Рабочая программа данного курса составлена на основе:
1) Основной образовательной программы МБОУ Курагинской СОШ №3.
Структуризация рабочей программы осуществлена в соответствии с учебным планом МБОУ Курагинской СОШ №3, а именно на изучение предмета музыки на этапе основного общего образования предусмотрено 136 ч., в том числе: в 5 классе — 34ч. ( 1 час в неделю), в 6 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю), в 7 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю), в 8 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю).
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Регулятивные
принимать и сохранять учебную задачу
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
учитывать правило в планировании и контроле способа решения
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
адекватно воспринимать оценку учителя
различать способ и результат действия
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Коммуникативные
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
формулировать собственное мнение и позицию
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет
задавать вопросы
контролировать действия партнера
использовать речь для регуляции своего действия
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач
строить речевое высказывание в устной и письменной форме
ориентироваться на разнообразие способов решения задач
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
осуществлять синтез как составление целого из частей
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
устанавливать причинно-следственные связи
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
устанавливать аналогии
владеть общим приемом решения задач
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
По окончании VIII класса
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
2. Содержание учебного курса
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированиюу обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями:
Музыка как вид искусства,
Народное музыкальное творчество,
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.,
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.,
Современная музыкальная жизнь,
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.,
Значение музыки в жизни человека.
Музыка как вид искусства (7ч.)
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество (2ч.)
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь (5ч.)
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека (1ч.)
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Тематическое планирование курса
Разделы курса | Количество часов в год | Всего |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Музыка как вид искусства | 7 | 7 | 7 | 7 | 28 |
Народное музыкальное творчество | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. | 8 | 8 | 8 | 8 | 32 |
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. | 6 | 6 | 6 | 6 | 24 |
Современная музыкальная жизнь | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Значение музыки в жизни человека | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого: | 34 | 34 | 34 | 34 | 136 |
Календарно - тематическое планирование. 5 класс (34ч.)
№ п/п | Название раздела, тема урока | ДЗ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| 1 Музыка как вид искусства (7 ч.) | | | | |
1 | Интонация как носитель образного смысла. | Знать понятие интонация. | 1 | | |
2 | Многообразие интонационно-образных построений. | Знать понятие образ. | 1 | | |
3 | Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. | Знать понятие музыкальный образ. | 1 | | |
4 | Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки. | Знать понятия: вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная музыка. | 1 | | |
5 | Разнообразие камерной музыки. | Знать понятие камерная музыка. | 1 | | |
6 | Разнообразие симфонической музыки. | Знать понятие симфоническая музыка. | 1 | | |
7 | Разнообразие театральной музыки. | Знать понятие театральная музыка. | 1 | | |
| 2 Народное музыкальное творчество (2 ч.) | | | | |
8 | Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. | Знать понятие устное народное творчество. | 1 | | |
9 | Характерные черты русской народной музыки. | Знать понятие русская народная песня. | 1 | | |
| 3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.) | | | | |
10 | Древнерусская духовная музыка. | Знать понятие древнерусская духовная музыка. | 1 | | |
11 | Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. | Знать понятие знаменный распев. | 1 | | |
12 | Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения. | Знать понятие музыкальный жанр. | 1 | | |
13 | Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (кант). | Знать понятие кант. | 1 | | |
14 | Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (хоровой). | Знать понятие хоровой жанр. | 1 | | |
| 4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.) | | | | |
15 | Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. | Знать понятие григорианский хорал. | 1 | | |
16 | Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). | Знать понятия: фуга, реквием. | 1 | | |
17 | Основные жанры светской музыки. Соната. | Знать понятие соната. | 1 | | |
18 | Симфония. | Знать понятие симфония. | 1 | | |
19 | Камерно-инструментальная музыка. | Знать понятие камерно-инструментальная музыка. | 1 | | |
20 | Вокальная музыка. | Знать понятие вокальная музыка. | 1 | | |
21 | Опера. | Знать понятие опера. | 1 | | |
22 | Балет. | Знать понятие балет. | 1 | | |
| 5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.) | | | | |
23 | И.Ф. Стравинский. | Знать творчество И. Ф. Стравинского. | 1 | | |
24 | Р. Щедрин. | Знать творчество Р. Щедрина. | 1 | | |
25 | К. Орф. | Знать творчество К. Орфа. | 1 | | |
26 | Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). | Знать понятие музыкальный стиль. | 1 | | |
27 | Джаз, спиричуэл, блюз. | Знать понятия: джаз, блюз, спиричуэл. | 1 | | |
28 | Мюзикл. | Знать понятие мюзикл. | 1 | | |
| 6 Современная музыкальная жизнь (5ч.) | | | | |
29 | Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). | Знать понятие фестиваль. | 1 | | |
30 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Ф.И. Шаляпин. | Знать творчество Ф. Шаляпина. | 1 | | |
31 | Д.Ф. Ойстрах. Промежуточная аттестация. Тестирование. | Знать творчество Д. Ойстраха. | 1 | | |
32 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В. Клиберн. | Знать творчество В. Клиберна. | 1 | | |
33 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. М. Кабалье. | Знать творчество М. Кабалье. | 1 | | |
| 7 Значение музыки в жизни человека (1ч.) | | | | |
34 | Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. | Слушать музыку. | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование. 6 класс (34ч.)
№ п/п | Название раздела, тема урока | ДЗ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| 1 Музыка как вид искусства (7 ч.) | | | | |
1 | Различные формы построения музыки (двухчастная). | Знать понятие двухчастная форма. | 1 | | |
2 | Различные формы построения музыки (трехчастная). | Знать понятие трёхчастная форма. | 1 | | |
3 | Различные формы построения музыки (вариации). | Знать понятие вариации. | 1 | | |
4 | Различные формы построения музыки (рондо). | Знать понятие рондо. | 1 | | |
5 | Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл). | Знать понятие сонатно-симфонический цикл. | 1 | | |
6 | Различные формы построения музыки (сюита). | Знать понятие сюита. | 1 | | |
7 | Возможность, воплощение и развитие музыкальных образов. | Знать понятие музыкальный образ. | 1 | | |
| 2 Народное музыкальное творчество (2 ч.) | | | | |
8 | Основные жанры русской народной вокальной музыки. | Знать понятие музыкальный жанр. | 1 | | |
9 | Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). | Знать различные исполнительские типы художественного общения. | 1 | | |
| 3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.) | | | | |
10 | Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (концерт). | Знать понятие концерт. | 1 | | |
11 | Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (литургия). | Знать понятие литургия. | 1 | | |
12 | Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). | Знать творчество М. Глинки. | 1 | | |
13 | Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. | Знать понятие народная музыка. | | | |
14 | Романтизм в русской музыке. | Знать понятие романтизм. | 1 | | |
| 4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.) | | | | |
15 | И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. | Знать творчество И. Баха. | 1 | | |
16 | Венская классическая школа (Л. Бетховен). | Знать творчество Л. Бетховена. | 1 | | |
17 | Й. Гайдн. | Знать творчество Й. Гайдна. | 1 | | |
18 | В. Моцарт. | Знать творчество В. Моцарта. | 1 | | |
19 | Основные жанры светской музыки. Соната. Симфония. | Знать понятия: соната, симфония. | 1 | | |
20 | Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка. | Знать понятия: камерно-инструментальная и вокальная музыка. | 1 | | |
21 | Опера. | Знать понятие опера. | 1 | | |
22 | Балет. | Знать понятие балет. | 1 | | |
| 5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.) | | | | |
23 | С.С. Прокофьев. | Знать творчество С. С. Прокофьева. | 1 | | |
24 | А.И. Хачатурян. | Знать творчество А. Хачатуряна. | 1 | | |
25 | М. Равель. | Знать творчество М. Равеля. | 1 | | |
26 | Рок-н-ролл. | Знать понятие рок-н-ролл. | 1 | | |
27 | Симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. | Знать понятие симфоджаз. | 1 | | |
28 | Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. | Знать понятие композитор-песенник. | 1 | | |
| 6 Современная музыкальная жизнь (5ч.) | | | | |
29 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В.Т. Спиваков. | Знать творчество В. Спивакова. | 1 | | |
30 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Н.Л. Луганский. | Знать творчество Н. Луганского. | 1 | | |
31 | Д. Л. Мацуев. Промежуточная аттестация. Тестирование. | Знать творчество Д. Мацуева. | 1 | | |
32 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Э. Карузо. | Знать творчество Э. Карузо. | 1 | | |
33 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. М. Каллас. | Знать творчество М. Каллас. | 1 | | |
| 7 Значение музыки в жизни человека (1ч.) | | | | |
34 | Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. | Слушать музыку. | | | |
Календарно - тематическое планирование. 7 класс (34ч.)
№ п/п | Название раздела, тема урока | ДЗ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| 1 Музыка как вид искусства (7 ч.) | | | | |
1 | Круг музыкальных образов (музыкальный образ). | Знать понятие музыкальный образ. | 1 | | |
2 | Круг музыкальных образов (лирические). | Знать понятие лирический образ. | 1 | | |
3 | Круг музыкальных образов (драматические). | Знать понятие драматический образ. | 1 | | |
4 | Круг музыкальных образов (героические). | Знать понятие героический образ. | 1 | | |
5 | Круг музыкальных образов (романтические). | Знать понятие романтический образ. | 1 | | |
6 | Круг музыкальных образов (эпические). | Знать понятие эпический образ. | 1 | | |
7 | Круг музыкальных образов. Взаимосвязь и развитие. | Знать понятие музыкальный образ. | 1 | | |
| 2 Народное музыкальное творчество (2 ч.) | | | | |
8 | Музыкальный фольклор народов России. | Знать понятие фольклор. | 1 | | |
9 | Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. | Знать понятие музыкальная культура. | 1 | | |
| 3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.) | | | | |
10 | Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. | Знать понятие творчество. | 1 | | |
11 | М.И. Глинка. Знакомство с творчеством. | Знать творчество М. Глинки. | 1 | | |
12 | М.П. Мусоргский. Знакомство с творчеством. | Знать творчество М. Мусоргского. | 1 | | |
13 | А.П. Бородин. Знакомство с творчеством. | Знать творчество А. Бородина. | | | |
14 | Н.А. Римский-Корсаков. Знакомство с творчеством. | Знать творчество Н. Р.- Корсакова. | 1 | | |
| 4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.) | | | | |
15 | Творчество композиторов-романтиков. Ф. Шопен. | Знать творчество Ф. Шопена. | 1 | | |
16 | Ф. Лист. | Знать творчество Ф. Листа. | 1 | | |
17 | Р. Шуман. | Знать творчество Р. Шумана. | 1 | | |
18 | Ф. Шуберт. | Знать творчество Ф. Шуберта. | 1 | | |
19 | Основные жанры светской музыки. Соната. Симфония. | Знать понятия соната, симфония. | 1 | | |
20 | Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка. | Знать понятия камерно-инструментальная и вокальная музыка. | 1 | | |
21 | Опера. | Знать понятие опера. | 1 | | |
22 | Балет. | Знать понятие балет. | 1 | | |
| 5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.) | | | | |
23 | Д.Д. Шостакович. | Знать творчество Д. Шостаковича. | 1 | | |
24 | А.Г. Шнитке. | Знать творчество А. Шнитке. | 1 | | |
25 | Б. Бриттен. | Знать творчество Б. Бриттен. | 1 | | |
26 | Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. | Знать понятие современная музыка. | 1 | | |
27 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | Знать понятие авторская песня. | 1 | | |
28 | Рок-музыка и ее отдельные направления. | Знать понятие рок-музыка. | 1 | | |
| 6 Современная музыкальная жизнь (5ч.) | | | | |
29 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Л. Паваротти. | Знать творчество Л. Паваротти. | 1 | | |
30 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. А.Ю. Нетребко. | Знать творчество А. Нетребко. | 1 | | |
31 | Д.А. Хворостовский. Промежуточная аттестация. Тестирование. | Знать творчество Д. Хворостовского. | 1 | | |
32 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В. Кельмпфф. | Знать творчество В. Кельмпфф. | 1 | | |
33 | Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. А.В. Свешников. | Знать творчество А. Свешникова. | 1 | | |
| 7 Значение музыки в жизни человека (1ч.) | | | | |
34 | «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. | Слушать музыку. | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование. 8 класс (34ч.)
№ п/п | Название раздела, тема урока | ДЗ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| 1 Музыка как вид искусства (7 ч.) | | | | |
1 | Многообразие связей музыки с литературой. | Знать понятие либретто. | 1 | | |
2 | Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. | Знать понятие музыкальный театр. | 1 | | |
3 | Программная музыка. | Знать понятие программная музыка. | 1 | | |
4 | Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. | Знать понятия: костюмер, стилист. | 1 | | |
5 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Нарисовать «К Элизе» Л. Бетховена. | 1 | | |
6 | Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. | Нарисовать «Шторм» В Вивальди. | 1 | | |
7 | Символика скульптуры, архитектуры, музыки. | Нарисовать эскиз статуэтки на музыкальную тему. | 1 | | |
| 2 Народное музыкальное творчество (2 ч.) | | | | |
8 | Музыкальный фольклор народов России. | Знать понятие фольклор. | 1 | | |
9 | Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. | Знать понятие народная музыка. | 1 | | |
| 3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.) | | | | |
10 | Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (П.И. Чайковский). | Знать творчество П. Чайковского. | 1 | | |
11 | С.В. Рахманинов. Знакомство с творчеством. | Знать творчество С. Рахманинова. | 1 | | |
12 | Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. | Знать понятие профессиональная музыка. | 1 | | |
13 | Духовная музыка русских композиторов. | Знать понятие духовная музыка. | 1 | | |
14 | Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. | Знать понятие классическая музыка. | 1 | | |
| 4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.) | | | | |
15 | Творчество композиторов-романтиков. Ф. Лист. | Знать творчество Ф. Листа. | 1 | | |
16 | Р. Шуман. | Знать творчество Р. Шумана. | 1 | | |
17 | Ф. Шуберт. | Знать творчество Ф. Шуберта. | 1 | | |
18 | Э. Григ. | Знать творчество Э. Грига. | 1 | | |
19 | Основные жанры светской музыки. Соната. Симфония. | Знать понятия: симфония, соната. | 1 | | |
20 | Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка. | Знать понятия: камерно-инструментальная и вокальная музыка. | 1 | | |
21 | Опера. | Знать понятие опера. | 1 | | |
22 | Балет. | Знать понятие балет. | 1 | | |
| 5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.) | | | | |
23 | Г.В. Свиридов. | Знать творчество Г. Свиридова. | 1 | | |
24 | К. Дебюсси. | Знать творчество К. Дебюсси. | 1 | | |
25 | А. Шенберг. | Знать творчество А. Шенберга. | 1 | | |
26 | Рок-опера. | Знать понятие рок-опера. | 1 | | |
27 | Электронная музыка. | Знать понятии электронная музыка. | 1 | | |
28 | Современные технологии записи и воспроизведения музыки. | Знать понятие современные технологии записи музыки. | 1 | | |
| 6 Современная музыкальная жизнь (5ч.) | | | | |
29 | Современные выдающиеся, композиторы. | Знать фамилии современных выдающихся композиторов. | 1 | | |
30 | Современные выдающиеся вокальные исполнители и инструментальные коллективы. | Знать фамилии современных выдающихся исполнителей. | 1 | | |
31 | Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Промежуточная аттестация | Знать понятие музыкальная культура. | 1 | | |
32 | Может ли современная музыка считаться классической? | Знать понятие ремикс. | 1 | | |
33 | Классическая музыка в современных обработках. | Знать понятие современная обработка музыки. | 1 | | |
| 7 Значение музыки в жизни человека (1ч.) | | | | |
34 | Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. | Слушать музыку. | 1 | | |