ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует программе по музыке в 1- 4 классах, учитывает требования обязательного минимума содержания начального общего образования. В программу не внесены никакие изменения.
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009 № 373)
Примерная программа под редакцией Е.Д. Луцева Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Особенность по отношению к ФГОС :Программа по музыке построена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного Стандарта общего образования начальных классов по музыке, на основе программы под редакцией Е.Д. Луцевой , Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина.
Концепция (основная идея) программы.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Музыка» принадлежит очень важная роль. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Данный учебный предмет входит в образовательную область искусство
Общие цели учебного предмета для ступени обучения;
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Представление о предмете «Музыка» и как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Сроки реализации учебный год 2015-2016
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные
линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением
художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1- 4 классах носят
пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком
жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его
музыкально-педагогической деятельности
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Рабочая учебная программа по музыке для 2 -го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Луцевой , Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина. .
Цели и задачи предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия. Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Музыка» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели) и в 2-4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Всеобщее в жизни и музыке
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2. Музыка — искусство интонируемого смысла
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. «Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
4. Развитие как становление художественной формы
Выпускник научится:
̇̇Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
2 класс.
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1-2 класса обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащегося
2 класс
Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)
«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Развитие как становление художественной формы (6 ч)
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
Календарно- тематическое планирование
№ дата | Тема урока Используемый музыкальный материал. Песни. | Работа с понятиями | Оборудование |
Планир | Фактич |
3.09 | | Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- песенность как состояние человека, природы, искусства. В инструментальной музыке. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия. | Родина, мелодия, композитор Композитор, исполнитель, слушатель, песня. | фонотека. Портрет М. Мусоргского. Электронная мультимедия энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
10.09 | | Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- песенность как состояние человека, природы, искусства. В вокальной музыке. М.Глинка. Патриотическая песня. К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя! | Мелодия, аккомпанемент; запев, припев.. | , фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
17.09 | | Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- танцевальность как состояние человека, природы, искусства. В инструментальной музыке. «Добрая сказка» А. Пахмутова. | Танцевальность. Интонации, регистр, регистр высокий, средний, низкий. | фонотека. Электронная мультимедия энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
24.09 | | Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- танцевальность как состояние человека, природы, искусства. В вокальной музыке. «Клены» З. Левина | Танцевальность. Интонации, регистр, регистр высокий, средний, низкий. | , фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
1.10 | | Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- Маршевость как состояние человека, природы, искусства. | Маршевость. Поступь, интонация шага, ритмический рисунок. | , фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
8.10 | | Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- Маршевость как состояние человека, природы, искусства. | Маршевость. Поступь, интонация шага, ритмический рисунок. | , фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
15.10 | | Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному. | | фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
22.10 | | Раскрытие в музыке внутреннего мира человека. | | фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
29.10 | | Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Музыкальные инструменты: фортепиано. Детские пьесы для фортепиано: танцевальность. П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька. С.Прокофьев. «Детская музыка». Вальс. Тарантелла. Ю. Яковлев, Е. Крылатов. Колыбельная медведицы. | Фортепиано, форте, пиано, рояль, пианино, пианист, | фонотека. Портрет П. Чайковского, С. Прокофьева. Электронная мультимедия энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
| | Интонация как Смысловая единица. Природа и музыка. Прогулка. М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка. | Интонация Фраза. Вступление. Сопровождение. Темп. Пиано. Выразительность. | фонотека. Портрет С. Прокофьева, М. Мусоргского Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
12.10 | | Интонация – «Звукокомплекс» К. Ушинский, А. Тома. Вечерняя песня. | Интонация | фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
19.11 | | Колыбельные. П.Чайковский. «Детский альбом». Мама. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев, Е. Крылатов. Колыбельная медведицы. | Интонация колыбельной. Фраза. Вступление. Сопровождение. Темп. Пиано. Выразительность. | , фонотека Портрет П. Чайковского Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
26.11 | | Интонация. Единство содержания и формы. С. Порокофьев «Болтунья» | Интонация основа музыки | фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
3.12 | | Исполнительская интонация. Выразительные интонации. «Кто дежурный?» Д.Кабавлевский | Знаки препинания и интанация. | фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
10.12 | | Исполнительская интонация. Изобразительные интонации. Три подружки Л.Бетховен | Характер музыки | фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
17.12 | | Исполнительская интонация. Выразительные интонации. «Котенок и щенок» Попатенко | Выразительность | , фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
| | Исполнительская интонация. Изобразительные интонации. Полет шмеля Н.Римский-Корсаков | Динамика | , фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
24.12 | | Исполнительская интонация. Зерно-интонация. | Пластическое и вокальное зерно-интонации. | , фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
14.12 | | Исполнительское развитие музыки. | Музыка – искусство в движении. | фонотека, портрет С. Прокофьева. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
21.01 | | Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев.Выразительные интонации. Петя, дедушка, охотники. | Музыка – искусство в движении. | , фонотека, портрет С. Прокофьева. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
28.01 | | Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев. Изобразительные интонации. Птичка, кошка, волк, утка. | Музыка – искусство в движении. | фонотека, портрет С. Прокофьева. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
24.02 | | Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев. Сопоставление и столкновение различных тембров. | Тема. | , фонотека, портрет С. Прокофьева. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
11.02 | | Виды музыкального развития. Тембровое, повторение. Книппер. «Почему медведь зимой спит». | Тембровое развитие | магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
18.02 | | Ладовое и динамическое развитие музыки. С.Богуславский «песня о пограничнике» | Мажор минор. | магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
25.02 3.03 | | Мелодическое, ритмическое развитие музыки. Фрагмент «Царь Горох» Р.Щедрин. | Виды развития | фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
10.03 | | Развитие музыки в русском фольклоре. «Во поле береза стояла» | Повторное развитие | , фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
17.03 | | Имитация- прием развития музыки. «Со вьюном я хожу» | Канон. | , фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
24.03 7.04 | | Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э. Грига. «Вальс», «Марш», «Пьеса» Ф Шуберт. «Утро», «Пер Гюнт», «Шествие гномов» Э.Григ. | | , фонотека, портреты Ф. Шуберта и Э. Грига. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
14.04 | | Построение(Формы) музыки. Куплетная форма. Марш П.Чайковский «Пастушья песня» | | фонотека, портрет Чайковского. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
21.04 28.04 | | Двухчастная форма музыки. Неаполитанская песенка П.Чайковский | | фонотека, портрет Чайковского. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
5.05 | | Трехчастная форма музыки Ария Сусанина М.Глинка | | , фонотека, портрет М.Глинки.Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
12.05 | | Построение музыки. Форма Рондо. Рондо в турецком стиле В.Моцарт | | , фонотека, портрет Моцарта. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
19.05 | | Построение музыки. Форма Вариации. Камаринская. | | фонотека, портрет Бетховена. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер. |
26.05 | | Обобщение тем года. | | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТИДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечания |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
11. | Учебно-методические комплекты по музыке (учебники, рабочие тетради, музыкальные хрестоматии, блокноты и др.) для 1-4 классов Программно-методические материалы: Программы по музыке; Нотные хрестоматии, Фонохрестоматии . Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки) Методические журналы по искусству Музыкальная энциклопедия (в том числе в цифровой форме) Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме) Стандарт начального общего образования по образовательной области “Искусство” | К Д Д Д Д П Д Д | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ |
Печатные пособия |
22 2 | Портреты русских и зарубежных композиторов Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен. | Д Д/П | Комплекты Для совместной работы учителя и учащихся |
Информационно-коммуникационные средства |
3.3. | Методические пособия по электронному музыкальному творчеству | Д | В перспективе |
Технические средства обучения (ТСО) |
34. 3 3 | Музыкальный центр Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением Магнитная доска Сканер (по возможности) Принтер струйный цветной (по возможности) | Д Д | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). В классе информатики для индивидуальной работы учащихся (по возможности) Диагональ не менее 72 см Размер экрана не менее 150 х 150 см |
Экранно-звуковые пособия |
45. 4 | Аудиозаписи и Фонохрестоматии по музыке | Д Д | Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса Оперы, балеты, творчество отдельных композиторов, ведущих исполнителей и исполнительских коллективов Произведения пластических искусств, иллюстрации к литературным произведениям |
Игры и игрушки |
4 46. 4 | Театральные куклы | П | |