Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по учебным предметам. Программа «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак , - М.: Дрофа, 2010 год.
Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилением общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний».
Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») не снижает самоценности предмета«Музыка», а лишь придает больший «стереофонический» объем в восприятии и усвоении его содержания.
Также интегративность обусловливает и особенности формирования результатов образования. «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться».
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования.
Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной-двух минут в 1, 2 классах и две-три минуты в 3 и 4 классах.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.
В рамках программы для начальной школы метод междисциплинарных взаимодействий проявляет себя в «создании художественного контекста» (Л. Горюнова) — поэтического, изобразительного — по отношению к музыкальному (1—4 классы); в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы (2 класс. Тема «Осень: поэт — художник — композитор»); в обозначении
некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью (3 класс. Тема «Может ли музыка нарисовать портрет?»); наконец, в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между музыкой и изобразительным искусством (4 класс. Тема «Цвет и звук: «музыка витража»).
Особо отметим, что явление взаимодействий распространяется не только на область искусства, но и получает широкое воплощение с точки зрения «музыка и жизнь».
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально_драматической театрализации.
В связи с этим отличительными критериями оценки творчества и деятельности как учащихся, так и учителя являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого (в данном случае содержание каждого года обучения соотносится с содержанием всего этапа начального образования, а также с внутренней структурой программы). Наконец, использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (настоящей программы по музыке с программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).
Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).
П е р в ы й (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:
4 класс— «Музыкальное путешествие».
В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (трехчастная, вариации, рондо).
В т о р о й (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип «развития по спирали». Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем в каждом из четырех классов начальной школы. Укажем эти блоки.
ПРИРОДА В МУЗЫКЕ. Картины природы в музыке; «Мороз и солнце; день чудесный!..» .
СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ. В сказочной стране гномов; «Дела давно минувших дней...»; «Там русский дух... там Русью пахнет!» (3 класс).
НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПРАЗДНИКИ. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»; Прощай, Масленица!; Вечная память героям. День Победы (3 класс).
НАША РОДИНА. ГЕРОИЧЕСКАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»; Что такое патриотизм?; Русский национальный герой Иван Сусанин; Вечная память героям. День Победы (3 класс).
МУЗЫКА — ЖИВОПИСЬ — ПОЭЗИЯ (междисциплинарные темы). Картины природы в музыке; Может ли музыка нарисовать портрет?; Картины, изображающие музыкальные инструменты .
ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ, ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки; С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» .
ЖАНРЫ МУЗЫКИ. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ ОРКЕСТРОВ. Струнные смычковые инструменты; Картины, изображающие музыкальные инструменты .
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. Легко ли быть музыкальным исполнителем?; Выдающиеся музыканты-исполнители; Концертные залы мира .
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Многообразие в единстве: вариации; Бег по кругу: рондо; Какими бывают музыкальные интонации; Знаки препинания в музыке (3 класс).
Остальные тематические блоки — «Духовная музыка», «Музыка в кинофильмах и мультфильмах» — более камерны по объему. Отметим, что преподавание духовной музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа не может быть одинаковым. Поэтому нами представлен минимум содержания в русле данной темы. Для расширения содержания духовной музыки целесообразно использовать материалы программы «Духовная музыка: Россия и Запад» (М.: Просвещение, 1993).
Наконец, использование принципа сквозного развития определяет построение содержания внутри каждого класса— т р е т и й (практический) уровень. Данный уровень наглядно отражен в примерном поурочно-тематическом планировании.
Таким образом, подобное выстраивание содержания программы для 1—4 классов представляет, с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой — необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкальной культуры в рамках программы основной школы.
В подтверждение вышесказанного приведем пример, наглядно показывающий линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы. Так, тема, связанная с выразительностью звучания музыкальных тембров, получает следующее динамическое развертывание.
Учебный предмет «Музыка» на ступени начального общего образования является обязательным. В учебном плане на его изучение отводится 34 часов в год (1 ч в неделю).
Картины природы в музыке.
В сказочной стране гномов.
Многообразие в единстве: вариации.
«Дела давно минувших дней...».
«Там русский дух... там Русью пахнет!».
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...».
Бег по кругу: рондо.
Какими бывают музыкальные интонации.
Знаки препинания в музыке.
«Мороз и солнце; день чудесный!..».
«Рождество Твое, Христе Боже наш...».
Колокольные звоны на Руси.
Музыка в храме.
М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки.
Что такое патриотизм.
Русский национальный герой Иван Сусанин.
Музыкальная имитация.
Композиторы детям.
Картины, изображающие музыкальные инструменты.
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
Струнные смычковые инструменты.
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
Вечная память героям. День Победы.
Выдающиеся музыканты-исполнители.
Концертные залы мира.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки |
предметные | метапредметные | личностные |
научаться | получат возможность научиться | | |
1 | Картины природы в музыке | Комбинированный | —умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; | | -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; —участие в музыкальной жизни класса, школы; —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | 1. Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. 2. Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении | Устный опрос. Хоровое пение |
2 | Может ли музыка «нарисовать» портрет? | Комбинированный | —умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; | | —владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; | наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | 1. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. 2. Распознавать художественный смысл трехчастной формы. | Устный вопрос |
3 | В сказочной стране гномов | Комбинированный | —умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; | | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | 1. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. 2. Распознавать художественный смысл трехчастной формы. | Устный вопрос |
4 | Многообразие в единстве: вариации | Комбинированный | —умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы — трехчастная, рондо, вариации); | | -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; —участие в музыкальной жизни класса, школы | наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | 1. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. 2. Распознавать художественный смысл вариационной формы | Устный вопрос |
5 | «Дела давно минувших дней...» | Комбинированный | —умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | -умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме —подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза; —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | 1. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. 2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения. 3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу | Устный вопрос |
6 | «Там русский дух... там Русью пахнет!» | Комбинированный | —умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | -умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме —подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза; —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | 1. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 2. Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора. 3. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки | Устный вопрос |
7 | «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» | Комбинированный | —умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | -умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме —подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза; —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; | 1. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,тем,образов. 2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения | Устный вопрос |
8 | Бег по кругу: рондо | Изученик нового материала | —умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; —умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы — трехчастная, рондо, вариации); | | —владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; | реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; | 1. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. 2. Распознавать художественный смысл формы рондо. | Устный вопрос |
9 | Бег по кругу: рондо | Изученик нового материала | —умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы — трехчастная, рондо, вариации); | | —владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; | выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; | Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом | Устный вопрос |
10 | Какими бывают музыкальные интонации | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; | наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. | Устный вопрос. Хоровое пение |
11 | Какими бывают музыкальные интонации | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; | реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; | Определять жизненную основу музыкальных интонаций в рамках произведений драматического и лирического характера. | Устный вопрос. Хоровое пение |
12 | Какими бывают музыкальные интонации | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | —владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | Импровизировать в соответствии с заданными критериями (исполнять ритм барабанной дроби или сигнала) | Устный вопрос. Хоровое пение |
13 | Знаки препинания в музыке | Изучение нового материала | —умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; —участие в музыкальной жизни класса, школы | наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | 1. Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. 2. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия | Устный опрос |
14 | «Мороз и солнце; день чудесный!..» | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). | | -умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме —подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | 1. Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. 2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. 3. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении музыкальной речи. 4. Импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (музыкально-ритмические движения, танцевальная импровизация) | Устный вопрос. Хоровое пение |
15 | «Рождество Твое, Христе Боже наш...» | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). | | -умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме —подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза | наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | 1. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. 2. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях. | Устный вопрос. Хоровое пение |
16 | «Рождество Твое, Христе Боже наш...» | Комбинированный | —умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; —умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | -умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме —подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза | выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; | 1. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. 3. Выражать свое эмоциональное отношение к образам исторического прошлого в рисунке | Устный вопрос. Хоровое пение |
17 | Колокольные звоны на Руси | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). | | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении | Устный вопрос. Хоровое пение |
18 | Музыка в храме | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). | | —владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; | наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | 1. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении. 2. Различать настроения и чувства, выраженные в музыке | Устный вопрос. Хоровое пение |
19 | М. И. Глин ка — осно воположник русской классической музыки | Изученик нового материала | —знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев); | | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника | выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; | 1. Рассуждать об отечественной музыке с учетом критериев, приведенных в учебнике. 2. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. 3. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах | Устный опрос |
20 | Что такое патриотизм | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). | | —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; | наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | 1. Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. 2. Рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России | Устный вопрос. Хоровое пение |
21 | Русский национальный герой Иван Сусанин | Комбинированный | —проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки , а также несложные элементы двухголосия— подголоски). | | -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | 1. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 2. Сравнивать произведения разных жанров на основе критериев, заданных в учебнике. 3. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки. 4. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах | Устный вопрос. Хоровое пение |
22 | Прощай, Масленица! | Комбинированный | —умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; | | —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; —участие в музыкальной жизни класса, школы | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | 1. Наблюдать за музыкой в жизни человека. 2. Различать настроения и чувства человека, выраженные в музыке. 3. Выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации | Устный вопрос. Хоровое пение |
23 | Музыкальная имитация | Изучение нового материала | —умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; —участие в музыкальной жизни класса, школы | реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; | Определять полифоническую форму в музыке. | Устный опрос |
24 | Музыкальная имитация | Изучение нового материала | —умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; | | —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | Разыгрывать простые музыкальные пьесы, основанные на приеме имитации | Устный опрос |
25 | Композиторы детям | Комбинированный | —знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев); | | —владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; —участие в музыкальной жизни класса, школы | наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; | 1. Различать настроения, выраженные в музыке. 2. Различать маршевость в музыке | Устный опрос |
26 | Картины, изображающие музыкальные инструменты | Комбинированный | —наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях); | | -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; | наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | 1. Узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу да гамба, гитару, а также узнавать на слух звучание лютни и гитары. 2. Сравнивать содержание живописных и музыкальных произведений на уровне темы, сюжета, настроения | Устный опрос |
27 | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | Комбинированный | —знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев); | | —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; | Участвовать в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания | Устный опрос |
28 | Струнные смычковые инструменты | Комбинированный | —наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях); —знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых; | | —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; —участие в музыкальной жизни класса, школы | реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; | 1. Узнавать по изображению музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых; определять их выразительные особенности. 2. Определять на слух звучание струнного ансамбля | Устный опрос |
29 | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | Комбинированный | —знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев); | | -умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме; —умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | 1. Узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры; определять на слух их тембровую окраску. 2. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. | Устный опрос |
30 | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | Комбинированный | —знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев); | | -умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме | наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | 1. Сравнивать различные музыкальные интонации. 2. Различать маршевость в музыке | Устный опрос |
31 | Вечная память героям. День Победы | Комбинированный | —умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; | | —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; —участие в музыкальной жизни класса, школы | наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | 1. Размышлять о роли музыки в жизни человека. 2. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 3. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в пении. 4. Проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений | Устный вопрос. Хоровое пение |
32 | Легко ли быть музыкальным исполни телем? | Комбинированный | —умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; —наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем; | | —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; —участие в музыкальной жизни класса, школы | реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; | 1. Передавать в собственном исполнении (пении) различные музыкальные образы. 2. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. 3. Импровизировать (танцевальная, театральная импровизации) при воплощении музыкальных образов. 4. Узнавать по изображениям названия ранее изученных произведений и их создателей | Устный опрос |
33 | Выдающиеся музыканты исполнители | Комбинированный | —знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев); | | —умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; —осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной | выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; | 1. Узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей. 2. Осуществлять первые опыты анализа исполнительских интерпретаций | Устный опрос |
34 | Концертные залы мира | Комбинированный | —знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев); | | —наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; —участие в музыкальной жизни класса, школы | наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; | 1. Узнавать по изображениям ведущие концертные залы мира. 2. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. 3. Определять жанровые особенности инструментального концерта в соответствии с критериями, представленными в учебнике | Устный опрос |