СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-8 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 5-8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании:

  • Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 120-НП, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020г., регистрационный № 4000 (в редакции приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 № 79-НП);

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021 года № 862;

- Примерной программы по учебному предмету «Музыка». 5-8 классы / сост. Минасян Н.Г., Синенко-Панченко И.В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 117 с.

  • Рабочей программы учебного предмета «Литература», основного общего образования, базового уровня, рекомендованной решением педагогического совета МОУ «Школа № 111 г. Донецка» от 30.08.2021г. (протокол № 08);


Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения музыкальному искусству базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора–исполнителя–слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Программа создана на основе преемственности с курсом начального общего образования и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Изучение музыки на этапе основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение цели:

  • воспитание гармоничной, творческой и интеллектуальной личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами, активной жизненной позицией в процессе продуктивной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности

Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих приоритетных задач:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Основным принципом формирования содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с системно-деятельностным подходом является приоритетность активных видов музыкальной деятельности обучающихся.

Место предмета в учебном плане


В школьном учебном плане на изучение предмета «Музыка» отводится в 5–8 классах по 1 часу

( 35 ч в год , 35 уч. недели).
























Тематическое планирование

5 класс

(35 рабочие недели, 1 час в неделю, 35 часа)

Музыка как вид искусства

Вспоминаем, повторяем, изучаем

(Повторение изученного в начальной школе)

5 часов

Многообразие связей музыки с литературой

12 часов

Многообразие связей музыки с изобразительным искусством

10 часов

Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

7 часов



6 класс

(35 рабочие недели, 1 час в неделю, 35 часа)

Народное музыкальное творчество

Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 5 классе)

1час

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.

7 часов

Музыкальный фольклор народов России.

8 часов

Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством родного края

10 часов

Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

8 часов

7 класс

(35 рабочие недели, 1 час в неделю, 35 часа)

Развитие музыкальной культуры от средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 6 классе)

1 час

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ веков

15 часов

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ веков

18 часов


8 класс

(35 рабочие недели, 1 час в неделю, 35 часа)

Музыкальная культура XXXXI веков

Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 7 классе)

1 час

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

15 часов

Современная музыкальная жизнь

10 часов

Значение музыки в жизни человека

8



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5кл.

№ п/п

Дата

Тема урока


Примечание

К.

Ф.

К.

Ф.







Раздел I. Музыка как вид искусства. Тема 1. Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в начальной школе)(5 часов)








1.


03.09


Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. «Твоим освободителям, Донбасс». г. Донецк. Муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко


2.


10.09


Средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темп, тембр, оттенки, жанр, лад, форма) в создании музыкального образа и характера музыки. «Хотят ли русские войны». Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.



3.


17.09


Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки.

«Вставай, страна огромная». Дм. Кабалевский. «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»).



4.


24.09


Различные формы построения музыки (двухчастная, трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.

М. Хохлов. «Гимн ДНР»,



5.


01.10


Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.



Тема 2:

Многообразие связей музыки с литературой(12 часов)


6.


08.10


Многосторонние связи музыки и литературы. Что роднит музыку с литературой: сюжеты, темы, образы. Муз. А. Ермолова, сл. К. Кражевой. «Волшебный мир Искусства».


7.


15.10


Благозвучное слияние поэзии и музыки в романсе. Вокальные и инструментальные песни без слов. Муз. и сл. Л. Тумановой «Я рисую счастье».


8.


22.10


Певческий голос как «живой инструмент».

Муз. и сл. Т. Залужная. «Художник рисует нам лето».


9.


29.10


Разновидности вокализа: инструктивный и концертный, вокализ-ария, вокализ-блюз, вокализ-концерт, вокализ-этюд.



10.


12.11


Гармония звука и слова в кантате. Возникновение, кантаты духовные и светские, характерные черты, связь слова и музыки в кантате, кантаты русских и зарубежных композиторов.



11.


19.11


Литературная основа симфонической сюиты. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.



12.


26.11


Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.



13.


03.12


Окрыленное музыкой слово в опере. Неразделимая связь музыки и литературы в оперном жанре: либретто, ария, вокальные ансамбли: дуэт, трио, квартет и т.д., оркестр, дирижер, театр.



14.


10.12


Нерасторжимое единство музыки, литературы и хореографии в балете.


15.


17.12


Основные виды танца в балете: классический, характерный. Балерина, танцор.


16.


24.12


Программная музыка – инструментальная музыка, имеющая словесную (нередко стихотворную) программу, конкретизирующую музыкальное содержание.


17.


14.01


Музыка «главное действующее лицо» в литературных произведениях: сказках, легендах, мифах, стихах, баснях, рассказах, повестях.



Тема 3 : Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (10 часов)


18


21.01


Родство зрительных и музыкальных образов, общность и различия выразительных средств разных видов искусства.


19


28.01


Композитор, живописец берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему. Музыка рождает зрительные ассоциации. «Живописная» музыка.


20


04.02


Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Художественные параллели – музыкальный пейзаж, пейзаж в живописи. Монументальные скульптуры: «Матрос и солдат» г. Севастополь; «Родина-мать» г. Волгоград, Монумент



21


11.02


Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Цветной слух или звуки, которые мы «видим».


22


18.02


Музыкальная графика (визуализация музыки).


23


25.02


. Изображение рождает музыкальные ассоциации.


24


04.03


Художник Константин Васильев: уникальная стилистика графических «звучащих» портретов композиторов и их музыки.


25


11.03


«Оживший» образ композитора. Художники, запечатлевшие на полотнах портреты композиторов.


26


18.03


Выстраивание в сознании обучающихся при восприятии произведений искусства «творческие дуэты» И. Левитан – П. Чайковский, И. Айвазовский – К. Дебюсси.


27


25.03


Формирование ощущения живописности музыки М. Мусоргского, А. Скрябина, А. Хачатуряна. Ф. Шуберта.



Тема 4. Символика скульптуры, архитектуры и музыки (7 часов)

28


08.04


Скульптура – застывшая музыка. Связь гармоничной формы скульптуры с гармонией музыкальной. Ф. Лист-Н. Паганини. Этюд № 6


29


15.04


Застывшая музыка монументальной скульптуры.

«Музыкальные» памятники.

Микеланджело. «Раб, сбрасывающий оковы» (скульптура)

Л. ван Бетховен. Увертюра «Кориолан».


30


22.04


Союз видимого и слышимого в

архитектуре. Взаимо-обогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.


31


29.04


. Взаимо-обогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.


32


06.05


Сопоставлении элементов выразительности двух искусств.


33


13.05


Способы воплощения «музыкальности» в архитектуре и «архитектурности» в музыке.


34


20.05


Музыка исцеляющего колокольного звона.


35


27.05


Итоговый урок.