СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 4 класс (Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 4 класс (Школа России)»

  1. Пояснительная записка


Программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по музыке, завершённой предметной линии учебников «Музыка», авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (УМК «Школа России»).

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.


Задачи музыкального образования:


• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;

• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).


  1. Общая характеристика предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально–образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально–творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.


  1. Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения на изучение музыки в 4 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)



4.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

  • Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

  • Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты

  • Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.






5.Содержание учебного предмета

Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов).

Раздел: «День, полный событий» (6 ч.)

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструментыРоссии.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Оркестр русских народных инструментов.

Раздел: «В концертном зале» (5 ч.)

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром)

Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.)

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»



6. Формы организации учебных занятий


Систему форм учебной деятельности обучающихся на уроках составляют:

  • коллективная,

  • фронтальная,

  • индивидуальная,

  • групповая

7. Учебно-методическое обеспечение


  1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. – Музыка. Рабочие программы 1-4 класс. – М.: Просвещение. – 2011

  2. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка 4 класс. Учебник. – М.: Просвещение.- 2014

  3. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.– М.: Просвещение.- 2014

  4. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Коллекция ЦОР по музыке (компакт-диск).– М.: Просвещение. – 2011





Календарно-тематическое планирование уроков музыки

в 4 классе


1час в неделю (34 часа в год)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов


Дата

1 четв.

«Россия — Родина моя»

5


1

Мелодия «Ты запой мне ту песню»

1


2

«Чего не выразишь словами…»

1


3

Как сложили песню «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

1


4

«Я пойду по полю белому…»

1


5

«На великий праздник собраласяРусь!»Тест по разделу «Россия – Родина моя»

1



«О России петь — что стремиться в храм»

4


6

Святые земли Русской.

1


7

Великий князь Владимир, княгиня Ольга.

1


8

Илья Муромец .Кирилл и Мефодий

1


9

Праздник праздников, торжество торжеств.

«Ангел вопияше». Светлый праздник. Проверочная работа по разделу «О России петь – что стремиться в храм»

1


2 четв.

«День, полный событий»

7


10

Приют спокойствия, трудов и вдохновения…

1


11

Зимнее утро.

1


12

Зимний вечер

1


13

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!

1


14

Ярмарочное гулянье

1


15

Святогорский монастырь.

1


16

Приют, сияньем муз одетый…Тест по разделу «День, полный событий»

1


3 четв.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

5


17

Композитор – имя ему народ.

1


18

Музыкальные инструменты России

1


19

Оркестр народных инструментов.

1


20

«Музыкант – чародей»

1


21

Народные праздники. Троица. Проверочная работа по разделу «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1



«В концертном зале»

3


22

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)

1


23

Вариации на тему рококо«Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет»,

С. Рахманинов «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы. «Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен

1


24

Годы странствий. М. И. Глинка.Царит гармония оркестра. Тест по разделу «В концертном зале»

1



«В музыкальном театре»

5


25

Опера «Иван Сусанин»,

1


26

Песня Марфы «Исходила младешенька»

1


4 ч. 27

Русский Восток

1


28

Балет «Петрушка»

1


29

Театр музыкальной комедии. Тест по разделу «В музыкальном театре»

1



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

5


30

Прелюдия. Исповедь души.

1


31

Ф. Шопен «Революционный этюд»

1


32

Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек

1


33

Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник .Контрольная работа за год.

1


34

Рассвет на Москве - реке

1