Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации Белоярского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР Директор школы
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19» Загвоздина Н.В Гноевых В.Ю.
Протокол № ______ _______________________ _____________________
«____»_____________2020г. «____»_____________2020г «____»___________2020г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МХК
(Рабочая программа для учащихся 10 - 11 классов)
Среднее общее образование
Уровень базовый
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Загвоздина Татьяна Олеговна,
учитель истории и обществознания
с. Черноусово
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 № 273-ФЗ.
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями внесенными: Приказом Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, Приказом Минобрнауки России от 31.08.2009 № 320, Приказом Минобрнауки России от 19.10.2009 № 427, Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 № 39, Приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69, Приказом Минобрнауки России от 23.06.2015 № 609, Приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 № 506
Устава МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19».
Учебного плана МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19» на 2020-2021 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение МХК на ступени среднего общего образования отводится не менее 70 ч из расчета 1 ч в неделю Х-ХIклассах.
10 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год
11 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф. Грек, А. Рублев). Ансамбль московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор - как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б. Растрелли); живопись (П.-П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).
Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.
Культурные традиции родного края.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МХК, 10 класс
(35 ч.)
№ урока п\п | Наименование темы | Кол-во часов |
| Художественная культура первобытного мира | 3 |
1 | Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Миф и современность.Древние образы и символы. | 1 |
2 | Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. | 1 |
3 | Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. | 1 |
| Художественная культура Древнего мира | 14 |
4 | Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. | 1 |
5-6 | Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. | 2 |
7-8 | Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии. | 2 |
9-10 | Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). | 2 |
11-12 | Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. | 2 |
13-14 | Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). | 2 |
15-17 | Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон. | 3 |
| Художественная культура Средних веков | 18 |
18 | Художественная культура Средних веков. | 1 |
19 | София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. | 1 |
20 | Космическая, топографическая, временная символика храма. | 1 |
21-23 | Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). | 3 |
24 | Икона и иконостас (Ф. Грек, А. Рублев). | 1 |
25-26 | Ансамбль московского Кремля | 2 |
27-28 | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. | 2 |
29 | Готический собор - как образ мира. | 1 |
30 | Региональные школы Западной Европы. | 1 |
31 | Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. | 1 |
32 | Философия и мифология в садовом искусстве Японии. | 1 |
33 | Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). | 1 |
34 | Монодический склад средневековой музыкальной культуры. | 1 |
35 | Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох. | 1 |
| Итого часов | 35 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МХК, 11 класс
(35 ч.)
№ урока п\п | Наименование темы | Кол-во часов |
| Художественная культура Ренессанса | 10 |
1 | Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. | 1 |
2 | Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. | 1 |
3 | Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль). | 1 |
4 | Титаны Возрождения (Микеланджело). | 1 |
5 | Титаны Возрождения (Тициан). | 1 |
6 | Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка. | 1 |
7 | Северное Возрождение: мастерские гравюры А. Дюрера. | 1 |
8 | Северное Возрождение: комплекс Фонтенбло. | 1 |
9 | Театр В. Шекспира. | 1 |
10 | Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. | 1 |
| Художественная культура Нового времени. | 12 |
11 | Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. | 1 |
12 | Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б. Растрелли); живопись (П.-П. Рубенс). | 1 |
13 | Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). | 1 |
14 | Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). | 1 |
15 | Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). | 1 |
16 | От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов). | 1 |
17 | Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен). | 1 |
18 | Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). | 1 |
19 | Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). | 1 |
20 | Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). | 1 |
21 | Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). | 1 |
22 | Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский). | 1 |
| Художественная культура конца XIX - XX вв. | 13 |
23 | Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). | 1 |
24 | Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин). | 1 |
25 | Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). | 1 |
26 | Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л. Райт, О. Нимейер). | 1 |
27 | Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко) | 1 |
28 | Эпический театр Б. Брехта. | 1 |
29 | Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). | 1 |
30 | Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини). | 1 |
31 | Виды и жанры телевидения. | 1 |
32 | Дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Ллойд Уэббер). | 1 |
33 | Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд), электронная музыка (Ж.-М. Жарр). | 1 |
34 | Массовое искусство. | 1 |
35 | Культурные традиции родного края. | 1 |
| Итого часов | 35 |