Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основании следующих документов:
Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 24.09.2022г. № 371-ФЗ;
Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897);
Федеральной образовательной программой основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 993);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»;
Авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка.5-7 классы. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2019 (электронная версия). А также учебного Сборника рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. — 5-е изд., дораб. — М. :Просвещение, 2019.(электронная версия)
Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Выбранная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047) и является завершенной предметной линией. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования
По Учебному плану на программу отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.
В конце каждого триместра запланирована творческая работа в различных формах.
Программа может быть реализована в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета «музыка» в учебном плане
Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод художественного контекста;
-метод создания «композиций»;
-метод междисциплинарных взаимодействий;
-метод проблемного обучения;
-метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты; выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах; хоровое и сольное пение, восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование; музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
-вводный
-текущий
-итоговый
-индивидуальный
-письменный
Формы промежуточной аттестации: входная, промежуточная и итоговая диагностика (тест)
Планируемые результаты
Личностные УУД: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Основы российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального наследия России.
Формирование целостного мировоззрения , охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной общественно-полезной учебно-исследовательской и других видов деятельности.
Познавательные УУД: познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности; выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона;понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании); формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Учащиеся научатся: логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность: научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные УУД: самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования; устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Учащиеся научатся :принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями, прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные УУД: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
Учащиеся научатся: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи; приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Информационные УУД: умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач; использование информационно-коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов; владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов; проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе MicrosoftOfficeРowerPoint 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпад, айфон); развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
МетапредметныеУУД: Учащиеся научатся: - Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений; - Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике); - Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении; - Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей; - Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; - Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов; - Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания; - Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания; - Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1. сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
2. сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
3. развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; 4. сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.).
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности; планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства: ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм);
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Учащиеся получат возможность научиться:
Анализировать и обобщать жанровостилистические особенности музыкальных произведений; знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; организовывать культурный досуг,самостоятельную музыкально-творческуюдеятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)
Понимать устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений профессиональной музыки.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Содержание программы на учебный год (Музыка, 7 класс, 34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1. | Особенности драматургии сценической музыки | 15 ч |
2. | Основные направления музыкальной культуры | 19 ч |
| Итого | 34 ч |
Особенности драматургии сценической музыки (15 ч)
Классика и современность. Музыкальная драматургия — развитие музыки (1 ч). Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика - это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный). Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация
В музыкальном театре. Опера. Опера ≪Иван Сусанин≫. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Судьба человеческая — судьба народная. Родина моя! Русская земля (5ч). Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере.Родина моя! Русская земля!- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
В музыкальном театре. Балет (2 ч). Актуализация знаний учащихся о балете. Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации литературных произведений в жанре балета на материале двух балетов: «Ромео и Джульетта», «Анюта» В. Гаврилина. Анализ особенностей драматургии, развития образов на основе контраста, сопоставления, повтора. Осознание роли взаимопроникновения видов искусства. Воспитание любви к искусству, слушательской и зрительской культуры восприятия.
Героическая тема в музыке.(1 ч). Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
В концертном зале. Симфония. Симфония № 5 Л. Бетховена.Литературные страницы. Симфония №7 Д. Шостакович. Празднества. К. Дебюсси. (3ч).Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений.
Инструментальная музыка. Соната.Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. ≪Concertogrosso≫ А. Шнитке. Сюита (3 ч). Формирование представлений учащихся о существенных чертах эпохи Романтизма. Особенности развития инструментальной музыки в камерных жанрах. Формирование умения осознанно слышать развития чувства и мысли в музыкальных произведениях, не связанных со сценическим действием. Раскрытие понятий: «транскрипция», «интерпретация». Сравнительный анализ транскрипции и оригинала. Сообщение о музыке композиторов-романтиков.Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»; особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода Соната № 8 (≪Патетическая≫) Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В. А.Моцарта. .История создания жанра концерта. Определение образного строя и колорита концерта для скрипки и фортепиано А. И. Хачатуряна. Освоение духовно-нравственных ценностей современной академической музыки. Обобщение представлений учащихся об особенностях формы и драматургического развития инструментального концерта, сюиты. Освоение черт стиля композиторов. Закрепление представлений учащихся о «полистилистике».
Обобщение материала раздела (1 ч) Подготовленная учащимися дискуссия/беседа/проект/презентация на темы: «Моя музыка», «Моя видеотека». Музыкальная викторина по темам I полугодия; опрос-тестирование.
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры (19 ч)
Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. ≪Высокая месса≫ И. С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. ≪Могила Баха≫ Д. Гранина. ≪Всенощное бдение≫ С. Рахманинова. Образы ≪Вечерни≫ и ≪Утрени≫. Литературные страницы. ≪Христова Всенощная≫ И. Шмелёва (4 ч). «Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Камерная музыка. Вокальный цикл. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. (5 ч). Продолжение знакомства с шедеврами музыкальной классики, с жанром вокальной музыки. Формирование представления учащихся о «романтизме» на основе осмысления образного содержания и особенностей развития музыки. Знакомство с вокальными циклами «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта. Песня – ведущий жанр композитора. Важная роль фортепиано. Сквозная сюжетная линия музыкального развития главного героя.Углубленное знакомство с музыкальными жанрами «этюд», «прелюдия».
Музыка народов мира (3 ч). Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примерах сочинений Ф.Листа,Дж.Гершвина.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. (1 ч) Расширение знаний о роли легкой и серьезной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран. Диалог/дискуссия об исполнителях, постановках популярных мюзиклов и рок-опер. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Мюзикл «Нотр-дам-де-Пари» Р. Коччанде (1ч). Характерные черты мюзикла. История развития. Отличия мюзикла от оперетты. Знакомство с историей создания, содержанием и фрагментамимюзикла Р. Коччанде «Нотр-дам-де-Пари».
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы (1 ч). Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова (2 ч). Продолжение знакомства учащихся с жанром «рок-опера». Музыкальная характеристика главных действующих лиц рок-оперы «Юнона и Авось» Характеристика особенностей современно музыкального языка в драматургии сценического действия. Исполнение/упрощенная постановка фрагментов.
Исследовательский проект. Обобщающий урок. (3ч).
Тематическое планирование 7 класс:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по факту | Предметные результаты |
| Особенности музыкальной драматургии | 15 | | |
1 | Классика и современность. Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 | 7а, е, к – 6.09 7б, в – 7.09 7г, д - 1.09 | рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра. |
2 | В музыкальном театре – опера. | 1 | 7а, е, к – 13.09 7б, в – 14.09 7г, д – 8.09 | различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры. |
3 | Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин» - новая эпоха в русском музыкальном искусстве. | 1 | 7а, е, к – 20.09 7б, в –21.09 7г, д -15.09 | различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов. |
4 | «Судьба человеческая – судьба народная», «Родина моя – русская земля!» | 1 | 7а, е, к – 27.09 7б, в – 28.09 7г, д – 22.09 | характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. |
5 | Русская эпическая опера. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» | 1 | 7а, е, к – 4.10 7б, в – 5.10 7г, д – 29.09 | исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов. |
6 | Ж. Бизе. Опера «Кармен». Р. Щедрин. «Кармен-сюита». | 1 | 7а, е, к – 18.10 7б, в –19.10 7г, д – 6.10 | характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов. |
7 | В музыкальном театре – балет. | 1 | 7а, е, к – 25.10 7б, в – 26.10 7г, д – 20.10 | различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры. |
8 | Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна». | 1 | 7а, е, к –1.11 7б, в –2.11 7г, д – 27.10 | рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра. |
9 | Героическая тема в музыке. Симфония № 5 Л. Бетховена. | 1 | 7а, е, к –8.11 7б, в –9.11 7г, д – 3.11 | различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав. |
10 | Симфония № 7 Д. Шостакович. Литературные страницы. | 1 | 7а, е, к –15.11 7б, в –16.11 7г, д – 10.11 | различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; |
11 | Симфоническая картина «Празднества» Дебюсси | 1 | 7а, е, к – 29.11 7б, в – 30.11 7г, д – 17.11 | характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения. |
12 | В концертном зале. Соната. Бетховен. Соната №8. Моцарт. Соната №11 | 1 | 7а, е, к – 6.12 7б, в – 7.12 7г, д – 1.12 | различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. |
13 | Соната №2. С.Прокофьев. | 1 | 7а, е, к – 13.12 7б, в –14.12 7г, д – 8.12 | характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; |
14 | Инструментальный концерт. А.Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром. Шнитке«Кончерто гроссо» | 1 | 7а, е, к – 20.12 7б, в – 21.12 7г, д -15.12 | характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. |
15 | Творческая работа по теме: «Особенности музыкальной драматургии». | 1 | 7а, е, к – 27.12 7б, в – 28.12 7г, д -22.12 | высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. |
| 2 полугодие (18 часов) Основные направления музыкальной культуры | Кол-во часов 19 | Дата по факту | Предметные результаты |
16 | Два направления музыкальной культуры. Музыка светская и религиозная. | 1 | 7а, е, к – 10.01 7б, в –11.01 7г, д -29.12 | различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки. |
17 | Религиозная музыка. Сюжеты и образы. | 1 | 7а, е, к –17.01 7б, в –18.01 7г, д -12.01 | приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. |
18 | Религиозная музыка. «Высокая месса» И.С.Бах | 1 | 7а, е, к –24.01 7б, в –25.01 7г, д -19.01 | различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки. |
19 | Религиозная музыка. «Всенощное бдение» Рахманинов | 1 | 7а, е, к –31.01 7б, в –1.02 7г, д -26.01 | различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки. |
20 21 | Светская музыка. | 2 | 7а, е, к –7.02; 14.02 7б, в –8.02; 15.02 7г, д -2.02; 9.02 | приводить примеры сочинений светской музыки, называть их автора. |
22 | Камерная музыка. Вокальный цикл. «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Ф. Шуберта | 1 | 7а, е, к –28.02 7б, в –29.02 7г, д -16.02 | характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков. |
23 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия | 1 | 7а, е, к –6.03 7б, в –7.03 7г, д -1.03 | различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. |
24 | Камерная инструментальная музыка. Сюита. «Сюита в старинном стиле» Шнитке. | 1 | 7а, е, к –13.03 7б, в –14.03 7г, д -15.03 | характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения. |
25 | Музыка народов мира. | 1 | 7а, е, к –20.03 7б, в –21.03 7г, д -22.03 | определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; |
26 | Ф. Лист. Венгерская рапсодия №2 | 1 | 7а, е, к –27.03 7б, в –28.03 7г, д -29.03 | различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров). |
27 | Гершвин. Рапсодия в стиле блюз. | 1 | 7а, е, к –3.04 7б, в –4.04 7г, д -5.04 | различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров). |
28 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | 1 | 7а, е, к –17.04 7б, в –18.04 7г, д -19.04 | определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. |
29 | Мюзикл. Р. Коччанде. «Нотр-дам-де Пари» | 1 | 7а, е, к –24.04 7б, в –25.04 7г, д -26.04 | определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. |
30 | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда»Э.Уэббер. | 1 | 7а, е, к –8.05 7б, в –2.05 7г, д -3.05 | определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. |
31 | Рок-опера «Юнона и Авось» | 1 | 7а, е, к –15.05 7б, в –16.05 7г, д -10.05 | определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. |
32 | Исследовательский проект по теме: «Основные направления музыкальной культуры». | 1 | 7а, е, к –22.05 7б, в –23.05 7г, д -17.05 | импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора. |
33 | Обобщение по теме: «Основные направления музыкальной культуры». | 1 | 7а, е, к –29.05 7б, в –30.05 7г, д -24.05 | высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. |
34 | Заключительный концерт. | 1 | 7а, е, к –29.05 7б, в –30.05 7г, д -31.05 | исполнять современные и классические музыкальные произведения в разных видах деятельности. |
Учебно-методический комплекс
Музыка: 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2019 (электронная версия).
Музыка: 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2019
Фонохрестоматия «Музыка 7 класс» (СD)
Нотная хрестоматия
Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:
1. Уроки музыки. Поурочные разработки 7 и 8 класс —Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 3-е издание, М. :Просвещение, 2017
2. Примерная программа по музыке 5-7 классов. Искусство 8-9 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской :. – М.: Просвещение, 2019г. (электронная версия)
Технические средства обучения:
1.Проектор
2.Компьютер, колонки
3.Экран.
Ресурсы Интернет
1. Музыка | Электронные образовательные ресурсы
2. https://www.mariinsky.ru/kids/playbill - Мариинский – детям: видео, билеты, конкурсы....
3. Культура - Информационный портал
4. http://www.school.edu.ru/ - Федеральный Российский образовательный портал
5. http://catalog.prosv.ru/item/15330 - сайт издательство « Просвещение» (ссылка на рабочие программы)
6. Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.proshkolu.ru/ Электронная версия газеты 7.«Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»): http://1september.ru/
8.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/
9. Российская электронная школа раздел предмета «Музыка» -https://resh.edu.ru/subject/6/