СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 8 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 8 класса»

Музыка, 8 класс 35ч.

Рабочая программа по музыке в 8 классе составлена в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования; примерной программы общего образования по музыке, с учетом авторской программы «Музыка». 5-9 классы», авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак, в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель по 1 часу-35 часов за год.


Цели, задачи, планируемые результаты:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Личностные результаты:

—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

—обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

—соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;

—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты:

—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;

—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

—соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

—творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

Предметные результаты: —постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

—освоение содержания, претворяющего проблемы ≪вечных тем≫ в искусстве;

—умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

—осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; —установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;

—понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

—сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Формы и методы контроля.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.

Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: устный опрос; тесты, творческие задания по теме, проверочные работы.  

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти.

Методы:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения . Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве . Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Музыка» изучается в 8классах в объёме не менее 34 часов

Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения музыки в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • понимать особенности искусства различных эпох;

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

уметь:

  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных науроках в 5, 6, 7, 8 классах);

  • обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимания их неразрывной связи;

  • понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Содержание учебного предмета

Тема года:«Традиция и современность в музыке» (35часов)

О традиции в музыке .(3ч.)Живая сила традиции. Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков. «Стилевые направления музыкального искусства 20 века

Сказочно-мифологические темы(6ч.)


Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».

Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского, Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденньий отдых фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса». Разучивание: Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», Л.Квинт, стихи В. Кострова «Здравствуй мир», В. Чернышев, стихи Р. Рождественского «Этот большой мир».

Мир человеческих чувств (10ч)Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его мастера ЭнрикоКарузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, АндреаБочелли. Разучивание: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг».

В поисках истины и красоты (5ч)

Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».

Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник». Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (SilientNight); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой, Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокола».

О современности в музыке (9ч)

Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.

Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви», песни из кинофильмов, а также российской и зарубежной эстрады по выбору школьников. Разучивание:Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи В.Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия».

Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева

Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» (1ч).


7.ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Промежуточная аттестация по предмету осуществляется в форме отчетного концерта, который согласно «Положению о промежуточной аттестации МКОУ СОШ №4» осуществляется в период с 20.04.2019 г. по 20.05.2019г.



8.Тематическое планирование (35 часов)

Содержание курса

Модуль учебника

Характеристика видов деятельности обучающихся

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления музыки на «старую» и «новую». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков.

«Стилевые направления музыкального искусства 20 века

О традиции в музыке (3ч.)

-. Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетомнике).

-. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике)

-. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы.

- Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем

его многообразии.

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и средств выражения.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.

- Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

Школы

-Исследовать разнообразие музыки XX века.

-. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

-. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».


Сказочно- мифологические темы(6ч)


- Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культу-

ры народов.

- Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы.


- Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной

Школы

- Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем

его многообразии.

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и средств выражения.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.

-. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы

- Исследовать разнообразие музыки XX века.

- Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев,представленных в учебнике).

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки

зрения единства содержания и формы

- Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

-Понимать характерные особенности музыкального языка

Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

Мир человеческих чувств (9ч).

- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

-Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.

- Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.

- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта)

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

- Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гар-монические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

В поисках истины и красоты(5ч).


-Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей

культуры народа.

- Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

-Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного

звона.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.

- Находить ассоциативные связи между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

- Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке

- Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и формы.

-Эмоционально воспринимать художественные образы различных

видов искусства.

-. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада


О современности в музыке(11ч)


- Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

-Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

- Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

- Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные

и живописные произведения к изучаемой теме.

-Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

- Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

-Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки.

-Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

- Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме.













9. Календарно- тематическое планирование. Музыка. 8 класс


Тема урока


Планируемые результаты



Количество часов

Дата

предметные

метапредметные

личностные

1

Музыка «старая»

и «новая»


Знать/ уметь:

Рассуждать трех направлениях, связанных с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств

и взаимоотношениями.

Понимать «старую» и «новую» музыку с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех

времен и поколений.

понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;


творческий подход к решению различных учебных реальных жизненных проблем

Обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;


1


2

Живая сила

традиции

Знать/ уметь: Рассуждать о роли и значении

художественно-исторических традиций в произведениях искусства на примере

образа летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы





общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы


наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;


1


3

Искусство начинается

с мифа



Знать/ уметь:

Понимать роль сказки и мифа, как вечных источников искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках на примере произведения

Н. Римского-Корсакова. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко»

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы


Участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.


1


4,5

Мир сказочной

мифологии: опера

Н. Римского-

Корсакова

«Снегурочка»


Знать/ уметь: на примере оперы

Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

влияние сказочно мифологической темы

на музыкальный язык оперы.


общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы


наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;


2


6

Языческая Русь

в «Весне

священной»

И. Стравинского


Знать/ уметь:

Воспринимать и оценивать воплощение образа языческой Руси на примере балета

И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ

танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).


Понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;


обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

1


7-8

«Благословляю

вас, леса...»


Знать/ уметь: воспринимать и оценивать утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения на примере

К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

2


9

Образы

радости

в музыке


Знать/уметь выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека. Осознавать

многообразие светлых и радостных музыкальных образов. На примере безраздельной

радости и веселья в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).


Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях

Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

1


10-11

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»




Знать/уметь:

воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения)

разного смыслового и эмоционально-

го содержания. На примере

Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.

Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию


Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

2


12

«Слезы

людские, о слезы

людские...»


Знать/ уметь:

выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека на примере

образов скорби и печали. Оценивать способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла

«Детские пьесы» Р. Шумана).



Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

1


13

Бессмертные

звуки «Лунной»

сонаты


Знать/ уметь:

Воспринимать, осознавать

чувства одиночества, неразделенной любви,

воплощенные в музыке «Лунной» сонаты

Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

«Экология человеческой души».

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .


Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

1


14

Два

пушкинских

образа

в музыке


Знать/ уметь: Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы на примере

образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».

Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.


Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

1


15

Два

пушкинских

образа

в музыке







Знать/ уметь:

воспринимать и сравнивать два пушкинских

образа, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.


Проявлять творческую инициативу

и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию


формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

1


16

Трагедия любви

в музыке.

П. Чайковский.

«Ромео и

Джульетта»


Знать/ уметь :

воспринимать и анализировать воплощение коллизии в увертюре-фантазии

П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.


Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)


обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности


формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

1


17

Подвиг

во имя свободы.

Л. Бетховен.

Увертюра

«Эгмонт»











Знать/ уметь анализировать и сравнивать пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении с

увертюрой П. Чайковского .

Научатся логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей

-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;


-закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;




1




18

Мотивы пути

и дороги

в русском искусстве














Знать/ уметь Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы на примере пьесы «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Множественность смыслов

музыкального образа в пьесе .


К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение)


понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;


1


19

Мир духовной

музыки











Знать/ уметь Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры

в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».

М. Глинка. Херувимская песнь (слушание);

Д. Бортнянский. Тебе поем. Из «Трехголосой литургии» (пение);

Гимн «Достойно есть» Русское песнопение (пение)

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета


-формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

1


20

Колокольный

звон на Руси
















Знать/ уметь

понимать роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой

Москвы в описании

М. Лермонтова. Музыка

утренних колоколов во Вступлении к опере

«Хованщина» М. Мусоргского.

Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера

М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Коло-

кола» С. Рахманинова.

С. Филатов, стихи О. Хабарова.

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета


-формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

1


21

Рождественская звезда

















Знать/ уметь значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве

(образы, символы, атрибуты).

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

Б. Пастернак. Рождественская звезда. Фрагмент;

Ж и в о п и с ь

Я. Тинторетто. Рождество;

Неизвестный мастер XV в. Рождество;

М у з ы к а

А. Лядов. «Рождество Твое,

Христе Боже наш» (слушание).

Песенный репертуар:

В. Филатова, стихи П.Морозова.

Под Рождество (пение)


использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью


формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

1


22

От Рождества

до Крещений

















Знать/ уметь Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Художественный материал:

П о э з и я

В.Жуковский. Светлана. Фрагмент.

Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Н. Кожин. Святочное гадание;

Н. Пимоненко. Святочное гадание;

К. Трутовский. Колядки в Малороссии.

М у з ы к а

П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).


использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;


1


23

«Светлый

Праздник».

Православная

музыка сегодня













Знать/ уметь Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры

Н. Римского-Корсакова

«Светлый праздник».

Возрождение традиций духовной музыки

в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).


слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

1


24

Как мы понимаем современность


Знать/ уметь

Воспринимать и анализировать новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова

«Песнь о железе»).

Художественный материал:

П о э з и я

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.


опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;



становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих

закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

1


25

Вечные

сюжеты








Знать/ уметь

анализировать содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения на примере балета А. Хачатуряна «Спартак»:



пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;


1


26

Философские

образы XX века:

«Турангалила-

симфония»

О. Мессиана


Знать/ уметь анализировать

многоаспектность философских выражений

в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-

симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,

специфика музыкального языка).


принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

1


27

Диалог Запада

и Востока в творчестве отечественных современных композиторов


Знать/ уметь воспринимать и анализировать взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).

Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный

фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку

балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче

чувств героев).


опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих

закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

1


28

Новые

области в музыке

XX века

(джазовая музы-

ка)


Знать/ уметь :

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле

Блюз» Дж. Гершвина.

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

1


29

Лирические

страницы

советской музыки


Знать/ уметь воспринимать и оценивать мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром

печальной слывут...»


использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;


1


30

Диалог времен

в музыке А. Шнитке


Знать/ уметь воспринимать и анализировать

полистилистику в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего.

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;


развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

1


31-32

«Любовь никогда не перестанет»


Знать/ уметь воспринимать и понимать возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла

слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.



слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

2


33

Отчетный концерт по теме года

Уметь интерпретировать музыкальное произведение

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;


формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений

1


34

Подводим

итоги


Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,

миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.



выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.



1


35

Заключительный урок


Обобщение музыкальных впечатлений за 4 четверть и год

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

1


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

ОБЖ, технологии физической культуры

от «_____» _____ 2018 г. № ________

_____________ /Новичихин С.И./


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Мальцева А.В./

«____» ______________ 2018 г.