МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Администрация МО «Селенгинский район »
МБОУ "Селендумская СОШ"
Принято Научно – методическим советом Протокол № __ от « _ » _________ 20 ____г. | «Утверждаю» Директор школы ____________ Д.Б.Очирова Приказ № от « » ________ 20___ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 824702)
учебного предмета
«Музыка»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Волосатова Наталья Владимировна
учитель музыки
село Селендума 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.
Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композитор — исполнитель — слушатель
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит
«уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Оркестр
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Интонация
Выразительные и изобразительные интонации.
Ритм
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.
Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Первые артисты, народный театр
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты)
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Инструментальная музыка в церкви
Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С.Баха
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально- исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования |
Модуль 1. Классическая музыка |
1.1. | Композитор — исполнитель — слушатель | 1 | 0 | 0 | «Марш» С. Прокофьев, «Итальянская полька» С. Рахманинов. «Настоящий друг» Б. Савельев | «Настоящий друг» Б. Савельев | «Марш» С. Прокофьев, «Итальянская полька» С. Рахманинов. | | Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме урока. | «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. | https://youtu.be/Uy2Abn_i__0?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT |
1.2. | Композиторы — детям | 7 | 1 | 0 | Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Г. Свиридова «Осень» Детский альбом. П. Чайковский. | «Настоящий друг» Б. Савельев Песни об осени, песни о школе . | | | Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Знакомство с музыкальными произведениями, рисующими осенний, зимний , весенний пейзажи | Определение жанра, Музыкальная викторина. Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям. | |
1.3. | Оркестр | 1 | 0 | 0 | Детский альбом. П. Чайковский. ( в исполнении фортепиано и оркестра) | «Весёлый музыкант» | Детский альбом. П. Чайковский. ( в исполнении фортепиано и оркестра) | | Знакомство с понятием «инструмент», «Оркестр»..Деление музыкальных инструментов на группы. Разновидности оркестров. Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.; | «Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки. | https://znaika.ru/catalog/2-klass/musyka/Muzykalnaya-istoriya-v-simfonicheskoy-skazke«Petya-i-volk»-S.S.-Prokofeva.html |
Итого по модулю | 9 | |
Модуль 2. Музыкальная грамота |
2.1. | Весь мир звучит | 1 | 0 | 0 | Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. | Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; | Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. | | Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми Различение, определение на слух звуков различного качества | Ролевая игра «Дирижируем оркестром» | https://youtu.be/UKyv5fEBV70?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT |
2.2. | Звукоряд | 1 | 0 | 0 | Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; | «Семь нот» В.Ударцев | | | Знакомство с элементами нотной записи Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков . Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда | Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до» | https://youtu.be/aMPYO5fTWUw?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 3. Музыка в жизни человека |
3.1. | Главный музыкальный символ | 1 | 0 | 0 | Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова. Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова. | Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова. | | | Разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации. Знакомство с историей создания, правилами исполнения. Просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов. Чувство гордости, понятия достоинства и чести. Разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы | Обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5954/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5954/ |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 4. Народная музыка России |
4.1. | Русский фольклор. Жанры русского фольклора. Разыграй сказку . | 1 | 0 | 0 | П.Чайковский «Баба Яга» « Баба – Яга» - детская песенка | Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки) | | | Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство со сказкой «Теремок». Разучивание и исполнение ролей Встреча с образами русского народного фольклора. | Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/start/226861/ |
4.2. | Русские народные музыкальные инструменты | 1 | 0 | 0 | «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) | «Во поле береза стояла » р.н.п. | «Полянка» (свирель), | | Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов. Определение на слух тембров инструментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. | Музыкаль- ная викторина на знание тембров народных инструментов. | https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/848286 https://youtu.be/VZnh8v-zbT0?list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq |
4.3 | Сказки, мифы и легенды | 1 | 0 | 0 | Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» | | «Во саду ли в огороде » р.н.п. | | Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев. В инструментальной музыке определение на слух музы- кальных интонаций речитативного характера. | Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5229/start/226935/ |
4.4. | Народные праздники | 1 | 1 | 0 | Тихая ночь» - международный рождественский гимн «Щедрик»- украинская народная колядка «Все идут, спешат на праздник» - колядка С.Крылов - «Зимняя сказка» | Рождественские колядки | | | Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. | Реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре | http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/traditsii-i-istoriya-rozhdestvenskogo-vertepa-na-rusi |
Итого по модулю | 4 | |
Модуль 5. Музыкальная грамота |
5.1. | Ритм | 1 | 0 | 0 | «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский; «Вальс цветов» П.И.Чайковский; | «Улетает скворушка», И. Смирнова | «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский | | Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз | Ипровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов | https://youtu.be/FZ--uULT5e8?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT https://yandex.ru/video/preview/12757614231537168634 |
5.2. | Ритмический рисунок | 1 | 1 | 0 | Мелодии, характерные для зайца (музыка из м/ф «Ну, погоди!»), лисы (песня Кота Базилио и лисы Алисы из м/ф «Приключения Буратино»), медведя (музыка из м/ф «Маша и Медведь»); | «Улетает скворушка», И. Смирнова | | | Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками). Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры | Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритми- ческим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов | https://youtu.be/VZnh8v-zbT0?list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 6. Народная музыка России |
6.1. | Край, в котором ты живёшь | 1 | 0 | 0 | В.Степанова «Добрый день» А.Шнитке - «Пастораль» Г.Свиридов – «Пастораль» В.Алексеев «Рощица» | «Моя Россия » Г. Струве | В.Степанова «Добрый день | | Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков. | Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края. | https://youtu.be/0g9ABomfJ2k https://ok.ru/video/190911418695 https://www.youtube.com/watch?v=dN_AUMYUHTo |
6.2. | Народная и профессиональная музыка. | 1 | 0 | 0 | И.С.Бах «Шутка» К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) | Новогодние песни | И.С.Бах «Шутка» | | Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано. | Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуж- дение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4335/conspect/227024/ https://youtu.be/1Grn3qYuinM https://youtu.be/xcUm1-u0HHU |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 7. Музыка в жизни человека |
7.1. | Какой же праздник без музыки? | 1 | 0 | 0 | «Вальс снежных хлопьев » П.И. Чайковский | Новогодние песни | «Вальс снежных хлопьев » П.И. Чайковский | | Диалог с учителем о значении музыки на празднике. Слушание произведений торжественного, праздничного характера. «Дирижирование» фрагментами произведений. | Конкурс на лучшего «дирижёра». | https://youtu.be/mqG6oJHVYLo?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT |
7.2. | Танцы, игры и веселье | 1 | 0 | 0 | «Вальс», «Полька», «камаринская » П.И. Чайковского; «Тарантелла» С.С. Прокофьев | «Наша Армия родная » Е.Обухова | | | Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец-игра. | Двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку». | https://znaika.ru/catalog/3-klass/musyka/Menuet-kak-zhanr-i-chast-simfonii.html https://youtu.be/K5Nc2dCnVWo?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT https://youtu.be/UrdidZB_Xeg?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT https://resh.edu.ru/subject/lesson/472/ |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 8. Музыкальная грамота |
8.1. | Музыкальный язык. Динамика | 1 | 0 | 0 | Э. Григ "В пещере горного короля" | «Защитники России» Е.Обухова | | | Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи. Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений. Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.). | Составление музыкального словаря | https://youtu.be/YjhXaSw9QaY?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 9. Музыка народов мира |
9.1. | Музыка наших соседей | 1 | 0 | 0 | Дудочка, белорусская народная песня. Пастушья, французская народная песня; Дударики-ду-дари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. | «Веснянка » белорусская народная песня | И.О. Дунаевский . Полька из кинофильма «Кубанские казаки » | | Знакомство с особенностями музы- кального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интона-ции). Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звуча- ния народных инструментов. Определение на слух тембров ин- струментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. | Определение на слух тембров ин- струментов. | https://www.youtube.com/watch?v=U5ubhLMsvU8 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4474/start/228140/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5267/start/53820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5274/start/44981/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5275/start/86084/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5268/start/228171/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5276/start/63257/ |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 10. Музыкальная грамота |
10.1. | Музыкальный язык. Темп | 1 | 0 | 0 | «Неаполитанская песенка » П.И. Чайковский | «Люблю мамочку» Е. Обухова | «Неаполитанская песенка » П.И | | Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи. Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений. Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.). | Составление музыкального словаря | https://youtu.be/YjhXaSw9QaY |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 11. Духовная музыка |
11.1. | Инструментальная музыка в церкви | 1 | 0 | 0 | «Утренняя молитва » П.И. Чайковский . Слушание органной музыки И. С. Баха | «Улыбка для мамочки» Е .Обухова | | | Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении | Игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания). | https://youtu.be/CHp9WB7UcaM?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT https://resh.edu.ru/subject/lesson/914/ |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 12. Классическая музыка |
12.1. | Композиторы — детям | 7 | 0 | 0 | Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш | Песни о весне | | | Слушание произведений композиторов-класси-ков. Определение комплекса выразительных средств. Описание своего впечатления от восприятия. | Музыкальная викторина. | https://youtu.be/NKXKtG_5AvM http://radostmoya.ru/video/5097/ |
Итого по модулю | 7 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 3 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Весь мир звучит. Повсюду музыка слышна . | 1 | 0 | 0 | | Ролевая игра «Дирижируем оркестром» |
2. | Композитор — исполнитель — слушатель | 1 | 0 | 0 | | «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. |
3. | Композиторы — детям. Душа музыки - мелодия. | 1 | 0 | 0 | | Определение жанра |
4. | Композиторы — детям . Такая разная осень | 1 | 0 | 0 | | Определение жанра |
5. | Композиторы — детям «Азбука, азбука каждому нужна. ».Песни о школе | 1 | 0 | 0 | | Музыкальная викторина |
6. | Музыкальная грамота. Звукоряд. | 1 | 0 | 0 | | Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до» |
7. | Музыкальная грамота. Ритм | 1 | 0 | 0 | | Контрольная работа |
8. | Музыкальная грамота. Ритмический рисунок | 1 | 1 | 0 | | Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов |
9. | Как можно исполнить музыку ? Оркестр. | 1 | 0 | 0 | | «Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки. |
10. | Русский фольклор . | 1 | 0 | 0 | | Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням. |
11. | Духовые русские народные инструменты. | 1 | 0 | 0 | | Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов. |
12. | Сказки, мифы и легенды. История о сказочном инструменте Садко . «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | 0 | 0 | | Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям. |
13. | Народная и профессиональная музыка. Сказка о флейте и арфе | 1 | 0 | 0 | | Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуж- дение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения. |
14. | Композиторы — детям. . Зимняя вьюга . Музыка зимы.. | 1 | 0 | 0 | | Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям. |
15. | Народные праздники. Пришло Рождество, начинается Рождество. | 1 | 1 | 0 | | Реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре |
16. | Какой же праздник без музыки? Добрый праздник среди зимы. | 1 | 0 | 0 | | Конкурс на лучшего «дирижёра». |
17. | Край, в котором ты живешь. Моя Бурятия | 1 | 0 | 0 | | Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края. |
18. | Главный музыкальный символ . | 1 | 0 | 0 | | Обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны |
19. | Композиторы- детям. Музыка утра. | 1 | 0 | 0 | | Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям. |
20. | Композиторы- детям. Музыка вечера. | 1 | 0 | 0 | | Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям. |
21. | Композиторы- детям. Музыка изображает сказочных героев. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
22. | Танцы, игры и веселье . | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
23. | Музыкальный язык. Динамика | 1 | 0 | 0 | | Составление музыкального словаря |
24. | Музыкальный язык. Темп . | 1 | 0 | 0 | | Составление музыкального словаря |
25. | Композиторы- детям. Музыка в цирке. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
26. | Инструментальная музыка в церкви | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
27. | Музыка наших соседей. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
28. | Композиторы- детям. Цветение весны в музыкальных красках | 1 | 0 | 0 | | Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям |
29. | Композиторы- детям. Майская гроза в музыке Л.Бетховена | 1 | 0 | 0 | | Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям |
30. | Композиторы- детям. Фортепиано и клавесин | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
31. | Композиторы- детям. Гитара и лютня | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
32. | Композиторы- детям. Композиторы- детям. «Ничего на свете лучше нету» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
33. | Композиторы- детям. Афиша. | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 3 | 0 | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение Средства обучения :
1 .Фортепиано
2.Баян
3.Музыкальный центр
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения на СD дисках
1. «ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ».
2. Виктор Ударцев «Дети Земли»
3. Юрий Верижников «Школьная страна»
4.Юрий Верижников «Детство мчится»
5.Татьяна Музыкантова «Кораблик детства»
6.Найля Мухамеджанова «Главный праздник»
7. Евгения Зарицкая «Перелётный возраст»
8. «Новый год у ворот»
9. Юрий Верижников «Новогодний пейзаж»
10. Александр Ермолов«Зимние розы»
11. Сергей Савенков «Расти счастливым»
12. Вячеслав Цветков «В добрый час»
13. Евгений и Валерий Шмаковы «Школярик»
14. Юрий Верижников «Пусть смеются дети»
15. «Новогоднее волшебство»
16. Татьяна Кулинова «Прекрасная пора»
17. Ольга Юдахина «Созвездие чудес»
18. Старинные русские романсы.
19. Звуки, голоса, и шумы окружающего мира
20.Татьяна Морозова «Балалайка»
21. Нахшун Казарян «Память земная»
22. «Здравствуй , школа»
23.Нахшун Казарян «Победа далась нелегко»
24.Лидия Раздобарина «Белые птицы»
25. «Откуда приходит Новый год?»
26. «Моя семья»
27.Виктор Ударцев «Обелиски»
28.Д.Трубачёв. «Мамочка моя»
29.Андрей Варламов «Серебристые снежинки»
30. «Спасибо, учитель»
31.Д.Трубачёв «Будущий солдат»
32.Андрей Варламов «Новогодний хоровод»
33.Нина Соловьёва «Школьники»
34.Юрий Верижников «Дорога мира и добра»
35. «Последний звонок»
36. «Новогодний карнавал»
37. «Здравствуй, осень золотая»
2. Таблицы для уроков музыки
1. «Пастушья песня»(французская народная песня)
2. «Карусель»
3. «Светит месяц» (р.н.п.)
4. «Классное рондо»
5. «Симфония № 5» Л.В. Бетховен
6. Интонации
7. Ария Ивана Сусанина (М.Глинка)
8. Русские народные песни
9. «Утро», «Заход солнца». «Песня Сольвейг» Э.Григ
10.«Со вьюном я хожу» (р.н.п.)
11 .Хор из кантаты «Александр Невский» СПрокофьев
12-Выразительные интонации
13.Частушки
14.«Вишня» (японская народная песня)
15.«Сайра» (песня французской революции)
3.Портреты композиторов
1. С.С.Прокофьев
2. А.Н.Скрябин
3. А.П.Бородин
4. Д.Б. Кабалевский
5. И.О.Дунаевский
6. А.И.Хачатурян
7. Н.А.Римский - Корсаков
8. Р.М.Глиэр
9. Ш.Ф.Гуно
10.Р.Шуман
11 .И.Ф.Стравинский
12.Ф.Шопен
13.М.И.Глинка
14. Л.В.Бетховен
15. В. А.Моцарт
16.Ж.Бизе
17. М.Мусоргский
18..Э.Григ
19.И.С. Бах
20.Ф.Лист
21. Ф.Шуберт
22.С.В.Рахманинов
23. Т.Н.Хренников
24.Г.В.Свиридов
25.Р.К.Щедрин
26. А.Н.Пахмутова
27. Д.Д.Шостакович
2 8. Д.Верди
29.П.И.Чайковский
4. Учебно – практические материалы
Песенные сборники
1. Поет хор
2. Песни и стихи Николая Рубцова
3. В.Макаров «Песни и хоры»
4. «Нам все пути открыты» (песни для детей)
5. Песни советских композиторов
6. Песни Ю.Чичкова
7. «Встреча с песней» О. Фельцман
8. «Орбита дружбы»(песни о космических полетах)
9. «Хоровая музыка для школьников» (ЛЛядова, Т. Попотенко)
Ю.«Родная страна» В Локтев
11 .«Встреча с песней» (для хора в сопровождении фортепиано)
12.«Песни радио и кино» (вып.№ 248)
13. В Мурадели «Песни»
14.0.Фельцман «Это мы!»
15.«Отечество славлю»(песни для голоса с фортепиано)
16.0.Фельцман «Мир дому твоему»
17.П. Аедоницкий «Юность верит в чудеса»
18.Е.А.Сапогова «На привольной стороне»
19. В.П.Голиков «Купалась зоренька»
20.В.Семернин «Солнечные лучики»
21.Т.А.Синицина «Певучая Россия»
22..В.А.Позднев «Под мирным небом»
23.С.И.Пушкина «Старинные песни Прикамья»
24..Ю.Якушев «Старинные русские романсы»
25..В.Кирюшин «Песни для детей»
26.М.Столяр «Прощайте,милые места»
27..В.Модель «С песней по жизни»
28.В.Накапкин «Баян играет на селе»
29.Т.Рымшевич «Песни 50-х годов»(песенник)
30 .Е.И. Илюшин «Верит людям Земля»(песенник)
31. Хрестоматии музыкального материала по классам
5.Список рекомендуемой учебно- методической литературы:
Учебно - программные материалы
Программа «Музыка» для 1-4 классов ; авторы : Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, М.: Просвещение 2017 г.
Развернутое тематическое планирование по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой .1-8 классы.- Волгоград.2017 год
Учебно – теоретические материалы
Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка : учебник - тетрадь для 1 класса. -М.:
Просвещение ,2017 г
Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 1 класс
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс ( пособие для учи-теля). М.: Просвещение 2017 г.
Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учи-теля .авторы: Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С,М., Просвещение, 2017г.
6. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих ком-пьютерных программ, используемых в образовательном процессе;
1. «Музыкальный класс» (обучающая программа)
2 «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» (обучающая программа)
3. «Шедевры Музыки» (обучающая программа)
4 «Энциклопедия классической музыки» (обучающая программа)
5. «Учимся понимать музыку» (обучающая программа),
6. «Шедевры мировой классики» (знаменитые классический произведения)
7. «Весна» (знаменитые классический произведения)
8. «Аранхуэсский концерт» (знаменитые классический произведения)
9. «Французская оперная увертюра» » (знаменитые классический произведения)
10.«Классик – коллекция » (знаменитые классический произведения)
11. «Детские песни» (караоке)
12. «Песни для всей семьи» (караоке)
13. Комплекс уроков по музыке на CD диске 1 класс
14.Комплекс уроков по музыке на CD диске 2 класс
15.Комплекс уроков по музыке на CD диске 3 класс
16.Комплекс уроков по музыке на CD диске 4 класс
17.Комплекс уроков по музыке на CD диске 5 класс
18.Комплекс уроков по музыке на CD диске 6 класс
19.Комплекс уроков по музыке на CD диске 7 класс
20 «Хиты мировой классики» (знаменитые классические произведения) 21.Аудиоэнциклопедия «Народные инструменты»
21.Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Выпуск 1. Природа, птицы,животные,деревня
22.Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Выпуск 2. Транспорт, боевые действия.
23.Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Выпуск 3. Музыка,театр,дети,толпа,шаги.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http://collection.cross- edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г.
П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1- 4kl/index.html
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Образовательный сайт «Дистанционное и электронное обучение».
https://mosmetod.ru/sh404sef-custom-content/materialy .
Библиотека Московской электронной школы https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Видеоуроки на сайте "Инфоурок" https://iu.ru/video-lessons
Библиотека видеоуроков по школьной программе на сайте "Internetурок" https://interneturok.ru/
Онлайн-школа "Знайка" https://znaika.ru/