СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке, 2 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке, 2 класс, в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке, 2 класс»

Пояснительная записка

по музыке 2 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования по музыке, требований ООП школы и на основе авторской программы по учебным предметам. Программа «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак , - М.: Дрофа, 2010 год, без изменений и дополнений.

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Музыка. 2 кл.: Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. – 79, [1] с.: ил.

Музыка. 2 кл.: Ч.2: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. – 63, [1] с.: ил.

Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю), из них 3 внеурочных урока-прогулки.

Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой;

- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;

- научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание 2 класса углубляется за счёт привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка, живопись, поэзия», «Основы музыкальной грамоты».




Описание ценностных ориентиров

В содержании 2 класса раскрывается интонационно-образная картина природы, обучающиеся узнают о музыкальных инструментах и их тембровом звучании. Содержание предмета углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка – живопись - поэзия», «Основы музыкальной грамоты».


Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» на ступени начального общего образования является обязательным. В учебном плане на его изучение отводится 34 часа в год (1 час в неделю).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка»

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учеб­но-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учеб­ной деятельности;

  • наличие учебно-познавательного интереса к но­вому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • выражение чувства прекрасного и эстетиче­ских чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

  • наличие эмоционально-ценностного отноше­ния к искусству;

  • развитие этических чувств;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.


В области метапредметных результатов:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;

  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и пись­менной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);

  • умение проводить простые аналогии и сравне­ния между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобрази­тельного искусства по заданным в учебнике крите­риям;

  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала меж­дисциплинарных тем учебника для 2 класса);

  • осуществление простых обобщений между от­дельными произведениями искусства на основе вы­явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);

  • наличие стремления находить продуктивное со­трудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).


В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-твор­ческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровиза­ции, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;

  • понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;

  • владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;

  • узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройден­ных в 1 классе, а также органа и клавесина;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (стремление к передаче характера песни, уме­ние исполнять legato, поп legato, правильное распре­деление дыхания во фразе, умение делать кульми­нацию во фразе).

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учеб­но-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учеб­ной деятельности;

  • наличие учебно-познавательного интереса к но­вому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • выражение чувства прекрасного и эстетиче­ских чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

  • наличие эмоционально-ценностного отноше­ния к искусству;

  • развитие этических чувств;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.


В области метапредметных результатов:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;

  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и пись­менной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);

  • умение проводить простые аналогии и сравне­ния между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобрази­тельного искусства по заданным в учебнике крите­риям;

  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала меж­дисциплинарных тем учебника для 2 класса);

  • осуществление простых обобщений между от­дельными произведениями искусства на основе вы­явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);

  • наличие стремления находить продуктивное со­трудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).


В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-твор­ческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровиза­ции, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;

  • понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;

  • владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;

  • узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройден­ных в 1 классе, а также органа и клавесина;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (стремление к передаче характера песни, уме­ние исполнять legato, поп legato, правильное распре­деление дыхания во фразе, умение делать кульми­нацию во фразе).





Содержание учебного предмета

Тема года: «Музыкальная прогулка»


Музыкальная прогулка (1час)

Что включает в себя поня­тие «музыкальная прогул­ка»? Стоит только прислу­шаться, и музыка заполнит все пространство. Общий характер музыки. Средства музыкальной выразитель­ности (темп, динамика и т- п.). Выявление содер­жательной общности между музыкой, поэзией и живо­писью. Музыкальные рей­сы — прогулки с концертом. Музыкальный салон


Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1час)

Интонация в музыкальном произведении. Глубокое родство музыкальной и ре­чевой интонации является важнейшей из основ, на ко­торых базируется вырази­тельность музыки, ее спо­собность воздействовать на слушателя. Значение инто­нации для передачи состоя­ний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира.


Осенины (1час)

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Осенины. Песни об осени, осенние заклички


Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков (1час)

Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Опера - жанр музыкально-драматиче­ского искусства. Опера «Сказка о царе Салтане»: строение произведения, либретто, сценический за­мысел. Общий характер му­зыки. Исполнители (опер­ные голоса). Либретто - ли­тературная основа оперы


В оперном театре (1час)

Жанры музыки. Опера - музыкальный жанр, объе­диняющий музыку и драму, живопись и балет.


Осень: поэт, художник, композитор (1час)

Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов.


Весело - грустно (2часа)

Основы музыкальной грамоты. Лад в музыке – система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звуко­ряд, а также мелодико-гармоническую основу му­зыкального произведения. Музыкальный строй - со­гласованное сочетание му­зыкальных звуков. У музы­ки есть два лада: минорный лад (грустная, печальная, задумчивая, глубокая музы­ка), мажорный лад (веселая, жизнерадостная, бодрая му­зыка)


Озорные частушки (1час)

Частушка - русский фольклорный жанр, короткая народная песня, обычно юмо­ристического содержания, передаваемая обычно устно. Частушки бывают разными по тематике. Частушки - быстрые песни в четком ритме двудольного танца


Мелодия - душа музыки (1час)

Основы музыкальной грамоты. Мелодия - душа му­зыки. Мелодия - многосо­ставный элемент музыки. Мелодическая линия


Творчество В.-А. Моцарта (1час)

Знакомство с биографией и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. Многообразие его деятель­ности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор


Интонации в музыке (1час)

Основы музыкальной грамоты. Что называется, интонацией в музыке. Интервал

в музыке - отношение высот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава


Ноты долгие и короткие (1час)

Основы музыкальной грамоты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие


Величественный орган (1час)

Орган - самый большой клавишный духовой инст­румент. Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные масте­ра. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиату­ра (мануаль). Инструмен­тальная полифония


Балет (1час)

Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцеваль­ных движений, жестов, ми­мики. Происхождение бале­та. Составные части балета. Балетные спектакли. Балет­ные исполнители. Балетные костюмы. Особенности ба­летной хореографии


Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1час)

Жанры музыки. Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет

в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение. Рас­смотреть, какие музыкаль­ные образы характеризуют девочку, отважного Щел­кунчика, мышиного короля


Зима: поэт, художник, композитор (1час)

Выразительные возможности музыки в описании зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы?


Музыкальный размер (2часа)

Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке - количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в му­зыке, определяемый количеством долей в одном такте - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух и трехдольные размеры, смешанные размеры


«Марш Черномора» (1час)

Жанры музыки. Различие жанров музыкальных про­изведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людми­ла» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.- характер страшный, отрывистый - это образ Черномора, ко­варного и злого волшебни­ка; II ч. - характер легкий, прозрачный, мелодичный -впечатление волшебной сказки создано колокольчи­ками; III ч. - повторение)


Инструмент-оркестр. Фортепиано (1час)

Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных ин­струментов (роялей и пиа­нино). Название от итал. forte - громко и piano - тихо. Выразительные возможно­сти этого музыкального ин­струмента. Концерт как му­зыкальное произведение


Музыкальный аккомпанемент (1час)

Основы музыкальной гра­моты. Аккомпанемент - ин­струментальное или во­кальное сопровождение од­ного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту


Праздник бабушек и мам (1час)

Воплощение в музыке чув­ства, настроения, эмоцио­нального состояния челове­ка. Самовыражение в музыке: поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт - музыкальная от­крытка, музыкальное по­здравление


«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (1час)

Великие композиторы, ве­ликие произведения. Про­должение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». Либретто по сказке А. Н. Островско­го; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характери­стика героев


Диезы, бемоли, бекары (1час)

Основы музыкальной грамоты. Альтерация (лат. alteration - изменение) - повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладо­вого звукоряда без измене­ния ее названия. Пять зна­ков альтерации: диез, бе­моль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар.

«Где это видано...» (1час)

Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отноше­ния к природе, к жизни. Са­мовыражение в музыке. От композитора - к слушателю. Веселая музыкальная кару­сель. По-настоящему хоро­шая музыка характером своим всегда точно соответ­ствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить


Тема весны в музыкальных произведениях (1час)

Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. У разных композиторов вес­на разная. Слушаем и анали­зируем, как, какими красками музыку весны рисуют композиторы


Звуки-краски (1час)

Все звуки обладают собст­венной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окра­ски - тембр, благодаря ко­торому звучание одного ин­струмента или голоса отли­чается от другого


Звуки клавесина (1час)

Клавесин - щипковый кла­вишный инструмент. Меха­низм, устройство клавесина. Выразительные возможно­сти музыкального инстру­мента клавесина. Сходство и различие в звучании фор­тепиано и клавесина. Вы­дающиеся (известные) клавесинисты — композиторы и исполнители


Тембры-краски (1час)

Свойство звуковой окра­ски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возмож­ности индивидуальных тем­бров (колокольчики) в соз­дании причудливо-фантастических образов


«Эту музыку легкую... называют эстрадною...» (1час)

Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватываю­щий разные стили, общим для которых являются про­стые, легкие и запоминаю­щиеся мелодии, исполняе­мые, как правило, под ак­компанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. По­пулярные исполнители. Во­кально-инструментальный ансамбль


Музыка из детских кинофильмов (1час)

Знакомство с музыкальны­ми произведениями из дет­ских кинофильмов. Извест­ные отечественные компо­зиторы - авторы современ­ной детской песни, их про­изведения для детского ки­нематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из ки­нофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.


Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре (1час)

Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Ита­лия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон).

Тематическое планирование



п/п


Тема урока


Тип урока

Планируемые результаты



Характеристика деятельности обучащихся

Предметные


Метапредметные


Личностные

Научится

Получит возможность научиться


1.

Прогулка.

Звучание окружающей жизни.

Комбинированный

Определение характера и настроения му­зыки

петь легко, сво­бодно

Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

П: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ).

К: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о средствах музыкальной выразитель­ности.

Устанавливать простые ассоциации между звуками природы и звуками музыки.

Осуществлять музыкаль­но-ритмические движения


2.

«Картинки с выставки». Изобразительные особенности музыки.

Комбинированный

Определение характера и настроения му­зыки

слушать музыку вниматель­но; петь легко, сво­бодно

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре.

П: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение му­зыки

К: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

Определять характер му­зыкальных произведений.

Распознавать выразитель­ные и изобразительные особенности музыки.

Передавать в пении раз­личные интонации


3.

Осенины. Музыкальный фольклор России.

Изучение нового материала

Проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности

комментиро­вать обрядовые пес­ни, пословицы

Р: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности

П: подбирать фотографии (картинки, открытки) или фотографировать осень в родном городе

К: распределять обязанности по выполнению работы; проводить экскурсию в осенний лес осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Иметь представления о праздновании Осенин на Руси.

Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении и танце.


4.

Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков.

Изучение нового материала

Понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров

исполнять ритмический рисунок музыки

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.

П: приводить примеры объектов природы и предметов декораций оперы Римского-Корсакова

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог

Иметь представления о воплощении сказочных сю­жетов в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова. Играть на детских музыкальных инструментах.

Воплощать образное со­держание музыки в рисунке


5.

В оперном театре.

Изучение нового материала

Понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров

выразительно, легко и слаженно, стройно исполнять народную песню

Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

П: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала.

К: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку

Понимать главные от­личительные особенности оперного жанра.

Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике.

Иметь первоначальные представления о музы­кальном сопровождении


6.

Осень: поэт, художник, композитор. Выразительные возможности искусства.

Комбинированный

Проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности

Определять характер

музыки в изображе­нии осенней приро­ды, какими средст­вами отображают свое осеннее на­строение поэт, ху­дожник, композитор;

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Определять характер му­зыкальных произведений.

Распознавать выразитель­ные и изобразительные особенности музыки.

Передавать в пении раз­личные интонации


7.

Весело – грустно. Лад в музыке.

Изучение нового материала

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно)

вы­сказывать свои впечателния о музы­кальных произведе­ниях

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы.

П: сопоставлять альтернативное звучание

К: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре.

Определять мажор, минор


8.

Весело – грустно. Мажор, минор.

Изучение нового материала

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно)

вы­сказывать свои впечателния о музы­кальных произведе­ниях

Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определять мажор, минор


9.

Озорные частушки.

Комбинированный

Проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности

исполнять частушки задорно, радостно, вырази­тельно, дополняя элементами импро­визации и театрали­зации

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

П: строить сообщения
в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления (определять виды частушек);
К: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные
для партнёра высказывания

Иметь представления о жанре частушки.

Воплощать характер содержания частушек в пении


10.

Мелодия – душа музыки.

Изучение нового материала

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно)

чисто инто­нировать мелодию музыкального про­изведения

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

П: сопоставлять стили нотного стана и манеру написания нот.

К: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы


Понимать художественно- выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка.

Воплощать выразительность мелодии в пении


11.

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Творчество В.А.Моцарта

Изучение нового материала

Умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений

слушать, вос­принимать и анали­зировать музыкаль­ные произведения (или их фрагменты)

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

П: исследовать с помощью Интернета высказывание о Моцарте.

К: строить понятные для партнёра высказывания

Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения.

Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.

Играть на детских музыкальных инструментах


12.

Музыкальная интонация.

Изучение нового материала

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты.

воспроизво­дить интервалы го­лосом; чисто инто­нировать при пении, использовать певче­ское дыхание и пев­ческую дикцию

Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определять характер му­зыкальных произведений.

Распознавать выразитель­ные и изобразительные особенности музыки.

Передавать в пении раз­личные интонации


13.

Ноты долгие и короткие. Ритм.

Изучение нового материала

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты.

прохлопать ритмический рису­нок знакомой мело­дии и то же по гра­фическому изобра­жению длительно­стей; составить ука­занный ритмический рисунок из долгих и коротких нот

Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определять длительность нот


14.

Величественный орган.

Изучение нового материала

Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройден­ных в 1 классе, а также органа и клавесина

определять общий характер музыкаль­ного произведения;

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску.

Иметь представления

о роли органа в творчестве И. С. Баха


15.

«Балло» означает «Танцую». Балет

Изучение нового материала

Понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров

объяснить,

в чем состоит связь балета и музыки, живописи, жеста;

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

П: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности).

К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию

Понимать главные отличительные особенности жанра балета.

Наблюдать за процессом развития в балетной музыке


16.

Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Изучение нового материала

Понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров


Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

П: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ).

К: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о средствах музыкальной выразитель­ности.

Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.

Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей


17.

Зима: поэт, художник, композитор.

Комбинированный

Наличие интереса к предмету «Музыка»


Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре.

П: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение му­зыки.

К: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке


18.

Для чего нужен музыкальный размер? Тактовая черта и акцент.

Изучение нового материала

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты.


Р: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности

П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

К: распределять обязанности по выполнению работы; осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры).


19.

Для чего нужен музыкальный размер? Простые и сложные размеры.

Комбинированный

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты.


Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

К:проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог

Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры).


20.

Марш Черномора.

Комбинированный

Умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений

определять общий характер му­зыкального произве­дения, эмоционально откликаться на му­зыку, подыгрывая на барабане и коло­кольчиках

Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

П: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала.

К: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку;

Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры).


21.

Музыкальный аккомпанемент.

Комбинированный

Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов.

определять виды аккомпанемен­та и аккомпанирую­щий инструмент

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры).


22.

Инструмент-оркестр. Фортепиано.

Комбинированный

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты.

определять об­щий характер музы­кальных произведе­ний; эмоционально от­кликаться на музыку

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы.

П: сопоставлять альтернативное звучание

К: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре.

1Определять выразительные и изобразительные особенности музыкального аккомпанемента в процессе слушания.

Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия.

Осуществлять музыкально-ритмические движения.

Играть на детских музыкальных инструментах


23.

Праздник бабушек и мам.

Комбинированный

Проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности

определять общий характер му­зыкальных произве­дений; эмоциональ­но откликаться на музыку, чисто


Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию.

К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определять авторов изученных музыкальных произведений.

Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пении


24

«Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова. Опера.

Изучение нового материала

Умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений

слушать, воспринимать музы­кальное произведе­ние и характеризо­вать его музыкаль­ные особенности; исполнять песню

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

П: строить сообщения
в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления (определять персонажей оперы).

К: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные
для партнёра высказывания

Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения.

Исполнять ритмический аккомпанемент к песне


25.

«Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова. Фольклор в творчестве композитора.

Комбинированный

Понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров

слушать, воспринимать музы­кальное произведе­ние и характеризо­вать его музыкаль­ные особенности; исполнять песню легко, звонко, про­тяжно

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

П: сопоставлять стили и манеру главных героев.

К: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы


Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения.

Исполнять ритмический аккомпанемент к песне


26.

Диезы, бемоли, бекары.

Изучение нового материала

Владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно)

находить знаки альтерации на нотном стане

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

К: строить понятные для партнёра высказывания

Различать особенности знаков альтерации в музыке.

Выражать в музыкально- пластическом движении характер мелодии


27.

«Где это видано…» (смешные истории о музыке).

Комбинированный

Наличие интереса к предмету «Музыка»

чисто инто­нировать при пении

Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию;

К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Оценивать выразительность исполнения.

Разыгрывать песню


28.

Весна: поэт, художник, композитор.

Комбинированный

Наличие интереса к предмету «Музыка»

анализиро­вать музыкальные произведения

Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию;

К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Сравнивать содержание произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; устанавливать моменты сходства.

Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к музыкальному образу


29.

Звуки-краски. Тембр.

Изучение нового материала

Определение характера и настроения му­зыки

выразитель­но, легко, протяжно исполнять русскую народную песню, чисто интонировать при пении

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Наблюдать за контрастами состояний в музыкальном произведении


30.

Тембры-краски. Музыкальные инструменты народов Башкортостана.

Изучение нового материала

Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройден­ных в 1 классе, а также органа и клавесина

применять при пе­нии приобретенные навыки певческого дыхания,

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

П: узнавать, называть
и определять тембра музыкальных инструментов.

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; конструктивно работать в паре

Узнавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окраску.

Определять черты общности между различными клавишными инструментами


31.

Звуки клавесина.

Изучение нового материала

Определение характера и настроения му­зыки

эмоционально отвлекаться на музыку, выделять звучание клавесина среди других

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

П: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности).

К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание


32.

«Эту музыку лёгкую… называют эстрадною…» Эстрадная музыка.

Изучение нового материала

Понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров


Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

П: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ).

К: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о любимых произведениях

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание


33.

Музыка в детских кинофильмах.

Изучение нового материала

Проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности


Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию;

К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Наблюдать за звучанием музыки, ее развитием в детских кинофильмах


34.

Музыкальные театры мира.

Изучение нового материала

Умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений

ведущие опер­ные театры страны и мира, театральные направления, кто такой зритель, ре­жиссер, постанов­щик

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П: моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; выполнять смысловые игры-импровизации

К: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Узнавать по изображению ведущие музыкальные театры мира



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Музыка. 1 кл.: Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. – 79, [1] с.: ил.

  2. Музыка. 1 кл.: Ч.2: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. – 63, [1] с.: ил.

  3. Музыка. 1 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2011. – 207, [1] с.: нот.

  4. Музыка. 1 кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2011г.

  5. Музыка. 1 кл.: CD-1, CD-2/ В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2011г.


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Музыка» к концу 2-го года обучения

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учеб­но-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учеб­ной деятельности;

  • наличие учебно-познавательного интереса к но­вому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • выражение чувства прекрасного и эстетиче­ских чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

  • наличие эмоционально-ценностного отноше­ния к искусству;

  • развитие этических чувств;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.


В области метапредметных результатов:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;

  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и пись­менной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);

  • умение проводить простые аналогии и сравне­ния между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобрази­тельного искусства по заданным в учебнике крите­риям;

  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала меж­дисциплинарных тем учебника для 2 класса);

  • осуществление простых обобщений между от­дельными произведениями искусства на основе вы­явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);

  • наличие стремления находить продуктивное со­трудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).


В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-твор­ческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровиза­ции, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;

  • понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;

  • владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;

  • узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройден­ных в 1 классе, а также органа и клавесина;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (стремление к передаче характера песни, уме­ние исполнять legato, поп legato, правильное распре­деление дыхания во фразе, умение делать кульми­нацию во фразе).