Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании:
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 120-НП, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020г., регистрационный № 4000 (в редакции приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 № 79-НП);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021 года № 862;
- Примерной программы по учебному предмету «Музыка». 5-8 классы / сост. Минасян Н.Г., Синенко-Панченко И.В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 117 с.
Рабочей программы учебного предмета «Литература», основного общего образования, базового уровня, рекомендованной решением педагогического совета МОУ «Школа № 111 г. Донецка» от 30.08.2021г. (протокол № 08);
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения музыкальному искусству базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора–исполнителя–слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Программа создана на основе преемственности с курсом начального общего образования и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Изучение музыки на этапе основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение цели:
воспитание гармоничной, творческой и интеллектуальной личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами, активной жизненной позицией в процессе продуктивной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности
Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих приоритетных задач:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Основным принципом формирования содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с системно-деятельностным подходом является приоритетность активных видов музыкальной деятельности обучающихся.
Место предмета в учебном плане
В школьном учебном плане на изучение предмета «Музыка» отводится в 5–8 классах по 1 часу
( 35 ч в год , 35 уч. недели).
Тематическое планирование
5 класс
(35 рабочие недели, 1 час в неделю, 35 часа)
Музыка как вид искусства
Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в начальной школе) | 5 часов |
Многообразие связей музыки с литературой | 12 часов |
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством | 10 часов |
Символика скульптуры, архитектуры, музыки. | 7 часов |
| |
6 класс
(35 рабочие недели, 1 час в неделю, 35 часа)
Народное музыкальное творчество
Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 5 классе) | 1час |
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. | 7 часов |
Музыкальный фольклор народов России. | 8 часов |
Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством родного края | 10 часов |
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. | 8 часов |
7 класс
(35 рабочие недели, 1 час в неделю, 35 часа)
Развитие музыкальной культуры от средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 6 классе) | 1 час |
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ веков | 15 часов |
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ веков | 18 часов |
8 класс
(35 рабочие недели, 1 час в неделю, 35 часа)
Музыкальная культура XX – XXI веков
Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 7 классе) | 1 час |
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. | 15 часов |
Современная музыкальная жизнь | 10 часов |
Значение музыки в жизни человека | 8 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5кл.
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
К. | Ф. | К. | Ф. | | |
| | | | Раздел I. Музыка как вид искусства. Тема 1. Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в начальной школе)(5 часов) | |
| | | | | |
1. | | 03.09 | | Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. «Твоим освободителям, Донбасс». г. Донецк. Муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко | |
2. | | 10.09 | | Средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темп, тембр, оттенки, жанр, лад, форма) в создании музыкального образа и характера музыки. «Хотят ли русские войны». Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. | |
3. | | 17.09 | | Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. «Вставай, страна огромная». Дм. Кабалевский. «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). | |
4. | | 24.09 | | Различные формы построения музыки (двухчастная, трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. М. Хохлов. «Гимн ДНР», | |
5. | | 01.10 | | Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. | |
| Тема 2: | Многообразие связей музыки с литературой(12 часов) | |
6. | | 08.10 | | Многосторонние связи музыки и литературы. Что роднит музыку с литературой: сюжеты, темы, образы. Муз. А. Ермолова, сл. К. Кражевой. «Волшебный мир Искусства». | |
7. | | 15.10 | | Благозвучное слияние поэзии и музыки в романсе. Вокальные и инструментальные песни без слов. Муз. и сл. Л. Тумановой «Я рисую счастье». | |
8. | | 22.10 | | Певческий голос как «живой инструмент». Муз. и сл. Т. Залужная. «Художник рисует нам лето». | |
9. | | 29.10 | | Разновидности вокализа: инструктивный и концертный, вокализ-ария, вокализ-блюз, вокализ-концерт, вокализ-этюд. | |
10. | | 12.11 | | Гармония звука и слова в кантате. Возникновение, кантаты духовные и светские, характерные черты, связь слова и музыки в кантате, кантаты русских и зарубежных композиторов. | |
11. | | 19.11 | | Литературная основа симфонической сюиты. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. | |
12. | | 26.11 | | Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. | |
13. | | 03.12 | | Окрыленное музыкой слово в опере. Неразделимая связь музыки и литературы в оперном жанре: либретто, ария, вокальные ансамбли: дуэт, трио, квартет и т.д., оркестр, дирижер, театр. | |
14. | | 10.12 | | Нерасторжимое единство музыки, литературы и хореографии в балете. | |
15. | | 17.12 | | Основные виды танца в балете: классический, характерный. Балерина, танцор. | |
16. | | 24.12 | | Программная музыка – инструментальная музыка, имеющая словесную (нередко стихотворную) программу, конкретизирующую музыкальное содержание. | |
17. | | 14.01 | | Музыка «главное действующее лицо» в литературных произведениях: сказках, легендах, мифах, стихах, баснях, рассказах, повестях. | |
Тема 3 : Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (10 часов) |
18 | | 21.01 | | Родство зрительных и музыкальных образов, общность и различия выразительных средств разных видов искусства. | |
19 | | 28.01 | | Композитор, живописец берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему. Музыка рождает зрительные ассоциации. «Живописная» музыка. | |
20 | | 04.02 | | Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Художественные параллели – музыкальный пейзаж, пейзаж в живописи. Монументальные скульптуры: «Матрос и солдат» г. Севастополь; «Родина-мать» г. Волгоград, Монумент | |
21 | | 11.02 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Цветной слух или звуки, которые мы «видим». | |
22 | | 18.02 | | Музыкальная графика (визуализация музыки). | |
23 | | 25.02 | | . Изображение рождает музыкальные ассоциации. | |
24 | | 04.03 | | Художник Константин Васильев: уникальная стилистика графических «звучащих» портретов композиторов и их музыки. | |
25 | | 11.03 | | «Оживший» образ композитора. Художники, запечатлевшие на полотнах портреты композиторов. | |
26 | | 18.03 | | Выстраивание в сознании обучающихся при восприятии произведений искусства «творческие дуэты» И. Левитан – П. Чайковский, И. Айвазовский – К. Дебюсси. | |
27 | | 25.03 | | Формирование ощущения живописности музыки М. Мусоргского, А. Скрябина, А. Хачатуряна. Ф. Шуберта. | |
Тема 4. Символика скульптуры, архитектуры и музыки (7 часов) |
28 | | 08.04 | | Скульптура – застывшая музыка. Связь гармоничной формы скульптуры с гармонией музыкальной. Ф. Лист-Н. Паганини. Этюд № 6 | |
29 | | 15.04 | | Застывшая музыка монументальной скульптуры. «Музыкальные» памятники. Микеланджело. «Раб, сбрасывающий оковы» (скульптура) Л. ван Бетховен. Увертюра «Кориолан». | |
30 | | 22.04 | | Союз видимого и слышимого в архитектуре. Взаимо-обогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры. | |
31 | | 29.04 | | . Взаимо-обогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры. | |
32 | | 06.05 | | Сопоставлении элементов выразительности двух искусств. | |
33 | | 13.05 | | Способы воплощения «музыкальности» в архитектуре и «архитектурности» в музыке. | |
34 | | 20.05 | | Музыка исцеляющего колокольного звона. | |
35 | | 27.05 | | Итоговый урок. | |