СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке. 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке. 4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г. Железноводске, программы «Музыка» 1-4 классов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной (Москва, 2014 г.).

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение 35 учебных недель).


  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Россия – Родина моя» (4 ч.)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное

проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество. Народное творчество России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов.

Раздел 2. «День полный событий» (5 ч.)

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина.

Раздел 3. «В музыкальном театре» (7 ч.)

Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет, мюзикл. Симфония, сюита. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.

Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.

Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (8 ч.)

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Раздел 5. «В концертном зале» (4 ч.)

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное в музыке.

Раздел 6. «О России петь – что стремиться в храм!» (1 ч.)

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальные и поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви и музыка.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.)

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.

Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.


  1. Планируемые результаты освоения музыки в 4 классе

В результате изучения музыки в 4 классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

1) предметные;

2) личностные;

3) метапредметные.

Предметные результаты

Выпускник начальной школы:

  • знает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов, особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара;

  • умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка (лад, темп, тембр, динамику, регистр), жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях; импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования;

  • имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа; об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов; об особенностях звучания оркестров и отдельных инструментов, о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм; типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо; о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов;

  • имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики;

  • знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации; способы и приёмы выразительного музыкального интонирования;

  • умеет грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием, соблюдать при пении певческую установку, использовать в процессе пения правильное певческое дыхание; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляя твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, петь доступным по силе, нефорсированным звуком, с чёткой дикцией, исполнением гласных округленным звуком, используя средства артикуляции для достижения выразительности исполнения;

  • имеет представления о приёмах игры на элементарных инструментах детского оркестра;

  • умеет исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях;

  • имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио, владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле;

  • использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре;

  • знает свойства музыкального звука (высота, длительность, тембр, громкость);

  • различает типы мелодического движения, интонации, имеет начальное представление о клавиатуре фортепиано;

  • различает паузу, акцент в музыке (сильная и слабая доли), такт, размеры: 2/4; ¾; 4/4; мажор, минор;

  • знает музыкальные жанры (песня, танец, марш, инструментальный концерт; музыкально-сценические жанры – балет, опера, мюзикл);

  • знает виды развития (повтор, контраст), вступление и заключение, простые двухчастную и трёхчастную формы, куплетную форму, вариации, рондо.

Выпускник начальной школы получит возможность:

  • реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

  • музицировать;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.);

  • собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Личностные результаты

У выпускника начальной школы будут сформированы/развиты:

Л1–готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию в процессе восприятия, размышления о музыке, как составной и неотъемлемой части окружающего мира; в процессе осмысления явлений музыкальной культуры, выражения своих мыслей и чувств, обусловленных восприятием музыкальных произведений, использования музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации;

Л2–познавательный интерес к решению учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

Л3 – позитивная самооценка, самоуважение, основанные на развитии художественного вкуса, реализованном творческом потенциале, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов;

Л4–навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности;

Л5–основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; понимание своей этнической и национальной принадлежности; понимание ценностей многонационального российского общества; уважительное отношение к культуре других народов;

Л6–этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Л7 – эстетические потребности, ценности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур.

Выпускник начальной школы получит возможность для формирования/развития:

  • выраженной учебно­познавательной мотивации учения;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

У выпускника начальной школы будут сформированы/развиты:

Р1–умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства для их осуществления в процессе освоения музыкальной культуры; находить способы решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

Р2-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

Р3-начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;

Р4–умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Выпускник начальной школы получит возможность для формирования/развития:

  • умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

У выпускника начальной школы будут сформированы/развиты:

П1–начальные представления о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;

П2–базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами с привлечением интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка»;

П3–умения оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;

П4–умения использовать знаково-символические средства представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;

П5–-умения осуществлять различными способами поиск (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработку, анализ, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Выпускник начальной школы получит возможность для формирования/развития:

  • умения осуществлять синтез как составление целого из частей, достраивая и восполняя (с помощью учителя) недостающие компоненты;

  • умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • умения строить логическое рассуждение о музыке, включающее установление причинно­следственных связей.

Коммуникативные УУД

У выпускника начальной школы будут сформированы/развиты:

К1–умения излагать свое мнение о музыке и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

К2–умения слушать собеседника и вести диалог о музыке, признавая возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

К3–умения договариваться о совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной музыкальной деятельности.

Выпускник начальной школы получит возможность для формирования/развития:

  • умения с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • умения адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;

  • умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • умения аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.





  1. Календарно – тематическое планирование

Даты

Тема урока.

Музыкальный материал

Планируемые результаты

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Предметные

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Раздел 1. «Россия — Родина моя» (4 ч.)

1.



Мелодия «Ты запой мне ту песню…»

Гимн Российской Федерации

А. Александрова,

«Купола России»

Знать основные понятия и музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент.

Уметь определять характер и настроение музыкальных произведений; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением в соответствии с их образным строем и содержанием.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Вводный урок

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

2.



«Как сложили песню». «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

«На горе-то калина», «Тонкая рябина» рус. нар. песни

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия, аккомпанемент.

Уметь определять характер и настроение музыкальных произведений; грамотно и выразительно исполнять песни без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое пение, инсценирование песни, игра на музыкальных инструментах

3.



Жанры

казачьих песен.

Строевые, лирические, плясовые казачьи песни: «Полно вам, снежочки», «В амбар за мукой», «То не вечер»

Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Уметь эмоционально откликаться на музыку разных жанров; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

4.



«Я пойду по полю белому…»

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»;

М. Глинка опера «Иван Сусанин»

Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Уметь эмоционально откликаться на музыку разных жанров; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением в соответствии с их образным строем и содержанием.

Регулятивные:

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

сочинения о музыке

Раздел 2. «День, полный событий» (5 ч.)

5.



«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»

П. Чайковский

«Осенняя песнь»,

Г. Свиридов

«Пастораль»,

М. Мусоргский

«В деревне»

Знать понятия: лад (мажор, минор), черты, присущие музыке русских композиторов.

Уметь сравнивать

музыку разных композиторов; использовать вокальные и музыкально-пластические импровизации.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение

6.



Зимнее утро. Зимний вечер.

П. Чайковский

«Зимнее утро», «У

камелька», «Зимний вечер, Ц. Кюи

«Зимняя дорога»

Знать общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях.

Уметь определять жанровую принадлежность, прозвучавших произведений; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование на тему прослушанного музыкального произведения

7.



«Что за прелесть эти сказки!». «Три чуда».

Н. Римский-

Корсаков

вступление «Три чуда» ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане»,

В. Голиков «Нам

сказки дарят чудо»

Знать особенности музыки русского народа, русских композиторов.

Уметь давать характеристику прозвучавшей музыке; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, инсценирование сюжета сказки

8.



Ярмарочное гулянье.

П. Чайковский

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку» хоры из оперы «Евгений Онегин»

Знать понятия: ярмарка, наигрыш, процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь проводить

интонационно-образный анализ музыки; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

9.



«Приют, сияньем муз одетый…»

М. Глинка романс

«Венецианская ночь»

Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; петь преимущественно с мягкой атакой звука, доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

рисование на тему прослушанной музыки

Раздел 3. «В музыкальном театре» (5 ч.)

10-12.



Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

М. Глинка

интродукция, танцы из II действия, «За Русь мы все стеной стоим» из оперы «Иван Сусанин», «Вставайте, люди русские!»

Знать линии драматургического развития в опере, содержание оперы.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Уроки рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

13.



Опера

М. П. Мусоргского

«Хованщина»

Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; петь преимущественно с мягкой атакой звука, доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

14.



Русский Восток. «Сезам, откройся!»

М. Мусоргский

«Пляска персидок»,

М. Глинка

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила»,

А. Хачатурян «Танец с саблями»

Знать интонационно-образное развитие в звучавшей музыке.

Уметь эмоционально откликаться на музыку; владеть певческими умениями и навыками, музыкально-пластическими движениями.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

15.



Музыкальные инструменты народов России.

Народные и композиторские произведения в исполнении различных инструментов

Знать понятия: народная музыка.

Уметь сравнивать, находить сходство и отличие музыки разных народов; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

16.



Оркестр русских народных инструментов.

«Светит месяц» русская нар. песня,

Н. Римский-Корсаков

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»

Знать название, внешний вид, тембровый окрас русских народных инструментов.

Уметь определять жанровую принадлежность прозвучавших произведений и уметь их характеризовать; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях; использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, инсценирование сюжета сказки

17.



Музыкальное

творчество народов Северного Кавказа.

Народные и композиторские музыкальные произведения Северного Кавказа

Знать произведения народной и композиторской кавказской музыки.

Уметь определять жанровую принадлежность прозвучавших произведений и уметь их характеризовать; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

18.



«Музыкант-чародей»

Норвежская народная песня «Волшебный смычок», «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка

Знать понятия: миф, предание.

Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах; петь преимущественно с мягкой атакой звука, доступным по силе, нефорсированным звуком; исполнять разученные ритмические группы в ансамбле и оркестре.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, рисование на тему прослушанного музыкального произведения

Раздел 5. «В концертном зале» (4 ч.)

19.



Вариации на тему рококо.

А. Бородин

«Ноктюрн»,

П. Чайковский. 3-я ч.

из квартета №2, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях; использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

сочинения о музыкальных инструментах

20.



«Не молкнет сердце чуткое Шопена»

Ф. Шопен «Полонез ля мажор», «Мазурка №47 ля минор», «Мазурка №48 фа мажор»

Знать интонации и особенности различных танцев (полонез, мазурка).

Уметь определять характер музыкальных произведений и настроение; исполнять разученные ритмические группы в ансамбле.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение

21.



Соната №8 «Патетическая»

Л. Бетховена.

Л. Бетховен. Соната №8 («Патетическая»)

Знать понятия: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; использовать возможности различных инструментов в ансамбле.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

22.



Царит гармония оркестра.

М. Глинка

«Арагонская хота»,

П. Чайковский Финал

IV симфонии

Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра

Уметь определять характер музыкальных произведений и настроение; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях; использовать возможности различных инструментов в оркестре.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

Раздел 3.1. «В музыкальном театре» (2 ч.)

23.



Балет

И. Стравинского

«Петрушка».

И. Стравинский

первая картина из

балета «Петрушка»,

В. Голиков «Нам сказки дарят чудо»

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь определять оркестровые тембры.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, рисование на тему прослушанного музыкального произведения

24.



Театр музыкальной комедии.

И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», Ф. Лоу сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди»

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности.

Уметь эмоционально и осознанно относиться к музыке различных жанров и направлений.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

сочинения о музыке

Раздел 6. «О России петь, что стремиться в храм» (1 ч.)

25.



Герои земли русской. Илья Муромец.

Стихира «Земле Русская», былинный напев сказителей Рябининых «Былина об Илье Муромце»

Знать о возникновении героического образа Ильи Муромца.

Уметь определять характер музыкальных произведений; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

Раздел 4.1. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

26.



Народные

праздники Ставрополья.

Праздничные казачьи песни

Знать народные праздники Ставрополья.

Уметь определять характер музыкальных произведений и настроение; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Регулятивные УУД:

Р1; Р4.

Познавательные УУД:

П3. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л2; Л3; Л4; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах

27.



Встреча весны.

Народные песни-веснянки


Знать, как празднуют приход весны разные народы, живущие на Северном Кавказе.

Уметь определять характер музыкальных произведений; грамотно и выразительно исполнять песни без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое пение, инсценирование сюжета веснянок, игра на музыкальных инструментах

28.



Музыкальные

игры народов Северного Кавказа.

Игры с музыкой народов, живущих на Северном Кавказе

Знать музыкальные игры народов, живущих на Северном Кавказе.

Уметь определять характер музыкальных произведений; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р4.

Познавательные УУД:

П3. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л2; Л3; Л4; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Хоровое пение, инсценирование сюжета песни

29.



Танцы

народов Северного Кавказа.

Танцевальная кавказская музыка

Знать танцы народов, живущих на Северном Кавказе.

Уметь реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, игра на музыкальных инструментах

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.)

30.



Прелюдия.

Исповедь души. Революционный этюд.

С. Рахманинов

«Прелюдия»,

Ф. Шопен

«Революционный этюд»

Знать понятия: прелюдия, этюд.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; исполнять разученные ритмические группы в ансамбле и оркестре.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

сравнительный анализ «Прелюдии»

С. Рахманинова и

«Революционного этюда» Ф. Шопен


31.



Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Гитара.

Б. Окуджава

«Пожелания друзьям»; В. Высоцкий «Песня о друге», С. Никитин, «Резиновый Ёжик»

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель.

Уметь владеть сведениями из области музыкальной грамоты; грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

сочинения о музыкантах

32.



«В каждой интонации спрятан человек»

С. Прокофьев

«Золушка», «Встаньте, дети, встаньте в круг»

А. Спадавеккиа

Знать понятия: музыкальные интонации, музыкальные характеристики-портреты, вальс, гавот.

Уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы; исполнять разученные ритмические группы в оркестровых партиях.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

рисование на тему прослушанного музыкального произведения

33.



«Музыкальный сказочник»

Н. Римский-

Корсаков

«Шахеразада» фрагменты,

В. Голиков «Нам

сказки дарят чудо»

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь определять характер музыкальных произведений и настроение; петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, доступным по силе, нефорсированным звуком.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

рисование на тему прослушанного музыкального произведения

34.



«Рассвет на Москве-реке»

М. Мусоргский

«Рассвет на Москве-реке»

Знать музыкальные жанры, инструменты симфонического оркестра.

Уметь реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Регулятивные УУД:

Р1; Р2; Р3; Р4.

Познавательные УУД:

П1; П2; П3; П4; П5. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Слушание и анализ музыки, хоровое пение,

рисование на тему прослушанного музыкального произведения

35.



Урок-концерт (из песен, разученных в течение года, с учётом пожеланий учащихся)

Уметь грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Регулятивные УУД:

Р1; Р4.

Познавательные УУД:

П3. Коммуникативные УУД:

К1; К2; К3

Л2; Л3; Л4; Л6; Л7.

Урок рефлексии

Хоровое, ансамблевое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах







  1. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. С online приложением. ФГОС.М: Просвещение, 2017; фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. Фонохрестоматия. 4 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2017. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2017.


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Сборники песен и хоров.

  2. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  3. Книги о музыке и музыкантах.

  4. Научно-популярная литература по искусству.



Печатные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  3. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Википедия. Свободная энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia/org.wik

  2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  3. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  4. Классическая музыка-Режим доступа: http://classic.сhubrik.ru

  5. Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru

  6. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/



Технические средства обучения

  1. Экран, проектор.

  2. Ноутбук.



Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов.

  4. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

  5. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.