СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»; Примерной программы воспитания в соответствии с Основной Образовательной Программой основного общего образования МБОУ «Соколовская СОШ», её содержание реализуется в соответствии с годовым календарным планом-графиком школы. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 5-8 КЛАССЫ
Приоритетными целями обучения музыке в 5-8 классах являются: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Основные линии содержания курса музыки в 5-8 классах представлены девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение музыки в 5-8 классах 1 учебный час в неделю. Общее количество – 136 часов (по 34 часа в год).
Рабочая программа по предмету сформирована с учетом рабочей программы воспитания (п.3.1.2 ООП ООО МБОУ «Соколовская СОШ») модуля «Школьный урок».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно- просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учеб- ной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства .
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способа- ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии .
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.
Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т.д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно- европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно- национальных традиций и жанров).
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия — наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ идр.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»
Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и живопись
Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т.д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.)
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ »
Джаз
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация)
Модуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия – наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов.
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»Музыка – зеркало эпохи
Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка — древнейший язык человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.).
Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»Музыкальная драматургия
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии
Музыка кино и телевидения
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Модуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.
Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»Театральные жанры
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»Русский балет
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Русская музыка – взгляд в будущее
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»Музыкальный стиль
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.).
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»Джаз
Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Тематическое планирование предмета «Музыка»
5_ класс
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||||||||
всего | к\ р | п\ р | для слушания | для пения | для музицирования | ||||||||||||||
Модуль 1. Музыка моего края | |||||||||||||||||||
1.1. | Фольклор — народное творчество | 4 | 0 | 2 | Камаринская" - рнп и Чайковский, РНП _Казачья колыбельная_ (обр. Луканина), | Петрунина Аврора, Родина моя (сл.А.Шибицкой, муз. | р.н.игра "Бояре, а мы к вам пришли" | 07.09.2022 28.09.2022 | Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: ; | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/start/255312/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/start/255279/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/conspect/226606/ | ||||||||
Итого по модулю | 4 |
| |||||||||||||||||
Модуль 2. Народное музыкальное творчество России | |||||||||||||||||||
2.1. | Россия — наш общий дом | 4 | 1 | 0 | Кубанский казачий хор "Распрягайте, хлопцы, коней", детский фольклорный ансамбль "Зоренька", государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого "Вдоль по улице широкой" | "Песня о маленьком трубаче" | Ах, вы, сени" - рнп | 05.10.2022 26.10.2022 | Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России; | Устный опрос; | https://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyj-folklor https://www.youtube.com/channel/UCWNs9QRpRp47d898BeSXnDw/videos https://resh.edu.ru/subject/lesson/7168/conspect/315708/ https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/valerij-gavrilin-perezvony https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/conspect/255278/ https://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyj-folklor | ||||||||
Итого по модулю | 4 |
| |||||||||||||||||
Модуль 3. Жанры музыкального искусства | |||||||||||||||||||
3.1. | Камерная музыка | 4 | 0 | 1 | С. Рахманинов. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка»; П. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола») | Ф. Шаляпин. "Песня о блохе" (в аранжировке Стравинского); В. Лаурушас. "В путь"; | П. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола») | 09.11.2022 30.11.2022 | Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.; Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.; Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.; Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.). Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.; Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://soundtimes.ru/
| ||||||||
Итого по модулю | 4 |
| |||||||||||||||||
Модуль 4. Русская классическая музыка | |||||||||||||||||||
4.1. | Образы родной земли | 4 | 0 | 0 | Свиридов "Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина "Метель" ("Тройка", "Вальс", "Весна и осень", "Романс", "Пастораль", "Военный марш", Венчание" Кабалевский "Реквием" на стихи Рождественского "Наши дети", "Помните!", М. Глинка, А. Машистов "Патриотическая песня" Мусоргский фортепианная сюита "Картинки с выставки" Рахманинов "Весенние воды» | Глинка, Городецкий "Славься!" "Мама", "Песня о колоколах" | Глинка, Городецкий "Славься!" | 07.12.2022 28.12.2022 | Практическая работа; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/start/255183/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/start/255023/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/start/255023/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7172/conspect/315947/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/conspect/255022/ https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/sergej-rakhmaninov-kolokola https://kolokola.com/archives/1869 | ||||||||
Итого по модулю | 4 |
| |||||||||||||||||
Модуль 5. Музыка народов мира | |||||||||||||||||||
5.1. | Музыкальный фольклор народов Европы | 3 | 0 | 1 | Творчество Ф. Шуберта. «Фореллен – квинтет» Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И. В. Гёте. | Шуберт «Форель» | Шуберт «Форель» | 12.01.23. 26.01.23 | Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства Понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества Стремление к самовыражению в разных видах искусства | Устный опрос Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://soundtimes.ru/
| ||||||||
Итого по модулю | 3 |
| |||||||||||||||||
Модуль 6. Европейская классическая музыка | |||||||||||||||||||
6.1. | Национальные истоки классической музыки | 4 | 0 | 0 | Писатели и поэты о западноевропейской музыке. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта»; Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор); И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского); Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная») | «Маленькая ночная серенада» (Рондо). | Моцарт «Турецкий марш» | 02.02.23 23.02.23 | Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.; Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ.; Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе.; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://soundtimes.ru/
| ||||||||
Итого по модулю | 4 |
| |||||||||||||||||
Модуль 7. Образы русской и европейской духовной музыки | |||||||||||||||||||
7.1. | Храмовый синтез искусств | 3 | 0 | 0 | «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно (фрагмент). «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся». хор «Любовь святая» Г. Свиридова. "Знаменный распев", Каччини "Аве Мария", Шуберт Скотт"Аве Мария", Моцарт Мотет "Аве верум корпус" Полифония, фуга, хорал. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»); Дж. Перголези. Stabat mater; . Моцарт. Реквием (Dies ire, Lacrimoza) 1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы». | «Обращение к Богородице» П.И.Чайковский и С.В.Рахманинов,
| «Любовь святая» Г.В.Свиридова | 02.03.23 16.03.23 | Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.; Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:; к русской православной традиции;; западноевропейской христианской традиции;; Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике.; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://soundtimes.ru/
| ||||||||
Итого по модулю | 3 |
| |||||||||||||||||
Модуль 8. Связь музыки с другими видами искусства | |||||||||||||||||||
8.1. | Музыка и живопись | 5 | 0 | 2 | Григ, Ибсен драма "Пер Гюнт" ("Утро", "В пещере горного короля"), Мусоргский "Картинки с выставки" ("Балет невылупившихся птенцов", "Гном", "Избушка на курьих ножках")
Греческий распев 17 века "Богородице Дево, радуйся", Рахманинов "Богородице Дево, радуйся", Чайковский "Богородице Дево, радуйся", Бах - Хорал "Иисус всегда остаётся моей радостью", Сон богородицы духовный стих Екатерина Бурдаева,
Дебюсси "Бергамасская сюита"("Лунный свет")
Прокофьев Фортепианные миниатюры "Мимолётности" (1,10,16, 19, 20) «Александр Невский» Прокофьев | Струве «Я хочу увидеть музыку»,"Дети любят рисовать", "О той весне", "Папа купил автомобиль" | "Дети любят рисовать", Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» | 30.03.2023 27.04.2023 | Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.; Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно- изобразительного характера.; Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников; | Устный опрос Тестирование; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/start/305962/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7433/start/302955/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/conspect/298409/ https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/314838/chto-obschego-mejdu- arhitekturoy-i-muzyikoy-vzaimosvyaz https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/iogann- sebastyan-bakh https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/sergej- rakhmaninov https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/petr-ilich- chajkovskij https://resh.edu.ru/subject/lesson/7433/conspect/302954/ | ||||||||
Итого по модулю | 5 |
| |||||||||||||||||
Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления | |||||||||||||||||||
9.1 | Мюзикл | 3 | 1 | 1 | Мюзикл. Э.Уэббер «Кошки» Мюзикл Р Роджерс «Звуки музыки» | Мюзикл Р Роджерс «Звуки музыки» | Мюзикл. Э.Уэббер «Кошки» Мюзикл Р Роджерс «Звуки музыки» | 04.05.23 18.05.23 | Знакомство с различными музыкальными направлениями, присутствующих в мюзикле | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://soundtimes.ru/
| ||||||||
| 3 |
| |||||||||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 7 |
6_ класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||||||||||
Модуль 1. Народное музыкальное творчество России | |||||||||||||
1.1 | Россия – наш общий дом. | 5 | 0 | 2 | Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме; Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра. | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7166/start/254667/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7167/start/254442 | ||||||
1.2 | Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. | 3 | 0 | 1 | Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке. Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке. | Устный опрос. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7165/start/291944/ | ||||||
Итого по модулю: | 8 | 0 | 3 |
|
|
| |||||||
Модуль 2. Русская классическая музыка | |||||||||||||
2.1 | Золотой век русской культуры. | 3 | 0 | 1 | Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композитором- классиком. | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/start/254346/ | ||||||
2.2 | История страны и народа в музыке | 4 | 0 | 1 | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX | Самооценка с использованием | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7168/start/315709/ | ||||||
| русских композиторов. |
|
|
| веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. | «Оценочного листа». |
| ||||||
Итого по модулю: | 7 | 0 | 2 |
|
|
| |||||||
Модуль 3. Европейская классическая музыка | |||||||||||||
3.1 | Музыка – зеркало эпохи. | 7 | 0 | 3 | Знакомство с образцами полифонической и гомофонно- гармонической музыки. | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7169/start/308396/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7162/start/254378/ | ||||||
3.2 | Музыкальный образ. | 3 | 0 | 1 | Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации. | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7164/start/315677/ | ||||||
Итого по модулю: | 10 | 0 | 4 |
|
|
| |||||||
Модуль 4. Жанры музыкального искусства | |||||||||||||
4.1 | Камерная музыка. | 3 | 0 | 1 | Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд. | Устный опрос. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7173/start/254410/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7174/start/315914/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7172/start/315948/ | ||||||
4.2 | Циклические формы и жанры. | 6 | 0 | 2 | Знакомство с циклом миниатюр; Определение принципа, основного художественного замысла цикла. | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7175/start/315980/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7171/start/292008/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7176/start/281849/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7177/start/302987/ | ||||||
Итого по модулю: | 9 | 0 | 3 |
|
|
| |||||||
Резерв: |
|
|
|
|
|
| |||||||
Общее количество часов по программе: | 34 | 0 | 12 |
|
|
|
7_ класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||||||
Модуль 1. Музыка народов мира | ||||||||||
1.1 | Музыка – древнейший язык человечества. | 5 | 0 | 2 | Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации. | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://www.youtube.com/watch?v=M9Opg0Zy2NA&t=9s | |||
1.2 | Музыкальный фольклор народов Европы. | 3 | 0 | 1 | Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России. | Устный опрос. | https://www.youtube.com/watch?v=j2qskSJ7O1I | |||
Итого по модулю: | 8 | 0 | 3 |
|
|
| ||||
Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки | ||||||||||
2.1 | Храмовый синтез искусств. | 3 | 0 | 1 | Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://www.youtube.com/watch?v=FvMONJXDuZ0&t=8s | |||
|
|
|
|
| скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства. |
|
| |||
2.2 | Музыкальные жанры богослужения. | 4 | 0 | 1 | Слушание духовной музыки. Определение на слух: состава исполнителей, типа фактуры (хоральный склад, полифония), принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции. | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3170/start/ | |||
Итого по модулю: | 7 | 0 | 2 |
|
|
| ||||
Модуль 3. Европейская классическая музыка | ||||||||||
3.1 | Музыкальный образ. | 5 | 0 | 2 | Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, | Устный опрос; Самооценка с использованием | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3176/start/ | |||
|
|
|
|
| композиторов- романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения. | «Оценочного листа». |
| |||
Итого по модулю: | 5 | 0 | 2 |
|
|
| ||||
Модуль 4. Жанры музыкального искусства | ||||||||||
4.1 | Симфоническая музыка. | 5 | 0 | 2 | Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической четырехчастной симфонии. | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3181/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3185/start/ | |||
Итого по модулю: | 5 | 0 | 2 |
|
|
| ||||
Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства | ||||||||||
5.1 | Музыка и театр. | 3 | 0 | 1 | Знакомство с образцами музыки, | Устный опрос. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3248/start/ | |||
|
|
|
|
| созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра. |
| https://resh.edu.ru/subject/lesson/3250/start/ | |||
5.2 | Музыка кино и телевидения. | 6 | 0 | 2 | Разучивание, исполнение песни из фильма. | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3179/start/ | |||
Итого по модулю: | 9 | 0 | 3 |
|
|
| ||||
Резерв: |
|
|
|
|
|
| ||||
Общее количество часов по программе: | 34 | 0 | 12 |
|
|
|
8_ класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||||||||||
Модуль 1. Музыка моего края | |||||||||||||
1.1 | Семейный фольклор. | 5 | 0 | 2 | Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов. | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na- temu-semeynobitovoy-folklor-3817834.html | ||||||
1.2 | Наш край сегодня. | 3 | 0 | 1 | Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов. | Устный опрос. | https://www.youtube.com/watch?v=PWbKoIrC- hE&t=5s | ||||||
Итого по модулю: | 8 | 0 | 3 |
|
|
| |||||||
Модуль 2. Жанры музыкального искусства | |||||||||||||
2.1 | Театральные жанры. | 4 | 0 | 1 | Различение, определение на слух:; тембров голосов оперных певцов, оркестровых групп, тембров инструментов, типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.). | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3193/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3190/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3412/start/ | ||||||
Итого по модулю: | 4 | 0 | 1 |
|
|
| |||||||
Модуль 3. Русская классическая музыка | |||||||||||||
3.1 | Русский балет. | 4 | 0 | 1 | Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3192/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3188/start/ | ||||||
Итого по модулю: | 4 | 0 | 1 |
|
|
| |||||||
Модуль 4. Европейская классическая музыка | |||||||||||||
4.1 | Музыкальный стиль. | 4 | 0 | 1 | Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т. д.). | Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3355/start/ | ||||||
Итого по модулю: | 4 | 0 | 1 |
|
|
| |||||||
Модуль 5. Русская классическая музыка | |||||||||||||
5.1 | Русская музыка – взгляд в будущее. | 5 | 0 | 2 | Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств | Устный опрос. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3411/start/ | ||||||
|
|
|
|
| музыкального искусства. |
|
| ||||||
Итого по модулю: | 5 | 0 | 2 |
|
|
| |||||||
Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления | |||||||||||||
6.1 | Джаз. | 4 | 0 | 2 | Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе. | Устный опрос. | https://www.youtube.com/watch?v=pY7t8gPjftk | ||||||
6.2 | Мюзикл. | 5 | 0 | 2 | Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ. | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3405/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3187/start/ | ||||||
Итого по модулю: | 9 | 0 | 4 |
|
|
| |||||||
Резерв: |
|
|
|
|
|
| |||||||
Общее количество часов по программе: | 34 | 0 | 12 |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
Музыка, 5 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2019.
Музыка, 6 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2019.
Музыка, 7 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2019.
Музыка, 8 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2019.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. 5 - 8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для уч ителей общеобразоват. организаций / [ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова]. – 4- е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.
Уроки музыки. Поурочные разработки . 5- 6 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 3- е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 230 г.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 - 8 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 3- е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 331 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Материалы на сайтах: примеры использования ЦОР в работе учителей музыки
Готовые мультимедийные уроки по музыке http://urokicd.ru/muzyka?yclid=354144675941032687;
Методическая разработка урока музыки по теме «Волшебство музыкальных инструментов», Липянская Ю.В., учитель музыки, https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_uroka_muziki_172317.html;
«Диалог метра и ритма», Кныш Ирина Борисовна, учитель музыки, https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/06/21/uchebno-metodicheskiy-material-k-uroku-muzyki-6- klass-2-chetvert;
«Символика музыкальных инструментов в мировой художественной культуре» Лютви Лиана Машаллаевна, преподаватель МХК, https://urok.1sept.ru/статьи/674849/;
«Мелодией одной звучат печаль и радость», Ланцова Мария Евгеньевна, учитель музыки, https://urok.1sept.ru/статьи/673501/;
«Системообразующая деятельность учителя на примере реализации содержания программы по музыке в 6-м классе в рамках ФГОС», Мазурова Татьяна Михайловна, учитель музыки и ИЗО, https://urok.1sept.ru/статьи/664215/;
«А.П.Бородин: жизнь и творчество великого композитора в вопросах и ответах», Юрова Светлана Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин, https://urok.1sept.ru/статьи/660928/.
Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования в профессиональной деятельности современного педагога
Образовательные платформы
https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков; http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не
только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе;
Единая коллекция ЦОР http://window.edu.ru/ Электронные учебники:
Просвещение https://digital.prosv.ru/
Российский учебник https://rosuchebnik.ru
Первое сентября https://1сентября.рф)
Музыка (учебники, учебные пособия) https://alleng.org/edu/art4.htm
электронные рабочие тетради (например, «Яндекс. Учебник»)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.
Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.