___________ С.В. Ахмедзянова
«____» ______________ 20__ г.
2019 г.
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с Законом №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 в редакции 03.02.2015 г. №35847 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», Приказом Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и старшего общего образования» на основании требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа» с учётом Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 -4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Для реализации рабочей программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М. : Просвещение. Ч.1, Ч.2 до стр.44.
- Тригер Р.Д. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). Длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
№ п/п | Тема урока | Содержание урока |
I четверть (32 часа) |
Оценка сформированности элементарных математических представлений (10 часов) |
1. | Количественный счет | Оценка сформированности: – умений пересчитывать (предметы, их изображе-ния), присчитывать, отсчитывать; – умений сравнивать множества предметов (визуально, попарным соотнесением); – способности понимать номинал монет; – умений выделения геометрических форм (круги, квадраты, треугольники); – возможности решать прямую арифметическую задачу (в уме, с использованием наглядности, на пальцах); – понимания сохранения количества при исчезно-вении предметов из поля зрения. |
2. | Порядковый счет (прямой и обратный) |
3. | Порядковый счет (от заданно-го числа) |
4. | Счет вне видимости |
5. | Сравнение множеств |
6. | Геометрические фигуры |
7. | Считаем деньги |
8. | Арифметические задачи на сложение |
9. | Арифметические задачи на вычитание |
10. | Входная диагностическая работа |
Подготовительный период (8 часов) |
1. | Знакомство с тетрадью | Знакомство с тетрадью, правилами посадки во время рисования; расположением тетради на столе, правилами удерживания карандаша. Углы листа. Верх – низ, справа – слева. Середина листа. Разделение листа: по горизонтали, вертикали (на 2, 3, 4 части). Гимнастика для пальцев и кистей рук. |
2. | Признаки предметов: цвет, форма, размер | Сравнение предметов; сравнение предметов с вве-дением третьего предмета; классификация предме-тов по цвету, форме, размеру. Противопоставление предметов по размеру. Нахождение сходства и от-личия. Гимнастика для пальцев и кистей рук. Рисование в тетради в крупную клетку точек по клеткам. |
3. | Пространственные представ-ления | Определение пространственного расположения предметов с использованием слов «вверху», «вни-зу», «слева», «справа». Демонстрация простран-ственного расположения предметов. Выполнение практических действий с предметами по инструк-ции. Выполнение действий с предметами с предва-рительным проговариванием. Игра «Муха». Дорисовывание в тетради узора. Гимнастика для пальцев и кистей рук. |
4. | Временные представления. Части суток, их последова-тельность | Практическое знакомство с временными представ-лениями (соотнесение с режимом дня). Практичес-кое закрепление понятий при установлении после-довательности событий в сказке. Дорисовывание в тетради узора. Гимнастика для пальцев и кистей рук. |
5. | Сходство и различия предме-тов по размеру | Сравнение двух предметов по длине с использова-нием слов длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий; по весу (легкий, тяжелый, легче, тяжелее). Определение величины предметов, ис-пользуя термины «короткий», «длиннее», «самый длинный», «тяжелый», «легкий», «самый легкий» и т.д. Практическое сравнение (соизмерение) кон-трастных и одинаковых по величине предметов. Результаты сравнения отражать в речи: длиннее, короче, одинаковые; ниже выше, одинаковые; боль-ше, меньше одинаковые. Гимнастика для пальцев и кистей рук. Рисование в тетради узора. |
6. | Составление и сопоставление групп предметов по одному и нескольким признакам | Сравнение двух-трех предметных совокупностей с использованием слов «мало», «много», «больше», «меньше», «одинаковое», «поровну». Гимнастика для пальцев и кистей рук. Письмо элементов цифр с предварительном анализом. |
7. | Счет прямой и обратный. По-рядковый и количественный счет | Счет в прямом и обратном порядке, называние итога: сколько всего? сколько осталось?. Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Счет предметов с опорой на различные анализаторы: слух, осязание, счет движений. Счет ряда чисел, начиная с любого числа. Присчитывание отсчитывание по одному с называнием итога. Гимнастика для пальцев и кистей рук. Письмо элементов цифр с предварительном анализом. |
8. | Соотнесение числа и коли-чества предметов | Соотнесение числа и количества предметов. Выпол-нение инструкций и ответы на вопросы: «Покажи, где один…», «Покажи, где два…», «На сколько больше?», «На сколько меньше?». Упражнения на понимание сохранения количества при исчезнове-нии предметов из поля зрения. Рисование в тетради в крупную клетку узора. Гимнастика для пальцев и кистей рук. |
Изучение геометрических фигур (14 часов) |
1. | Линия. Отрезок | Вычерчивание линии, отрезка. Измерение двух отрезков меркой. Сопоставление длины отрезков. |
2. | Прямая и кривая линии | Моделирование кривой линии с помощью нити. Зарисовка кривой линии. Сравнение длины прямой и кривой линии. |
3. | Квадрат | Практическое знакомство с геометрической фигу-рой квадрат. Поиск геометрической фигуры в окружающем и ответы на вопрос «Что квадратное?» |
4. | Прямоугольник | Практическое знакомство с геометрической фигу-рой прямоугольник. Поиск геометрической фигуры в окружающем и ответы на вопрос «Что прямоугольное?» |
5. | Квадрат и прямоугольник | Измерение длины сторон квадрата и прямоугольника с помощью мерки (работа в парах). Вывод о различиях квадрата и прямоугольника. Зарисовка в тетради. |
6. | Многоугольник | Практическое знакомство с геометрической фигу-рой многоугольник. Поиск геометрической фигуры в окружающем и ответы на вопрос «Что много-угольное?» |
7. | Прямоугольник и многоуголь-ник | Пересчет углов прямоугольника и многоуголь-ника. Измерение длины сторон прямоугольника и многоугольника с помощью мерки (работа в парах). Вывод о различиях прямоугольника и многоугольника. Зарисовка в тетради. |
8. | Точка. Построение отрезка по точкам | Работа в тетради. Построение отрезка по точкам. |
9. | Точка. Построение геометри-ческой фигуры | Построение геометрической фигуры. Работа в па-рах: обмен тетрадями с проставленными точками для соединения. |
10. | Овал и круг. Распознавание геометрических фигур | Различие круга и овала. Измерение меркой. Обве-дение и раскраска шаблонов. Опредмечивание. |
11. | Треугольник | Практическое знакомство с геометрической фигурой треугольник. Поиск геометрической фигуры в окружающем и ответы на вопрос «Что треугольное?» |
12. | Квадрат, треугольник, прямо-угольник | Практическое знакомство с геометрическими фигу-рами, квадрат, треугольник, прямоугольник. |
13-14. | Уроки повторения изученного | Повторение изученных геометрических форм, про-верка умения их чертить и называть их признаки. |
II четверть (28 часов) |
Числа от 1 до 10, нумерация (28 часов). |
1. | Число и цифра 1 | Знакомство с числом 1. Обозначение числа цифрой. Соотнесение числа, количества и цифры. Нахожде-ние числа «один» в окружающей действитель-ности («Назови предметы, которые встречаются по одному»). Анализ цифры. Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Письмо цифры. |
2. | Число и цифра 2 | Образование числа 2. Знакомство с приемом при-считывания и отсчитывания по одному. Называние конечного результата. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры. Нахождение числа «два» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по два»). Счет до двух. Составление цепочки предметов по правилу. |
3. | Число и цифра 3 | Образование числа 3. Присчитывание и отсчитывание по одному с опорой на предметные действия. Называние конечного результата. Знание порядкового номера цифры, места цифры на луче. Знакомство с понятиями «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элемен-ты)?»). Письмо цифры. Соотнесение числа, коли-чества и цифры. Нахождение числа «три» в окру-жающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по три»). Счет до трех. Срав-нение чисел. Составление цепочки предме-тов по правилу. |
4. | Математические знаки: «+», «–», «=». | Знакомство со знаками. Соотнесение предметных действий со знаками. |
5. | Математические знаки: «+», «–», «=». | Соотнесение предметных действий со знаками. Арифметическая запись действий сложения, вы-читания. Чтение записи арифметического действия. |
6. | Понятия «прибавить», «вы-честь», «получится». | Арифметическая запись действий сложения, вычитания. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
7. | Число и цифра 4 | Образование числа 4. Присчитывание и отсчиты-вание по одному с опорой на предметные действия. Называние конечного результата. Знание порядко-вого номера цифры, места цифры на луче. Знаком-ство с цифрой. Анализ цифры. Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры, места числа в числовом ряду. Нахождение числа «четыре» в окружа-ющей действительности («Назови предметы, которые встречаются по четыре»). Счет до четырех. Сравнение чисел. Составление цепочки предметов по правилу. Арифметическая запись действий сложения, вычитания в пределах четырех. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Практическое знакомство с составом числа 4. Исключение четвертого лишнего. |
8. | Длиннее, короче, одинаковое по длине | Сравнивание предметов по длине, используя прием наложения. Выполнение арифметических действий в пределах 4. Упражнения с использованием слов «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Классификация предметов по форме, цвету, размеру. |
9. | Число и цифра 5 | Образование числа 5. Присчитывание и отсчитывание по одному с опорой на предметные действия. Называние конечного результата. Знание порядкового номера цифры, места цифры на луче. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Персонификация цифры или ее элементов (На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры. Нахождение числа «пять» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по пять»). Счет до пяти. Ориентировка в числовом отрезке 1–5 с использованием слов «после», «перед», «соседи числа», «предыдущий», «последующий». Сравне-ние чисел. Арифметическая запись действий сложения, вычитания в пределах пяти. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Практическое знакомство с составом числа 5. Работа с монетами (1 р., 2 р., 5р.). Сравнивание предметов по длине с использованием мерки. Выполнение арифметичес-ких действий в пределах 5. |
10. | Ломаная линия | Практическое знакомство с ломаной линией. Звенья ломаной линии. Дифференциация замкнутых и незамкнутых ломаных линий. Нахождение в окру-жающем. Произвольное построение ломаных ли-ний. Арифметическая запись действий сложения, вычитания в пределах пяти. |
11. | Арифметические действия в пределах 5. | Счет в пределах 5. Состав чисел в пределах 5. Арифметическая запись действий сложения, вычи-тания в пределах пяти. Чтение записи арифмети-ческого действия. |
12. | Арифметические действия в пределах 5. | Подготовка к решению задач: составление задач на основе житейских ситуаций, требующих знания состава числа 5. Чтение и решение примеров на на-глядной основе в пределах 5. Составление условия по картинкам, по записи арифметического дейст-вия. |
13. | Математические знаки «», «», «» | Сравнение предметных множеств (больше, меньше, равно). Разграничение числа предметами разного цвета, либо использование две разные формы. Знакомство со знаками «», «», «». Персонификация знаков («На что похожи?»). |
14. | Математические знаки «», «», «» | Практическое закрепление сравнения предметных множеств с использованием знаков «», «», «». Работа с монетами (1 р., 2 р., 5р.). |
15. | Понятия «равенство», «нера-венство» | Распознавание, составление и запись числовых ра-венств и неравенств. Разграничение числа предме-тами разного цвета, либо использовать две разные формы. На наглядном материале составление тек-стовой задачи без выделения вопроса. |
16. | Понятия «равенство», «нера-венство» | Распознавание, составление и запись числовых ра-венств и неравенств. Сравнение пары чисел, запи-сывая и читая, используя математические термины. |
17. | Многоугольник. Понятия «углы», «стороны», «верши-ны» | Сопоставление геометрических фигур. Формирова-ние навыка чертить многоугольники при помощи линейки, от руки. Повторение способов сравнения предметов различными мерками. Многоугольник. Понятия «углы», «стороны», «вершины». |
18. | Число и цифра 6 | Соотнесение числа с количеством предметов. Образование числа 6 присчитыванием единицы. Закрепление понятий «предыдущий», «последу-ющий». Знание последовательности чисел от 1 до 6. Анализ и письмо цифры 6. Практическое знакомство с составом числа 6. Счет в пределах 6. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
19. | Число и цифра 7 | Соотнесение числа с количеством предметов. Образование числа 7 присчитыванием единицы. Закрепление понятий «предыдущий», «последу-ющий». Знание последовательности чисел от 1 до 7. Место цифры на луче. Закрепление понятий «пре-дыдущий» и «последующий». Анализ и письмо цифры 7. Практическое знакомство с составом числа 7. Счет в пределах 7. Чтение записи арифме-тического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
20. | Числа от 1 до 7 | Закрепление понятий «предыдущий», «последу-ющий», последовательности чисел от 1 до 7. Счет в пределах 7. Чтение записи арифметического дей-ствия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
21. | Закрепление изученного. |
22. | Число и цифра 8 | Соотнесение числа с количеством предметов. Обра-зование числа 8 присчитыванием единицы. Знание последовательности чисел от 1 до 8. Место цифры на луче. Закрепление понятий «предыдущий» и «последующий». Анализ и письмо цифры 8. Прак-тическое знакомство с составом числа. Счет в пре-делах 8. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
23. | Числа от 1 до 8 | Закрепление понятий «предыдущий», «последу-ющий», последовательности чисел от 1 до 8. Счет в пределах 8. Чтение записи арифметического дей-ствия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
24. | Число и цифра 9 | Соотнесение числа с количеством предметов. Обра-зование числа 9 Знание последовательности чисел от 1 до 9. Место цифры на луче. Закрепление понятий «предыдущий» и «последующий». Анализ и письмо цифры 9. Практическое знакомство с составом числа. Счет в пределах 9. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
25. | Числа от 1 до 9 | Закрепление понятий «предыдущий», «последу-ющий», последовательности чисел от 1 до 9. Счет в пределах 9. Чтение записи арифметического дей-ствия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
26. | Число 10. Чтение и запись цифры 0 | Соотнесение числа с количеством предметов. Обра-зование числа 10 присчитыванием единицы. Знание последовательности чисел от 1 до 10. Место цифры на луче. Закрепление понятий «предыдущий» и «последующий». Анализ и письмо числа10. Практическое знакомство с составом числа. Счет в пределах 10. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Чтение и запись цифры 0. Место цифры на луче. Анализ и письмо цифры 0. Знание последовательности чисел от 0 до 10. |
27. | Числа от 1 до 10 | Закрепление понятий «предыдущий», «последу-ющий», последовательности чисел от 1 до 10. Счет в пределах 10. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. |
28. | Урок повторения изученного |
III четверть (40 часов) |
Повторение: числа и величины. Счет предметов. (5 часов) |
1. | Сходство и различие предме-тов по признаку величины и формы | Сравнение предметов по размеру (длинный, короткий, длиннее, короче, самый длинный, самый короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, ниже, выше). Практические приемы приложения и наложения для составления упорядоченного ряда, располагая предметы 3–5 шт. в возрастающем или убывающем порядке по длине, высоте, ширине. Сравнение групп по форме (круглый, квадратный, прямоугольный). |
2. | Счет предметов | Использование порядковых и количественных числительных для обозначения результатов счета. Понятие «пара». Повторение образование предыдущего и последующего числа при помощи присчитывания или отсчитывания единицы. Сравнение групп предметов с использованием групп количественных и порядковых числительных. Умение записывать примеры, используя математические знаки «+», «–», «=». Счет. Сравнение групп предметов «на сколько больше? на сколько меньше?». |
3. | Сантиметр | Практическое знакомство с понятием «сантиметр». Соотнесение меры «сантиметр» с предметами окружающей действительности. Измерение длины предметов. Чертеж отрезков разной величины. Повторение порядкового счета в пределах 10. |
4. | Задача | Выделение в задаче ее составных частей: условие, вопрос. |
5. | Решение задач | Решение задач на наглядном материале, добиваясь соотношения: вопрос – ответ. |
Арифметические действия (35 часов) |
1. | Названия компонентов мате-матических действий при сложении | Знакомства с компонентами математического выражения при сложении. Решение задач, на основе схемы, рисунка. Отработка алгоритма решения примеров на сложение и вычитание. |
2. | Решение задач | Формирование представлений о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ). Выделение главной и второстепенной информации в задаче. |
3. | Задачи на сложение на основа-нии рисунка | Формирование умения выделять условие, вопрос, решение, ответ. Арифметическая запись по следам практических действий. |
4. | Задачи на вычитание на осно-вании рисунка |
5. | Присчитывание, отсчитывание по два | Составление таблицы на сложение и вычитание с числом 2. |
6. | Решение текстовых задач | Выделение отличительных признаков задач на сложение и вычитание. Структура задачи. Формировать умение выделять главное в задаче. Определение отношений между величинами задачи (увеличение, уменьшение, столько же). Арифметическая запись по следам практических действий. |
7. | Решение текстовых задач арифметическим способом | Присчитывание и отсчитывание по два на наглядной основе. Решение задач при соотнесении картинки и задачи. Арифметическая запись по следам практических действий. Анализ задач. Решение текстовых задач арифметическим способом. |
8. | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц | Обучение решению задач на увеличение числа на несколько единиц. Выделение структурных частей текстовой задачи. Решение задачи арифметическим способом. Арифметическая запись по следам практических действий. |
9. | Решение задач | Выделение структурных частей текстовой задачи. Решение задачи арифметическим способом. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
10. | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц | Обучение решению задач на уменьшение числа на несколько единиц. Выделение структурных частей текстовой задачи. Решение задачи арифметическим способом. Арифметическая запись по следам практических действий. |
11. | Решение задач | Выделение структурных частей текстовой задачи. Решение задачи арифметическим способом. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
12. | Закрепить изученный материал, решать задачи. | Проверка усвоенных знаний по пройденной теме. Решение задач арифметическим способом. |
13. | Сложение и вычитание числа 3. Показать приемы вычисле-ния на схеме | Знакомство с приемами сложения и вычитания «…+3», «… – 3». Прибавление и вычитание числа 3 по частям. Решение задачи с выделением ее состав-ных частей. Записывание и чтение примеров, ис-пользуя математические термины. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. |
14. | Закрепление изученного: сложение и вычитание числа 3. Приемы вычисления на схеме | Отработка способа действия прибавлять и вычитать по частям число 3. Чтение и записывание примеров. Выполнение решения задач арифметическим способом. |
15. | Решение текстовых задач | Решение задач арифметическим способом. Прибавление и вычитание числа 3, разделяя его на части. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
16. | Создание таблицы сложения и вычитания на 3 | Алгоритм действия, создание таблицы сложения и вычитания на 3. |
17. | Решение задач. Составные части задачи в таблице | Решение задач арифметическим способом, анализ, выделение условия и вопроса текстовой задачи. |
18. | Текстовые задачи. Различные способы оформления частей задачи | Отработка навыка разделения текстовой задачи на составные части, и внесение в таблицу частей задачи. Вычерчивание геометрических фигур при помощи линейки. |
19. | Различные способы оформле-ния частей задачи |
20. | Закрепление вычислительных навыков. Вычитание от боль-шего числа число 3. Прибавление числа 3. | Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи и используя рисунок, схему, таблицу. |
21. | Решение текстовых задач | Закрепление табличных случаев на 3. Решение задач. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
22. | Закрепление: прибавления и вычитания чисел 1,2,3. Решение задач. | Решение текстовых задач с выделением ее составных частей. Нахождение неизвестного первого либо второго неизвестного слагаемого с занесением полученных данных в таблицу. Решение примеров на сложение и вычитание чисел 1,2,3. Решение текстовых задач арифмети-ческим способом. |
23. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
24. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
25. | Задачи на сложение и вычита-ние на основании рисунка | Решение задач на сложение и вычитание. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
26. | Таблица сложения и вычитания на 4. Решение задач | Составление таблицы на сложение и вычитание с числом 4. Выделение отличительных признаков задач на сложение и вычитание. Структура задачи. Формировать умение выделять главное в задаче. Определение отношений между величинами задачи (увеличение, уменьшение, столько же). |
27. | Прибавление и вычитание числа 4 по частям | Прибавление и вычитание числа 4 по частям. Составление алгоритма вычислений. Арифметическая запись по следам практических действий. |
28. | Прибавление и вычитание числа 4 по частям. Алгоритм приемов вычислений |
29. | Закрепление. Решение текстовых задач | Решение текстовых задач арифметическим способом. Выделение структуры текстовой задачи. Определение отношений между величинами в задаче. |
30. | Задачи на разностное сравнение чисел | Отработка отношений между величинами при условии на «большее», на «меньшее». |
31. | Решение задач на разностное сравнение | Отработка навыка решения задач на разностное сравнение. Составление алгоритма решения задач данного типа. |
32. | Математический закон о перестановке слагаемых | Знакомство с правилом перестановки слагаемых. Применение правила при вычислении. |
33. | Переместительное свойство сложения | Использование переместительного свойства сложения при решении примеров. |
34. | Сложение и вычитание чисел 1, 2, 3, 4 (проверочная работа) | Проверить навыки сложения и вычитания чисел 1, 2, 3, 4 |
35. | Закрепление. Решение текстовых задач | Решение текстовых задач арифметическим способом. Выделение структуры текстовой задачи. |
IV четверть (32 часа) |
Арифметические действия (продолжение) (14 часов) |
1. | Таблица сложения на 5 | Составление таблицы сложения и вычитания на 5. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. |
2. | Таблица вычитания на 5 |
3. | Таблица сложения на 6 | Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 6. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Практическое закрепление сложения и вычитания на 6: «Вставь пропущенную цифру», «Найди ошибку», «Найди пропущенный пример», «Продолжи столбик с примерами». |
4. | Таблица вычитания на 6 |
5. | Таблица сложения на 7 | Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 7. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Практическое закрепление сложения и вычитания на 7: «Вставь пропущенную цифру», «Найди ошибку», «Найди пропущенный пример», «Продолжи столбик с примерами». |
6. | Таблица вычитания на 7 |
7. | Таблица сложения на 8 | Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 8. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Практическое закрепление сложения и вычитания на 8: «Вставь пропущенную цифру», «Найди ошибку», «Найди пропущенный пример», «Продолжи столбик с примерами». |
8. | Таблица вычитания на 8 |
9. | Таблица сложения на 9 | Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 9. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Практическое закрепление сложения и вычитания на 9: «Вставь пропущенную цифру», «Найди ошибку», «Найди пропущенный пример», «Продолжи столбик с примерами». |
10. | Таблица вычитания на 9 |
11. | Таблица сложения на 10 | Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 10. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Практическое закрепление сложения и вычитания на 10: «Вставь пропущенную цифру», «Найди ошибку», «Найди пропущенный пример», «Продолжи столбик с примерами». |
12. | Таблица вычитания на 10 |
13. | Задачи на разностное сравне-ние | Решение задач на разностное сравнение. |
14. | Урок повторения изученного | Повторение состава числа 0 – 10. |
Работа с текстовыми задачами. Работа с информацией (18 часов) |
1. | Составление ряда геометри-ческих фигур по правилу | Составление ряда геометрических фигур с заданными крайними элементами. Построение ряда геометрических фигур от обозначенной начальной фигуры. |
2. | Составление ряда геометри-ческих фигур самостоятельно | Построение ряда геометрических фигур с самостоятельным определением начальной точки ряда. Поиск пропущенных геометрических фигур в построенном ряду. |
3-4. | Решение текстовых задач арифметическим способом | Решение текстовых задач арифметическим способом. Анализ задачи. Краткая запись условия. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
5-6. | Решение текстовых задач | Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя рисунок, схему, таблицу. Краткая запись условия задачи. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». |
7. | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц | Выделение составных частей в задаче. Определение отношений между величинами. Соотнесение вопроса и ответа. Краткая запись условия задачи. Решение задач по алгоритму. Использование памяток-подсказок «На … меньше «–», на … больше «+». |
8. | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц |
9. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на не-сколько единиц |
10. | Решение текстовых задач | Решение текстовых задач с выделением ее составных частей. Краткая запись условия задачи. Нахождение неизвестного первого либо второго неизвестного слагаемого с занесением полученных данных в таблицу. |
11. | Решение задач. Распределение частей задачи в таблицу |
12. | Решение задач |
13. | Задачи на разностное сравнение чисел | Выделение составных частей в задаче. Определение отношений между величинами на «большее» на «меньшее» в задаче. Краткая запись условия задачи. Соотнесение вопроса и полученного ответа. |
14. | Решение задач на разностное сравнение |
15-16. | Уроки повторения изученного | Решение задач по алгоритму. |
17. | Итоговая диагностическая работа | Проверить уровень сформированности учебных действий и умений |
18. | Анализ работы, работа над ошибками | Показать правильное решение заданий |