1. Планируемые результаты учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Истоки возникновения музыки. Композитор – исполнитель – слушатель. Хоровод муз. Песни и танцы разных народов мира. Знакомство с понятиями «хор», «Хоровод». Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Душа музыки – мелодия. Песня, танец, марш. Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Куплетная форма песен. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Музыкальные инструменты. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. «Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. Народная и профессиональная музыка. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями своего народа. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Раздел 2. «Музыка и ты
Край, в котором ты живешь. Региональные музыкальные традиции. Татарские композиторы. Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Звучание народных музыкальных инструментов. Музыкальные портреты. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях. Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка в цирке. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой. Опера, балет. Музыкальный театр. Опера-сказка. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Знакомство с композиторами - песенниками, создающими музыкальные образы. Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.
3. Тематическое планирование предмета «Музыка»
№ | Наименование раздела | Всего часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1. | Музыка вокруг нас | 16 | Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками. Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки. Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. |
2. | Музыка и ты | 17 | Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине. Различать выразительные возможности – скрипки. Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. Соединять слуховые впечатления детей со зрительными. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. |
| Итого: | 33 | |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Музыка вокруг нас (16 ч). |
1 | «И Муза вечная со мной!». Истоки возникновения музыки. Композитор – исполнитель – слушатель. («Минем белән мәңге сәнгать алиһасе”.) | | | |
2 | Хоровод муз. Песни и танцы разных народов мира. Знакомство с понятиями «хор», «Хоровод» (Хоровод) | | | |
3 | Повсюду музыка слышна. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. (Бөтен җирдә музыка ишетелә.) | | | |
4 | Душа музыки – мелодия. Песня, танец, марш. (Музыканың җаны – көй.) | | | |
5 | Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Куплетная форма песен. (Көзге музыка.) | | | |
6 | Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. (Көй иҗат ит.) | | | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. (“Әлифба, әлифба һәркемгә кирәк...”) | | | |
8 | Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. (Музыка әлифбасы.) | | | |
9 | Музыкальные инструменты. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен.. (Музыкаль инструментлар.) | | | |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. (Рус былинасыннан «Садко».) | | | |
11 | Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. (Музыкаль инструментлар.) | | | |
12 | Звучащие картины. Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. (Тавышлы картиналар.) | | | |
13 | Разыграй песню. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. (Җырны уйна.) | | | |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. (Раштуа килде, тантана башланды.Элекке туган гадәтләр.) | | | |
15 | Добрый праздник среди зимы. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями своего народа. (Кыш уртасында юмарт бәйрәм) | | | |
16 | Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас». Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции. (Тема буенча йомгаклау. “Әйләнә-тирәбездә музыка”.) | | | |
Музыка и ты. (17 ч) |
17 | Край, в котором ты живешь. Региональные музыкальные традиции. Татарские композиторы. (Синең яшәгән ягың.) | | | |
18 | Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. (Рәссам, шагыйрь, композитор.) | | | |
19 | Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. (Иртәнге музыка.) | | | |
20 | Музыка вечера. Интонация – источник элементов музыкальной речи. (Кичке музыка.) | | | |
21 | Музы не молчали. Звучание народных музыкальных инструментов. (Сәнгать алиһаләре эндәштеләр.) | | | |
22 | Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. (Музыкаль портретлар.) | | | |
23 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. (Әкият уйна. Рус халык әкияте “Убырлы”) | | | |
24 | Мамин праздник. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях. (Әни бәйрәме.) | | | |
25 | У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. (Һәр кешенең үз музыка инструменты. Музыка инструментлары.) | | | |
26 | Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен Звучание народных музыкальных инструментов. (Музыкаль инструментлар.) | | | |
27 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. (“Гаҗәп лютня” (алжир әкиятеннән). Тавышлы картиналар.) | | | |
28 | Музыка в цирке. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой. (Циркта музыка.) | | | |
29 | Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальный театр (Тавыш бирә торган йорт.) | | | |
30 | Опера-сказка. Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. (Әкият-опера.) | | | |
31 | «Ничего на свете лучше нету». Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. (“Дөняда яхшырак бернәрсә дә юк.”) | | | |
32 | Проверочная работа. Тест. (Тикшерү эше. Тест.) | | | |
33 | Обобщающий урок. Урок-концерт. (Йомгаклау дәресе.) |