Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рабочая программа
по музыке в 5 классе
Составитель:
учитель первой
квалификационной категории
Деренская О.В.
2018/2019 уч.год
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.), рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.
- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.
- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.
-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Рабочая программа имеет целью:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
Тема года: «Музыка и другие виды искусства» |
1. | Музыка рассказывает обо всём | 1 | - |
2. | Древний союз | Истоки | 3 | - |
3. | Искусство открывает мир |
4. | Искусства различны, тема едина |
Часть первая. Музыка и литература |
5. | Слово и музыка | Два великих начала искусства | 3 | - |
6. | «Стань музыкою, слово!» |
7. | Музыка «дружит» не только с поэзией |
8. | Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» | 1 | 1 |
9. | Песня | Песня - верный спутник человека | 3 | - |
10. | Мир русской песни |
11. | Песни народов мира |
12. | Романс | Романса трепетные звуки | 2 | - |
13. | Мир человеческих чувств |
14. | Хоровая музыка | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | 2 | - |
15. | Что может изображать хоровая музыка |
16. | Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» | 1 | 1 |
17. | Опера | Самый значительный жанр вокальной музыки | 2 | - |
18. | Из чего состоит опера |
19. | Балет | Единство музыки и танца | 2 | 1 |
20. | «Русские сезоны» в Париже |
21. | Музыка звучит в литературе | Музыкальность слова | 2 | - |
22. | Музыкальные сюжеты в литературе |
23. | Искусство исполнительской интерпретации в музыке | 2 | - |
24. |
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство |
25. | Образы живописи в музыке | Живописность искусства | 2 | - |
26. | «Музыка - сестра живописи» |
27. | Музыкальный портрет | 1 | - |
28. | Пейзаж в музыке | Образы природы в творчестве музыкантов | 2 | - |
29. | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов |
30. | «Музыкальная живопись» сказок и былин | Волшебная красочность музыкальных сказок | 3 | - |
31. | Сказочные герои в музыке |
32. | Тема богатырей в музыке |
33. | Музыка в произведениях изобразительного искусства | Что такое музыкальность в живописи | 2 | 1 |
34. | «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» |
35. | Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» | 1 | |
Всего часов | 35 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» – реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).
И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).
Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».
2. Древний союз (3 часа)
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.
Художественный материал:
Музыка
К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»; Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).
Литература
А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...»
Живопись
А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г. Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».
Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве».
Часть первая. Музыка и литература
3. Слово и музыка (3 часа)
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский, «Кот Матрос» (слушание).
«Весёлый мельник», американская народная песня; «Веснянка», украинская народная песня (пение).
Живопись
Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».
Творческое задание: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор).
4. Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» (1 час)
Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
5. Песня (3 часа)
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).
Художественный материал:
Музыка
В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Литература
Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.
Живопись
И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».
6. Романс (2 часа)
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).
Живопись
И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».
7. Хоровая музыка (2 часа)
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.
Художественный материал:
Музыка
Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).
Живопись
К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».
8. Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» (1 час)
Итоговое тестирование.
9. Опера (2 часа)
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).
М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).
Живопись
А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».
10. Балет (2 часа)
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Живопись
С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».
11. Музыка звучит в литературе (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».
Художественный материал:
Музыка
К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).
Литература
А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».
12. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (2 часа)
Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство
13. Образы живописи в музыке (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.
Художественный материал:
Музыка
С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).
Живопись
И.Грабарь, «Иней», «Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах»; К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».
Поэзия
А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».
14. Музыкальный портрет (1 час)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:
Музыка
М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).
Живопись
Н. Репин, «Протодьякон».
15. Пейзаж в музыке (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»; М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).
В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»; р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).
Живопись
В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».
Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.
16. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).
С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»; А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»; Былина о Добрыне Никитиче (пение).
Живопись
Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
17. Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
Художественный материал:
Музыка
Ф. Торрес, «Danza Alta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Живопись
Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы», «Придворный бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».
18. Обобщающий урок по теме года
«Музыка и другие виды искусства» (1 час)
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23.
Музыкальный материал
Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная аттестация по предмету осуществляется в форме отчетного концерта, который согласно «Положению о промежуточной аттестации МКОУ СОШ №4» осуществляется в период с 20.04.2019 г. по 20.05.2019г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКА 5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Развитие универсальных учебных действий. | Количество часов | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1 | Что роднит музыку с литературой. | Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству Коммуникативные: умение выражать свои мысли; | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни и искусства. | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
2 | Вокальная музыка. Что такое песня? | Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству: эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; наблюдение за различными явления жизни и искусства. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
3 | Вокальная музыка. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; умение сравнивать, сопоставлять. | ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации | 1 | |
4 | Вокальная музыка. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; умение сравнивать, сопоставлять. | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
5 | Вокальная музыка. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; умение сравнивать, сопоставлять. | увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ | 1 | |
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
7 | Фольклор в музыке русских композиторов. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять | ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации | 1 | |
8 | Музыка «дружит» не только с поэзией. Жанры вокальной и инструментальной музыки. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать | увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ | 1 | |
9 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
10 | Песня – верный спутник человека. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; | Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать | развитие критического отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений | 1 | |
11 | Всю жизнь мою несу родину в душе. Мир русской песни. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; деятельности; | Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
12 | Песни народов мира. | Личностные: понимание этических и эстетических ценностей отечественной музыкальной культуры; | Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; Познавательные: реализация творческого потенциала | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
13 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | Личностные: понимание этических и эстетических ценностей отечественной музыкальной культуры; | Коммуникативные: принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; принимать другое мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; реализация творческого потенциала | ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации | 1 | |
14 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | Личностные: понимание этических и эстетических ценностей отечественной музыкальной культуры; | Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: реализация творческого потенциала; осуществлять поиск нужной информации; | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
15 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. | Личностные: понимание этических и эстетических ценностей отечественной музыкальной культуры; | Коммуникативные: принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; принимать другое мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: реализация творческого потенциала | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
16 | Что может изображать хоровая музыка. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли; | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | развитие критического отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений | 1 | |
17 | Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; Коммуникативные: умение выражать свои мысли | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
18 | Самый значительный жанр вокальной музыки. Первое путешествие в музыкальный театр. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
19 | Из чего состоит опера. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности; Познавательные: умение обобщать, классифицировать | ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации | 1 | |
20 | Единство музыки и танца. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; умение обобщать, классифицировать | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
21 | «Русские сезоны» в Париже. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; умение обобщать, классифицировать. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
22 | Музыкальность слова. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности; Познавательные: умение обобщать, классифицировать | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
23 | Музыкальные сюжеты в литературе. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации. | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
24 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи; осуществлять поиск нужной информации | осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры | 1 | |
25 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
26 | Может ли музыка выразить характер человека? | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; | Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
27 | Образы природы в творчестве музыкантов. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу; представление о музыкальной культуре родного края; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль; Познавательные: реализация творческого потенциала в процессе музицирования; | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
29 | Волшебная красочность музыкальных сказок. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. | развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
30 | Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
31 | Отчетный концерт за курс 5 класса по теме года «Музыка и другие виды искусства» | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
32 | Что такое музыкальность в живописи | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; представление о нравственном содержании музыкальных произведений; | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 1 | |
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | 1 | |
34-35 | Заключительные уроки по теме года «Музыка и другие виды искусства». | Личностные: ценностно-смысловая ориентация; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать | Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; | 2 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей ОБЖ, технологии физической культуры от «_____» _____ 2018 г. № ________ _____________ /Новичихин С.И./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Мальцева А.В./ «____» ______________ 2018 г. |