СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждении составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в соответствии с образовательной программой школы.
Учебник: Музыка: 5 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, ЕД. Критская.-5-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-159 с.
Учебник: Музыка: 6 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, ЕД. Критская.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2010.-168 с.
Музыка: 7 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, ЕД. Критская.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-159 с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения музыки в 5 классе являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Метапредметными результатами являются:
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
- устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
- освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
По окончании V класса школьники научатся:
-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведении;
-разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, называть имена выдающихся композиторов, музыкантов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы);
определять стилевое своеобразие классической, народной, современной музыки;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- определять характерные особенности музыкального языка.
-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
- знать направления современной музыки;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Музыка и литература – 16 часов
Первое полугодие посвящено теме взаимосвязи музыки и литературы, интонационное сходство и различие музыки и литературы, понятие интонации в музыке (речевая и музыкальная интонация).
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство – 18 часов
Второе полугодие посвящено теме многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Темы основаны на поисках ответов на проблемные вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?», «Почему архитектуру называют застывшей музыкой?» и т. п., взаимодействие трёх искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства. Жанры: опера, балет, мюзикл.
Проект «Можем ли мы услышать живопись?»
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ урока | Тема урока (раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | ||
5 класс | План | Факт | План | Факт | |
| Музыка и литература | 17 | | | |
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | | | |
2 | Вокальная музыка | 1 | | | |
3-4 | Фольклор в музыке русских композиторов | 2 | | | |
5 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | | | |
6-7 | Вторая жизнь песни | 2 | | | |
8 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Перезвоны» | 1 | | | |
9-10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» | 2 | | | |
11-12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика | 2 | | | |
13-14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 2 | | | |
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | | | |
16-17 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 2 | | | |
| Музыка и изобразительное искусство | 17 | | | |
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 | | | |
19 | «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | 1 | | | |
20 | Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» | 1 | | | |
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | | | |
22-23 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 2 | | | |
24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | | | |
25-26 | Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира». | 2 | | | |
27 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | | | |
28 | Застывшая музыка | 1 | | | |
29 | Полифония в музыке и живописи | 1 | | | |
30 | Музыка на мольберте | 1 | | | |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | | | |
32 | «О, подвигах, о доблести, о славе…» | 1 | | | |
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | 1 | | | |
34 | Мир композитора. С веком наравне. | 1 | | | |
| ИТОГО | 34 | | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения музыки в 6 классе являются:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;
- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;
- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.
Планируемые результаты:
-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
- знать направления современной музыки;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
Проект «Музыкальная культура родного края»
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки -17 часов.
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки.
Авторская песня- прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20в.
Раздел 2.Мир образов камерной и симфонической музыки – 17 часов.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ урока | Тема урока (раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | ||
6 класс | План | Факт | План | Факт | |
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | | | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс | 1 | | | |
3-4 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 2 | | | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Музыкальная культура. | 1 | | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | | | |
9 | Старинной песни мир. Баллада «лесной царь» | 1 | | | |
10 | Образы русской народной духовной музыки. Народное искусство Древней Руси | 1 | | | |
11 | Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт | 1 | | | |
12 | «Фрески Софии Киевской», «Перезвоны». Молитва. | 1 | | | |
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное в земной музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал | 1 | | | |
14 | Образы скорби и печали | 1 | | | |
15 | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 1 | | | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | | | |
17 | Джаз – искусство 20 века | 1 | | | |
| Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 | | | |
18-19-20 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | 3 | | | |
21 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 1 | | | |
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 | | | |
23-24 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | 2 | | | |
25-26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 2 | | | |
27-28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 2 | | | |
29-30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 | | | |
31-32 | Мир музыкального театра. Театры Республики. | 2 | | | |
33-34 | Образы киномузыки | 2 | | | |
| ИТОГО | 34 | | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки в 7 классе являются:
-формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;
-развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
-проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;
- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;
- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.
Планируемые результаты:
-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
- знать направления современной музыки;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии.
Проект «Музыка народов мира»
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки- 17ч.
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки- 17 ч.
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ урока | Тема урока (раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | ||
7 класс | По плану | По факту | План | Факт | |
| Особенности драматургии сценической музыки | 17 | | | |
1 | Классика и современность. Музыкальная культура. | 1 | | | |
2-3 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. | 2 | | | |
4 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | 1 | | | |
5-6 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва | 2 | | | |
7-8 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов | 2 | | | |
9-10 | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля | 2 | | | |
11- 12- 13 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора | 3 | | | |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 | | | |
15- 16 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 2 | | | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги…» | 1 | | | |
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 17 | | | |
18- 19 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 | | | |
20- 21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 | | | |
22- 23 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. | 2 | | | |
24- 25 | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта | 2 | | | |
26- 27- 28- 29 | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича | 4 | | | |
30- 31- 32 | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина | 3 | | | |
33- 34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 2 | | | |
| ИТОГО | 34 | | | |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;
- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;
- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.
Планируемые результаты:
-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
- знать направления современной музыки;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
Проект «Музыкальная культура родного края»
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки -17 часов.
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки.
Авторская песня- прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20в.
Раздел 2.Мир образов камерной и симфонической музыки – 17 часов.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ темы п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
I | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 |
1. | Удивительный мир музыкальных образов | 1 |
2. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс | 1 |
3. | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 2 |
4. | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 |
5. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 |
6. | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Музыкальная культура. | 1 |
7. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 |
8. | Старинной песни мир. Баллада «лесной царь» | 1 |
9. | Образы русской народной духовной музыки. Народное искусство Древней Руси | 1 |
10. | Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт | 1 |
11. | «Фрески Софии Киевской», «Перезвоны». Молитва | 1 |
12. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное в земной музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал | 1 |
13. | Образы скорби и печали | 1 |
14. | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 1 |
15. | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 |
16. | Джаз – искусство 20 века | 1 |
II | Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 |
17. | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | 3 |
18. | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 1 |
19. | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 |
20. | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | 2 |
21. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 2 |
22. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 2 |
23. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 |
24. | Мир музыкального театра. Театры Республики. Образы киномузыки | 2 |
| ИТОГО: 34 часов | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока (раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | ||
6 класс | План | Факт | План | Факт | |
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | | | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс | 1 | | | |
3-4 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 2 | | | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Музыкальная культура. | 1 | | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | | | |
9 | Старинной песни мир. Баллада «лесной царь» | 1 | | | |
10 | Образы русской народной духовной музыки. Народное искусство Древней Руси | 1 | | | |
11 | Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт | 1 | | | |
12 | «Фрески Софии Киевской», «Перезвоны». Молитва. | 1 | | | |
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное в земной музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал | 1 | | | |
14 | Образы скорби и печали | 1 | | | |
15 | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 1 | | | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | | | |
17 | Джаз – искусство 20 века | 1 | | | |
| Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 | | | |
18-19-20 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | 3 | | | |
21 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 1 | | | |
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 | | | |
23-24 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | 2 | | | |
25-26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 2 | | | |
27-28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 2 | | | |
29-30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 | | | |
31-32 | Мир музыкального театра. Театры Республики. | 2 | | | |
33-34 | Образы киномузыки | 2 | | | |
| ИТОГО | 34 | | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами изучения музыки являются:
-формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;
-развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
-проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;
- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;
- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.
Планируемые результаты:
-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
- знать направления современной музыки;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии.
Проект «Музыка народов мира»
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки- 17ч.
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки- 17 ч.
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ темы п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
I | Особенности драматургии сценической музыки | 17 |
1. | Классика и современность. Музыкальная культура. | 1 |
2. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. | 2 |
3. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | 1 |
4. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва | 2 |
5. | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов | 2 |
6. | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля | 2 |
7. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора | 3 |
8. | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 |
9. | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 2 |
10. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги…» | 1 |
II. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 17 |
11. | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 |
12. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 |
13. | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. | 2 |
14. | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта | 2 |
15. | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича | 4 |
16. | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина | 3 |
17. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Исследовательский проект | 2 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока (раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | ||
7 класс | По плану | По факту | План | Факт | |
| Особенности драматургии сценической музыки | 17 | | | |
1 | Классика и современность. Музыкальная культура. | 1 | | | |
2-3 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. | 2 | | | |
4 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | 1 | | | |
5-6 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва | 2 | | | |
7-8 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов | 2 | | | |
9-10 | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля | 2 | | | |
11- 12- 13 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора | 3 | | | |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 | | | |
15- 16 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 2 | | | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги…» | 1 | | | |
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 17 | | | |
18- 19 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 | | | |
20- 21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 | | | |
22- 23 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. | 2 | | | |
24- 25 | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта | 2 | | | |
26- 27- 28- 29 | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича | 4 | | | |
30- 31- 32 | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина | 3 | | | |
33- 34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 2 | | | |
| ИТОГО | 34 | | | |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета в 8 классе.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
-особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Планируемые результаты
По окончании IX класса школьники научаться:
-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
- знать направления современной музыки;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии.
Проект «Роль искусства в моей жизни»
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека -2 ч
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира- 7 ч
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и в жизни человека.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения -7ч
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни -11 ч
Что такое красота. Способность искусства дарить людям эстетические переживания. Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Скульптурный и живописный портреты, скульптурные и живописные композиции.
Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе -7 ч
Преобразующая сила искусства. Ценностно-ориентирующая, нравственна, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ урока | Тема урока (раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | ||
8 класс | По плану | По факту | По плану | По факту | |
| Искусство в жизни современного человека | 2 | | | |
1. | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Духовная культура и просвещение | 1 | | | |
2. | Обращение к искусству прошлого. Музыкальная культура. Праздники | 1 | | | |
| Искусство открывает новые грани мира | 7 | | | |
3-4. | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека. Знание научное и знание художественное. | 2 | | | |
5. | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. | 1 | | | |
6-7. | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве. | 2 | | | |
8-9. | Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. | 2 | | | |
| Искусство как универсальный способ общения. | 7 | | | |
10-11. | Мир в зеркале искусства | 2 | | | |
12. | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения | 1 | | | |
13. | Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве. | 1 | | | |
14. | Знаки и символы искусства. Художественные послания предков. | 1 | | | |
15. | Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве | 1 | | | |
16. | Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня | 1 | | | |
| Красота в искусстве и жизни | 11 | | | |
17-18. | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания | 2 | | | |
19. | Откровение вечной красоты | 1 | | | |
20. | Застывшая музыка | 1 | | | |
21-22. | Есть ли у красоты свои законы | 2 | | | |
23. | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. | 1 | | | |
24-25. | Великий дар творчества: радость и красота созидания | 2 | | | |
26. | Как соотносятся красота и польза | 1 | | | |
27. | Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве | 1 | | | |
| Прекрасное пробуждает доброе | 7 | | | |
28-29. | Преобразующая сила искусства | 2 | | | |
30. | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. | 1 | | | |
31. | Искусство как модель для подражания | 1 | | | |
32. | Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. | 1 | | | |
33. | Синтез искусства в создании художественного образа спектакля | 1 | | | |
34. | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | 1 | | | |
| Итого: | 34 | | | |
31