Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ СОШ №2
ЩМР МО
_______________М.С. Силантьева
«29» августа 2014г.
Рабочая программа
по музыке
(базовый уровень)
2 «Б» класс
Составитель:
Аверина Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
первая кв. категория
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ №2 ЩМР МО на 2011- 2015 годы, авторской программы курса «Музыка» (УМК «Музыка» для 1–4 классов) Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. (Москва: Просвещение, 2012 г.);в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и соответствует учебному плану школы.
Выбор данной программы обусловлен тем, что ее предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражены в ФГОС. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются вечные темы искусства( добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, Родина и её защита и т.д.), наиболее значимые для формирования личности школьника. Освоение этих ценностей позволяет на каждом уроке искать ответ на вопрос «Что есть истина, добро и красота в окружающем нас мире?»
Введение ребёнка в мир музыки именно через русскую национальную культуру, т.е. «от родного порога», предполагает знакомство с основными жанрами фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций.
Культурологический подход даёт возможность освоения исторических, семейных ценностей русского народа, освоения музыкальной культуры региона проживания.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки во 2 классе:
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
воспитание художественного вкуса
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на их интонационно-образный смысл;
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства(образ, жанр, стиль, музыкальный язык); первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Основной формой образовательного процесса является урок.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
Методы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, тест.
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Россия – Родина моя (3 часа)
День, полный событий (6 часов)
«О России петь, что стремиться в храм» (5 часов)
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) В музыкальном театре ( 5 часов)
В концертном зале (5 часов).
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часов).
Содержание программы базируется на основе программы «Школа России», на постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов.
Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки именно
через русскую национальную культуру, т.е. «от родного порога». Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, лежащих в основе культуры и искусства народа. Но произведения отечественной музыкальной культуры рассматриваются в программе в рамках мировой художественной культуры.
Критерии отбора музыкального материала для данной программы—художественная ценность произведения, воспитательная значимость , педагогическая целесообразность и современность звучания.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения музыки являются:
---развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
--реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов;
--позитивная оценка своих музыкально—творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
--устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально—творческой деятельности;
--общее понятие о значении музыки в жизни человека, музыкальной картине мира,знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений;
--элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
--ориентация в культурном многообразии окружающей жизни, участие в музыкальной жизни класса, школы, посёлка и др.;
--Продуктивное общение , взаимодействие со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
--Наблюдение за явлениями в жизни и искусстве в учебной и внеурочной деятельности.
Результаты обучения и развития учащихся
по изобразительному искусству.
Второклассник научится:
Проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям
Определять особенности и тембры звучания знакомых музыкальных инструментов.
Выявлять жанровое начало и образный смысл простейшей музыки(песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров(опера, балет, симфония, концерт);
Выражать своё отношение к музыке в слове;
Выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыками;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Музыка
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
№ | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Плано-вые сроки прохож-дения. | Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения. |
Россия – Родина моя (3 часа) |
1 | Мелодия Муз. материал «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. | Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов, нотной записи. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края. Освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений. Понимать какими средствами выразительности достигается тот или иной характер музыки. Знать и уметь исполнять Гимн России. Понимать какими средствами выразительности достигается тот или иной характер музыки. Воплощать художественно- образное содержание вокального произведения в пении. | 03.09 | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Муз. материал «Моя Россия» Г.Струве. «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков. | 10.09 | |
3 | Гимн России Муз. Материал «Патриотическая песня» .М.Глинка. «Гимн России» А.Александров С.Михалков. | 17.09 | |
| ИТОГО | | 3ч. | |
День, полный событий (6 часов) |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) Муз. материал П.Чайковский «Детский альбом», С.Прокофьев «Детская музыка» | Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; Извлечение необходимой информации из прослушанных произведений. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; | 24.09 | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. Прогулка М.Мусоргский | 01.10 | |
6 | Танцы, танцы, танцы. П.чайковский «Детский альбом» | 08.10 | |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. С.Прокофьев «Детская музыка» | 15.10 | |
8 | Расскажи сказку. «Колыбельая медведицы» Е. Крылатов | 22.10 | |
9 | Колыбельные. Мама. Обобщение материала 1 четверти. «Сонная песенка» Р.Паулс | 29.10 | |
| ИТОГО | | 6ч. | |
«О России петь, что стремиться в храм» (5 часов) |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. Музыкальный материал «Великий колокольный звон». Из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский | Освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа. Представление о музыкальной картине мира. Работа с разными источниками информации. Умение на основе анализа делать выводы. | 12.11 | |
11 | Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Муз. материал «Песня об Александре Невском» С, Прокофьев. «Вставайте, люди русские», Народные песнопения о Сергии Радонежском. | 19.11 | |
12 | Жанры молитвы. Муз. материал Утренняя молитва, В церкви. Из «Детского альбома» П.Чайковского | 26.11 | |
13 | С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике. Муз.материал «Рождественская песенка» П.Синявского, Добрый тебе вечер, народные славянские песнопения. | 03.12 | |
14 | Обобщающий урок 2 четверти. | 10.12 | |
| ИТОГО | | 5ч. | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) |
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. «Светит месяц»р.н.п. | Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору. Сочиняя, импровизируя, ученик повторяет и закрепляет следующие понятия: - жанры ,лады, динамик, ритм, музыкальные формы. Изучение закономерностей народной или стилизованной музыки. Эмоциональный отклик – радость и желание петь; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Поиск и выделение необходимой информации. Умение структурировать знания. | 17.12 | |
16 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. «Бояре, а мы к вам пришли»р.н.п. | 24.12 | |
17 | Проводы зимы. Масленичные песенки | 14.01 | |
18 | Встреча весны. Песенки – заклички, игры | 21.01 | |
| ИТОГО | | 4ч. | |
В музыкальном театре ( 5 часов) |
19 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. С.Прокофьев Фрагмены из балета «Золушка» | Знание основных закономер ностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно – творческой деятельности. Жанр. -Средства музыкальной выразительности и изобразительной возможности музыки -музыкально-ритмические движения во время звучания «Вальса» драматизация музыкального фрагмента «Часы» Умение извлекать информацию из схем. Иллюстраций. Поиск и выделение необходимой информации. Умение структурировать знания. Устойчивый интерес к музыке. Эмоционально –образно воспринимать и оценивать музыкальные поизведения различных жанров классической музыки. Различать простые и сложные жанры музыки. Знать имена выдающихся композиторов и исполнителей. | 28.01 | |
20 | Опера. Балет. | 04.02 | |
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. | 11.02 | |
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 18.02 | |
23 | Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. | 25.02 | |
| ИТОГО | | 5ч. | |
В концертном зале (5 часов). |
24 | Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева. | Понимать смысл терминов: симфония, контраст, сюита, симфоническая сказка, тембр музыкального инструмента, группы симфонического оркестра, партитура. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Узнавать тембр фортепиано. Подбирать ассоциативно-образный ряд к музыке. Устойчивый интерес к музыке. Эмоционально –образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров. извлечение необходимой информации из прослушанных произведений различных жанров. Знать имена выдающихся композиторов и исполнителей. | 04.03 | |
25 | Обобщение материала 3 четверти. Музыкальный материал Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского | 11.03 | |
26 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 18.03 | |
27 | «Звучит нестареющий Моцарт». Музыкальный материал «Рондо в турецком стиле…» | 01.04 | |
28 | Симфония №40. Увертюра. | 08.04 | |
| ИТОГО | | 5ч. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часов). |
29 | Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты (орган) И всё это – Бах | Знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи. Поиск и выделение необходимой информации. Знаково-символические действия. Устойчивый интерес к музыке, понимание значения музыки в жизни человека. Различать простые и сложные жанры музыки. Различать лирические, эпические, драматические образы. Высказывать суждения об основной идее. | 15.04 | |
30 | Всё в движении. Попутная песня. «Тройка» Г.Свиридов | 22.04 | |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. Музыкальный материал «карусель» | 29.04 | |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Музыкальный материал Г.Свиридов «Весна. Осень» | 06.05 | |
33 | Печаль моя светла. Первый. | 13.05 | |
34 | Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? | 20.05 | |
| ИТОГО | | 6ч. | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Работа по освоению предмета обеспечивается наличием:
Программы «Музыка» для1-4 классов общеобразовательных учреждений
(Авторы программы--Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»– Москва: Просвещение, 2012 г.);
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2014.
Методическая литература по предмету(нотная литература, книги о композиторах, справочники, музыкальные словари)
Подборка дисков, презентаций
Напечатанные тексты программных вокальных произведений
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол №1 методического
объединения учителей
от 28.08.14
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
Беловащева С.Л.
29.08.14