РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МУЗЫКА» 8 КЛАСС
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Музыке» предназначена для реализации в ______________________________ . Ориентирована на учащихся 8 класса.
Программа по музыке для 8 класса составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Сборник рабочих программ «Музыка» 5-8 классы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2017.
- учебного плана на 2018-2019 учебный год __________________
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Музыка» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом требований основной образовательной программы начального общего образования.
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель программы – формирование музыкальной культуры школьника как части его общей духовной культуры
Задачи программы:
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушания музыки пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением ИКТ);
-развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения;
-освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
а также следующие педагогические технологии:
* технология развития процессов восприятия музыки школьниками;
* технология детского музицирования;
* технология формирования певческой культуры учащихся;
* технология становления ассоциативно-образного мышления учащихся;
* технология проектно-исследовательской деятельности;
* технология использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;
* здоровьесберегающие технологии;
* игровые технологии;
* арттерапевтические технологии;
* информационные технологии;
* технологии диагностики развития музыкальной культуры школьников.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 8 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов в год/ 1 час в неделю + 1 час вне сетки учебных часов, рассчитанный на проектно-исследовательскую деятельность или концертное мастерство.
4.Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании 8 класса обучающиеся научатся:
-исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально ритмического движения, импровизации
- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора
-совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель)
-проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
-совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкальнотворческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
• специфику музыки как вида искусства;
• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
• основные жанры народной и профессиональной музыки;
• основные формы музыки;
• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
• имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс
тема I полугодия:
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов
1 Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
4 В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
5 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.
Значение синтеза различных искусств в балете.Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
6 В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
7 Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
8 Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.
9 Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра.Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
10 Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
12. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.
13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.
15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа.
16. Обобщающий урок- викторина
«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 19 часов
1 Музыканты - извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
2 И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
3Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
4Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.
5Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.
6Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
7.Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
8.Современный музыкальный театр.
Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
9.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
10.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».
11Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
12. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
13. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
14. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. ПРОЕКТ.
15.Музыка в храмовом синтезе искусств.
Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
16.Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов
17.Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
18.Музыкальные завещания потомкам.
19.Исследовательский проект. Защита.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
№ п/п | № | Тема урока | Кол-во часов |
тема I полугодия: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» | 16 |
1. | 1. | Классика в нашей жизни. | 1 |
2. | 2. | В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы. | 1 |
3. | 3. | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская эпическая опера. | 1 |
4. | 4. | В музыкальном театре. Балет. | 1 |
5. | 5. | Балет Тищенко «Ярославна» | 1 |
6. | 6. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. | 1 |
7. | 7. | Рок-опера «Преступление и наказание». | 1 |
8. | 8. | Мюзикл «Ромео и Джульетта». | 1 |
9. | 9. | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 |
10. | 10. | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ. | 1 |
11. | 11. | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. А. Шнитке. | 1 |
12. | 12. | Музыка в кино. Музыка немого кино. | 1 |
13. | 13. | Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». | 1 |
14. | 14. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | 1 |
15. | 15. | Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита проекта. | 1 |
16 | 16 | Обобщающий урок | 1 |
тема II полугодия: «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» | 19 |
17 | 1. | Музыканты – извечные маги. | 1 |
18. | 2. | И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» | 1 |
19. | 3. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | 1 |
20 | 4. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 |
21. | 5. | Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. | 1 |
22. | 6. | Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. | 1 |
23. | 7. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | 1 |
24. | 8. | Современный музыкальный театр. | 1 |
25. | 9. | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось». | 1 |
26. | 10. | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». | 1 |
27. | 11. | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». | 1 |
28. | 12. | Классика в современной обработке. | 1 |
29. | 13. | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 1 |
30. | 14. | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 1 |
31. | 15. | Музыка в храмовом синтезе искусств. | 1 |
32. | 16. | Галерея религиозных образов. | 1 |
33. | 17. | Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь – что стремится в храм…» | 1 |
34 | 18 | Музыкальное завещание потомкам. | 1 |
35 | 19 | Исследовательский проект. Защита. | 1 |
Структура каждого типа урока по ФГОС ООО
Структура урока освоения новых знаний
1. Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4.Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6.Первичное закрепление.
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1. Организационный этап.
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные).
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1. Организационный этап.
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку и подготовки к изучению новой темы.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации
6. Обобщение и систематизация знаний.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4.Обобщение и систематизация знаний:
- подготовка учащихся к обобщенной деятельности;
- воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Анализ и содержание итогов работы.
Формирование выводов по изученному материалу
Структура урока контроля знаний и умений
1.Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеуче - бных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1 Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура комбинированного урока
1. Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4.Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9.Рефлексия (подведение итогов занятия).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Исследовательские проекты.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Основные критерии оценки ученического проекта:
• актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
• полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
• умение делать выводы и обобщения;
• самостоятельность суждений, уровень творчестваучастниковпроекта,оригинальностьраскрытия темы, решений;
•умение аргументировать собственную точку зрения;
• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
Нормы оценивания знаний по музыке.
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка `5` ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 4 ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своейжизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями
Отметка 3 ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своейжизненной позиции);
или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Техно- логии | Элементы содержания | Планируемые результаты УУД | Форма кон- троля | Дома-шнее зада- ние |
план | факт | Предметные | Л-личностные Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные). |
| Тема I полугодия: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 ч. | | | | |
1 | Классика в нашей жизни. | | | Ввод-ный, изуче-ние нового материала Урок – беседа. | Знать понятия: класси ка, классическая музы ка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить при меры | Здоро-вье-сбережения, проблемного обучения | Дать понятие классической и современной музыки. Жанры музыки: «Серьезная» и «Легкая». Классика, классическая музыка, стиль, классика жанра, интерпретация, разработка. | Актуализировать знания школьников о значении классической музыки в жизни современного человека, привлечь их музыкально-слуховой опыт к аргументации по данной теме. | Л - Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке. П – Ориентироваться в музыкальных терминах, К – Знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений участие в хоровом исполнении музыкальных произведений. Р-Самостоятельно определять стиль музыки. | Устный контроль. Слуша- ние музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
2 | В музыкальном театре. Опера. Новая эпоха в русской музыке. | | | Комби-ни Рован-ный: комплексное применение знаний и умений. Урок-путеше-ствие. | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющиеоперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Здоро-вье-сбере-жения, разви ва-ющего обуче-ния, игро-вая | Опера, музыкальный спектакль, увертюра, литературно-театральный жанр, Этапы сценического действия: Экспозиция, Завязка, Развитие, Кульминация, Развязка,драма, либретто, характеристика главного героя: ария, песня, каватина, речитатив, оркестр, ансамбль, хор. | Расширить и углубить понятие опера. Актуализация знаний об оперном спектакле; классификация опер по их источнику; распознавание различных музыкальных жанров, форм, характеризующих действующих лиц и события в опере | Л-Научиться понимать оперное искусство. П –. знать жанры оперы, (эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические,бытовые), Р – самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере . К –. взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной му- зыки. Хоровое пение | Запись на- званий опер и музыкаль- ных жанров |
3 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» | | | Комбини рованный изучение нового материала | Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ | Опера«Князь Игорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Л - Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. П- четко определять кульминационную сцену оперы, знать интонационно-жанровые особенности построения музыки Р–самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!»,К – уметь описывать женские образы на картинах различных художников. | Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование. Хоровое пение | Запись названий балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров |
4 | В музыка-льном театре. Балет. | | | Комбини рованный сообщение и усвоение новых знаний Урок -беседа. | Знать: - понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | Актуализация знаний учащихся о балете на знакомом музыкальном материале | Л.- Понимать сложные внутренние взаимоотношений действующих лиц выраженные в танце. П - самостоятельно определять главные темы героев. Р - Самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. К- Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование Хоровое пение | Посмотреть в Интернете видиофрагменты классических и современных балетов |
5 | Балет Тищенко «Яросла-вна» | | | Комбини рованный интегрированный Урок-беседа. | Знать драматургию развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; | Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения групп-повой деятельности, , ИКТ | Знать: понятия: балет, Типы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио . Плач Ярославны. Молитва.
| Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров Знать драматургию развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов | Л - Уважать патриотические чувства русского народа. П - Четко знать муз. термины, сопоставлять плач-песню и плач-причитание. Р- самостоятельно определять выразительные муз.средства использованные в песне К - Знать роль музыки в балете. понимать пластику движений эмоционального состояния героев. | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование | Задания в творческой тетради стр.8-9 |
6 | В музыка-льном театре. Мюзикл. Рок-опера. | | | Закрепление знаний, выработка умений и навыков,комплексное применение знаний и умений. Урок-беседа. | Знать особенности жанра «мюзикл», его истоки. | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности. | Взаимопроник-новение «легкой «и «серьезной» музыки,особенности их взаимоотношения в музыкальном искусстве. Театр «легкого» стиля-мюзикл. | Знакомство с современным жанром – мюзиклом. Новаторство в оперном искусстве - синтез современных музыкальных направлений. Музыкальная драматургия рок-оперы. | Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки. П - Четко знать муз. Термины. Р – эссе на прослушанный фрагмент К – пение хором отрывков из рок-оперы. | Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование Хоровое пение | Написать фамилии композиторов, творчество которых можно отнести к «третьему направлению» |
7 | Рок-опера «Преступ-ление и наказа-ние». | | | Расширениеи углубление знаний, комплексное применение знаний и умений. Урок-беседа. | Знать особенности жанра «рок-опера», его истоки. Иметь представление о романе Достоевского «Преступление и наказание» | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ | Синтез искусств: литературы и музыки в новом прочтении. Знакомство с драматургией рок-оперы, образы героев. | Знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Артёмьева. | Л - Уважать исторические корни России. Уважать героику русского народа. П – Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Р - самостоятельно определять главные темы героев. К - Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | Устный контроль. Слушание музыки. Вокально-хоровое интонирование. | Оцените значимость эпизодов (сцен) с шарманщиком в драматургии опреы |
8 | Мюзикл «Ромео и Джульетта» | | | Расширение и углубление знании, комплексное применение знаний и умений. Урок-путешествие | Знать особенности жанра «мюзикл. Иметь представление о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ | Синтез искусств: литературы и музыки в новом прочтении. Знакомство с драматургией мюзикла, образы героев. | Знакомство с мюзиклом «Ромео и Джульетта». Музыкальныеобразы героев мюзикла. Драматургия мюзикла. | Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе. Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. К - Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. | Сравните темы мюзикла с образами-тема-ми других произведений искусства, созданных на основе трагедии Шекспира |
9 | Музыка к драматическому спектаклю. | | | Урок комплексного применения знаний и умений. Урок-концерт | Знать о роли музыки в сценическом действии | Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма | Уметь: - приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; - рассуждать на поставленные проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ музыкальных произведений | Л - распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки П - сопоставлять плач-песню и плач-причитание Р - соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора К - передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Беседа. Устный, письменный кон- троль. Слуша-ние музыки. Хоровое пение. | Запи-сать жанры театральной музыки |
10 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига. | | | Урок изучения нового материала. урок - путешествие в мюзикл | Знать – музыкальная увертюра. Иметь представление о драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» | Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Пьесы: «Арабский танец», «В пещере горного короля» | Знакомство с жизнью и творчеством Э.Грига. Музыкальное развитие драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт». | Л - выявлять различные по смыслу музыкальные интонации Р - соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора К - формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | Хоровое пение Интонационная работа Устный контроль. Слушание музыки. Интонационноо бразный и сравнительный анализ. | Найти информацию о постановках на сюжет драмы «Пер Гюнт» |
11 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А.Шнитке. | | | Урок актуализации полученных знаний. | Знать: - жизнь и творчество Дж. Гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий. Уметь проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ | Знакомство с жизнью и творчеством А.Шнитке. | Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы | Л - демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе. Р - воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности К - передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Хоровое пение Я люблю тебя жизнь- интонационная работа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонацион-но образный и сравни-тельный анализ. | Запи-шите назва-ния филь-мов, музыку к кото-рым сочинили отечественные компо-зиторы |
12 | Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец» | | | Урок изучения нового материала | Знать: - драматургию развития муз. произведения; - музыкальных жизненных событий. Иметь представление о трёх фильмах «Властелин колец» | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, , ИКТ | Музыка канадского композитора Говорда Шора из кинофильм «Властелин колец» | Знакомство с разными видами кино (внутрикадровая, закадровая, музыкальная характеристика персонажа) | Л – осознания учащимися роли музыки в кино П- расширение опыта использования ИКТ Р - выполнять творческие задания, К- владеть умениями совместной деятельности | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. нограмму Хоровое пение | Задания в творческой тетради стр.18 |
13 | Музык в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». | | | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать: - драматургию развития муз. произведения; - музыкальных жизненных событий. Уметь проводить интонационно образный и сравнительный анализ музыки. | Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения | Музыка канадского композитора Говорда Шора из кинофильм «Властелин колец» | Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее. | Л - осознания учащимися роли музыки в кино. П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе. Р - передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников К - передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое Интонирование. Хоровое пение | Задания в творческой тетради стр.19 |
14 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | | | Урок повторения и обобщения знаний | Знать шедевры русской и зарубежной музыкальной классики. Знать формы сонатного allegro. | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ | . Симфония «Хроника блокады», Симфония –сюита «Из русской старины» Симфония №2 «Андрей Рублёв» | Знакомство с симфонической музыкой русских композиторов. | Л - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке П – узнавать тембры инструментов симфонического оркестра слушание музыки и размышление о ней. Р - планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. К – разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тем-бров музыкальных инструментов. | Подготовьте мини-проект на тему «Романтические черты музыки Ф.Шубрта.» |
15 | Музыка-это огромный мир, окружающий человека… | | | Урок повторения и обобщения знаний | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Здоро-вьесбе-режения, развивающее-го обуче-ния, ИКТ | Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1(«Классическая») С. Прокофьева | Знакомство с симфонической музыкой русских и зарубежных композиторов. | Л – осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р - создание музыкально-танцевальных импровизаций К - передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Устный контроль. Интонационно-образ-ный и сравнительный анализ .Выявление средств муз выразительности | Подго-товьте вопро-сы к конкур-су «Зна-токи музы-ки» к перво-му разделу |
16 | Обобщающий урок. | | | Урок повторения и обобщения знаний | Знать произведения разных музыкальных жанров: опера, балет, симфония, рок-опера, мюзикл, музыка кино, музыка к драматическим спектаклям первого раздела учебника «Классика и современность» | Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения | Обобщение представлений восьмиклассников о разнообразии трактовок темы первого раздела учебника «Классика и современ-ность» | Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека. | Л – осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П –проявление устойчивого интереса к познанию классического музыкального наследия. Р - оценка своей музыкально-творческой деятельности. К - владеть умениями совместной деятельности | Музы-кальная викто-рина Определение тем-бров музыкальных инструментов. | Создайте презентацию, раскрывающую роль классик в современной жизни |
| II. Раздел 2. «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» (19 ч.) | | | | |
17 | Музыканты-извечные маги. | | | Урок новых знаний. Форма урока-урок концерт Форма урока – урок – презентация. | Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Здоровье - сбережения, развития исследовательск их навыков, педагогики сотрудничества, личностно- ориентирован-ного обуче-ния, ИКТ | Знакомство с неординарным творчеством великих композиторов мира. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
| Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Л - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке П – выявлять особенности развития музыкальных образов, определять музыкальные и речевые интонации, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры. Р - рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах К - передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании | Определение тем-бров музыкальных инструментов. Устный контроль | Зпиши-те хиты, которые вам нравятся |
18 | И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» | | | Урок изучения нового материала. | Знать: - драматургию развития муз.произведения; - музыкальных жизненных событий. Уметь проводить интонационнообразный и сравнительный анализ музыки | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
| Л - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке П – определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Р - рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения К - участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | Подготовить презентацию на тему «О чем может рассказать увертюра к опере» |
19 | Опера «Кар-мен». Самая популярная опера в мире. | | | Урок изучения нового материала Форма урока – урок - игра. | Знать: - драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Уметь: -называть полное имя композитора - Ж. Бизе | Здоро-вьесбе-режен-ия, развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен».. Музыкальные образы оперных героев | Интонация – ключ к раскрытию образа. | Л - распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки и живописи П - Расширять представления об ассоциативно-образных связях муз Р - выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии К - передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму Хоровое пение | Запишите свои эмоциональные впечатления от встречи с Кармен в творческую тетрадь. Прочи-тайте П. Мериме «Кармен» |
20 | Портреты великих исполнителей Елена Образцова. | | | Урок изучения нового материала Форма урока –музыкальная презентация. | Уметь оперировать терминами и понятиями Музыкального искусства | Здоровье - сбере-жения, проблемного обу-чения, развития иссле-довательских навыков, дифференцирова иного подхода обучения. | Интонация – ключ к раскрытию образа. | Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей. | Л - выявлять различные по смыслу музыкальные интонации, П - Р - соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора К - владеть умениями совместной деятельности | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Напи-шите отзыв на исполнение Е. Образцовой одного из полюбившихсяромансов |
21 | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | | | Урок актуализации полученных знаний. Форма урока – философская беседа. | Знать основные принципы развития музыки. Уметь: -проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Здоровье - сбережения, развития исследовательск их навыков, педагогики сотрудничества, личностно- ориентирован-ного обуче-ния, ИКТ | Драматургия оперы - конфликтное противостояние | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. | Л - демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки в произведениях искусства, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. П - Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки. Р - воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности К - передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Запишите в творческую тет-радь: чем отличаются образ-ные характеристики главных героев в литературном и музыкальном произведениях |
22 | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе | | | Урок изучения нового материала. Форма урока – урок-презентация | Знать: - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Уметь: -проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Здоровье - сбережения, развития исследовательск их навыков, педагогики сотрудничества, личностно- ориентирован-ного обуче-ния, ИКТ | «Кармен» - самая популярная опера в мире. | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. | Л - распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки и живописи. П - Р - выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников К - владеть умениями совместной деятельности | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Запишите в творческую тетрадь свои впечатления от музыки балета «Кармен-сюита» |
23 | Портре-ты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | | | Урок актуализации полученных знаний Форма урока – урок – экскурсия. | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Здоровье -сбере-жения, развития исследо-вательс-ких навыков, развивающего обуче-ния, самодиагностики коррек-ции результа-тов. | Балет «Кармен-сюита» (фрагменты) Р. Щедрин. | Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей. | Л - Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. П - Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Р - Выявлять особенности драматургии классической оперы. К - Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями. | Слушание музыки. Хоровое пение. Тест. | Посмотрите на You-Tube фрагменты балетов с участием М. Плисецкой |
24 | Современный музыкальный театр. | | | Урок изучения нового материала. Форма урока – урок – путешествие. | Знать крупнейшие центры мировой музыкальной культуры(театры оперы и балета, концертные залы, музеи. | Здоровье - сбере-жения, проблемного обу-чения, развития иссле-довательских навыков, дифференцирова иного подхода обучения. | Современные исполнительские интерпритации | Синтез искусств музыки и архитектуры. Застывшая музыка. | Л - Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций П - понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Р - выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. К - уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Напишите известные вам мюзиклы, рок-оперы. |
25 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось». | | | Урок изучения нового материала. Форма урока –музыкальная презентация. | Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. | Здоровье - сбережения, поэ-тапного формирования умствен-ных действий, развития исследо-вательс ких навыков информационно- комму-никацио иные. | Определять разные характеры главных партий в мюзикле. Уметь творчески интерпретировать содержание муз.произведения в пении. | Сопоставление музыкального образа героев произведения. | Л - Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства П - Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. Р - оценка своей музыкально-творческой деятельности К - видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Подготовьте презентацию на тему «Как появился мюзикл?» |
26 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». | | | Урок комплексного применения знаний Форма урока –музыкальная презентация. | Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. | Здоровье - сбережения, развития исследовательск их навыков, педагогики сотрудничества, личностно- ориентирован-ного обуче-ния, ИКТ | Определять разные характеры главных партий в мюзикле. Уметь творчески интерпретировать содержание муз.произведения в пении. | Сопоставление музыкального образа героев произведения. | Л - Приобретение душевного равновесия П - Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. Р - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. К - участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Подготовьте презентацию на тему «Попу-лярнае детские мюзик-лы». |
27 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». | | | Урок изучения нового материала Форма урока –музыкальная презентация. | Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. | Здоровье - сбере-жения, проблемного обу-чения, развития иссле-довательских навыков, дифференцирова иного подхода обучения. ИКТ | Определять разные характеры главных партий в мюзикле. Уметь творчески интерпретиро-вать содержание муз.произведе-ния в пении. | Сопоставление музыкального образа героев произведения. | Л-осознания арттерапевтического влияния музыки на организм. П - присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества. Р - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.Понимать особенности мюзикла. К - участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Подготовьте презентацию «Великие мюзиклы мира» |
28 | Классика в современной обработке. | | | Закрепление материала Форма урока – урок-концертный зал. | Знать понятия: класси ка, классическая музы ка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить при меры | Здоровье -сбере-жения, развития исследо-вательс-ких навыков, развивающего обуче-ния, самодиагностики коррек-ции результа-тов. | Вечные темы классической музыки. Новаторство в классической обработке. | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении. Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. П – сопоставление терминов и понятий. Р - рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах, выполнять творческие задания в тетради. К – хоровое пение. | Слушание музыки. Тест, музыкальная викторина | Выполнить задания в творческой тетради (с.32-33) |
29 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шоста-ковича. | | | Урок изучения нового материала Урок –презентация | Уметь: -проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; -определять тембры музыкальных инструментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; | Здоровье - сбере-жения, проблемного обу-чения, развития иссле-довательских навыков, дифференцирова иного подхода обучения. | Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. | Л - понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя П - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра. Р - анализировать художественно – образное содержание , музыкальный язык произведений мирового муз. Искусства. К - формирование монологической речи учащихся | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Найдите информацию о музее «А музы не мол-чали…» |
30 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шоста-ковича. | | | Урок изучения нового материала. Урок – проект. | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь -проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; -выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Здоровье - сбережения, развития исследовательск их навыков, педагогики сотрудничества, личностно- ориентирован-ного обуче-ния, ИКТ | Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата | Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. | Л- понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя П- - расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности Р- Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов. К -- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Творч. Тетрадь (стр.34-36). Инд. зада-ния: Составить исполнительский план песен о войне, подготовить презентацию «Никто не забыт..» |
31 | Музыка в храмовом синтезе искусств | | | Изучение нового материала. Форма урока – урок – путешествие. | Знать понятия: программная музыка. Уметь:-анализировать составляющие средств выразительности. | Здоровье -сбере-жения, развития исследо-вательс-ких навыков, развивающего обуче-ния, самодиагностики коррек-ции результа-тов. | Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Запевка, слова И. Северянина. | Углубление знакомства с духовной музыкой. | Л- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; П- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка Р- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; К - развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Найти в Интернете зрительный и музыкальный материал о праздниках различных религиозных конфессий мира |
32 | Галерея религиозных образов. | | | Урок актуализации полученных знаний. Форма урока – урок –презентация | Знать понятия: программная музыка, симфоническая картина. Уметь: -определять форму пьесы; -проводить интонационно-образный анализ музыки; -выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи. | Здоровье - сбере-жения, проблемного обу-чения, развития иссле-довательских навыков, дифференцирова иного подхода обучения. | Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов..Свет фресок Диониссия-миру («Фрески Диониссия»). | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов. | Л - Понимать жизненно-образное содержание муз.произведений разных жанров. вокально-хоровые навыки, навык самообразования. П - расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. Р - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности. К - формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Послушайте в Интернете «Легенду» П. И. Чайковского |
33 | Галерея религиозных образов. | | | Изучение нового материала.
Форма урока – урок-путешествие. | Уметь:-анализировать составляющие средств выразительности; -определять форму пьесы; -проводить интонационно-образный анализ музыки; -выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи. | Здоровье - сбережения, поэ-тапного формирования умствен-ных действий, развития исследо-вательс ких навыков информационно- комму-никацио иные. | Р. Щедрин. Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин. | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов. | Л- понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя П- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. Р- анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства К -- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Прочитайте фрагменты из «Гейлигенштадского завещания» Бетховена |
34 | Музыкальное завещание потомкам. | | | Закрепление пройденного материала. Форма урока – урок –презентация. | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры. -называть полные имена композиторов-симфонистов; | Здоровье - сбережения, развития исследовательск их навыков, педагогики сотрудничества, личностно- ориентирован-ного обуче-ния, ИКТ | Композиторы-современникам. Наставления. Письма. переживания. | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов. | Л- проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. П- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; Р- определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных произведении, формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация) К - самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Поготовьте презентацию к виртуальному путешествию в известные вам храмы и монастыри |
35 | Исследовательский проект Защита проекта. | | | Обобщение и закрепление знаний. Форма урока –урок – концерт | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры. | Здоровье -сбере-жения, развития исследо-вательс-ких навыков, развивающего обуче-ния, самодиагностики коррек-ции результа-тов. | Этномузыка. Популярныехиты из мюзиклови рок-опер. | Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярныехиты из мюзиклови рок-опер. | Л- участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. П- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. Р- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. К - - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов. | Музыкальная викторина | Выучить слова песни «Дорога без конца» С. Бане-вича |
Для учителя
1. Учебно-методический комплект «Музыка 8 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
2. На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 8 класс». Авторы программы « Музыка.» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.,
М., Просвещение, 2017., стр.3-28.
3. «Методика работы с учебниками «Музыка 8 класс», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2017г.
4. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 8класс», М., Просвещение, 2017
5. Фонохрестоматия для 8 класса (2 диска)
6. Е.Д.Критская «Музыка 8 класс» 1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2017 г.
7. Учебник «Музыка 8класс», М., Просвещение, 2017г.
8. «Рабочая тетрадь по музыке 8 класс» М., Просвещение, 2017г.
Для учащихся
9. Рабочая тетрадь по музыке «Музыка 8икласс», М., Просвещение, 2017 г.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей _________________________________ от ____________2018г., № _________ , _______________(__________.) Руководитель ШМО | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________(___________) Зам. директора по УВР _______ ________________ 2018г |