Рабочая программа по музыке в 8 классе составлена в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования; примерной программы общего образования по музыке, с учетом авторской программы «Музыка». 5-9 классы», авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак, в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель по 1 часу-35 часов за год.
—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
—обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
—осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; —установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
—сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.
Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: устный опрос; тесты, творческие задания по теме, проверочные работы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти.
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения . Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве . Место учебного предмета в учебном плане
-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».
Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского, Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденньий отдых фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса». Разучивание: Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», Л.Квинт, стихи В. Кострова «Здравствуй мир», В. Чернышев, стихи Р. Рождественского «Этот большой мир».
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».
Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник». Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (SilientNight); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой, Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокола».
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.
Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви», песни из кинофильмов, а также российской и зарубежной эстрады по выбору школьников. Разучивание:Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи В.Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия».
Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева
Промежуточная аттестация по предмету осуществляется в форме отчетного концерта, который согласно «Положению о промежуточной аттестации МКОУ СОШ №4» осуществляется в период с 20.04.2019 г. по 20.05.2019г.
9. Календарно- тематическое планирование. Музыка. 8 класс |
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Количество часов | Дата |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | Музыка «старая» и «новая» | Знать/ уметь: Рассуждать трех направлениях, связанных с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимать «старую» и «новую» музыку с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений. | понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума; творческий подход к решению различных учебных реальных жизненных проблем | Обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства; | 1 | |
2 | Живая сила традиции | Знать/ уметь: Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства на примере образа летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов». Художественный материал: Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент. Ж и в о п и с ь И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре. Эскиз декорации к первой картине I действия оперы | общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы | наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; | 1 | |
3 | Искусство начинается с мифа | Знать/ уметь: Понимать роль сказки и мифа, как вечных источников искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках на примере произведения Н. Римского-Корсакова. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» | общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы | Участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников. | 1 | |
4,5 | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» | Знать/ уметь: на примере оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» влияние сказочно мифологической темы на музыкальный язык оперы. | общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы | наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; | 2 | |
6 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского | Знать/ уметь: Воспринимать и оценивать воплощение образа языческой Руси на примере балета И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма). | Понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума; | обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; | 1 | |
7-8 | «Благословляю вас, леса...» | Знать/ уметь: воспринимать и оценивать утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения на примере К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества. | творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем; расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие | обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; | 2 | |
9 | Образы радости в музыке | Знать/уметь выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Осознавать многообразие светлых и радостных музыкальных образов. На примере безраздельной радости и веселья в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). | Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. -Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях | Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | 1 | |
10-11 | «Мелодией одной звучат печаль радость» | Знать/уметь: воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционально- го содержания. На примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта. Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение) | Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности | 2 | |
12 | «Слезы людские, о слезы людские...» | Знать/ уметь: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека на примере образов скорби и печали. Оценивать способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). | Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | 1 | |
13 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты | Знать/ уметь: Воспринимать, осознавать чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». | Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности . | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | 1 | |
14 | Два пушкинских образа в музыке | Знать/ уметь: Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы на примере образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. | Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности | 1 | |
15 | Два пушкинских образа в музыке | Знать/ уметь: воспринимать и сравнивать два пушкинских образа, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского. | Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | 1 | |
16 | Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» | Знать/ уметь : воспринимать и анализировать воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения. Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение) | обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; | 1 | |
17 | Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» | Знать/ уметь анализировать и сравнивать пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении с увертюрой П. Чайковского . | Научатся логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей -прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; | -закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; | 1 | |
18 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | Знать/ уметь Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы на примере пьесы «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Множественность смыслов музыкального образа в пьесе . К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение) | понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; | 1 | |
19 | Мир духовной музыки | Знать/ уметь Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь». М. Глинка. Херувимская песнь (слушание); Д. Бортнянский. Тебе поем. Из «Трехголосой литургии» (пение); Гимн «Достойно есть» Русское песнопение (пение) | слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | -формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; | 1 | |
20 | Колокольный звон на Руси | Знать/ уметь понимать роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Коло- кола» С. Рахманинова. С. Филатов, стихи О. Хабарова. | слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | -формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; | 1 | |
21 | Рождественская звезда | Знать/ уметь значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Художественный материал: Л и т е р а т у р а Б. Пастернак. Рождественская звезда. Фрагмент; Ж и в о п и с ь Я. Тинторетто. Рождество; Неизвестный мастер XV в. Рождество; М у з ы к а А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание). Песенный репертуар: В. Филатова, стихи П.Морозова. Под Рождество (пение) | использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; | 1 | |
22 | От Рождества до Крещений | Знать/ уметь Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Художественный материал: П о э з и я В.Жуковский. Светлана. Фрагмент. Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент. Ж и в о п и с ь Н. Кожин. Святочное гадание; Н. Пимоненко. Святочное гадание; К. Трутовский. Колядки в Малороссии. М у з ы к а П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). | использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ; | 1 | |
23 | «Светлый Праздник». Православная музыка сегодня | Знать/ уметь Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»). | слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | 1 | |
24 | Как мы понимаем современность | Знать/ уметь Воспринимать и анализировать новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»). Художественный материал: П о э з и я М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. | опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | 1 | |
25 | Вечные сюжеты | Знать/ уметь анализировать содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения на примере балета А. Хачатуряна «Спартак»: | пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; | 1 | |
26 | Философские образы XX века: «Турангалила- симфония» О. Мессиана | Знать/ уметь анализировать многоаспектность философских выражений в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле- симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы, специфика музыкального языка). | принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия | 1 | |
27 | Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов | Знать/ уметь воспринимать и анализировать взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче чувств героев). | опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | 1 | |
28 | Новые области в музыке XX века (джазовая музы- ка) | Знать/ уметь : Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле Блюз» Дж. Гершвина. | обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества | 1 | |
29 | Лирические страницы советской музыки | Знать/ уметь воспринимать и оценивать мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром печальной слывут...» | использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; | 1 | |
30 | Диалог времен в музыке А. Шнитке | Знать/ уметь воспринимать и анализировать полистилистику в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего. | принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека | 1 | |
31-32 | «Любовь никогда не перестанет» | Знать/ уметь воспринимать и понимать возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова. | слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | 2 | |
33 | Отчетный концерт по теме года | Уметь интерпретировать музыкальное произведение | Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; | формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений | 1 | |
34 | Подводим итоги | Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями, миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией. | выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями | формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. | 1 | |
35 | Заключительный урок | Обобщение музыкальных впечатлений за 4 четверть и год Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями | формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся | 1 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей ОБЖ, технологии физической культуры от «_____» _____ 2018 г. № ________ _____________ /Новичихин С.И./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Мальцева А.В./ «____» ______________ 2018 г. |