СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 7 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


Утверждена

Директор школы

____________ Н.Б. Гурьева

Приказ № ___ от 30.08.2018 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

7 класс

базовый уровень

Срок реализации 2018-2019 учебный год


Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-8 классы Под руководством Д.Б. Кабалевского), методические рекомендации Алеева, Науменко, учебник Алеева, Науменко и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).






Программу разработала

учитель музыки

Лучкина О.В.





2018 год

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по музыке для обучающего 7-го класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

3. Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения;

4. Базисный учебный план МБОУ СОШ №3


Общая характеристика учебного курса

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.

Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Место учебного курса в учебном плане

Базисный учебный план МБОУ СОШ №3 предусматривает обязательное изучение музыки в 7-х классах в объёме 35 часов, в неделю-1час.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:

-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

Предметные результаты

Предметными результатами изучения музыки являются:

-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.



Содержание учебного курса


«Магическая единственность» музыкального произведения. – 1ч


  1. Раздел «Содержание в музыке» - 3ч.

  1. Тема Музыку трудно объяснить словами -1час

Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое. Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.

  1. Тема Что такое музыкальное содержание – 1час

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний. Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта. Музыка обладает свойством обобщать.

  1. Тема Что такое музыкальное содержание – 1час

Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания воздействуют на человеческую душу. Музыкальные произведения воплощают основные человеческие чувства.


  1. Раздел «Каким бывает музыкальное содержание» – 5 (ч).

  1. Тема Музыка, которую необходимо объяснить словами -1час

Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами. Музыкальное содержание в произведении П. И. Чайковского «Времена года».

  1. Тема Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского -1час

Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ ноября в представлении великого русского композитора.

  1. Тема «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» -1 час

Музыкальный колорит востока в произведениях русских композиторов. Восточная тема в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада».

  1. Тема Когда музыка не нуждается в словах -1 час

Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное произведение вызывает у разных людей различные представления и образы. Музыкальное содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого.

Обобщение -1 час.


  1. Раздел «Музыкальный образ» - 3 (ч).

  1. Тема Лирические образы в музыке - 1 час

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального произведения с его образным строением. Лирические образы в произведениях Скрябина и Рахманинова.

  1. Тема Драматические образы в музыке -1 час

  2. Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной трактовкой героев и т. д. Образец драматического произведения-баллада Шуберта «Лесной царь».

  3. Тема Эпические образы в музыке -1 час

  4. Эпическая опера-былина Римского-Корсакова «Садко».


  1. Раздел «О чём рассказывает музыкальный жанр» - 4 (ч).

  1. Тема «Память жанра» -1 час

Музыкальный жанр-огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре существует своя разнообразная музыкальная трактовка. Жанр всегда узнаваем.

  1. Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час

Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Бизе, Шопена.

  1. Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час

  2. Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час

  1. Раздел «Что такое музыкальная форма» – 3 (ч).

  1. Тема «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы -1 час

Широкое и узкое значение понятия музыкальной формы. Герои музыкальной формы на примере музыкальных произведений Моцарта и Шуберта.

  1. Тема Художественная форма – это ставшее зримым содержание - 1 час

Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы.

  1. Тема От целого к деталям - 1 час

Воплощая свой музыкальный замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях нередко выражается главная сущность искусства.


  1. Раздел «Музыкальная композиция» – 8 (ч).

  1. Тема Какой бывает музыкальная композиция -1 час

Музыкальная композиция – строение музыкального произведения. В музыкальной композиции есть вся система образов, характеров и настроений. Взаимосвязь масштабности композиции и содержания.

  1. Тема Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период) -1 час

Простейшая форма музыки – период. Краткость и емкость музыкальной формы наиболее верна Прелюдия Шопена ля мажор.

  1. Тема Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма)-1час

Двухчастная форма в музыке на примере романса Глинки «Венецианская ночь». Единство музыкального образа и образа поэтического.

  1. Тема Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки -1 час

Трехчастная форма в музыке – основа многих самостоятельных произведений. Пример трехчастной формы в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья».

  1. Тема Многомерность образа в форме рондо -1 час

Форма рондо основана на многократном повторении главной темы. Пример музыкальной формы в романсе Бородина «Спящая княжна» и балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».


  1. Тема Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии

Д. Шостаковича (вариации) -1 час

Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике видоизменяясь.


  1. Раздел «Музыкальная драматургия» – 8 (ч).

  1. Тема Музыка в развитии -1 час

Музыкальная драматургия – динамика музыкального звучания. Музыкальное звучание не стоит на месте, оно разворачивается во времени. Музыкальный пример «Старый замок» Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».

  1. Тема Музыкальный порыв -1 час

Драматургия пьесы Шумана «Порыв». Средства музыкальной выразительности помогают понять основной образ пьесы.

  1. Тема Движение образов и персонажей в оперной драматургии -1 час

Яркий пример музыкальной драматургии в жанре оперы.

  1. Тема Движение образов и персонажей в оперной драматургии -1 час

  2. Тема Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час

Древний литературный памятник – основа русской оперы Бородина «Князь Игорь».

  1. Тема Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час

  2. Тема Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии -1 час

Симфония – монументальный жанр инструментальной музыки. Четырехчастность симфонического жанра. Свойство симфонии – динамичность (смена разнохарактерных частей, смена внутри каждой части – особенности жанра симфонии).

Заключительный урок Содержание и форма в музыке -1 час.



Тематический план курса


Основные разделы

Количество часов

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

2

Содержание в музыке

3

3

Каким бывает музыкальное содержание

5

4

Музыкальный образ

3

5

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

6

Что такое музыкальная форма

3

7

Музыкальная композиция

8

8

Музыкальная драматургия

8

Итого:


35

1 полугодие


16

2 полугодие


19



Планируемые результаты изучения музыки за курс 7 класса



Содержание в музыке

Ученик научится:

-Определять содержание музыкального произведения.

Ученик получит возможность:

-Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Каким бывает музыкальное содержание

Ученик научится:

-Распознавать содержание музыкальных произведений разного характера.

Ученик получит возможность:

-Чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его многообразии.

Музыкальный образ

Ученик научится:

- Определять лирические, драматические и эпические образы музыкальных произведений.

Ученик получит возможность:

- Распознавать мир через музыкальные формы и образы.

О чем рассказывает музыкальный жанр

Ученик научится:

- Определять жанр музыкального произведения.

-Распознавать его характерные особенности.

Ученик получит возможность:


-Осмысления основных жанров музыкально — поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия.

Что такое музыкальная форма

Ученик научится:

-Понимать, что единство содержания и формы — непременный закон искусства.


Ученик получит возможность:


-Рассуждать о специфике музыки, об особенностях музыкального языка.


Музыкальная композиция

Ученик научится:

- Разбираться в строении музыкального произведения.

Ученик получит возможность:


- Знать о существовании двухчастной, трехчастной, четырехчастной формы, формы рондо, вариационной формы музыкальных произведений.

Музыкальная драматургия


Ученик научится:

-Понимать интонационно — образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности.

Ученик получит возможность:

-Расширения и обогащения опыта в разнообразных видах музыкального творчества.


Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса


Результаты образовательного процесса

формы контроля

Личностные

наблюдение

Метапредметные

творческие задания для ученика

Предметные

самостоятельные, тестирование


Данная рабочая программа отражает не только образовательную область «Музыка», но и связана с такими общеобразовательными пред­метами как история, мировая художественная культура, литература.


Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:


- информационно - коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


№ п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Аудио-визуальный материал

Дата

План

Факт

1.

«Магическая единственность» музыкального произведения.

1

Бетховен «Соната №14»

И.Брамс «Симфония №3»

Ю. Шевчук «Что такое осень»



2.

СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ


Музыку трудно объяснить словами.

1

Бетховен

В. Мэй «Соната №14» 1 часть

Ю. Шевчук «Что такое осень»



3.

Что такое музыкальное содержание?

1

Чайковский "Ноябрь"

Я. Дубравин, М. Пляцковский «Когда играет музыкант»



4.

Что такое музыкальное содержание?

1

Римский-Корсаков "Шехерезада"

Я. Дубравин, М. Пляцковский «Когда играет музыкант»



5.

КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

1

А.Н. Скрябин «Этюд№12»,

Ф. Шопен «Прелюдия №20»,

А. Варламов «Горные вершины»



6.

Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского.

1

П.И.Чайковский «Ноябрь. На тройке»

А.Варламов «Горные вершины»



7.

«Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада».

1

Римский-Корсаков

«Шахерезада», 1 часть

Е.Подгайц «Осенний вокализ»



8.

Когда музыка не нуждается в словах.

1

А.Вивальди «Зима», 1 часть



9.

Содержание в музыке.

1

Л.Бетховен «Симфония №5»,

3 часть.

Музыкальная викторина.



10.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Лирические образы в музыке.

1

Рахманинов "Прелюдия №12"

Ю.Милютин «Лирическая песенка»



11.

Драматические образы в музыке

1

Шуберт "Лесной царь"

Г.Струве «Матерям погибших героев»



12.

Эпические образы в музыке.

1

"Князь Игорь", А.Бородин «Богатырская симфония»,

Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»



13.

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР

«Память жанра».

1

П.И.Чайковский «Симфония №4»

М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье»

С.Никитин «Под музыку Вивальди»



14.

Такие разные песни, танцы, марши.

1

Р.н.п. «Во поле берёза стояла…»

С.Никитин «Под музыку Вивальди»



15.

Такие разные песни, танцы, марши.

1

П.И.Чайковский «Валь» из оперы «Евгений Онегин»

И.Штраус «Вальс.Полька»



16.

Такие разные песни, танцы, марши.

1

П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»



17.

ФОРМА В МУЗЫКЕ

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА.

«Сюжеты» и «герои»

музыкальной формы.

1

Р.Вагнер «Антракт» к 3 действию из оперы «Лоэнгрин»

В.А.Моцарт «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро»

А.Зацепин «Есть только миг»



18.

«Художественная форма-это ставшее зримым содержание».

1

Ф.Шуберт «Серенада»

А.Зацепин «Есть только миг»



19.

От целого к деталям.

1

Ф.Шуберт «Зимний путь»

А.Зацепин «Есть только миг»



20.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Какой бывает музыкальная композиция.

1

Ф.Шопен «Прелюдия №7»

А.Зацепин «Есть только миг»



21.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

1

Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть

А.Рыбников «Последняя поэма»



22.

Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

1

М.И.Глинка «Венецианская ночь»

Ф.Шопен «Прелюдия №7»



23.

Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

1

М.И.Глинка «Я здесь, Инезилья…»

С.С.Прокофьев «Джульетта-девочка»



24.

Многомерность образа в форме рондо.

1

А.Бородин «Спящая княжна»

М.И.Глинка «Венецианская ночь»



25.

Многомерность образа в форме рондо.

1

А.Бородин «Спящая княжна»

М.И.Глинка «Венецианская ночь»



26.

Обобщение темы.


1

Музыкальная викторина по изученным произведениям.



27.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации).

1

Д.Д.Шостакович «Симфония №7», 1 часть («Эпизод нашествия»)

В.Синявский «Благодарим, солдаты, вас»



28.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ


Музыка в развитии.

1

М.П.Мусоргский «Старый замок»

С.Соснин «Родина»



29.

Музыкальный порыв.

1

Р.Шуман «Порыв»

С.Соснин «Родина»



30.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

1

М.И.Глинка «Мазурка»

С.Соснин «Родина»



31.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

1

М.И.Глинка «Мазурка»

С.Соснин «Родина»



32.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

1

М.И.Глинка. Хор поляков из оперы «Жизнь за царя»

С.Соснин «Родина»



33.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

1

М.И.Глинка. Хор поляков из оперы «Жизнь за царя»

С.Соснин «Родина»



34.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1

А.Бородин Опера «Князь Игорь» (фрагменты)



35.

Содержание и форма в музыке (заключительный урок).

1

Музыкальная викторина по изученным произведениям.




СОГЛАСОВАНА

Протокол заседания

МО учителей музыки

от _28_ августа 2018 года № 1

Руководитель МО

__________ В.И. Остапенко


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

________________Н.И. Сыч


«_ 30_» августа 2018 г.




РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета


протокол от 30 .08.18 _№ 1 __