МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
| Утверждена Директор школы ____________ Н.Б. Гурьева Приказ № ___ от 30.08.2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
7 класс
базовый уровень
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-8 классы Под руководством Д.Б. Кабалевского), методические рекомендации Алеева, Науменко, учебник Алеева, Науменко и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Программу разработала
учитель музыки
Лучкина О.В.
2018 год
Пояснительная записка
- Рабочая программа по музыке для обучающего 7-го класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
3. Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения;
4. Базисный учебный план МБОУ СОШ №3
Общая характеристика учебного курса
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Место учебного курса в учебном плане
Базисный учебный план МБОУ СОШ №3 предусматривает обязательное изучение музыки в 7-х классах в объёме 35 часов, в неделю-1час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:
-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Предметные результаты
Предметными результатами изучения музыки являются:
-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Содержание учебного курса
«Магическая единственность» музыкального произведения. – 1ч
Раздел «Содержание в музыке» - 3ч.
Тема Музыку трудно объяснить словами -1час
Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое. Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
Тема Что такое музыкальное содержание – 1час
Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний. Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта. Музыка обладает свойством обобщать.
Тема Что такое музыкальное содержание – 1час
Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания воздействуют на человеческую душу. Музыкальные произведения воплощают основные человеческие чувства.
Раздел «Каким бывает музыкальное содержание» – 5 (ч).
Тема Музыка, которую необходимо объяснить словами -1час
Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами. Музыкальное содержание в произведении П. И. Чайковского «Времена года».
Тема Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского -1час
Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ ноября в представлении великого русского композитора.
Тема «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» -1 час
Музыкальный колорит востока в произведениях русских композиторов. Восточная тема в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада».
Тема Когда музыка не нуждается в словах -1 час
Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное произведение вызывает у разных людей различные представления и образы. Музыкальное содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого.
Обобщение -1 час.
Раздел «Музыкальный образ» - 3 (ч).
Тема Лирические образы в музыке - 1 час
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального произведения с его образным строением. Лирические образы в произведениях Скрябина и Рахманинова.
Тема Драматические образы в музыке -1 час
Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной трактовкой героев и т. д. Образец драматического произведения-баллада Шуберта «Лесной царь».
Тема Эпические образы в музыке -1 час
Эпическая опера-былина Римского-Корсакова «Садко».
Раздел «О чём рассказывает музыкальный жанр» - 4 (ч).
Тема «Память жанра» -1 час
Музыкальный жанр-огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре существует своя разнообразная музыкальная трактовка. Жанр всегда узнаваем.
Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час
Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Бизе, Шопена.
Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час
Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час
Раздел «Что такое музыкальная форма» – 3 (ч).
Тема «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы -1 час
Широкое и узкое значение понятия музыкальной формы. Герои музыкальной формы на примере музыкальных произведений Моцарта и Шуберта.
Тема Художественная форма – это ставшее зримым содержание - 1 час
Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы.
Тема От целого к деталям - 1 час
Воплощая свой музыкальный замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях нередко выражается главная сущность искусства.
Раздел «Музыкальная композиция» – 8 (ч).
Тема Какой бывает музыкальная композиция -1 час
Музыкальная композиция – строение музыкального произведения. В музыкальной композиции есть вся система образов, характеров и настроений. Взаимосвязь масштабности композиции и содержания.
Тема Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период) -1 час
Простейшая форма музыки – период. Краткость и емкость музыкальной формы наиболее верна Прелюдия Шопена ля мажор.
Тема Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма)-1час
Двухчастная форма в музыке на примере романса Глинки «Венецианская ночь». Единство музыкального образа и образа поэтического.
Тема Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки -1 час
Трехчастная форма в музыке – основа многих самостоятельных произведений. Пример трехчастной формы в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья».
Тема Многомерность образа в форме рондо -1 час
Форма рондо основана на многократном повторении главной темы. Пример музыкальной формы в романсе Бородина «Спящая княжна» и балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Тема Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии
Д. Шостаковича (вариации) -1 час
Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике видоизменяясь.
Раздел «Музыкальная драматургия» – 8 (ч).
Тема Музыка в развитии -1 час
Музыкальная драматургия – динамика музыкального звучания. Музыкальное звучание не стоит на месте, оно разворачивается во времени. Музыкальный пример «Старый замок» Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».
Тема Музыкальный порыв -1 час
Драматургия пьесы Шумана «Порыв». Средства музыкальной выразительности помогают понять основной образ пьесы.
Тема Движение образов и персонажей в оперной драматургии -1 час
Яркий пример музыкальной драматургии в жанре оперы.
Тема Движение образов и персонажей в оперной драматургии -1 час
Тема Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час
Древний литературный памятник – основа русской оперы Бородина «Князь Игорь».
Тема Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час
Тема Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии -1 час
Симфония – монументальный жанр инструментальной музыки. Четырехчастность симфонического жанра. Свойство симфонии – динамичность (смена разнохарактерных частей, смена внутри каждой части – особенности жанра симфонии).
Заключительный урок Содержание и форма в музыке -1 час.
Тематический план курса
№ | Основные разделы | Количество часов |
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | 1 |
2 | Содержание в музыке | 3 |
3 | Каким бывает музыкальное содержание | 5 |
4 | Музыкальный образ | 3 |
5 | О чем рассказывает музыкальный жанр | 4 |
6 | Что такое музыкальная форма | 3 |
7 | Музыкальная композиция | 8 |
8 | Музыкальная драматургия | 8 |
Итого: | | 35 |
1 полугодие | | 16 |
2 полугодие | | 19 |
Планируемые результаты изучения музыки за курс 7 класса
Содержание в музыке |
Ученик научится: | -Определять содержание музыкального произведения. |
Ученик получит возможность: | -Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. |
Каким бывает музыкальное содержание |
Ученик научится: | -Распознавать содержание музыкальных произведений разного характера. |
Ученик получит возможность: | -Чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его многообразии. |
Музыкальный образ |
Ученик научится: | - Определять лирические, драматические и эпические образы музыкальных произведений. |
Ученик получит возможность: | - Распознавать мир через музыкальные формы и образы. |
О чем рассказывает музыкальный жанр |
Ученик научится: | - Определять жанр музыкального произведения. -Распознавать его характерные особенности. |
Ученик получит возможность: | -Осмысления основных жанров музыкально — поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия. |
Что такое музыкальная форма |
Ученик научится: | -Понимать, что единство содержания и формы — непременный закон искусства. |
Ученик получит возможность: | -Рассуждать о специфике музыки, об особенностях музыкального языка. |
Музыкальная композиция |
Ученик научится: | - Разбираться в строении музыкального произведения. |
Ученик получит возможность: | - Знать о существовании двухчастной, трехчастной, четырехчастной формы, формы рондо, вариационной формы музыкальных произведений. |
Музыкальная драматургия | |
Ученик научится: | -Понимать интонационно — образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности. |
Ученик получит возможность: | -Расширения и обогащения опыта в разнообразных видах музыкального творчества. |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | наблюдение |
Метапредметные | творческие задания для ученика |
Предметные | самостоятельные, тестирование |
Данная рабочая программа отражает не только образовательную область «Музыка», но и связана с такими общеобразовательными предметами как история, мировая художественная культура, литература.
Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:
- информационно - коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Аудио-визуальный материал | Дата | План | Факт | 1. | «Магическая единственность» музыкального произведения. | 1 | Бетховен «Соната №14» И.Брамс «Симфония №3» Ю. Шевчук «Что такое осень» | | | 2. | СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ Музыку трудно объяснить словами. | 1 | Бетховен В. Мэй «Соната №14» 1 часть Ю. Шевчук «Что такое осень» | | | 3. | Что такое музыкальное содержание? | 1 | Чайковский "Ноябрь" Я. Дубравин, М. Пляцковский «Когда играет музыкант» | | | 4. | Что такое музыкальное содержание? | 1 | Римский-Корсаков "Шехерезада" Я. Дубравин, М. Пляцковский «Когда играет музыкант» | | | 5. | КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Музыка, которую необходимо объяснить словами. | 1 | А.Н. Скрябин «Этюд№12», Ф. Шопен «Прелюдия №20», А. Варламов «Горные вершины» | | | 6. | Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. | 1 | П.И.Чайковский «Ноябрь. На тройке» А.Варламов «Горные вершины» | | | 7. | «Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада». | 1 | Римский-Корсаков «Шахерезада», 1 часть Е.Подгайц «Осенний вокализ» | | | 8. | Когда музыка не нуждается в словах. | 1 | А.Вивальди «Зима», 1 часть | | | 9. | Содержание в музыке. | 1 | Л.Бетховен «Симфония №5», 3 часть. Музыкальная викторина. | | | 10. | МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ Лирические образы в музыке. | 1 | Рахманинов "Прелюдия №12" Ю.Милютин «Лирическая песенка» | | | 11. | Драматические образы в музыке | 1 | Шуберт "Лесной царь" Г.Струве «Матерям погибших героев» | | | 12. | Эпические образы в музыке. | 1 | "Князь Игорь", А.Бородин «Богатырская симфония», Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее» | | | 13. | О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР «Память жанра». | 1 | П.И.Чайковский «Симфония №4» М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье» С.Никитин «Под музыку Вивальди» | | | 14. | Такие разные песни, танцы, марши. | 1 | Р.н.п. «Во поле берёза стояла…» С.Никитин «Под музыку Вивальди» | | | 15. | Такие разные песни, танцы, марши. | 1 | П.И.Чайковский «Валь» из оперы «Евгений Онегин» И.Штраус «Вальс.Полька» | | | 16. | Такие разные песни, танцы, марши. | 1 | П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик» Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» | | | 17. | ФОРМА В МУЗЫКЕ ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. | 1 | Р.Вагнер «Антракт» к 3 действию из оперы «Лоэнгрин» В.А.Моцарт «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро» А.Зацепин «Есть только миг» | | | 18. | «Художественная форма-это ставшее зримым содержание». | 1 | Ф.Шуберт «Серенада» А.Зацепин «Есть только миг» | | | 19. | От целого к деталям. | 1 | Ф.Шуберт «Зимний путь» А.Зацепин «Есть только миг» | | | 20. | МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Какой бывает музыкальная композиция. | 1 | Ф.Шопен «Прелюдия №7» А.Зацепин «Есть только миг» | | | 21. | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). | 1 | Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть А.Рыбников «Последняя поэма» | | | 22. | Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). | 1 | М.И.Глинка «Венецианская ночь» Ф.Шопен «Прелюдия №7» | | | 23. | Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки | 1 | М.И.Глинка «Я здесь, Инезилья…» С.С.Прокофьев «Джульетта-девочка» | | | 24. | Многомерность образа в форме рондо. | 1 | А.Бородин «Спящая княжна» М.И.Глинка «Венецианская ночь» | | | 25. | Многомерность образа в форме рондо. | 1 | А.Бородин «Спящая княжна» М.И.Глинка «Венецианская ночь» | | | 26. | Обобщение темы. | 1 | Музыкальная викторина по изученным произведениям. | | | 27. | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации). | 1 | Д.Д.Шостакович «Симфония №7», 1 часть («Эпизод нашествия») В.Синявский «Благодарим, солдаты, вас» | | | 28. | МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ Музыка в развитии. | 1 | М.П.Мусоргский «Старый замок» С.Соснин «Родина» | | | 29. | Музыкальный порыв. | 1 | Р.Шуман «Порыв» С.Соснин «Родина» | | | 30. | Движение образов и персонажей в оперной драматургии. | 1 | М.И.Глинка «Мазурка» С.Соснин «Родина» | | | 31. | Движение образов и персонажей в оперной драматургии. | 1 | М.И.Глинка «Мазурка» С.Соснин «Родина» | | | 32. | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | 1 | М.И.Глинка. Хор поляков из оперы «Жизнь за царя» С.Соснин «Родина» | | | 33. | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | 1 | М.И.Глинка. Хор поляков из оперы «Жизнь за царя» С.Соснин «Родина» | | | 34. | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. | 1 | А.Бородин Опера «Князь Игорь» (фрагменты) | | | 35. | Содержание и форма в музыке (заключительный урок). | 1 | Музыкальная викторина по изученным произведениям. | | | СОГЛАСОВАНА Протокол заседания МО учителей музыки от _28_ августа 2018 года № 1 Руководитель МО __________ В.И. Остапенко | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________________Н.И. Сыч «_ 30_» августа 2018 г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета протокол от 30 .08.18 _№ 1 __ |