«Согласовано» Руководитель МО _____________/___________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/______________ / ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ 2-Гавриловская сош _____________/____________/ ФИО Приказ № ___ от «__»______________20___г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
преподавания
по предмету: музыка
4б класс
на 2011-2012 учебный год
Программу реализуют
учителя начальных классов:
Моторина Лариса Павловна
Зуграв Татьяна Ивановна
2011г.
Рабочая программа
по музыке составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по искусству;
- примерной программы начального общего образования по музыке;
- программы «Музыка» для 1-4 классов; авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
- учебного плана образовательного учреждения.
Учебник: Е.Д.Критская и др. Музыка. 4 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы.1 -4. М.:Просвещение,2008.
2. Стандарт начального общего образования.
Место предмета в базисном учебном плане:
Количество часов в неделю по учебному плану - 1ч.
Общее количество часов в соответствии с программой – 34ч.
Пояснительная записка.
Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
— развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств:
любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Основные содержательные линии.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов:
Раздел 1.«Россия — Родина моя»,
Раздел 2. «День, полный событий»,
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»,
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»,
Раздел 5. «В музыкальном театре»,
Раздел 6. «В концертном зале»
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Содержание программы.
Раздел 1. «Россия — Родина моя»(5ч.)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С. Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.
Раздел 2. «День, полный событий»(4ч.)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Музыкальный материал: «В деревне». М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» (январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина; «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский; Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»(4ч.)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков; «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; «Не шум шумит», русская народная песня; «Светлый праздник» (фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано). С. Рахманинов.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4ч.)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская, и др.; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; «Светит месяц», русская народная песня-пляска; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка.
Раздел 5. «В музыкальном театре»(6ч.)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из 2-го действия; сцена и хор из 3-го действия; сцена из 4-го действия. М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаяна». А. Хачатурян; Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус; Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу; «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова; «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Раздел 6. «В концертном зале»(6ч.)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Песня франкского рыцаря» в редакции С. Василенко; «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен; «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, перевод Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова; «Арагонская хота». М. Глинка; «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(5ч)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Музыкальный материал: Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов; Прелюдии № 7 и № 20, Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен; Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская в обработке Ж. Векерлена, и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы; «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада» (фрагменты 1-й части симфонической сюиты). Н. Римский-Корсаков; «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Учебно – тематический план.
№п/п | Название раздела | Вид контроля | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Раздел 1. «Россия — Родина моя» Раздел 2. «День, полный событий» Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Раздел 5. «В музыкальном театре» Раздел 6. «В концертном зале» Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ИТОГО | | 4ч. 5ч. 3ч. 3ч. 7ч. 8ч. 4ч. 34ч. |
Требования к умениям учащихся по музыке.
Программные | По стандарту |
• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях. | В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать: слова и мелодию Гимна России; смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных жанров и форм музыки; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров; уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами |
Методическое обеспечение.
1. Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы.1 -4. М.:Просвещение,2008.
2. Е.Д.Критская и др. Музыка. Учебник 3 класс.- М.: Просвещение, 2009.
3. Е.Д.Критская и др. Музыка. Рабочая тетрадь 3 класс.- М.: Просвещение, 2009.
4.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс (пособие для учителя)
5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2010г