СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 5-8 классов на 2019 / 2020 учебный год в рамках ФГОС.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 1-4 классов на 2019 / 2020 учебный год в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 5-8 классов на 2019 / 2020 учебный год в рамках ФГОС.»

Рабочая программа данного курса составлена на основе:

1) Основной образовательной программы МБОУ Курагинской СОШ №3.

Структуризация рабочей программы осуществлена в соответствии с учебным планом МБОУ Курагинской СОШ №3, а именно на изучение предмета музыки на этапе основного общего образования предусмотрено 136 ч., в том числе: в 5 классе — 34ч. ( 1 час в неделю), в 6 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю), в 7 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю), в 8 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю).

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви­дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна­комство с жанровым и стилевым многообразием классическо­го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на дан­ном этапе приобретает в большей степени деятельностный ха­рактер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного со­трудничества, музыкальных впечатлений и эстетических пред­ставлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музы­кально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, со­циального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной дея­тельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ­ников в художественно-педагогическом процессе.

Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар­тину мира.



  1. Планируемые результаты.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образова­тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, прояв­ляющихся в познавательной и практической деятельности уча­щихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • адекватно воспринимать оценку учителя

  • различать способ и результат действия

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Коммуникативные

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • формулировать собственное мнение и позицию

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

  • задавать вопросы

  • контролировать действия партнера

  • использовать речь для регуляции своего действия

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • осуществлять синтез как составление целого из частей

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

  • устанавливать аналогии

  • владеть общим приемом решения задач

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль­туры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


По окончании VIII класса

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).






2. Содержание учебного курса


Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Освоение предмета «Музыка» направлено на:

  • приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;

  • развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

  • овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированиюу обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.



Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями:

  1. Музыка как вид искусства,

  2. Народное музыкальное творчество,

  3. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.,

  4. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.,

  5. Современная музыкальная жизнь,

  6. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.,

  7. Значение музыки в жизни человека.

Музыка как вид искусства (7ч.)


Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.


Народное музыкальное творчество (2ч.)


Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.


Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)


Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.



Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)


Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)


Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.


Современная музыкальная жизнь (5ч.)


Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.


Значение музыки в жизни человека (1ч.)


Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

















  1. Тематическое планирование курса



Разделы курса

Количество часов в год

Всего

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Музыка как вид искусства

7

7

7

7

28

Народное музыкальное творчество

2

2

2

2

8

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

5

5

5

5

20

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

8

8

8

8

32

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

6

6

6

6

24

Современная музыкальная жизнь

5

5

5

5

20

Значение музыки в жизни человека

1

1

1

1

4

Итого:

34

34

34

34

136

Календарно - тематическое планирование. 5 класс (34ч.)



№ п/п

Название раздела, тема урока

ДЗ

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически


1 Музыка как вид искусства (7 ч.)





1

Интонация как носитель образного смысла.

Знать понятие интонация.

1



2

Многообразие интонационно-образных построений.

Знать понятие образ.

1



3

Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.

Знать понятие музыкальный образ.

1



4

Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки.

Знать понятия: вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная музыка.

1



5

Разнообразие камерной музыки.

Знать понятие камерная музыка.

1



6

Разнообразие симфонической музыки.

Знать понятие симфоническая музыка.

1



7

Разнообразие театральной музыки.

Знать понятие театральная музыка.

1




2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)





8

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.

Знать понятие устное народное творчество.

1



9

Характерные черты русской народной музыки.

Знать понятие русская народная песня.

1




3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)





10

Древнерусская духовная музыка.

Знать понятие древнерусская духовная музыка.

1



11

Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.

Знать понятие знаменный распев.

1



12

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения.

Знать понятие музыкальный жанр.

1



13

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (кант).

Знать понятие кант.

1



14

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (хоровой).

Знать понятие хоровой жанр.

1




4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)





15

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.

Знать понятие григорианский хорал.

1



16

Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон).

Знать понятия: фуга, реквием.

1



17

Основные жанры светской музыки. Соната.

Знать понятие соната.

1



18

Симфония.

Знать понятие симфония.

1



19

Камерно-инструментальная музыка.

Знать понятие камерно-инструментальная музыка.

1



20

Вокальная музыка.

Знать понятие вокальная музыка.

1



21

Опера.

Знать понятие опера.

1



22

Балет.

Знать понятие балет.

1




5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)





23

И.Ф. Стравинский.

Знать творчество И. Ф. Стравинского.

1



24

Р. Щедрин.

Знать творчество Р. Щедрина.

1



25

К. Орф.

Знать творчество К. Орфа.

1



26

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).

Знать понятие музыкальный стиль.

1



27

Джаз, спиричуэл, блюз.

Знать понятия: джаз, блюз, спиричуэл.

1



28

Мюзикл.

Знать понятие мюзикл.

1




6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)





29

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).

Знать понятие фестиваль.

1



30

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Ф.И. Шаляпин.

Знать творчество Ф. Шаляпина.

1



31

Д.Ф. Ойстрах.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

Знать творчество Д. Ойстраха.

1



32

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В. Клиберн.

Знать творчество В. Клиберна.

1



33

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. М. Кабалье.

Знать творчество М. Кабалье.

1




7 Значение музыки в жизни человека (1ч.)





34

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

Слушать музыку.

1





Календарно - тематическое планирование. 6 класс (34ч.)



№ п/п

Название раздела, тема урока

ДЗ

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически


1 Музыка как вид искусства (7 ч.)





1

Различные формы построения музыки (двухчастная).

Знать понятие двухчастная форма.

1



2

Различные формы построения музыки (трехчастная).

Знать понятие трёхчастная форма.

1



3

Различные формы построения музыки (вариации).

Знать понятие вариации.

1



4

Различные формы построения музыки (рондо).

Знать понятие рондо.

1



5

Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл).

Знать понятие сонатно-симфонический цикл.

1



6

Различные формы построения музыки (сюита).

Знать понятие сюита.

1



7

Возможность, воплощение и развитие музыкальных образов.

Знать понятие музыкальный образ.

1




2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)





8

Основные жанры русской народной вокальной музыки.

Знать понятие музыкальный жанр.

1



9

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).


Знать различные исполнительские типы художественного общения.

1




3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)





10

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (концерт).

Знать понятие концерт.

1



11

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (литургия).

Знать понятие литургия.

1



12

Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Знать творчество М. Глинки.

1



13

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.

Знать понятие народная музыка.




14

Романтизм в русской музыке.

Знать понятие романтизм.

1




4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)





15

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко.

Знать творчество И. Баха.

1



16

Венская классическая школа (Л. Бетховен).

Знать творчество Л. Бетховена.

1



17

Й. Гайдн.

Знать творчество Й. Гайдна.

1



18

В. Моцарт.

Знать творчество В. Моцарта.

1



19

Основные жанры светской музыки.

Соната. Симфония.

Знать понятия: соната, симфония.

1



20

Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка.

Знать понятия: камерно-инструментальная и вокальная музыка.

1



21

Опера.

Знать понятие опера.

1



22

Балет.

Знать понятие балет.

1




5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)





23

С.С. Прокофьев.

Знать творчество С. С. Прокофьева.

1



24

А.И. Хачатурян.

Знать творчество А. Хачатуряна.

1



25

М. Равель.

Знать творчество М. Равеля.

1



26

Рок-н-ролл.

Знать понятие рок-н-ролл.

1



27

Симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.

Знать понятие симфоджаз.

1



28

Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.

Знать понятие композитор-песенник.

1




6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)





29

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В.Т. Спиваков.

Знать творчество В. Спивакова.

1



30

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Н.Л. Луганский.

Знать творчество Н. Луганского.

1



31

Д. Л. Мацуев.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

Знать творчество Д. Мацуева.

1



32

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Э. Карузо.

Знать творчество Э. Карузо.

1



33

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.

М. Каллас.

Знать творчество М. Каллас.

1




7 Значение музыки в жизни человека (1ч.)





34

Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Слушать музыку.






Календарно - тематическое планирование. 7 класс (34ч.)



№ п/п

Название раздела, тема урока

ДЗ

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически


1 Музыка как вид искусства (7 ч.)





1

Круг музыкальных образов (музыкальный образ).

Знать понятие музыкальный образ.

1



2

Круг музыкальных образов (лирические).

Знать понятие лирический образ.

1



3

Круг музыкальных образов (драматические).

Знать понятие драматический образ.

1



4

Круг музыкальных образов (героические).

Знать понятие героический образ.

1



5

Круг музыкальных образов (романтические).

Знать понятие романтический образ.

1



6

Круг музыкальных образов (эпические).

Знать понятие эпический образ.

1



7

Круг музыкальных образов. Взаимосвязь и развитие.

Знать понятие музыкальный образ.

1




2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)





8

Музыкальный фольклор народов России.

Знать понятие фольклор.

1



9

Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.

Знать понятие музыкальная культура.

1




3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)





10

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.

Знать понятие творчество.

1



11

М.И. Глинка. Знакомство с творчеством.

Знать творчество М. Глинки.

1



12

М.П. Мусоргский.

Знакомство с творчеством.

Знать творчество М. Мусоргского.

1



13

А.П. Бородин.

Знакомство с творчеством.

Знать творчество А. Бородина.




14

Н.А. Римский-Корсаков.

Знакомство с творчеством.

Знать творчество Н. Р.- Корсакова.

1




4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)





15

Творчество композиторов-романтиков.

Ф. Шопен.

Знать творчество Ф. Шопена.

1



16

Ф. Лист.

Знать творчество Ф. Листа.

1



17

Р. Шуман.

Знать творчество Р. Шумана.

1



18

Ф. Шуберт.

Знать творчество Ф. Шуберта.

1



19

Основные жанры светской музыки.

Соната. Симфония.

Знать понятия соната, симфония.

1



20

Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка.

Знать понятия камерно-инструментальная и вокальная музыка.

1



21

Опера.

Знать понятие опера.

1



22

Балет.

Знать понятие балет.

1




5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)





23

Д.Д. Шостакович.

Знать творчество Д. Шостаковича.

1



24

А.Г. Шнитке.

Знать творчество А. Шнитке.

1



25

Б. Бриттен.

Знать творчество Б. Бриттен.

1



26

Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках.

Знать понятие современная музыка.

1



27

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Знать понятие авторская песня.

1



28

Рок-музыка и ее отдельные направления.

Знать понятие рок-музыка.

1




6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)





29

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Л. Паваротти.

Знать творчество Л. Паваротти.

1



30

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. А.Ю. Нетребко.

Знать творчество А. Нетребко.

1



31

Д.А. Хворостовский.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

Знать творчество Д. Хворостовского.

1



32

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В. Кельмпфф.

Знать творчество В. Кельмпфф.

1



33

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. А.В. Свешников.

Знать творчество А. Свешникова.

1




7 Значение музыки в жизни человека (1ч.)





34

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.

Слушать музыку.

1





Календарно - тематическое планирование. 8 класс (34ч.)

№ п/п

Название раздела, тема урока

ДЗ

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически


1 Музыка как вид искусства (7 ч.)





1

Многообразие связей музыки с литературой.

Знать понятие либретто.

1



2

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

Знать понятие музыкальный театр.

1



3

Программная музыка.

Знать понятие программная музыка.

1



4

Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.

Знать понятия: костюмер, стилист.

1



5

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Нарисовать «К Элизе» Л. Бетховена.

1



6

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.

Нарисовать «Шторм» В Вивальди.

1



7

Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Нарисовать эскиз статуэтки на музыкальную тему.

1




2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)





8

Музыкальный фольклор народов России.

Знать понятие фольклор.

1



9

Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Знать понятие народная музыка.

1




3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)





10

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (П.И. Чайковский).

Знать творчество П. Чайковского.

1



11

С.В. Рахманинов.

Знакомство с творчеством.

Знать творчество С. Рахманинова.

1



12

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства.

Знать понятие профессиональная музыка.

1



13

Духовная музыка русских композиторов.

Знать понятие духовная музыка.

1



14

Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Знать понятие классическая музыка.

1




4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)





15

Творчество композиторов-романтиков.

Ф. Лист.

Знать творчество Ф. Листа.

1



16

Р. Шуман.

Знать творчество Р. Шумана.

1



17

Ф. Шуберт.

Знать творчество Ф. Шуберта.

1



18

Э. Григ.

Знать творчество Э. Грига.

1



19

Основные жанры светской музыки.

Соната. Симфония.

Знать понятия: симфония, соната.

1



20

Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка.

Знать понятия: камерно-инструментальная и вокальная музыка.

1



21

Опера.

Знать понятие опера.

1



22

Балет.

Знать понятие балет.

1




5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)





23

Г.В. Свиридов.

Знать творчество Г. Свиридова.

1



24

К. Дебюсси.

Знать творчество К. Дебюсси.

1



25

А. Шенберг.

Знать творчество А. Шенберга.

1



26

Рок-опера.

Знать понятие рок-опера.

1



27

Электронная музыка.

Знать понятии электронная музыка.

1



28

Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Знать понятие современные технологии записи музыки.

1




6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)





29

Современные выдающиеся, композиторы.

Знать фамилии современных выдающихся композиторов.

1



30

Современные выдающиеся вокальные исполнители и инструментальные коллективы.

Знать фамилии современных выдающихся исполнителей.

1



31

Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

Промежуточная аттестация

Знать понятие музыкальная культура.

1



32

Может ли современная музыка считаться классической?

Знать понятие ремикс.

1



33

Классическая музыка в современных обработках.

Знать понятие современная обработка музыки.

1




7 Значение музыки в жизни человека (1ч.)





34

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.

Слушать музыку.

1