствовать устные и письменные приемы вычислений | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | |
7 | Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | 1 | Применять прием письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1 и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | Регулятивные: формирует учебную задачу, применяет установленные правила. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: ставит и отвечает на вопросы, обращается за помощью | |
8 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 | Применять прием письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | |
9 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | 1 | Использовать диаграммы для сбора и представления данных | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, отвечать на вопросы | |
10 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | |
11 | Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 3 классе» | 1 | Повторить и обобщить изученный материал | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч) |
12 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | 1 | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: научится контролировать и оценивать процесс и результат действия. Коммуникативные: слушать собеседника | |
13 | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими | Регулятивные: адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности. Познавательные: контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | |
14-15 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 2 | Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | |
16 | Контрольный математический диктант. Сравнение многозначных чисел | 1 | Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или составленному самостоятельно признаку, находить несколько вариантов группировки | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | |
17 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | Проверять правильность выполнения вычислений. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100 и 1000 раз | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
18 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | 1 | Определять последовательность чисел в пределах 1 000 000. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Находить общее количество единиц любого разряда в многозначном числе | Регулятивные: ставит и формулирует в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создает алгоритм действий при решении учебной проблемы. Познавательные: извлекает необходимую информацию, выбирает и использует изученные алгоритмы. Коммуникативные: формулирует свое мнение, учитывает разные мнения | |
19 | Класс миллионов и класс миллиардов | 1 | Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищать результат. Познавательные: ориентироваться в разнообразии решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
20 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
21 | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше тысячи» | 1 | Выполнять арифметические действия, читать и записывать многозначные числа. Соотносить, сравнивать и оценивать результаты работы | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
Величины (12 ч) |
22 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины километр. Таблица единиц длины | 1 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Составить таблицу единиц длины | Регулятивные: Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
23 | Соотношения между единицами длины | 1 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними | Регулятивные: Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
24 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | Переводить одни единицы площади в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними | Регулятивные: ставит и формулирует в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создает алгоритм деятельности при решении проблемы. Познавательные: извлекает необходимую информацию, выводы на основе обобщенных знаний. Коммуникативные: формулирует свое мнение | |
25 | Таблица единиц площади | 1 | Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними | Регулятивные: ставит и формулирует в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создает алгоритм деятельности при решении проблемы. Познавательные: извлекает необходимую информацию, выводы на основе обобщенных знаний. Коммуникативные: формулирует свое мнение | |
26 | Определение площади с помощью палетки | 1 | Определять площади произвольной фигуры, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение | |
27 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна | 1 | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
28 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя. Единица времени – сутки | 1 | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их | Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные: использовать знакомые символические средства для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | |
29 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | 1 | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные: использовать знакомые символические средства для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | |
30 | Контрольный математический диктант. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы, времени в другие, используя соотношения между ними | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищать результат. Познавательные: ориентироваться в разнообразии решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
31 | Контрольная работа за 1 четверть по теме «Величины» | 1 | Соотносить результаты проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату поставленной цели. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
32 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | Анализировать выполнение контрольной работы. Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы, времени в другие, используя соотношения между ними | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | |
33 | Единицы времени: секунда, век | 1 | Рассматривать единицы времени – секунду, век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема). Коммуникативные: слушать собеседника | |
Сложение и вычитание чисел больше 1000 (11 ч) |
34 | Устные и письменные вычисления | 1 | Научится выполнять устные и письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
35 | Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений | 1 | Вспомнит свойства сложения. Закрепит умение пользоваться изученной математической терминологией | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
36 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Решение уравнений | 1 | Вспомнит свойства вычитания. Закрепит умение пользоваться изученной математической терминологией | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
37-38 | Нахождение нескольких долей целого | 2 | Научится находить части целого и целое по его части | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
39 | Решение задач, раскрывающих смысл арифметических действий | 1 | Совершенствует вычислительные навыки и умение решать задачи арифметическим способом | Регулятивные: адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности. Познавательные: контролировать и регулировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать и отвечать на вопросы | |
40 | Сложение и вычитание значений величин | 1 | Научится складывать и вычитать величины, выражать их в разных единицах измерения | Регулятивные: адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности. Познавательные: контролировать и регулировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать и отвечать на вопросы | |
41 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме | 1 | Научится решать задачи в косвенной форме | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, отвечает и задает вопросы | |
42 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Повторить и обобщить изученный материал | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
43 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | Повторить и обобщить изученный материал | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
44 | Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Странички для любознательных. Задания творческого и поискового характера | 1 | Повторить и обобщить изученный материал. Решать задания творческого и поискового характера | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: задавать и отвечать на вопросы | |
Умножение и деление чисел больше 1000 (20 ч) |
45 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. Контрольный математический диктант | 1 | Закрепит умение выполнять арифметические действия с нулем, умножать и делить числа, используя при этом соответствующие термины, решать задачи арифметическим способом, вычислять значение числовых выражений в 2-3 действия (со скобками и без них) | Регулятивные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, анализ и передача информации устным и письменным способами. Познавательные: использовать общие приемы решения задач, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своих действий, ставить вопросы, обращаться за помощью | |
46 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | |
47 | Умножение на 0 и 1. Контрольный устный счет | 1 | |
48 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | Научится выполнять письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | Регулятивные: анализ и передача информации устным и письменным способами. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | |
49 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 | Научится решать уравнения с неизвестным множителем, делимым, делителем, проверять правильность своих вычислений | Регулятивные: анализ и передача информации устным и письменным способами. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | |
50-52 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 3 | Научится делить многозначные числа на однозначные, проверять правильность своих вычислений. Закрепит умение пользоваться изученной математической терминологией, решать задачи арифметическим способом, находить среднее арифметическое | Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные: использовать знакосимволические средства при решении задач. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | |
|
|
53-54 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме | 2 | Закрепит умение пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления | Регулятивные: устанавливать соответствие между полученным результатом и поставленной целью. Познавательные: соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Коммуникативные: слушать собеседника | |
|
55 | Решение уравнений вида х : 6 = 18 – 5 48 : х = 92 : 46 | 1 | Закрепит умение решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом выполнения действий | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение | |
56 | Задачи на пропорциональное деление | 1 | Научится решать задачи на пропорциональное деление | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
57 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 1 | Научится делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
58 | Контрольная работа по итогам первого полугодия | 1 | Повторит и обобщит изученный материал | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
59 | Работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 1 | Закрепит умение деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и в конце, решать задачи, сравнивать величины | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: задавать и отвечать на вопросы | |
60 | Деление многозначных чисел на однозначные. Решение задач | 1 | Закрепит умение деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и в конце, решать задачи, сравнивать величины | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
61 | Контрольный математический диктант. Деление многозначных чисел на однозначные. Решение задач | 1 | Закрепит умение деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и в конце, решать задачи арифметическим способом | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
62 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел больше тысячи» | 1 | Повторит и обобщит изученный материал | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
63-64 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала по теме «Умножение и деление чисел больше тысячи» | 2 | Закрепит умение деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и в конце. Научится делать прикидку результата, проверку вычислений | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: задавать и отвечать на вопросы | |
|
Скорость, время, расстояние (8 ч) |
65 | Среднее значение | 1 | Научится решать задачи на нахождение среднего арифметического значения чисел | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение | |
66-67 | Примеры взаимосвязей между величинами (скорость, время, расстояние при равномерном движении) | 2 | Познакомится с понятиями скорость, время, расстояние, их буквенными обозначениями и взаимосвязями между ними | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
68 | Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием | 1 | Научится решать простые на нахождение скорости, времени, расстояния, заносить данные задачи в таблицу | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
69 | Задачи на движение | 1 | Научится решать простые на нахождение скорости, времени, расстояния, заносить данные задачи в таблицу | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
70 | Закрепление изученного материала по теме «Скорость, время, расстояние» | 1 | Повторит и обобщит изученный материал | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
Умножение чисел, оканчивающихся нулями (13 ч) |
71 | Умножение числа на произведение | 1 | Научится выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100 | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
72 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Закрепит умение выполнять умножение чисел, оканчивающихся нулями, решать текстовые задачи арифметическим способом | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
73 | Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями | 1 | Научится выполнять письменное умножения двух многозначных чисел, оканчивающиеся нулями, закрепит умение решать задачи на встречное движение | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
74 | Решение задач на встречное движение | 1 | Научится решать задачи на встречное движение, составлять обратные задачи | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
75 | Перестановка и группировка множителей | 1 | Научится группировать множители для рационализации вычислений | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
76 | Решение задач. Контрольный математический диктант | 1 | Научится решать задачи на встречное движение, составлять обратные задачи | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение, выполнять учебные действия в умственной форме | |
77 | Закрепление по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов (и, не, если… то, каждый, все некоторые) | 1 | Закрепит умение умножения на числа, оканчивающиеся нулями, решения задач, работа над вычислительными навыками. Составлять простейшие выражения с помощью логических связок и слов | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
78 | Контрольная работа по теме «Задачи на движение. Умножение чисел, оканчивающихся нулями» | 1 | Повторить и обобщить изученный материал | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
Деление на числа, оканчивающиеся нулями (13 ч) |
79 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Деление числа на произведение | 1 | Повторить и обобщить изученный материал Научиться выполнять деление. Деление на числа оканчивающиеся нулями. Деление числа на произведение | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение | |
80 | Устные приемы деления в случаях вида 600 : 20, 5600 : 800. | 1 | Научится выполнять устные приемы деления многозначного числа на круглые числа | Регулятивные: формулировать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
81 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | Научится делить на 10, 100 с остатком | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
82 | Решение задач. | 1 | Научится решать задачи нового вида | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
83-85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 3 | Вспомнит свойства арифметических действий при выполнении вычислений, деление с остатком. Научится выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
86-87 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. Контрольный математический диктант | 2 | Научится решать задачи нового вида. Научится решать задачи на движение в противоположных направлениях | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
88 | Закрепление письменных приемов деления на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Закрепит умение выполнять арифметические действия, решать задачи и сравнивать именованные числа | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
89 | Контрольная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | Повторит и обобщит изученный материал | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, задает вопросы | |
90 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Истинность утверждений | 1 | Проанализирует ошибки, допущенные в контрольной работе. Закрепит умение выполнять арифметические действия, решать задачи и сравнивать именованные числа. Научится определять истинность высказываний. Составлять истинные и ложные высказывания. Определять истинность высказываний о свойствах объекта | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
Умножение на двузначное и трехзначное число (13 ч) |
91-92 | Умножение числа на сумму. | 2 | Научится умножать число на сумму Научится использовать распределительное и сочетательное свойства умножения для умножения вида 12 ‧ 15, 40 ‧ 32 | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью | |
Устные приемы умножения вида 12 ‧ 15, 40 ‧ 32 |
93-94 | Письменное умножение на двузначное число | 2 | Познакомится с алгоритмом умножения на двузначное число | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
95-96 | Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям | 2 | Научится решать задачи нового вида. Закрепит умение умножения на двузначное число | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
97 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | Закрепит умение умножения на двузначное число | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
98- 100 | Письменное умножение на трехзначное число. Контрольный математический диктант | 3 | Познакомится с алгоритмом умножения на трехзначное число | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
101 | Закрепление по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | Закрепит умение умножения на трехзначное число | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение | |
102 | Контрольная работа «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | Повторит и обобщит изученный материал | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач, выполнять учебные действия в умственной форме | |
103 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур по правилу | 1 | Повторить и обобщить изученный материал. Научится оставлять конечную последовательность (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур по правилу | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
Деление на двузначное и трехзначное число (15 ч) |
104 | Письменное деление на двузначное число | 1 | Научится выполнять письменное деление на двузначное число | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение | |
105-106 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 2 | Научится выполнять письменное деление на двузначное число с остатком | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
Алгоритм письменного деления на двузначное число. |
107 - 112 | Письменное деление на двузначное число. Контрольный математический диктант | 6 | Научится выполнять письменное деление на двузначное число, проверять правильность своих вычислений. Научится выполнять письменное деление на двузначное число, когда пробная цифра не подходит | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: задавать и отвечать на вопросы собеседника | |
113-114 | Закрепление по теме «Деление на двузначное число» Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации | 2 | Закрепить умение выполнять письменное деление на двузначное число, когда пробная цифра не подходит; проверять правильность своих вычислений. Составлять, записывать и выполнять простые алгоритмы. Осуществлять поиск информации в соответствии с заданием | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
115 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 | Повторит и обобщит изученный материал | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
116 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | Проанализирует ошибки, допущенные в контрольной работе. Закрепит умение выполнять арифметические действия, решать задачи и сравнивать именованные числа. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
117-118 | Письменное деление на трехзначное число Контрольный устный счет | 2 | Познакомится с алгоритмом деления на трехзначное число. Закрепит умение деления на трехзначное число | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме | |
119-120 | Письменное деление на трехзначное число. | 2 | Закрепит умение деления на трехзначное число | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
Решение задач. |
121-122 | Деление с остатком. Решение задач | 2 | Закрепит умение выполнять арифметические действия и решать задачи | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение | |
123-124 | Закрепление по теме «Деление на трехзначное число». Решение задач Контрольный математический диктант. | 2 | Закрепит знания о порядке выполнения письменного деления и умножения чисел, решать задачи | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач, выполнять учебные действия в умственной форме | |
125 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» | 1 | Повторит и обобщит изученный материал | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
126 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | Повторит и обобщит изученный материал | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
Повторение (10 ч) |
127-128 | Нумерация. | 1 | Повторит последовательность чисел в пределах 1 000 000, понятия «разряды» и «классы». Повторит, как читать и записывать числа, которые больше 1000 | Регулятивные: применяет установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: ориентируется в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращается за помощью, формулирует собственное мнение | |
Выражения. Уравнения |
129-130 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 2 | Вспомнит таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Закрепит умение пользоваться изученной математической терминологией | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
Арифметические действия: умножение и деление |
131-132 | Правила о порядке выполнения действий. | 2 | Вспомнит порядок действий и свойства арифметических действий | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
Величины |
133-134 | Геометрические фигуры | 2 | Систематизирует и закрепит свои знания о единицах массы, времени, площади | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения учебных задач | |
Задачи |
135 | Промежуточная аттестация. Итоговая проверочная работа (комплексная) | 1 | Повторить и обобщить изученный материал | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: интерпретация информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения | |
136 | Обобщающий урок. Игра «Умники и умницы» | 1 | Систематизирует свои представления о геометрических фигурах, закрепить навык нахождения периметра и площади прямоугольника и квадрата | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: выполнять учебные действия в умственной форме, аргументировать свое мнение, задавать и отвечать на вопросы | |