СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочей программе соответствует учебники: Е.Д.Критская «Музыка» 5-7 классы. : «Просвещение», 2012 г. Рабочая программа «Музыка» в 5-7классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов – 102 часа.Программа «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской используется в данной рабочей программе без изменений.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 13»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ г. Астрахани «СОШ №13» ________________ Л.В.Рахманова « » _______ 2019г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР
__________________ И.А.Савчук « » _________ 2019 г. | Рассмотрено на заседании МО учителей естественнонаучного цикла Протокол № ______ от « » ___________ 2019 г. ______________ Н.В.Симбиркина |
Рабочая программа по музыке для 5 класса на 2019-2020 учебный год
(Программа «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2014 год. )
Учитель музыки
Колесникова Светлана Владимировна
высшая квалификационная категория
2019г.
Пояснительная записка
Данная программа «Музыка» для 5 классов разработана на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Программа «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2014 год.
4. Рабочей программе соответствует учебники: Е.Д.Критская «Музыка» 5-7 классы. : «Просвещение», 2012 г. Рабочая программа «Музыка» в 5-7классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов – 102 часа.Программа «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской используется в данной рабочей программе без изменений.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
1) Учебник «Музыка» для 5 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2014г.)
3) Методические рекомендации для 5-7 года обучения
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2014г)
5) Поурочное планирование для 5 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2014г)
Количество часов на 2019/2020 учебный год : 34 часа; в неделю 1 час (5 классы),
5-ый класс
Личностные УУД
понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах;
использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Познавательные УУД
устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;
усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные УУД
передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД
осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;
формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках;
использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки;
расширения с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использования информации в проектно-исследовательской деятельности.
Содержание программы предмета Музыка» 5 класс
Тема года:“Музыка и другие виды искусства”
Тема I полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка Народное музыкальное творчество.(1ч.)
. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных их удожественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др.
Урок 4. Вокальная музыка.Романс.(1ч.)
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. (1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Урок 9. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 10. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
Урок 12-13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (2ч.)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).
Урок 15.Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи
Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Урок 24-25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (2ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 27. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
Урок 31.Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.
Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч)
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М., Просвещение, 2014 с.10- 24.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Музыка и литература | 16 | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностные отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Импровизировать в соответствии с самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Определять характерные признаки музыки и литературы. |
2 | Музыка и изобразительное искусство | 18 | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. |
| Всего | 34 |
|
Календарно – тематическое планирование 5 класс (34 ч.в год)
№ п/п
урока | Наименование разделов и тем | Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дата проведения | Домашнее задание | |||||
Предметные УУД
| Метапредметные
| Личностные УУД | |||||||
|
|
| |||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 |
| 7 | |||
1 | Что роднит музыку с литературой.
| Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию | Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее.
| Эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения |
|
| |||
2 | Песня-душа народа. | Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности. Уметь: разучивать и исполнять образцы музыкально_- поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. | Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. | Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.
|
|
| |||
3 | Вокальная музыка. | Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.
| Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.
| Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. |
|
| |||
4 | Романс. | Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
| Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
|
|
| |||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
| Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
| Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю .
|
|
| |||
6 | Программная музыка. | Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. | Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов | Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.
|
|
| |||
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки.
| Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.
| Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. | Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. |
|
| |||
8 | Вторая жизнь песни.
| Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.
| Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. | Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
|
|
| |||
9 | Всю жизнь мою несу родину в душе…
| Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
| Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений. | размышлять о знакомом музыкальном произведении, участвовать в коллективной исполнительской деятельности |
|
| |||
10 | Гармонии задумчивый поэт.Ф.Шопен | Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.
| Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. |
|
| |||
11 | В.А.Моцарт | Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни.
| Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |||
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
| Знать/понимать: особенности оперного жанра; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.
| Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. |
|
| |||
13 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
| Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.
| наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); |
|
| |||
14 | Музыка в театре, кино, на телевидении.
| Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.
| Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнитель ской деятельности. |
|
| |||
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
| Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
| Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины. |
|
| |||
16 | Мир композитора. | Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
| Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
| Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. |
|
|
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством?
| Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.
| Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |
18 | Небесное и земное в звуках и красках.
| Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. . | Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности | Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др |
|
| |
19 | Звать через прошлое к настоящему.
| Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
| Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу | Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др |
|
| |
20
| Кантата «Александр Невский». | Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
| Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка.
| Знать/понимать: Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного, общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
| Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу | Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др |
|
| |
22 | Выразительные возможности музыки и живописи | Знать/понимать: Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.
| Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного, общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.
| Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |
23 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
| Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова.
| Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др |
|
| |
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (продолжение)
| Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки.
| Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.. | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.
|
|
| |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
| Знать/понимать: Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. . | Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |
26 | Волшебная палочка дирижера.
| Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
| Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
| Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |
27 | Образы борьбы и победы в искусстве.
| Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. | Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |
28 | Застывшая музыка.
| Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения; понятие – полифония.
| Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др |
|
| |
29 | Полифония в музыке и живописи.
| Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.
| Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
|
|
| |
30 | Музыка на мольберте.
| Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.
| Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.
| Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи.
| Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
| Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др |
|
| |
32 | О подвигах, о доблести и славе...
| Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. . | Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
|
|
| |
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры…»
| Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.
| Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
|
| |
34 | Мир композитора. «С веком наравне».
| Знать/понимать: знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
| Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др |
|
|
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 5 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, на основе Программы "Музыка. 5 - 7 классы", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).
«Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2005г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс», М., Просвещение, 2011г.
Фонохрестоматия для 5 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2014г.
Список научно-методической литературы для учащихся :
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО -«ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке", М., Детская литература, 1972 г.
Список научно-методической литературы для учителя:
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Детская музыкальная энциклопедия "Музыка", М., Астрель АСТ, 2003 г.
Детская музыкальная энциклопедия , М., Астрель АСТ, 2002 г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке", М., Детская литература, 1972 г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
Левашова Г.Я. "Музыка и музыканты", Ленинград, Детская литература, 1969 г.
Михеева Л.В. "Музыкальный словарь в рассказах", М., Советский композитор, 1984 г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "В мире музыки", М., Музыка, 1999 г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Сборник "Музыка и поэзия", автор-составитель Домнина Е.Н., Санкт-Петербург, 2004 г.
Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009
Сиротина Т., "Музыкальная азбука", М., Музыка, 2004 г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Ткачева Е.Е. "Его величество театр" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006 г.
Ткачева Е.Е. "Музыкальный вернисаж" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004 г.
Ткачева Е.Е. "По главной улице с оркестром" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001 г.
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Улашенко Н.Б.. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.
Финкельштейн Э.И. "Музыка о А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями", Ленинград, Советский композитор, 1991 г.
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр. Кино., М., Аванта+, 2003 г.
Энциклопедия популярной музыки, сост. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В., Минск, Экономпресс, 2002 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Единая коллекция -
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Интерактивная музыкальная игра "Щелкунчик"(CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2010.
Интерактивная музыкальная игра "Музаик" (CD ROM) М., Alawar, 2009.
Интерактивная музыкальная игра "Алиса и Времена года" (CD ROM), М., МедиаХаус, 2005.
EOMI (коллекция музыкальных инструментов) - http://eomi.ws/
Планируемые результаты
В результате изучения предмета "Музыка" учащиеся должны:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, регламентированным Положением о портфолио обучающегося ступени основного общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
проверочные, контрольные работы по предметам;
комплексные работы на межпредметной основе и др.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.
«5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
«4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.
«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.
«1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня