Пояснительная записка
по музыке 2 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования по музыке, требований ООП школы и на основе авторской программы по учебным предметам. Программа «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак , - М.: Дрофа, 2010 год, без изменений и дополнений.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Музыка. 2 кл.: Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. – 79, [1] с.: ил.
Музыка. 2 кл.: Ч.2: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. – 63, [1] с.: ил.
Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю), из них 3 внеурочных урока-прогулки.
Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой;
- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
- научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание 2 класса углубляется за счёт привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка, живопись, поэзия», «Основы музыкальной грамоты».
Описание ценностных ориентиров
В содержании 2 класса раскрывается интонационно-образная картина природы, обучающиеся узнают о музыкальных инструментах и их тембровом звучании. Содержание предмета углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка – живопись - поэзия», «Основы музыкальной грамоты».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» на ступени начального общего образования является обязательным. В учебном плане на его изучение отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка»
В области личностных результатов:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитие этических чувств;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;
владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;
узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильное распределение дыхания во фразе, умение делать кульминацию во фразе).
В области личностных результатов:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитие этических чувств;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;
владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;
узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильное распределение дыхания во фразе, умение делать кульминацию во фразе).
Содержание учебного предмета
Тема года: «Музыкальная прогулка»
Музыкальная прогулка (1час)
Что включает в себя понятие «музыкальная прогулка»? Стоит только прислушаться, и музыка заполнит все пространство. Общий характер музыки. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика и т- п.). Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью. Музыкальные рейсы — прогулки с концертом. Музыкальный салон
Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1час)
Интонация в музыкальном произведении. Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, ее способность воздействовать на слушателя. Значение интонации для передачи состояний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира.
Осенины (1час)
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Осенины. Песни об осени, осенние заклички
Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков (1час)
Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Опера - жанр музыкально-драматического искусства. Опера «Сказка о царе Салтане»: строение произведения, либретто, сценический замысел. Общий характер музыки. Исполнители (оперные голоса). Либретто - литературная основа оперы
В оперном театре (1час)
Жанры музыки. Опера - музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет.
Осень: поэт, художник, композитор (1час)
Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов.
Весело - грустно (2часа)
Основы музыкальной грамоты. Лад в музыке – система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. Музыкальный строй - согласованное сочетание музыкальных звуков. У музыки есть два лада: минорный лад (грустная, печальная, задумчивая, глубокая музыка), мажорный лад (веселая, жизнерадостная, бодрая музыка)
Озорные частушки (1час)
Частушка - русский фольклорный жанр, короткая народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Частушки бывают разными по тематике. Частушки - быстрые песни в четком ритме двудольного танца
Мелодия - душа музыки (1час)
Основы музыкальной грамоты. Мелодия - душа музыки. Мелодия - многосоставный элемент музыки. Мелодическая линия
Творчество В.-А. Моцарта (1час)
Знакомство с биографией и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. Многообразие его деятельности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор
Интонации в музыке (1час)
Основы музыкальной грамоты. Что называется, интонацией в музыке. Интервал
в музыке - отношение высот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава
Ноты долгие и короткие (1час)
Основы музыкальной грамоты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие
Величественный орган (1час)
Орган - самый большой клавишный духовой инструмент. Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные мастера. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиатура (мануаль). Инструментальная полифония
Балет (1час)
Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. Происхождение балета. Составные части балета. Балетные спектакли. Балетные исполнители. Балетные костюмы. Особенности балетной хореографии
Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1час)
Жанры музыки. Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет
в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение. Рассмотреть, какие музыкальные образы характеризуют девочку, отважного Щелкунчика, мышиного короля
Зима: поэт, художник, композитор (1час)
Выразительные возможности музыки в описании зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы?
Музыкальный размер (2часа)
Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке - количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в музыке, определяемый количеством долей в одном такте - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух и трехдольные размеры, смешанные размеры
«Марш Черномора» (1час)
Жанры музыки. Различие жанров музыкальных произведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.- характер страшный, отрывистый - это образ Черномора, коварного и злого волшебника; II ч. - характер легкий, прозрачный, мелодичный -впечатление волшебной сказки создано колокольчиками; III ч. - повторение)
Инструмент-оркестр. Фортепиано (1час)
Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов (роялей и пианино). Название от итал. forte - громко и piano - тихо. Выразительные возможности этого музыкального инструмента. Концерт как музыкальное произведение
Музыкальный аккомпанемент (1час)
Основы музыкальной грамоты. Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту
Праздник бабушек и мам (1час)
Воплощение в музыке чувства, настроения, эмоционального состояния человека. Самовыражение в музыке: поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт - музыкальная открытка, музыкальное поздравление
«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (1час)
Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев
Диезы, бемоли, бекары (1час)
Основы музыкальной грамоты. Альтерация (лат. alteration - изменение) - повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Пять знаков альтерации: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар.
«Где это видано...» (1час)
Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Самовыражение в музыке. От композитора - к слушателю. Веселая музыкальная карусель. По-настоящему хорошая музыка характером своим всегда точно соответствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить
Тема весны в музыкальных произведениях (1час)
Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. У разных композиторов весна разная. Слушаем и анализируем, как, какими красками музыку весны рисуют композиторы
Звуки-краски (1час)
Все звуки обладают собственной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окраски - тембр, благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого
Звуки клавесина (1час)
Клавесин - щипковый клавишный инструмент. Механизм, устройство клавесина. Выразительные возможности музыкального инструмента клавесина. Сходство и различие в звучании фортепиано и клавесина. Выдающиеся (известные) клавесинисты — композиторы и исполнители
Тембры-краски (1час)
Свойство звуковой окраски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов
«Эту музыку легкую... называют эстрадною...» (1час)
Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватывающий разные стили, общим для которых являются простые, легкие и запоминающиеся мелодии, исполняемые, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. Популярные исполнители. Вокально-инструментальный ансамбль
Музыка из детских кинофильмов (1час)
Знакомство с музыкальными произведениями из детских кинофильмов. Известные отечественные композиторы - авторы современной детской песни, их произведения для детского кинематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из кинофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.
Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре (1час)
Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Италия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научится | Получит возможность научиться | |
1. | Прогулка. Звучание окружающей жизни. | Комбинированный | Определение характера и настроения музыки | петь легко, свободно | Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке. П: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ). К: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о средствах музыкальной выразительности. | Устанавливать простые ассоциации между звуками природы и звуками музыки. Осуществлять музыкально-ритмические движения | |
2. | «Картинки с выставки». Изобразительные особенности музыки. | Комбинированный | Определение характера и настроения музыки | слушать музыку внимательно; петь легко, свободно | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре. П: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение музыки К: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль | Определять характер музыкальных произведений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Передавать в пении различные интонации | |
3. | Осенины. Музыкальный фольклор России. | Изучение нового материала | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | комментировать обрядовые песни, пословицы | Р: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности П: подбирать фотографии (картинки, открытки) или фотографировать осень в родном городе К: распределять обязанности по выполнению работы; проводить экскурсию в осенний лес осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Иметь представления о праздновании Осенин на Руси. Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении и танце. | |
4. | Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков. | Изучение нового материала | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | исполнять ритмический рисунок музыки | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. П: приводить примеры объектов природы и предметов декораций оперы Римского-Корсакова К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог | Иметь представления о воплощении сказочных сюжетов в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова. Играть на детских музыкальных инструментах. Воплощать образное содержание музыки в рисунке | |
5. | В оперном театре. | Изучение нового материала | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | выразительно, легко и слаженно, стройно исполнять народную песню | Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. П: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала. К: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку | Понимать главные отличительные особенности оперного жанра. Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике. Иметь первоначальные представления о музыкальном сопровождении | |
6. | Осень: поэт, художник, композитор. Выразительные возможности искусства. | Комбинированный | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Определять характер музыки в изображении осенней природы, какими средствами отображают свое осеннее настроение поэт, художник, композитор; | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную П: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Определять характер музыкальных произведений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Передавать в пении различные интонации | |
7. | Весело – грустно. Лад в музыке. | Изучение нового материала | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно) | высказывать свои впечателния о музыкальных произведениях | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы. П: сопоставлять альтернативное звучание К: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре. | Определять мажор, минор | |
8. | Весело – грустно. Мажор, минор. | Изучение нового материала | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно) | высказывать свои впечателния о музыкальных произведениях | Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Определять мажор, минор | |
9. | Озорные частушки. | Комбинированный | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | исполнять частушки задорно, радостно, выразительно, дополняя элементами импровизации и театрализации | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: строить сообщения в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления (определять виды частушек); К: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные для партнёра высказывания | Иметь представления о жанре частушки. Воплощать характер содержания частушек в пении | |
10. | Мелодия – душа музыки. | Изучение нового материала | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно) | чисто интонировать мелодию музыкального произведения | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке. П: сопоставлять стили нотного стана и манеру написания нот. К: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы | Понимать художественно- выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка. Воплощать выразительность мелодии в пении | |
11. | «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Творчество В.А.Моцарта | Изучение нового материала | Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений | слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения (или их фрагменты) | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: исследовать с помощью Интернета высказывание о Моцарте. К: строить понятные для партнёра высказывания | Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения. Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов. Играть на детских музыкальных инструментах | |
12. | Музыкальная интонация. | Изучение нового материала | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | воспроизводить интервалы голосом; чисто интонировать при пении, использовать певческое дыхание и певческую дикцию | Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Определять характер музыкальных произведений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Передавать в пении различные интонации | |
13. | Ноты долгие и короткие. Ритм. | Изучение нового материала | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | прохлопать ритмический рисунок знакомой мелодии и то же по графическому изображению длительностей; составить указанный ритмический рисунок из долгих и коротких нот | Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Определять длительность нот | |
14. | Величественный орган. | Изучение нового материала | Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина | определять общий характер музыкального произведения; | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную П: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску. Иметь представления о роли органа в творчестве И. С. Баха | |
15. | «Балло» означает «Танцую». Балет | Изучение нового материала | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | объяснить, в чем состоит связь балета и музыки, живописи, жеста; | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат. П: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности). К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию | Понимать главные отличительные особенности жанра балета. Наблюдать за процессом развития в балетной музыке | |
16. | Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» | Изучение нового материала | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | | Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке. П: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ). К: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о средствах музыкальной выразительности. | Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей | |
17. | Зима: поэт, художник, композитор. | Комбинированный | Наличие интереса к предмету «Музыка» | | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре. П: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение музыки. К: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль | Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия. Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке | |
18. | Для чего нужен музыкальный размер? Тактовая черта и акцент. | Изучение нового материала | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | | Р: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана К: распределять обязанности по выполнению работы; осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры). | |
19. | Для чего нужен музыкальный размер? Простые и сложные размеры. | Комбинированный | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана К:проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог | Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры). | |
20. | Марш Черномора. | Комбинированный | Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений | определять общий характер музыкального произведения, эмоционально откликаться на музыку, подыгрывая на барабане и колокольчиках | Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. П: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала. К: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; | Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры). | |
21. | Музыкальный аккомпанемент. | Комбинированный | Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов. | определять виды аккомпанемента и аккомпанирующий инструмент | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную П: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры). | |
22. | Инструмент-оркестр. Фортепиано. | Комбинированный | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы. П: сопоставлять альтернативное звучание К: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре. | 1Определять выразительные и изобразительные особенности музыкального аккомпанемента в процессе слушания. Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия. Осуществлять музыкально-ритмические движения. Играть на детских музыкальных инструментах | |
23. | Праздник бабушек и мам. | Комбинированный | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку, чисто | Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию. К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Определять авторов изученных музыкальных произведений. Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пении | |
24 | «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова. Опера. | Изучение нового материала | Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений | слушать, воспринимать музыкальное произведение и характеризовать его музыкальные особенности; исполнять песню | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: строить сообщения в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления (определять персонажей оперы). К: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные для партнёра высказывания | Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения. Исполнять ритмический аккомпанемент к песне | |
25. | «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова. Фольклор в творчестве композитора. | Комбинированный | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | слушать, воспринимать музыкальное произведение и характеризовать его музыкальные особенности; исполнять песню легко, звонко, протяжно | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке. П: сопоставлять стили и манеру главных героев. К: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы | Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения. Исполнять ритмический аккомпанемент к песне | |
26. | Диезы, бемоли, бекары. | Изучение нового материала | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно) | находить знаки альтерации на нотном стане | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана К: строить понятные для партнёра высказывания | Различать особенности знаков альтерации в музыке. Выражать в музыкально- пластическом движении характер мелодии | |
27. | «Где это видано…» (смешные истории о музыке). | Комбинированный | Наличие интереса к предмету «Музыка» | чисто интонировать при пении | Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Оценивать выразительность исполнения. Разыгрывать песню | |
28. | Весна: поэт, художник, композитор. | Комбинированный | Наличие интереса к предмету «Музыка» | анализировать музыкальные произведения | Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Сравнивать содержание произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; устанавливать моменты сходства. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к музыкальному образу | |
29. | Звуки-краски. Тембр. | Изучение нового материала | Определение характера и настроения музыки | выразительно, легко, протяжно исполнять русскую народную песню, чисто интонировать при пении | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную П: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Наблюдать за контрастами состояний в музыкальном произведении | |
30. | Тембры-краски. Музыкальные инструменты народов Башкортостана. | Изучение нового материала | Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина | применять при пении приобретенные навыки певческого дыхания, | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. П: узнавать, называть и определять тембра музыкальных инструментов. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; конструктивно работать в паре | Узнавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окраску. Определять черты общности между различными клавишными инструментами | |
31. | Звуки клавесина. | Изучение нового материала | Определение характера и настроения музыки | эмоционально отвлекаться на музыку, выделять звучание клавесина среди других | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат. П: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности). К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию | Узнавать по изображению музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание | |
32. | «Эту музыку лёгкую… называют эстрадною…» Эстрадная музыка. | Изучение нового материала | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | | Р: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке. П: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ). К: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о любимых произведениях | Узнавать по изображению музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание | |
33. | Музыка в детских кинофильмах. | Изучение нового материала | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | | Р: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; К: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Наблюдать за звучанием музыки, ее развитием в детских кинофильмах | |
34. | Музыкальные театры мира. | Изучение нового материала | Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений | ведущие оперные театры страны и мира, театральные направления, кто такой зритель, режиссер, постановщик | Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; выполнять смысловые игры-импровизации К: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; | Узнавать по изображению ведущие музыкальные театры мира | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Музыка. 1 кл.: Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. – 79, [1] с.: ил.
Музыка. 1 кл.: Ч.2: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. – 63, [1] с.: ил.
Музыка. 1 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2011. – 207, [1] с.: нот.
Музыка. 1 кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2011г.
Музыка. 1 кл.: CD-1, CD-2/ В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2011г.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Музыка» к концу 2-го года обучения
В области личностных результатов:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитие этических чувств;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;
владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;
узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильное распределение дыхания во фразе, умение делать кульминацию во фразе).