СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа села Рогаткино

Красноармейского района Саратовской области»



«Согласовано»

Руководитель ШМО

педагогических работников

____________

Лагутина Л.А.

Протокол № ______

от «__ _»____________ 2017 г.___








«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

____________

Л. А. Лагутина


«Утверждено»

Директор

МБОУ «ООШ с. Рогаткино»

____________

И. П. Шишлова

Приказ № ______

от «__ _»____________ 2017 г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

для учащихся 5 класса






Составитель:

учитель начальных классов

Лукьянчикова Татьяна Владимировна








«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № ______ от «___»____________








2017/2018 учебный год




2.Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального Государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния; Программы Музыка 5–7 классы; Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина.,–Москва: «Просвещение» 2014 г.

Реализация учебной программы обеспечивается:

1.Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.

2.Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.

3.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.

4.Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

В данной программе выдвигают­ся следующие задачи и направления музыкального образо­вания и воспитания, вытекающие из специфики музыкально­го искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизнен­ных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможнос­тей в создании музыкального (шире художественного) об­раза, общих и специфических средств художественной выра­зительности разных видов искусства, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;

  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Изучение музыки Адыгеи и сопредельных территорий направлено на достижение следующих целей:

- воспитание слушательской и исполнительской культуры;

- приобщение учащихся к богатому наследию традиционного музыкального искусства адыгов, художественным ценностям музыкального современного искусства Адыгеи и Кубани, народов северокавказских республик и воспитание на этой основе духовно богатой и эстетически развитой личности.

Достижение поставленных целей планируется посредством решения следующих учебно-воспитательных задач:

-формирование у учащихся эстетического отношения к ценностям адыгской музыкальной культуры (фольклору), культурно-художественным традициям народов Кубани и республик Северного Кавказа;

-освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества адыгских, отечественных и зарубежных композиторов о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

-формирование у школьников нравственно-эстетической отзывчивости к музыкальному искусству Адыгеи и Кубани, и в целом – республик Северного Кавказа;

- воспитание у подростков ценностного отношения к культуре и искусству своей малой Родины, воспитание средствами искусства народов Адыгеи и Кубани культуры межнационального общения, толерантности, гуманности, миролюбия.


3.Общая характеристика предмета.

Методологическим основанием данной программы слу­жат современные научные исследования, в которых отража­ется идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечествен­ного музыкального искусства, произведения которого рас­сматриваются в постоянных связях и отношениях с произве­дениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на воспри­ятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосозна­ние ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Преемственность содержания программы 5-6 классов с программой «Музыка» Авторы: Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, Е.Д.Критская. Москва. «Просвещение» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

-освоение учащимися основных закономерностей му­зыкального искусства - интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной му­зыки;

- включение в контекст урока музыки широкого культу­рологического пространства, подразумевающего выход за рам­ки музыки;

-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слу­ха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов лите­ратуры, изобразительного искусства;

-формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей ху­дожественных образов различных видов искусства на - уроках музыки.

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература”

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Композиторы Адыгеи. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Особенности музыкальной культуры народов Адыгеи. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Влияние адыгейской национальной музыки на литературу.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Картины природы Адыгеи в музыке и живописи. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Героические образы в искусстве. Адыгский героический эпос. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

4.Место предмета в учебном плане

    Предмет «Музыка» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-7 классах в общем объеме 102 часа , 34 часов в год, по 1 часу в неделю.

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 34 ч.


5. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

0ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

-компетентность в решении проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:

-сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль­туры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

-расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


6.Содержание учебного предмета

Тема I полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)

Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах( 1ч).

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» . Композиторы Адыгеи. (1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и Адыгеи, их ярко выраженная национальная самобытность.

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою» (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны»(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» Особенности музыкальной культуры народов Адыгеи. (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Влияние адыгейской национальной музыки на литературу. (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Обобщение изученного по разделу: “Музыка и литература”

Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка. Картины природы Адыгеи в музыке и живописи (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 25. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 27. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 28. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 29. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 31. О подвигах, о доблести и славе... Адыгский героический эпос. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 33. Мир композитора.

Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.

Урок 34. С веком наравне.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.












7.Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата


Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее задание

план

факт

Раздел 1. Музыка и литература 16 ч

1

Что роднит музыку с литературой

1



Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Выявлять многосторонние связи музыки и литературы

Стр.6-8

2

Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

1



Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру

Стр. 11, вопросы

3

Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру

Стр. 13, вопросы

4

Вокальная музыка

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…



1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру

Выучить песню

5

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»



1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Выучить песню

6

Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

Композиторы Адыгеи.

1



Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. Знакомство с композиторами Адыгеи.

Стр.21, вопросы

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

1



Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

Стр.23, вопросы

8

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки.

Выучить песню

9

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова .

Стр. 32, вопросы

10

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Стр.35, вопросы

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

1



Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Осознание значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Выучить песню

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» Особенности музыкальной культуры народов Адыгеи


1



Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Более подробное ознакомления с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) Ознакомиться с ообенностями музыкальной культуры народов Адыгеи

Конспект в тетради

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Конспект в тетради

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет



1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Стр.63, вопросы

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

знакомство с жанром мюзикла, разучивание отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыгрывание отдельные сцены.

Выучить песню

16

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл. Влияние адыгейской национальной музыки на литературу.

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. Влияние адыгейской национальной музыки на литературу.

Выучить песню

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство


17

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства




Стр. 79

18

Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Стр. 87, вопросы

19

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

1



Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Стр. 93, вопросы

20

Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

1



Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Выучит песню

21

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»

Стр.99, вопросы

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. . Картины природы Адыгеи в музыке и живописи.

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта). . Картины природы Адыгеи в музыке и живописи.

Стр. 107, вопросы

23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

«Весть святого торжества».


1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

Стр.109, вопросы

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

Стр.115, вопросы

25

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

Выучить песню

26

Образы борьбы и победы в искусстве



1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Выучить песню

27

Застывшая музыка


1



Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

Конспект в тетради

28

Полифония в музыке и живописи

1



Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

Конспект в тетради

29

Музыка на мольберте




1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

Конспект в тетради

30

Импрессионизм в музыке и живописи

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Конспект в тетради

31

О подвигах, о доблести, о славе... Адыгский героический эпос.

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. Адыгский героический эпос.

Конспект в тетради

32

В каждой мимолетности вижу я миры...


1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание своеобразия их творчества.

Выучить песню

33

Мир композитора.

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Обобщить представления о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.

Выучить песню

34

С веком наравне.

1



Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Обобщение музыкальных представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки

Повторить изученное за учебный год




















8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2013г.

  2. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 2010 г.

  3. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2012г.

  4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2012г.

  5. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение,2011г.

  6. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  7. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 – 2008 г., №№1-5 – 2009 г.

  8. «Искусство в школе» № 4 2006 г., №№ 1-4 2007 г., №2,4,6 2007 г., № 2,3 2009г., № 2,3 2000г.

  9. «Искусство в школе» № 4 2006 г., №№1-4 2007 г., №2,4,6 1998 г., № 2,3 2009г., № 2,3 2000г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog

  2. - http://ssf79.narod.ru/musik.html

  3. -http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e382c7f3-825d-489f-be4e-75e15e3e33d9/?interface=catalog&class[]=43&subject[]=32

  4. -http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/?interface=catalog&class[]=43&subject[]=19&subject[]=32


9. Планируемые результаты освоения предмета.

К концу обучения 5 класса ученик научится

Знать/понимать:

-специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

-взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

-роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

-стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

Уметь:

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

-размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

-различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

10. Список используемой литературы.

1. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы – М.: Просвещение, 2010 г. – 48 с. (Стандарты второго поколения).

2.Е. Д. Критской, Г. П. Сергееевой, Т. С. Шмагиной. Музыка. Учебник.5 кл. М.: Просвещение, 2015 г.;

3.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.

4.Музыка. Фотохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2014. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).

5.Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.