государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза
А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _________________________ _________________________ Протокол № 1 от «31» августа2018г. Руководитель МО ___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Н.Г. Столярова «31» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ООШ №11г.о. Сызрань ________________ Е.В. Демидова «31» августа2018г. |
Рабочая программа по музыке
Класс: 2.
Количество часов: 34 часа
Название УМК: линия УМК «Школа России» под общей редакцией А.А.Плешакова
Сызрань, 2018-2019 учебный год
Программа курса «Музыка» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Музыка», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2013.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Планируемые результаты начального общего образования.
4. Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учащимися II класса учебного предмета «Музыка»
(личностные, метапредметные и предметные результаты)
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
В результате изучения музыки второклассник научится:
демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Содержание программы второго года обучения составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе II класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
«Россия – Родина моя». В данном разделе учащиеся знакомятся с музыкой русских композиторов, воспевающих родную природу («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского), песнями о родном крае, Гимном России.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова. «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева. «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
2. «День, полный событий». Второклассники проживают день с утра до вечера вместе с детскими образами из сборников фортепианных пьес «Детский альбом» П. Чайковского» и «Детская музыка» С. Прокофьева. Различные жанровые сферы музыки этих композиторов позволяют включать детей в разнообразные виды музыкальной деятельности, способствуя тем самым накоплению интонационно-образного словаря на доступном их сознанию музыкальном материале.
Музыкальный материал: Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев. «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского. «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса. «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня. «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
3. «О России петь – что стремиться в храм». Данный раздел решает задачу бережного прикосновения детей к сокровищам музыки религиозной традиции – колокольными звонами, народными песнопениями, знакомит их со святыми земли Русской – Александром Невским, Сергием Радонежским, дает возможность узнать о «музыкальном оформлении» такого праздника русской Православной церкви как Рождество Христово.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский. «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского. Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
4. Фольклорный раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» раскрывает перед детьми многообразный мир народных песен, танцев, игр,народных праздников – проводы зимы (Масленица), встреча весны. Здесь предлагается ребятам «разыгрывать» народные песни, узнавать голоса народных инструментов, участвовать в исполнении инструментальных наигрышей, сочинять несложные песенки.
Музыкальный материал: Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке. Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев. «Камаринская». П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные. Масленичные песенки. Песенки-заклички, игры, хороводы.
5. «В музыкальном театре». Изучая данный раздел,школьники побывают вместе с персонажами детской оперы-сказки – «Волк и семеро козлят» М. Коваля, и оперы М. Глинки на пушкинский сюжет «Руслан и Людмила» балета «Золушка» С. Прокофьева.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль. «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев. «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
6. Раздел «В концертном зале» предполагает виртуальное посещение детьми концертов камерной и симфонической музыки – симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, фортепианная сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Симфония № 40» В.-А. Моцарта и др.
Музыкальный материал: Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. «Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
7. Изучая завершающий раздел учебников «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», школьники войдут в творческие мастерские композиторов и исполнителей, прикоснуться к тайнам создания и интерпретации сочинений разных времен и стилей, а также расширят свой слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт. В этом разделе продолжаются их встречи с музыкой различных композиторов прошлого и настоящего времени – И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, М. Глинка, П. Чайковский, Г. Свиридов, Д. Кабалевский.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах. «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской. «Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Песня жаворонка». П. Чайковский.Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский. «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский. «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина. «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта
Тематический план
№ | Тема | Количество часов по рабочей программе | Количество часов по авторской программе |
1 | Россия-Родина моя | 3 | 3 |
2 | День, полный событий | 6 | 6 |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 7 | 7 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло ! | 4 | 4 |
5 | В музыкальном театре | 4 | 4 |
6 | В концертном зале | 5 | 5 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 | 5 |
| Итого: | 34 | 34 |
Раздел 3. Календарно - тематическое планирование
Авторы рабочей программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в связи с этим в авторское календарно-тематическое планирование внесена корректировка, а именно: изменено количество часов, отводимых для изучения некоторых разделов: «О России петь – что стремиться в храм» - семь вместо пяти, «В музыкальном театре» - четыре вместо пяти, «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - пять вместо шести.
№ п/п | Содержание: наименование раздела, тема урока | Количество часов |
Россия-Родина моя (3 ч) |
1 | Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Вводный контроль за курс музыки 1 класса. Гимн России. | 1ч |
2 | 1ч |
3 | 1ч |
День, полный событий (6 ч) |
4 | Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Урок-концерт «Музыкальный калейдоскоп». (Обобщающий урок 1 четверти) | 1ч |
5 | 1ч |
6 | 1ч |
7 | 1ч |
8 | 1ч |
9 | 1ч |
О России петь – что стремиться в храм (7 ч) |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Промежуточный контроль по темам «О России петь – что стремиться в храм », «День, полный событий». Урок-викторина. «Рождество в музыкальном искусстве». (Обобщающий урок 2 четверти) | 1ч |
11 | 1ч |
12 | 1ч |
13 | 1ч |
14 | 1ч |
15 | 1ч |
16 | 1ч |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч) |
17 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. | 1ч |
18 | 1ч |
19 | 1ч |
20 | 1ч |
В музыкальном театре (4 ч) |
21 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. Увертюра. Финал. | 1ч |
22 | 1ч |
23 | 1ч |
24 | 1ч |
В концертном зале (5ч) |
25 | Симфоническая сказка. «Петя и волк». Урок - экскурсия «Музыкальный вернисаж». (Обобщающий урок 3 четверти) Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра. | 1ч |
26 | 1ч |
27 | 1ч |
28 | 1ч |
29 | 1ч |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч) |
30 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты . И все это – Бах! Все в движении. «Тройка», «Попутная песня». Итоговый контроль за курс музыки 2 класса. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Урок-концерт «Повсюду музыка звучит!» (Обобщающий урок 4 четверти) | 1ч |
31 | 1ч |
32 | 1ч |
33 | 1ч |
34 | 1ч |
8