СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по музыке 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс»

31


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова»



Принято: Утверждаю:

на заседании педагогического совета директор школы

протокол №____ ___________/____________/

от 27 августа 2019г. приказ №____

от «___»______________2019г.















Рабочая программа

учебного предмета «Музыка», 5 класс

2019-2020гг.













Разработала

учитель музыки 1-й квалификационной категории

Шевцова Е.И.



д.Торбеево

2019г.

Рабочая программа курса «Музыка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программы МКОУ «Торбеевская ОШ», учебного плана МКОУ «Торбеевская ОШ» с учетом примерной рабочей программы по музыке и ориентирована на использование учебника Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка Искусство, изд. Просвещение, 2015г, входит в УМК по музыке. Рабочая программа полностью отражает базовый уровень.

Цель курса: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи курса:

  • Приобщить к музыке, как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену;

  • Воспитать потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира;

  • Развивать музыкальность и эмоциональность, художественный вкус, творческий потенциал;

  • Освоить жанровое и стилевое многообразие музыкального искусства, выразительные средства муз. языка;

  • Овладеть умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки и пение, импровизации;

  • Освоить первоначальные знания о музыке.

Общая характеристика предмета

Курс «Музыки» в 5 классе предполагает обогащение сферы художественных интересов обучающихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно требованиям ФГОС ООО и учебному плану МКОУ «Торбеевская ОШ» на изучение музыки в 5 классе отводится 34 часа т.е. 1 час в учебную неделю.

Требования к результатам обучения

Изучение курса «Музыка» обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета “Музыка”:

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего ерая, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этнические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственныым поступкам;

  • Участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Эстетическое потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные рзультаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и познавательных задач;

  • Умение самостоятельно ланировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, рзмышлять, рассуждать и делать выводы;

  • Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человек и общества, в развитии мировой культуры;

  • Развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к условиям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • Сотрудничество в ходе решения различных творческих задач.

Планируемые результаты изучения курса

К концу 5 класса обучающийся научится:

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях.


Содержание курса

1.Музыка и литература -17час.

Что роднит музыку с литературой. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Всю жизнь мою несу Родину в душе. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое и второе путешествия в музыкальный театр. Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.

2. Музыка и изобразительное искусство -17час.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести, о славе. В каждой мимолетности вижу я миры. Мир композитора. С веком наравне.

Тематическое планирование

п/п

Тема

К-во час.

1.

Музыка и литература

17

2.

Музыка и изобразительное искусство.

17


Учебно-методическое обеспечение

Учебник, нотные тетради, таблицы по музыке, металлофон, синтезатор, интернет-ресурсы.




Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс.

ур.

по предмету

ур.

по теме

Содержание программного материала

К-во часов

Дата

Примечание,причина корректировки

по плану

факт

Музыка и литература (17ч)


1.

1

Что роднит музыку с литературой.

1




2.

2

Вокальная музыка. Взаимосвязь музыки и речи.

1




3.

3

Вокальная музыка. Народное музыкальное творчество.

1




4.

4

Вокальная музыка. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

1




5-6

5-6

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит кикимора… Что за прелесть эти сказки!

2




7.

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1




8.

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1




9-10.

9-10

Всю жизнь мою несу Родину в душе. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

2




11.

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт».

1




12.

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь».

1




13-14

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика.

1




15.

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1




16.

15-16

Музыка в театре, кино и на телевидении. Третье путешествие в муз.театр. Мюзикл.

2




17.

17

Мир композиторов. (Обобщающий урок).

1




Музыка и изобразительное искусство (17ч)


18.

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1




19.

2

«Небесное и земное « в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

1




20-21

3-4

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «Ледовое побоище».

2




22-23

5-6

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2




24.

7

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества.

1




25.

8

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

1




26.

9

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира».

1




27.

10

Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя, ныне-Бетховен с тобой!»

1




28.

11

Застывшая музыка. Содружество муз в храме.

1




29.

12

Полифония в музыке и живописи.

1




30.

13

Музыка на мольберте. Композитор, художник.

1




31.

14

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе.

1




32.

15

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

1




33.

16

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

1




34.

17

Мир композитора. С веком наравне (итоговый контроль)

1

.





















































Критерии оценивания по музыке в 5 классе (Приложение 2)

Критерии оценки:

  • Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

  • Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  • Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

  • На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

  • При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

  • Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

  • Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности

  • хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

  • дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

  • ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

  • ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

  • ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.








Стартовый тестовый контроль по музыке в 5 классе (Приложение 3)

Вариант 1

1.

Музыкальное сопровождение, поддержка основ-

ного голоса:

а) адажио;

б) вариации;

в) аккомпанемент.


2.

Этого великого австрийского композитора часто

называют «отцом симфонии» (их у него 104):

а)

В. А. Моцарт;

б) Й. Гайдн;

в) Л. Бетховен.


3.

Консерватория, в которой учился П. И. Чайков-

ский:

а) Московская;

б) Петербургская;

в) не учился в консерватории.


4.

Слова «Музыка — душа моя!» сказал:

а) А. П. Бородин;

б) П. И. Чайковский;

в) М. И. Глинка.


5.

Последнюю, 41-ю симфонию В. А. Моцарт на-

звал:

а) «Юпитер»;

б) «Марс»;

в) «Сатурн».



6.

В расцвете творческих сил С. В. Рахманинов

был вынужден навсегда покинуть Россию:

а) в 1917 году;

б) в 1937 году;

в) в 1943 году



7.

Автор симфонической сюиты «Шехеразада»

по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна

ночь»:

а) М. И. Глинка;

б) Н. А. Римский-Корсаков;

в) П. И. Чайковский.


8.

Кто назвал 14-ю сонату Л. Бетховена «Лун-

ной»:

а) его возлюбленная Джульетта Гвиччарди;

б) поэт-романтик Людвиг Рельштаб;

в) сам композитор?


9.

Сюжет оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинке

предложил:

а) А. С. Пушкин;

б) А. А. Фет;

в) В. А. Жуковский

.

10.

Из перечисленных произведений П. И. Чайков-

ского не является балетом:

а) «Щелкунчик»;

б) «Пиковая дама»;

в) «Лебединое озеро».

11.

Один из замечательных французских компози-

торов очень любил животных и даже написал

сюиту «Карнавал животных». Это:

а) Ж. Бизе;

б) К. Сен-Санс;

в) Л. Делиб.


12.

Норвежский драматург Генрик Ибсен просла-

вился благодаря своему соотечественнику —

композитору, написавшему на основе его поэмы

сюиту «Пер Гюнт». Этого композитора зовут:

а) Ф. Шопен;

б) Э. Григ;

в) Ф. Шуберт



Ключ ответов:

1в, 2б, 3б, 4в, 5а, 6а, 7б, 8б, 9в, 10б, 11б, 12б.







Вариант 2


1. Как называется словесный текст оперы и других музыкально-драматических произведений, литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета.

а) романс

б) либретто

в) вокализ

2.Как называется пение без слов или пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков.

а) романс

б) вокализ

в) ария

3. Что в музыке обозначает слово « баркарола »?

а) "песня на воде"

б) песня под гитару

в) песня без слов

4. Какой композитор основоположник польской музыки?

а) Ф. Шуберт

б) Ф. Шопен

в) Ф. Мендельсон

 

5. Что в музыке обозначает слово « реквием »?

а) музыкальное произведение радостного характера для хора с оркестром

б) музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром

в) вид многоголосия, в котором все голоса равны

6. Как называется музыкально-театральный сценический жанр, развлекательное представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства.

а) квинтет

б) мюзикл

в) кантата

 7. Как называется группа музыкантов из 5 человек?

а) квартет

б) квинтет

в) секстет

8.Какой композитор сочинил более 600 песен?

а) Ф. Шопен

б) Э. Л. Уэббер

в) Ф. Шуберт

9. Как называется высокий мужской голос?

а) тенор

б) баритон

в) бас

10. Как называется группа музыкантов из 7 человек?

а) септет

б) октет

в) нонет

Ключ ответов:

1-б, 2-б, 3 –а, 4 –б, 5 –б, 6 –б, 7 –б, 8 –в, 9 а, 10 –а.

Итоговый тестовый контроль по музыке в 5 классе

Вариант 1

Выбери правильный ответ

1. Вокальная музыка – это…

А. Синтез музыки и литературы;

Б. Разногласие музыки и литературы;

В. Синтез искусства и изобразительного творчества.

2. Вокализ – это…

А. Песни без слов;

Б. Песни со словами;

В. Патриотическая песня.

3. Какие голоса в музыке мы относим к женским голосам?

А. Тенор, альт;

Б. Баритон, сопрано;

В. Сопрано, альт.

4. Какой инструмент появился в ХVIIIв. и постепенно сменил домру?

А. Бандура;

Б. Балалайка;

В. Гитара.

5. Камерная музыка – это…

А. музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей;

Б. Музыка, предназначенная для большого количества слушателей;

В. Музыка, предназначенная для музыкантов.

6. ff- обозначает в музыке…

А. Тихо;

Б. Очень громко;

В. Громко.

7. Виды хоров:

А. Любительский, профессиональный, мужской, женский;

Б. Смешанный, детский хор, мужской, женский.

В. Профессиональный, детский хор, женский.

8. Части оперы:

А. Увертюра, пролог, действия, вокальные номера, инструментальные танцевальные эпизоды;

Б. Ария, пролог, вокальные номера, эпизоды;

В. Увертюра, пролог, действия, романс.

9. - обозначает в музыке

А. Пиано;

Б. Форте;

В. Диминуэндо.

10. В каком веке возник Романс?

А. XIXв.;

Б. XXв.;

В. XVIIIв.


Ключ ответов:

1. А; 2. А.; 3. В; 4. Б.; 5. А.; 6. Б.; 7. Б; 8. А; 9. В; 10. А;







Вариант 2

1. Вокальный жанр:

1) Балет

2) Опера

3) Сюита

2. Инструментальный жанр:

1) Романс

2) Симфония

3) Песня

3. Музыкальный жанр, который зависит от литературы:

1) Танец

2) Симфония

3) Балет

4. Музыкальный жанр, который не зависит от литературы:

1) Опера

2) Марш

3) Песня

5. Музыкальное произведение для голоса без слов:

1) Кантата

2) Частушка

3) Вокализ

6. В какой стране возникла опера:

1) Франция

2) Италия

3) Польша

7. В какой стране возник балет, как самостоятельное искусство:

1) Италия

2) Австрия

3) Франция

8. Какие музыкальные инструменты не входят в состав симфонического оркестра:

1) Скрипка, виолончель
2) Гусли, балалайка

3) Гобой, кларнет

9. Музыкальное произведение для одного, нескольких или многих голосов называется:

1) Вокальное

2) Инструментальное

3) Симфоническое

10. Великий австрийский композитор 18 века:

1) Шопен

2) Моцарт

3) Бетховен

Ключ ответов:

1.2 ; 2.2; 3.3; 4.2; 5.3; 6.2; 7.3; 8.2; 9.1; 10.2







Критерии оценки: (Приложение 4)

Максимальное кол-во баллов – 10

10 – 9 баллов – оценка «5»

8 - 6 баллов – оценка «4»

5 - 3 балла – оценка «3»

2 – 0 баллов- оценка «2»































Конец формы