ГПО АУ «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
____________________
«_____»_____ 20__ г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 02.08.2013 № 699 (с изменениями приказ Минобрнауки России №389 от 25.03.2015) (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 17469).
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Разработчик:
Сёмина Елена Валентиновна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Протокол №____ от «____» ________ 2022 г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5-7 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 8 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ Учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является рабочей программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, в составе укрупненной группы 23.00.00.Техника и технологии наземного транспорта, по направлению подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам;
-выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
-физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
-области применения материалов;
-характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;
-оборудование и материалы для ремонта кузовов;
-требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих компетенций (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей;
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей;
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий;
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей;
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов;
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей;
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей;
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий;
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей;
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) не предусмотрены | |
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины материаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Коды усвоения |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Металлы и сплавы | | | |
Тема 1.1. Основные сведения о строении, свойствах и производстве металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 6 | |
1-2. | Материаловедение. Практическая работа № 1 «Классификация и стандартизация материалов» Предмет, изучающий структуру материалов, их применение в автомобилестроении. | 2 | ОК – 1-7, ОК - 9-10 ПК- 3.1 -3.5 |
3-4. | Металлы. Практическая работа № 2 «Свойства металлов и сплавов» Основные свойства, строение, классификация; основные способы получения металлов. | 2 |
5-6. | Практическая работа № 3 «Методы определения твердости металлов» | 2 |
Тема 2.1. Основы теории сплавов | Содержание учебного материала | 12 | |
7-8. | Коррозия. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов Основные виды коррозии металлов и сплавов, способы защиты от коррозии Состояние Fe-Fe3C | 2 | ОК 01-07, ОК 09-10 ПК 3.1, 3.3, 3.4 |
9-10. | Практическая работа № 4 «Практическое применение диаграммы состояния Fe-Fe3C» | 2 |
11-12. | Сплавы. Стали Общие сведения о сплавах. Фазы металлических сплавов. Классификация, получение, применение | 2 |
13-14. | Практическая работа № 5 «Изучение конструкционных сталей» | 2 |
15-16. | Практическая работа № 6 «Изучение инструментальных сталей» | 2 |
17-18. | Практическая работа № 7 «Изучение основных марок чугунов» | 2 |
Тема 3.1. Термическая обработка | Содержание учебного материала | 2 | |
19-20. | Термическая и химико-термическая обработки Отжиг, нормализация, закалка, отпуск, назначение процесса. Краткая характеристика процессов (цементация, азотирование, алитирование). | 2 | ОК 01-07, ОК 09-10 ПК 3.1 |
Тема 4.1. Цветные металлы и сплавы | Содержание учебного материала | 4 | |
21-22. | Алюминий и медь Свойства алюминия, меди и сплавов на их основе. | 2 | ОК 01-07, ОК 09-10 ПК – 3.1-3.4 |
23-24. | Практическая работа № 8 «Маркировка цветных металлов и сплавов» | 2 |
Раздел 2. Неметаллические материалы | | | |
Тема 2.1. Неметаллические материалы | Содержание учебного материала | 8 | |
25-26. | Пластмассы. Практическая работа № 9 «Характеристика пластмасс» Общая характеристика пластмасс: свойства, состав, получение. | 2 | ОК 01-07, ОК 09-10 ПК 3.1, 3.5 |
27-28. | Резина. Электроизоляционные, прокладочные и уплотнительные материалы. Получение, общие свойства резины. Характеристика и применение в машиностроении. | 2 |
29-30. | Абразивные материалы. Практическая работа № 10 «Маркировка абразивного материала» Классификация: природные и искусственные абразивные материалы, назначение. | 2 |
31-32. | Композиционные и лакокрасочные материалы. Классификация композиционных материалов, применение. Способы получения, строение, классификация лакокрасочных покрытий | 2 |
| |
Тема 2.2 Автомобильные топлива, смазочные материалы, технические жидкости | Содержание учебного материала | 4 | |
33-34. | Автомобильные масла и топлива. Основные марки масел и топлив, получение, применение | 2 | ОК 01- 07, ОК 9-10 ПК 2.1; 2.3-2.5; ПК 3.1; 3.3-3.5 |
35-36. | Технические жидкости. Зачетное занятие Виды технических жидкостей, применение | 2 |
Всего: | 36 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории материаловедения.
Технические средства обучения:
компьютер с мультимедиа- системой.
Оборудование кабинета и рабочих мест:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-раздаточного материала по дисциплине «Материаловедение»;
коллекции металлов и сплавов.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело: Учеб. пособие для учащихся профессиональных лицеев и училищ / Ю.Т. Чумаченко. – 4-е изд. –
Ростов н/Д: Феникс,2009. – 395 с.
2.Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Герасименко А.И. Материаловедение для автомехаников: Учеб. пособие для учащихся профессиональных лицеев, училищ и технических колледжей / Ю.Т. Чумаченко, Г.В.Чумаченко, А.И. Герасименко. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 479 с.
Дополнительные источники:
1. Заплатин В. Н. Основы материаловедения (металлообработка): М. Издательский центр «Академия», 2010, -259с.
2. Заплатин В. Н. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке: учеб пособие для нач. проф. Образования: 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: выбирать материалы для профессиональной деятельности; определять основные свойства материалов по маркам (металлические, неметаллические и горюче-смазочные) | текущий контроль в форме защиты практических работ |
тестирование |
Знать: основные свойства, классификацию, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов физические и химические свойства горючих и смазочных материалов | устный опрос, защита реферата |
тестирование, письменный опрос |
Разработчик:
ГПОАУ АО АКТДХ преподаватель Семина Е. В.
6
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей