Рабочая программа учебного предмета «Музыка. 1класс» разработана применительно к учебной программе "Музыка" 1-4 классы Критской Е.Д, Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., – М.: Просвещение, 2011– М.: Просвещение, 2012.; г,
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Музыка» в 1 классе.
Предметные:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
— формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Личностные: отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебной программы:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия.
Познавательные УУД:
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- понимать информацию, представленную в виде рисунков;
- анализировать предметы;
- высказываться в устной форме;
- выполнять задания творческого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях;
- объединять предметы в группы по заданным признакам в учебной и внеучебной деятельности с помощью взрослого.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение;
- допускать существование различных точек зрения;
- эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в учебной и внеучебной деятельности;
- учитывать разные мнения;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Содержание учебного предмета «Музыка» в 1 классе
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка. 1 класс» разработано применительно к учебной программе "Музыка" 1-4 классы Критской Е.Д, Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., – М.: Просвещение, 2011– М.: Просвещение, 2012.; г, и ориентировано на использование учебно- методического комплекта:
Музыка. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2013г., 2014г.
Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс: [Электронный ресурс] / сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.– М.: Просвещение, 2011г. 1 электрон.опт.диск (CD-Rom).
На изучение «»Музыки» в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
| Раздел 1. Музыка вокруг нас. | 16 |
1 | Урок - путешествие «Мир звуков». Как услышать музыку. | 1 |
2 | «И муза вечная со мной…». П.Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик». | 1 |
3 | Хоровод муз. Русская народная песня «Во поле береза стояла». | 1 |
4 | Урок - игра. « Повсюду музыка слышна». Русские народные песни - заклички. | 1 |
5 | Урок – игра Душа музыки – мелодия. П.И.Чайковский. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков. | 1 |
6 | Урок - представление. Музыка осени. П.И.Чайковский «Октябрь». Т.Попатенко "Скворушка прощается." | 1 |
7 | « Сочини мелодию». Песенка-диалог «Дождь идёт» | 1 |
8 | «Азбука, азбука каждому нужна»- основы нотной грамоты. | 1 |
9 | «Музыкальная азбука». «До-ре-ми-фа-соль» А.Островский. «Музыкальный корабль» Струве. | 1 |
10 | Музыкальные инструменты: свирель, гусли, пастуший рожок, дудочка. Русские народные наигрыши. | 1 |
11 | Народный сказ о певце-гусляре Садко. Былинные наигрыши. Н.Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». | 1 |
12 | Музыкальные инструменты: флейта, арфа. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».. | 1 |
13 | Звучащие картины. И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2 Былинные наигрыши. | 1 |
14 | Разыграй песню.А. Коваленков, Л. Книппер. «Почему медведь зимой спит». | 1 |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Рождественские песни разных народов. | 1 |
16 | Добрый праздник среди зимы. Фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик». | 1 |
| Раздел 2. Музыка и ты край, в котором ты живёшь. | 17 |
17 | Образ Родины в музыке. | 1 |
18 | Поэт, художник, композитор. Свиридов «Пастораль» из драмы «Метель». | 1 |
19 | Музыка утра. Э.Григ «Утро». П.Чайковский «Зимнее утро». | 1 |
20 | Музыка вечера . «Колыбельная медведицы». | 1 |
21 | Музыкальные портреты. «Баба Яга» из детского альбома Чайковского. С Прокофьев «Болтунья». | 1 |
22 | Разыграй сказку. Песенка- дразнилка «Баба Яга» . | 1 |
23 | Музы не молчали . «Солдатушки, бравы ребятушки» разучивание. | 1 |
24 | Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано. «Праздник бабушек и мам» М. Славкина. | 1 |
25 | Мамин праздник. Дунаевский «Колыбельная». | 1 |
26 | Музыкальные инструменты. «Звучащие картины» Песня «Тонкая рябина». | 1 |
27 | Музыка в цирке. И.О. Дунаевский «Выходной марш». | 1 |
28 | Дом, который звучит. «Колыбельная» мамы- Козы из оперы «Волк и семеро козлят». | 1 |
29 | Путешествие в мир музыкального театра: сказочные сюжеты в опере и балете. | 1 |
30 | «Ничего на свете лучше нету». Г.Гладков. Бременские музыканты. | 1 |
31 | Из музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ю Энтин «Песня друзей». | 1 |
32 | Обобщение по темам: «Музыка вокруг нас» , «Музыка и ты». | 1 |
33 | Урок концерт. Песня-игра «Горелки». | 1 |
| Всего | 33 ч. |
5