ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г. Железноводске, программы «Музыка» 1-4 классов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной (Москва, 2014 г.).
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение 35 учебных недель).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (4 ч.)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество. Народное творчество России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов.
Раздел 2. «День полный событий» (5 ч.)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина.
Раздел 3. «В музыкальном театре» (7 ч.)
Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет, мюзикл. Симфония, сюита. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.
Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (8 ч.)
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Раздел 5. «В концертном зале» (4 ч.)
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное в музыке.
Раздел 6. «О России петь – что стремиться в храм!» (1 ч.)
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальные и поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви и музыка.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.)
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.
Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Планируемые результаты освоения музыки в 4 классе
В результате изучения музыки в 4 классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1) предметные;
2) личностные;
3) метапредметные.
Предметные результаты
Выпускник начальной школы:
знает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов, особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара;
умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка (лад, темп, тембр, динамику, регистр), жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях; импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования;
имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа; об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов; об особенностях звучания оркестров и отдельных инструментов, о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм; типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо; о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов;
имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики;
знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации; способы и приёмы выразительного музыкального интонирования;
умеет грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием, соблюдать при пении певческую установку, использовать в процессе пения правильное певческое дыхание; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляя твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, петь доступным по силе, нефорсированным звуком, с чёткой дикцией, исполнением гласных округленным звуком, используя средства артикуляции для достижения выразительности исполнения;
имеет представления о приёмах игры на элементарных инструментах детского оркестра;
умеет исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях;
имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио, владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле;
использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре;
знает свойства музыкального звука (высота, длительность, тембр, громкость);
различает типы мелодического движения, интонации, имеет начальное представление о клавиатуре фортепиано;
различает паузу, акцент в музыке (сильная и слабая доли), такт, размеры: 2/4; ¾; 4/4; мажор, минор;
знает музыкальные жанры (песня, танец, марш, инструментальный концерт; музыкально-сценические жанры – балет, опера, мюзикл);
знает виды развития (повтор, контраст), вступление и заключение, простые двухчастную и трёхчастную формы, куплетную форму, вариации, рондо.
Выпускник начальной школы получит возможность:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
музицировать;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Личностные результаты
У выпускника начальной школы будут сформированы/развиты:
Л1–готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию в процессе восприятия, размышления о музыке, как составной и неотъемлемой части окружающего мира; в процессе осмысления явлений музыкальной культуры, выражения своих мыслей и чувств, обусловленных восприятием музыкальных произведений, использования музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации;
Л2–познавательный интерес к решению учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
Л3 – позитивная самооценка, самоуважение, основанные на развитии художественного вкуса, реализованном творческом потенциале, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов;
Л4–навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности;
Л5–основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; понимание своей этнической и национальной принадлежности; понимание ценностей многонационального российского общества; уважительное отношение к культуре других народов;
Л6–этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Л7 – эстетические потребности, ценности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур.
Выпускник начальной школы получит возможность для формирования/развития:
выраженной учебнопознавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
У выпускника начальной школы будут сформированы/развиты:
Р1–умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства для их осуществления в процессе освоения музыкальной культуры; находить способы решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
Р2-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
Р3-начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
Р4–умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Выпускник начальной школы получит возможность для формирования/развития:
умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
У выпускника начальной школы будут сформированы/развиты:
П1–начальные представления о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
П2–базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами с привлечением интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка»;
П3–умения оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;
П4–умения использовать знаково-символические средства представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
П5–-умения осуществлять различными способами поиск (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработку, анализ, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Выпускник начальной школы получит возможность для формирования/развития:
умения осуществлять синтез как составление целого из частей, достраивая и восполняя (с помощью учителя) недостающие компоненты;
умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
умения строить логическое рассуждение о музыке, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные УУД
У выпускника начальной школы будут сформированы/развиты:
К1–умения излагать свое мнение о музыке и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
К2–умения слушать собеседника и вести диалог о музыке, признавая возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
К3–умения договариваться о совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной музыкальной деятельности.
Выпускник начальной школы получит возможность для формирования/развития:
умения с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
умения адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
умения аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Календарно – тематическое планирование
№ | Даты | Тема урока. Музыкальный материал | Планируемые результаты | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
4А | 4Б | Предметные | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (4 ч.) |
1. | | | Мелодия «Ты запой мне ту песню…» Гимн Российской Федерации А. Александрова, «Купола России» | Знать основные понятия и музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент. Уметь определять характер и настроение музыкальных произведений; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением в соответствии с их образным строем и содержанием. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Вводный урок | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
2. | | | «Как сложили песню». «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» «На горе-то калина», «Тонкая рябина» рус. нар. песни | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия, аккомпанемент. Уметь определять характер и настроение музыкальных произведений; грамотно и выразительно исполнять песни без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое пение, инсценирование песни, игра на музыкальных инструментах |
3. | | | Жанры казачьих песен. Строевые, лирические, плясовые казачьи песни: «Полно вам, снежочки», «В амбар за мукой», «То не вечер» | Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Уметь эмоционально откликаться на музыку разных жанров; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
4. | | | «Я пойду по полю белому…» С. Прокофьев кантата «Александр Невский»; М. Глинка опера «Иван Сусанин» | Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Уметь эмоционально откликаться на музыку разных жанров; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением в соответствии с их образным строем и содержанием. | Регулятивные: Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, сочинения о музыке |
Раздел 2. «День, полный событий» (5 ч.) |
5. | | | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» П. Чайковский «Осенняя песнь», Г. Свиридов «Пастораль», М. Мусоргский «В деревне» | Знать понятия: лад (мажор, минор), черты, присущие музыке русских композиторов. Уметь сравнивать музыку разных композиторов; использовать вокальные и музыкально-пластические импровизации. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение |
6. | | | Зимнее утро. Зимний вечер. П. Чайковский «Зимнее утро», «У камелька», «Зимний вечер, Ц. Кюи «Зимняя дорога» | Знать общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях. Уметь определять жанровую принадлежность, прозвучавших произведений; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование на тему прослушанного музыкального произведения |
7. | | | «Что за прелесть эти сказки!». «Три чуда». Н. Римский- Корсаков вступление «Три чуда» ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане», В. Голиков «Нам сказки дарят чудо» | Знать особенности музыки русского народа, русских композиторов. Уметь давать характеристику прозвучавшей музыке; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, инсценирование сюжета сказки |
8. | | | Ярмарочное гулянье. П. Чайковский «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку» хоры из оперы «Евгений Онегин» | Знать понятия: ярмарка, наигрыш, процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
9. | | | «Приют, сияньем муз одетый…» М. Глинка романс «Венецианская ночь» | Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; петь преимущественно с мягкой атакой звука, доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, рисование на тему прослушанной музыки |
Раздел 3. «В музыкальном театре» (5 ч.) |
10-12. | | | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». М. Глинка интродукция, танцы из II действия, «За Русь мы все стеной стоим» из оперы «Иван Сусанин», «Вставайте, люди русские!» | Знать линии драматургического развития в опере, содержание оперы. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Уроки рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
13. | | | Опера М. П. Мусоргского «Хованщина» Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; петь преимущественно с мягкой атакой звука, доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, |
14. | | | Русский Восток. «Сезам, откройся!» М. Мусоргский «Пляска персидок», М. Глинка «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила», А. Хачатурян «Танец с саблями» | Знать интонационно-образное развитие в звучавшей музыке. Уметь эмоционально откликаться на музыку; владеть певческими умениями и навыками, музыкально-пластическими движениями. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) |
15. | | | Музыкальные инструменты народов России. Народные и композиторские произведения в исполнении различных инструментов | Знать понятия: народная музыка. Уметь сравнивать, находить сходство и отличие музыки разных народов; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
16. | | | Оркестр русских народных инструментов. «Светит месяц» русская нар. песня, Н. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» | Знать название, внешний вид, тембровый окрас русских народных инструментов. Уметь определять жанровую принадлежность прозвучавших произведений и уметь их характеризовать; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях; использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, инсценирование сюжета сказки |
17. | | | Музыкальное творчество народов Северного Кавказа. Народные и композиторские музыкальные произведения Северного Кавказа | Знать произведения народной и композиторской кавказской музыки. Уметь определять жанровую принадлежность прозвучавших произведений и уметь их характеризовать; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
18. | | | «Музыкант-чародей» Норвежская народная песня «Волшебный смычок», «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка | Знать понятия: миф, предание. Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах; петь преимущественно с мягкой атакой звука, доступным по силе, нефорсированным звуком; исполнять разученные ритмические группы в ансамбле и оркестре. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, рисование на тему прослушанного музыкального произведения |
Раздел 5. «В концертном зале» (4 ч.) |
19. | | | Вариации на тему рококо. А. Бородин «Ноктюрн», П. Чайковский. 3-я ч. из квартета №2, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром | Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации. Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях; использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, сочинения о музыкальных инструментах |
20. | | | «Не молкнет сердце чуткое Шопена» Ф. Шопен «Полонез ля мажор», «Мазурка №47 ля минор», «Мазурка №48 фа мажор» | Знать интонации и особенности различных танцев (полонез, мазурка). Уметь определять характер музыкальных произведений и настроение; исполнять разученные ритмические группы в ансамбле. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение |
21. | | | Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховена. Л. Бетховен. Соната №8 («Патетическая») | Знать понятия: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; использовать возможности различных инструментов в ансамбле. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, |
22. | | | Царит гармония оркестра. М. Глинка «Арагонская хота», П. Чайковский Финал IV симфонии | Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра Уметь определять характер музыкальных произведений и настроение; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях; использовать возможности различных инструментов в оркестре. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
Раздел 3.1. «В музыкальном театре» (2 ч.) |
23. | | | Балет И. Стравинского «Петрушка». И. Стравинский первая картина из балета «Петрушка», В. Голиков «Нам сказки дарят чудо» | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь определять оркестровые тембры. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, рисование на тему прослушанного музыкального произведения |
24. | | | Театр музыкальной комедии. И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», Ф. Лоу сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» | Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности. Уметь эмоционально и осознанно относиться к музыке различных жанров и направлений. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, сочинения о музыке |
Раздел 6. «О России петь, что стремиться в храм» (1 ч.) |
25. | | | Герои земли русской. Илья Муромец. Стихира «Земле Русская», былинный напев сказителей Рябининых «Былина об Илье Муромце» | Знать о возникновении героического образа Ильи Муромца. Уметь определять характер музыкальных произведений; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
Раздел 4.1. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) |
26. | | | Народные праздники Ставрополья. Праздничные казачьи песни | Знать народные праздники Ставрополья. Уметь определять характер музыкальных произведений и настроение; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. | Регулятивные УУД: Р1; Р4. Познавательные УУД: П3. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л2; Л3; Л4; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах |
27. | | | Встреча весны. Народные песни-веснянки | Знать, как празднуют приход весны разные народы, живущие на Северном Кавказе. Уметь определять характер музыкальных произведений; грамотно и выразительно исполнять песни без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое пение, инсценирование сюжета веснянок, игра на музыкальных инструментах |
28. | | | Музыкальные игры народов Северного Кавказа. Игры с музыкой народов, живущих на Северном Кавказе | Знать музыкальные игры народов, живущих на Северном Кавказе. Уметь определять характер музыкальных произведений; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р4. Познавательные УУД: П3. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л2; Л3; Л4; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Хоровое пение, инсценирование сюжета песни |
29. | | | Танцы народов Северного Кавказа. Танцевальная кавказская музыка | Знать танцы народов, живущих на Северном Кавказе. Уметь реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, игра на музыкальных инструментах |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.) |
30. | | | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. С. Рахманинов «Прелюдия», Ф. Шопен «Революционный этюд» | Знать понятия: прелюдия, этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; исполнять разученные ритмические группы в ансамбле и оркестре. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, сравнительный анализ «Прелюдии» С. Рахманинова и «Революционного этюда» Ф. Шопен |
31. | | | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Гитара. Б. Окуджава «Пожелания друзьям»; В. Высоцкий «Песня о друге», С. Никитин, «Резиновый Ёжик» | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель. Уметь владеть сведениями из области музыкальной грамоты; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, сочинения о музыкантах |
32. | | | «В каждой интонации спрятан человек» С. Прокофьев «Золушка», «Встаньте, дети, встаньте в круг» А. Спадавеккиа | Знать понятия: музыкальные интонации, музыкальные характеристики-портреты, вальс, гавот. Уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, рисование на тему прослушанного музыкального произведения |
33. | | | «Музыкальный сказочник» Н. Римский- Корсаков «Шахеразада» фрагменты, В. Голиков «Нам сказки дарят чудо» | Знать художественное единство музыки и живописи. Уметь определять характер музыкальных произведений и настроение; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, рисование на тему прослушанного музыкального произведения |
34. | | | «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» | Знать музыкальные жанры, инструменты симфонического оркестра. Уметь реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации. | Регулятивные УУД: Р1; Р2; Р3; Р4. Познавательные УУД: П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Слушание и анализ музыки, хоровое пение, рисование на тему прослушанного музыкального произведения |
35. | | | Урок-концерт (из песен, разученных в течение года, с учётом пожеланий учащихся) | Уметь грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. | Регулятивные УУД: Р1; Р4. Познавательные УУД: П3. Коммуникативные УУД: К1; К2; К3 | Л2; Л3; Л4; Л6; Л7. | Урок рефлексии | Хоровое, ансамблевое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. С online приложением. ФГОС.М: Просвещение, 2017; фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. Фонохрестоматия. 4 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2017. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM). | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2017. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Сборники песен и хоров.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
Портреты композиторов.
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Википедия. Свободная энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia/org.wik
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Классическая музыка-Режим доступа: http://classic.сhubrik.ru
Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Технические средства обучения
Экран, проектор.
Ноутбук.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.