ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________ Лукин А.А.
«_____»___________2018 г.
Рабочая программа
по музыке и пению
для 4 класса
2018 / 2019 учебный год
Составлена учителем
Кузнецовой С. А.
Рассмотрено и согласовано на заседании
___________________________________
Протокол №___от «____»__________2018 г.
Руководитель МС ____________ Миронова Н. В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.:«Просвещение», 2010.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций.
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Цель программы обучения:
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи программы обучения:
а) образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
б) коррекционно-развивающие:
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
в) воспитывающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у обучающихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия обучающихся.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие обучающихся.
Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность.
Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым обучающимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст.
Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление обучающихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.
ПЕНИЕ
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Работа над кантиленой.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков {форте — громко пиано— тихо).
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс полька, полонез, танго, хоровод).
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на фортепиано.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-современные детские песни для самостоятельного исполнения;
- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Обучающиеся должны уметь:
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Количество учебных часов
I четверть | 9 недель | 1 ч. в неделю | 9 часов |
II четверть | 7 недель | 1 ч. в неделю | 7 часов |
III четверть | 10 недель | 1 ч. в неделю | 10 часов |
IV четверть | 8 недель | 1 ч. в неделю | 8 часов |
Итого | 34 недели | | 34 часа |
Учебно – тематический план
I четверть - 9 часов
№ | Дата | Кол-во уроков | Тема урока | Репертуар для пения | Репертуар для слушания |
1 | | 1 | Композитор. Исполнитель. Слушатель. | «Без труда не проживёшь» муз. В. Агафонникова, сл. В. Викторова и Л. Кондрашенко | Н.К. Римский – Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» |
2 | | 1 | Волшебные ступеньки | «Без труда не проживёшь» муз. В. Агафонникова, сл. В. Викторова и Л. Кондрашенко | Н.К. Римский – Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» |
3 | | 1 | Какие бывают марши | «Золотистая пшеница» муз. Попатенко, сл.Н. Найденовой | Ж. Оффенбах «Канкан» из оперетты «Парижские радости» |
4 | | 1 | Какие бывают песни | «Золотистая пшеница» муз. Попатенко, сл.Н. Найденовой | Ж. Оффенбах «Канкан» из оперетты «Парижские радости» |
5 | | 1 | Какие бывают танцы | «Осень» муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева | Монти «Чардаш» |
6 | | 1 | Музыка для отдыха | «Осень» муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева | Монти «Чардаш» |
7 | | 1 | Спортивная музыка | «Настоящий друг» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского | Моцарт «Турецкое рондо» из сонаты для фортепиано ля минор |
8 | | 1 | Развлекательная музыка | «Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл.М. Пляцковского | Моцарт «Турецкое рондо» из сонаты для фортепиано ля минор |
9 | | 1 | 1. Форма произведения | «Колыбельная Медведицы» из м/ф«Умка»муз.Е. Крылатова, сл.Ю. Яковлева | Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов» из музыки Г. Ибсена «Пер Гюнт |
II четверть – 7 часов
№ | Дата | Кол-во уроков | Тема урока | Репертуар для пения | Репертуар для слушания |
1 | | 1 | Одночастная форма | «Колыбельная Медведицы» из м/ф«Умка»муз.Е. Крылатова, сл.Ю. Яковлева | Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов» из музыки Г. Ибсена «Пер Гюнт |
2, 3 | | 2 | Двухчастная форма | «Снежный человек» муз. Ю. Моисеева, сл.В. Степанова | П. Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома» |
4, 5 | | 2 | Форма рондо | «Снежный человек» муз. Ю. Моисеева, сл.В. Степанова | П. Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома» |
6 | | 1 | Сколько частей в произведении | «Розовый слон» муз. С Пожлакова, сл. Г. Горбовского | М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» |
7 | | 1 | Форма музыки (обобщение) | «Волшебный цветок» из. м/ф «Шёлковая кисточка» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского | Н. Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» |
III четверть – 10 часов
№ | Дата | Кол-во уроков | Тема урока | Репертуар для пения | Репертуар для слушания |
1 | | 1 | Динамика | «Маленький барабанщик» муз Немецкая народная | «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» из м/ф «Тридцать восемь попугаев» муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера |
2, 3 | | 2 | Что такое форте | «Маленький барабанщик» муз Немецкая народная | «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» из м/ф «Тридцать восемь попугаев» муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера |
4, 5 | | 2 | Что такое пиано | «Не плачь, девчонка!» муз. В. Шаинского, сл. Б. Харитонова | «Три белых коня» из т/ф «Чародеи» муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенёва |
6, 7 | | 2 | Сила звука | «Не плачь, девчонка!» муз. В. Шаинского, сл. Б. Харитонова | «Три белых коня» из т/ф «Чародеи» муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенёва |
8, 9 | | 2 | Динамика как одно из выразительных средств музыки | «Пусть всегда будет солнце!» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина | «Песенка странного зверя» из м/ф «Странный зверь»муз. В. Казенина, сл.Р. Лаубе |
10 | | 1 | Урок-игра | «Пусть всегда будет солнце!» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина | «Песенка странного зверя» из м/ф «Странный зверь»муз. В. Казенина, сл.Р. Лаубе |
IV четверть – 8 часов
№ | Дата | Кол-во уроков | Тема урока | Репертуар для пения | Репертуар для слушания |
1 | | 1 | Сила звука | «Ах вы, сени, мои сени» р. Н. п. | «В Подмосковье водятся лещи»из м/ф «Старуха Шапокляк» муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского |
2 | | 1 | Обобщающий урок по теме | «Ах вы, сени, мои сени» р. Н. п. | «В Подмосковье водятся лещи»из м/ф «Старуха Шапокляк» муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского |
3 | | 1 | Оркестр русских народных инструментов | «Песня о волшебниках» муз.Г. Гладкова, сл.В. Лугового | «Наша школьная страна» муз. Ю. Чичкова, сл. К Ибряева |
4 | | 1 | Струнные инструменты | «Песня о волшебниках» муз.Г. Гладкова, сл.В. Лугового | «Наша школьная страна» муз. Ю. Чичкова, сл. К Ибряева |
5 | | 1 | Духовые инструменты | «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром» муз. В. Шаинского, сл.М. Пляцковского | «Дважды два – четыре» муз.В. Шаинского, сл. М. Пляцковского |
6 | | 1 | Шумовые инструменты | «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром» муз. В. Шаинского, сл.М. Пляцковского | «Дважды два – четыре» муз.В. Шаинского, сл. М. Пляцковского |
7 | | 1 | Ударные инструменты | «Родная песенка» муз.Ю. Чичкова, сл. П. Синявского | |
8 | | 1 | Обобщающий урок | «Родная песенка» муз.Ю. Чичкова, сл. П. Синявского | |
Используемая литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2010.
Т. С. Максимова «Музыка» по программе Д.Б. Кабалевского;
Поурочные планы по музыке под редакцией Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой;
Программа по музыке Э. Б. Абдуллина, Т. А. Бейдер.