Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия №11»
________________Г.А.Симахина
Приказ №_________от
«_____» ___________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
музыке
2017/2018 уч. год
2 «А», «Б» «В» «Г», «Д», класс.
Разработчик:
Медведева Ольга Анатольевна,
учитель музыки,
первая квалификационная категория.
Рассмотрена на заседании кафедры искусства Протокол № _______ от «___» ______20___г. | Согласована с заместителем директора по УВР __________/М.Л. Игнатова/ от«___»__________20____г. | Утверждена педагогическим советом Протокол № ______ от «___» _____20___г |
Бийск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 2 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
1.Федерального Государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года;
2.Основной образовательной программы начального общего образования;
3.Авторской программы, разработанной авторским коллективом Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной «Музыка» 1 – 4 классы, Москва, издательство «Просвещение», 2014;
4.Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11»;
Рабочая программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение 34 учебных недель (1 час в неделю), что соответствует авторской программе.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Музыка», разработанной авторским коллективом Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной без изменений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования формулируются на основе целевой установки:
-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
-развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11» (см. Приложение 1).
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития осуществляется с помощью перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Россия-Родина моя. | 3 |
2 | День, полный событий. | 6 |
3 | «О России петь – что стремиться в храм». | 7 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
5 | В музыкальном театре. | 5 |
6 | В концертном зале. | 5 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 5 |
| Всего часов: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(ФГОС)
№ п/п | Подтемы (тема урока) | Сроки | Элементы содержания материала | Виды деятельности | Ресурсы (технические средства, демонстрационные материалы, КИМы) |
2«А» | «Б» | «В» | «Г» | «Д» | | | |
«Россия-Родина моя».(3ч) |
1 | Мелодия. | | | | | | Музыка в жизни человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной-выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений (вариации и др.). Музыкальная картина мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые коллективы. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). | Размышлятьоб отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Подбиратьслова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощатьхарактер и настроение песен о Родине в своём исполнении. Воплощать художественно – образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Знать особенности исполнения гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. | ДМИ (металлофон, ложки); Аудиозапись МР3: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». Г. Струве «Моя Россия» |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | | | | | | http://window.edu/ru-электронные образовательные ресурсы; Аудиозапись МР3: Г. Струве «Моя Россия» Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя» |
3 | Гимн России. | | | | | | Мобильный класс; http://scool-collektion/edu/ru- каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Аудиозапись МР3: «Гимн России» А.Александров, С.Михалков; «Патриотическая песня» М.Глинка; Транспарант: нотный и поэтический текст гимна России. |
«День, полный событий» (6ч) |
4 | Музыкальные инструменты. | | | | | | Музыка в жизни человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни. Природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные закономерности музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние. Выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.) Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Формы построения музыки. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Инструментальная музыка. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,DVD). | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально – творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать значение основных терминов и понятий музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки, двух-, трёх - частные формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера. | Портреты Иллюстрации клавишных музыкальных инструментов. Аудиозапись МР3: П.И. Чайковский «Детский альбом»(фортепиано, рояль, пианино) «Детская музыка» С.Прокофьев; |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | | | | | | Портреты С.Прокофьева, М.Мусоргского; Картины русских художников – утро, вечер (ПМК – Мир музыки). Аудиозапись МР3: С. Прокофьев Детские пьесы. «Утро»; «Вечер»; «Прогулка»; М. Мусоргский «Прогулка»; |
6 | Танцы, танцы, танцы… | | | | | | Аудиозапись МР3: П.Чайковский, С.Прокофьев. «Камаринская», «Вальс», «Полька», «Тарантелла»; «Мазурка»; П.И.Чайковского. Портрет П.Чайковского; Иллюстрации стран: России, Польша. Испания, Австрия – на электронном носителе. |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | | | | | | Иллюстрации к музыкальным произведениям урока – на электронном носителе. Аудиозапись МР3: «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский «Шествие кузнечиков», «Марш», С.С.Прокофьев |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | | | | | | Документ-камера; Рисунки детей. Аудиозапись МР3: «Нянина сказка» П.Чайковский «Мама» П. Чайковский «Колыбельная медведицы» Е. Крылатов. |
9 | Обобщающий урок I четвертипо темам раздела «Россия-Родина моя». «День, полный событий». | | | | | | Система интерактивного голосования; Тексты песен четверти – раздаточный материал. |
«О России петь - что стремиться в храм» (5 часов) |
10 | Великий колокольный звон. | | | | | | Музыка в жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы. Настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Опера, кантата. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. | Понимать характер исполнения народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни. | Иллюстрации православных храмов, колоколов. Аудиозапись МР3: «Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон» Богоявленского патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры. «Великий колокольный звон» М.Мусоргский |
11 | Звучащие картины. | | | | | | Документ – камера. Картины русских художников И. Левитана «Вечерний звон», А. Лентулова «Небосвод» стр.40-41 в учебнике. Карточки с признаками характера звучания. Аудиозапись МП3:русская народная песня; Музыка на выбор. |
12 | Святые земли русской. | | | | | | Портрет С. Прокофьева; Портрет «Александра невского» П.Корин; «Труды Сергия» М.Нестеров; - на электронном носителе. Аудиозапись МР3: Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев: «Песнь об Александре Невском» «Вставайте, люди русские» Народные песнопения о Сергии – тексты песен на стр.16-17 в учебнике. |
13 | С Рождеством Христовым! | | | | | | Аудиозапись МР3: «Рождественская песенка» - П.Синявский Рождественские песни: «Добрый тебе вечер» «Рождественское чудо» Видеозапись: «Рождество» студия Родники. |
14 | Обобщающий урок II четверти.По темам раздела «О России петь - что стремиться в храм». | | | | | | Иллюстрации к рождественским и новогодним праздникам. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) |
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | | | | | | Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации. Основные закономерности музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор – исполнитель – слушатель. Элементы нотной грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Инонациональное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: образная сфера и музыкальный язык. | Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни – хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Знать особенности традиционных народных праздников. Различать,узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их художественной выразительности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. | Мобильный класс; Интерактивная доска; Схема расположения оркестровых групп. Аудиозапись МР3: «Калинка» - р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему русской народной песни «Камаринская» - р.н.п. |
16 | Разыграй песню. | | | | | | Нотная запись стр.60. в учебнике. ДМИ (ложки, бубны). |
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | | | | | | ДМИ (ложки, бубны); Аудиозапись МР3: С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами». «Камаринская» - р.н.п. П.Чайковский: «Камаринская» «Мужик на гармонике играет» |
18 | Проводы зимы. Встреча весны. | | | | | | Свистульки. Иллюстрации к народным песням |
«В музыкальном театре» (5ч) |
19 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр | | | | | | Музыка в жизни человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет. Историческое прошлое в музыкальных образах. Основные закономерности музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор – исполнитель – слушатель. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций. Тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки: одно-, двух- и трёхчастные, рондо и др. Музыкальная картина мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,DVD).Музыка сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Симфонический оркестр. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. | Аудиозапись МР3: «Песня – спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы ПМК – Мир музыки. |
20 | Театр оперы и балета. | | | | | | Аудиозапись МР3: М. Коваль «Волк и семеро козлят» хор из оперы; С.Прокофьев балет «Золушка» Вальс; |
21 | Волшебная палочка. | | | | | | Мобильный класс; Аудиозапись МР3: «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев |
22 | Опера «Руслан и Людмила». Какое чудное мгновенье! | | | | | | Аудиозапись МР3: «Марш Черномора», канон «Какое чудное мгновенье», «Лель таинственный».из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки Портрет М.Глинки; |
23 | Увертюра. Финал. | | | | | | Аудиозапись МР3: «Увертюра», «Финал» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка; Портрет М.Глинки; |
«Вконцертном зале» (5ч) |
24 | Симфоническая сказка «Петя и волк». | | | | | | Музыка в жизни человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Развитие музыки. Формы построения музыки. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Симфонический оркестр. Многообразие исторически сложившихся традиций. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижёра, драматизация). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью. Передавать свои впечатления в рисунке. | Схемы расположения инструментов и оркестровых групп в симфоническом оркестре. Видеофильм: Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». |
25 | Обобщающий урок III четвертипо темам «О России петь - что стремиться в храм» «В музыкальном театре» «В концертном зале». | | | | | | Система интерактивного голосования; |
26 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | | | | | | Документ – камера –рисунки детей; Аудиозапись МР3: М.Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках» «Балет не вылупившихся птенцов» «Богатырские ворота» Г.Гладков «Песня о картинах». |
27 | «Звучит нестареющий Моцарт!». Симфония № 40. | | | | | | Аудиозапись МР3: В.Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Сифония№40. Портрет В.Моцарта; |
28 | Увертюра. Опера «Свадьба Фигаро». | | | | | | Аудиозапись МР3: Увертюра «Свадьба Фигаро» Портрет В.Моцарта; Интерактивная доска. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 часов) |
29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И все это – Бах. | | | | | | Музыка в жизни человека. Основные образно – эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Песни, танец, марш и их разновидности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки. Повтор и контраст. Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские певческие и инструментальные коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,DVD). Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры:детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Многообразие историческисложившихся традиций. Региональные традиции. | Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально – поэтического творчества. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Понимать значение основных терминов и понятий музыкального искусства. Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта. | Документ-камера; Аудиозапись МР3: «Менуэт» И. -С.Бах. «Токката» И.-С.Бах Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств. Схема составных частей органа. Портрет И.С. Баха; Аудиозапись МР3: «За рекою старый дом», «Волынка», «Менуэт». Из нотной тетради Анны Магдалены Бах; |
30 | Всё в движении. Попутная песня. | | | | | | Аудиозапись МР3: «Тройка» Г.Свиридов; «Попутная песня» М.Глинка; Портрет Г. Свиридова; Иллюстрация картины Н.Самокиш «Первый пассажирский поезд на Царкосельской железной дороге» 1837г. На электронном носителе. Рисунок на стр.114 в учебнике. |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. | | | | | | Аудиозапись МР3: Д. Кабалевский: «Кавалерийская», «Клоуны»; «Карусель»; Портрет Д.Б. Кабалевского; Иллюстрации к произведениям Д. Кабалевского. |
32 | Два лада. Легенда. | | | | | | Картина М.Нестерова «Два лада» стр.118 в учебнике. Мобильный класс. |
33 | Природа и музыка. Печаль моя светла. | | | | | | Картины В. Борисова – Мусатова «Цветущие вишни» стр.120; Портреты Г.Свиридова, М.Глинки, В.Моцарта. Аудиозапись МР3: «Весна. Осень» Г.Свиридов. «Жаворонок» М.Глинка. «Весенняя песня» В.Моцарт. |
34 | Первый. Мир композитора. «Могут ли иссякнуть мелодии?» Заключительный урок-концерт. | | | | | | Портрет П.Чайковского; Аудиозапись МР3: Концерт №1 для фортепиано с оркестром. П.Чайковский; «Детский альбом» П.Чайковского; С.Прокофьева. |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ:34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
У учащегося будут сформированы
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Ученик получит возможность для формирования:
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
-формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Ученик научится:
-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация);
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
-формирование общего представления о музыкальной картине мира;
-знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 2 классе являются формирование следующих умений.
Ученик научится:
-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
-формирование общего представления о музыкальной картине мира;
-знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Ученик получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
По окончании 2 класса ученик научится:
-определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
-понимать главные отличительные особенности музыкально- театральных жанров - оперы и балета;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах;
-продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
-высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Ученик получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы осуществляется через использование УМК:
Составляющие УМК | Название | Автор | Издательство | Год издания |
Учебник | «Музыка» 2 класс. | Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. | М.«Просвещение» | 2012; |
Рабочая тетрадь (на печатной основе) | Рабочая тетрадь для 2 класса. | Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. | М. «Просвещение» | 2012; |
Хрестоматия музыкального материала к учебнику | «Музыка»: 2кл.: Пособие для учителя. | Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. | М. «Просвещение» | 2012; |
Фонохрестоматия музыкального материала | «Музыка» 2кл. (1 CD V/МР3) | Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. | М.ОАО «Издательство «Просвещение» | 2013; |
Поурочные разработки | «Музыка» 1-4 кл. | Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. | М. «Просвещение» | 2013; |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Приложение 1
Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11»
(извлечение)
VIII. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихсяпо музыке.
Отметка «5» ставится, когда ученик умеет:
● эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения;
●узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
●выразительно исполнять соло (с сопровождением и без него);
●исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
●выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведении на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
●выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
ученик знает/понимает:
●знает возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
●характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
●имена выдающихся композиторов;
●многообразие музыкальных образов и способы их развития
Отметка «4» ставится, когда ученик умеет:
●эмоционально - образно воспринимать музыкальные произведения, но характеризует музыку не достаточно точно;
●узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов, но допускает при этом незначительные ошибки;
●выразительно исполнять соло с сопровождением;
●исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, но интонационно допускать ошибки;
●недостаточно точно выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведении на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
●не точно выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
ученик знает/понимает:
●в полном объёме не понимает возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
●допускает ошибки в определении характерных черт и образцов творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
●многообразие музыкальных образов, но не знает способов их развития
Отметка «3» ставится, когда ученик:
●умеет эмоционально - образно воспринимать музыкальные произведения, но характеризует музыку примитивно на уровне «грустно-весело»;
● умеет узнавать на слух лишь некоторые изученные музыкальные произведения;
●не выразительно исполняет соло, плохо знает мелодию и текст песен;
●не умеет петь двухголосно в хоре;
●практически не умеет выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведении на основе полученных знаний, выявляет примитивно;
●не выявляет особенности сюжета в творчестве различных композиторов самостоятельно, а только с помощью учителя;
ученик знает/понимает
●с трудом осознаёт возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
●путается в определении имена выдающихся композиторов, отвечает только с помощью учителя;
●не имеет представление о многообразии музыкальных образов и способах их развития
Отметка «2» ставится, когда ученик:
●не владеет учебным материалом;
●не проявляет интереса и активности к творческой деятельности на уроке.