СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа для начальных классов по музыке, разработана на основе авторской программы "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной (М.:Просвещение, 2011).
Рабочая программа
учебного предмета «Музыка»
(1-4 классы)
Составители:
Ю.В.Фокина учитель музыки,
Надым
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии правовыми и нормативными документами:Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 31.12.2015 г. № 1576;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от11.04.2017 №801-15-01/2284, рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (подготовлены Минобрнауки России), дополнительные разъяснения (инструкции) в целях оказания помощи в реализации мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (подготовлены Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования) п.III «Участие в разработке рабочих программ»;
Образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма» (ФГОС НОО), приказ от 31.08.2018
№ 277.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1, 7.2). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечивает понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Уроки музыки являются важным средством музыкально-эстетического воспитания обучающихся с ТНР. У обучающихся формируются глубокий и устойчивый интерес и любовь к музыке.
Цель обучения: формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи обучения:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение учебного предмета «Музыка» предусмотрено Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015) на этапе начального общего образования с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю в обязательной части учебного плана: в 1 классе - 33 часов;во 2 классе - 34 часа;в 3 классе - 34 часа;в 4 классе - 34 часа.
Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования, и ориентирована для работы по учебникам:
Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2013;
Музыка. 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций. /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. --М.: Просвещение,2015;
Музыка. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. --М.: Просвещение,2016;
Музыка. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. --М.: Просвещение, 2017.
Формы контроля
Содержание, формы и периодичность текущего определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, тесты, самостоятельная работа, творческие работы, игровые формы.
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
1 класс:
Ученик научится:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Ученик получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации, музыкальной композиции);
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.);
2 класс:
Ученик научится:
выявлять жанровое начало музыки;
понимать содержание музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
узнавать звучание знакомых ему музыкальных инструментов;
оценивать эмоциональный характер музыки с учётом терминов и образных определений, определять её образное содержание;
определять характер и настроение музыки с учётом терминов: мажорный и минорный лады, мелодия, аккомпанемент;
проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (понимать дирижёрский жест, петь по фразам, слушать паузы и т.д);
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах);
Ученик получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
3 класс:
Ученик научится:
различать жанры и формы музыки;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Ученик получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
4 класс:
Ученик научится:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
понимать основные дирижёрские жесты;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация).
Ученик получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание предмета
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальные картины мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык.
Содержание учебного предмета «Музыка» в 1 классе
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» 16 ч.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 2. «Музыка и ты» 17 ч.
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тематическое планирование
Предмет «Музыка»
1 а, 1в
№ п/п
| Дата проведения | Тема урока
| Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы | |
планируемая | фактическая | |||
«Музыка вокруг нас» ( 16 часов) | ||||
1
|
|
| «И Муза вечная со мной!» | 1ч |
2 |
|
| Хоровод муз. | 1ч |
3 |
|
| Повсюду музыка слышна. | 1ч |
4 |
|
| Душа музыки – мелодия. | 1ч |
5 |
|
| Музыка осени. | 1ч |
6 |
|
| Сочини мелодию. | 1ч |
7 |
|
| «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1ч |
8 |
|
| Музыкальная азбука. | 1ч |
9 |
|
| Музыкальные инструменты. Народные инструменты . | 1ч |
10 |
|
| «Садко». | 1ч |
11 |
|
| Музыкальные инструменты. | 1ч |
12 |
|
| Звучащие картины. | 1ч |
13 |
|
| Разыграй песню . | 1ч |
14 |
|
| Пришло Рождество, начинается торжество . | 1ч |
15 |
|
| Родной обычай старины. | 1ч |
16 |
|
| Добрый праздник среди зимы. | 1ч |
«Музыка и ты» (17 часов) | ||||
17 |
|
| Край, в котором ты живешь. | 1ч |
18 |
|
| Поэт, художник, композитор. | 1ч |
19 |
|
| Музыка утра. | 1ч |
20 |
|
| Музыка вечера. | 1ч |
21 |
|
| Музыкальные портреты. | 1ч |
22 |
|
| Разыграй сказку. «Баба яга»- русская народная сказка. | 1ч |
23 |
|
| Музы не молчали. | 1ч |
24 |
|
| Музыкальные инструменты. | 1ч |
25 |
|
| Мамин праздник. | 1ч |
26 |
|
| Музыкальные инструменты. | 1ч |
27 |
|
| «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1ч |
28 |
|
| Музыка в цирке. | 1ч |
29 |
|
| Дом, который звучит. | 1ч |
30 |
|
| Опера-сказка. | 1ч |
31 |
|
| «Ничего на свете лучше нету…» | 1ч |
32 |
|
| Афиша. Программа. | 1ч |
33 |
|
| Обобщающий урок «Музыка вокруг нас. Музыка и ты». Заключительный урок- концерт. | 1ч |
Содержание учебного предмета «Музыка» во 2 классе
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России(Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 2. «День, полный событий» 6 ч.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальный инструмент-фортепиано, его выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 5 ч.
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч
Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народногомузицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 5 ч.
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 6. «В концертном зале» 5 ч
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А.Моцарта, М. Мусоргского.
Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 ч
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха,
М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тематическое планирование
Предмет «Музыка»
2 б, в
№ п/п
| Дата проведения | Тема урока
| Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы | |
планируемая | фактическая | |||
«Россия – Родина моя» (3 часа) | ||||
1 |
|
| Мелодия. | 1ч |
2 |
|
| «Здравствуй Родина моя! Моя Россия». | 1ч |
3 |
|
| Гимн России. | 1ч |
«День, полный событий» (6 часов) | ||||
4 |
|
| Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1ч |
5 |
|
| Природа и музыка. Прогулка. | 1ч |
6 |
|
| Танцы, танцы, танцы… | 1ч |
7 |
|
| Эти разные марши. Звучащие картины. | 1ч |
8 |
|
| Расскажи сказку. | 1ч |
9 |
|
| Колыбельные. Мама. | 1ч |
«О России петь- что стремиться в храм» (5 часов) | ||||
10 |
|
| Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1ч |
11 |
|
| Святые земли русской. Александр Невский. | 1ч |
12 |
|
| Святые земли русской. Сергий Радонежский. | 1ч |
13 |
|
| Молитва. | 1ч |
14 |
|
| С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике. | 1ч |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) | ||||
15 |
|
| Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1ч |
16 |
|
| Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1ч |
17 |
|
| Русские народные праздники: проводы зимы. | 1ч |
18 |
|
| Русские народные праздники: встреча весны. | 1ч |
«В музыкальном театре» (5 часов) | ||||
19 |
|
| Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. | 1ч |
20 |
|
| Опера. Балет | 1ч |
21 |
|
| Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1ч |
22 |
|
| Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! | 1ч |
23 |
|
| Увертюра. Финал. | 1ч |
«В концертном зале» (5 часов) | ||||
24 |
|
| Симфоническая сказка. С.С. Прокофьев «Петя и волк». | 1ч |
25 |
|
| Симфоническая сказка. С.С. Прокофьев «Петя и волк». | 1ч |
26 |
|
| Сюита М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. | 1ч |
27 |
|
| «Звучит нестареющий Моцарт». | 1ч |
28 |
|
| Симфония №40. Увертюра. | 1ч |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 часов) | ||||
29 |
|
| Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). «И всё это - И.С. Бах». | 1ч |
30 |
|
| Всё в движении. Попутная песня. | 1ч |
31 |
|
| «Музыка учит людей понимать друг друга». | 1ч |
32 |
|
| Два лада. Легенда. Природа и музыка. «Печаль моя светла…» | 1ч |
33 |
|
| Мир композитора. П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев. | 1ч |
34 |
|
| Обобщающий урок. Могут ли иссякнуть мелодии? Заключительный урок - концерт. | 1ч |
Содержание учебного предмета «Музыка» в 3 классе
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков, П.Чайковский). Мюзикл-жанр легкой музыки (Р. Роджерс.А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 6. «В концертном зале» 6ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка - их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини,
П.Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусствоXX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тематическое планирование
Предмет «Музыка»
3 класс
№ п/п
| Дата проведения | Тема урока
| Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы | |
планируемая | фактическая | |||
«Россия – Родина моя» (5 часов) | ||||
1 |
|
| Мелодия - душа музыки. | 1ч. |
2 |
|
| Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1ч. |
3 |
|
| «Виват, Россия!» (кант), «Наша слава- русская держава». | 1ч. |
4 |
|
| Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». | 1ч. |
5 |
|
| Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | 1ч. |
«День, полный событий» (4 часа) | ||||
6 |
|
| Утро. П.И. Чайковский «Утренняя молитва». | 1ч. |
7 |
|
| Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек». | 1ч. |
8 |
|
| «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. | 1ч. |
9 |
|
| Вечер. Обобщение музыкальных впечатлений. | 1ч. |
«О России петь- что стремиться в храм» (4 часа) | ||||
10 |
|
| Радуйся, Мария! «Богородице дево, радуйся». | 1ч. |
11 |
|
| Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»1ч. | 1ч. |
12 |
|
| Вербное воскресенье. Вербочки. | 1ч. |
13 |
|
| Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1ч. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) | ||||
14 |
|
| «Настрою гусли на старинный лад…» (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 1ч. |
15 |
|
| Певцы русской старины (Баян, Садко). | 1ч. |
16 |
|
| «Лель, мой Лель…». Образы былинных сказителей. | 1ч. |
17 |
|
| Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны. | 1ч. |
«В музыкальном театре» (6 часов) | ||||
18 |
|
| Опера М. Глинки «Руслан и Людмила». | 1ч. |
19 |
|
| Опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика». | 1ч. |
20 |
|
| Опера Н. Римского - Корсакова «Снегурочка». | 1ч. |
21 |
|
| Опера Н. Римского – Корсакова «Садко». Вступление к опере «Садко» «Океан - море синее». | 1ч. |
22 |
|
| Балет П.Чайковского «Спящая красавица». | 1ч. |
23 |
|
| В современных ритмах (мюзиклы). | 1ч. |
«В концертном зале» (6 часов) | ||||
24 |
|
| Музыкальное состязание (концерт). | 1ч. |
25 |
|
| Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1ч. |
26 |
|
| Музыкальные инструменты (скрипка). | 1ч. |
27 |
|
| Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». | 1ч. |
28 |
|
| «Героическая» (симфония). | 1ч. |
29 |
|
| Мир Л. Бетховена. | 1ч. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов) | ||||
30 |
|
| «Чудо-музыка». Острый ритм - джаза звуки. | 1ч. |
31 |
|
| «Люблю я грусть твоих просторов» Г. Свиридов. | 1ч. |
32 |
|
| Мир С. Прокофьева. | 1ч. |
33 |
|
| Певцы родной природы Э. Григ, П. Чайковский. | 1ч. |
34 |
|
| Обобщающий урок. Прославим радость на земле. Заключительный урок - концерт. | 1ч. |
Содержание учебного предмета «Музыка» в 4 классе
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.
Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч.
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера-романсы, инструментальноемузицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 5. «В концертном зале» 5 ч.
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра).Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена).Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 6. «В музыкальном театре» 6 ч.
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы втворчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч.
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тематическое планирование
Предмет «Музыка»
4 а, 4 в
№ п/п
| Дата проведения | Тема урока
| Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы | |
планируемая | фактическая | |||
«Россия – Родина моя» (3 часа) | ||||
1 |
|
| Введение. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». | 1ч |
2 |
|
| «Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 1ч |
3 |
|
| «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1ч |
«О России петь- что стремиться в храм» (1 час) | ||||
4 |
|
| Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1ч |
«День, полный событий» (5 часов) | ||||
5 |
|
| «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1ч |
6 |
|
| «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1ч |
7 |
|
| Ярмарочное гулянье. | 1ч |
8 |
|
| Святогорский монастырь. | 1ч |
9 |
|
| « Приют, сияньем муз одетый…». | 1ч |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 часа) | ||||
10 |
|
| Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1ч |
11 |
|
| Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. | 1ч |
«В концертном зале» (5 часов) | ||||
12 |
|
| Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 1ч |
13 |
|
| Старый замок. «Счастье в сирени живёт…» | 1ч |
14 |
|
| «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… | 1ч |
15 |
|
| «Патетическая» соната Л.ван Бетховена. Годы странствий. | 1ч |
16 |
|
| «Царит гармония оркестра…» | 1ч |
«День, полный событий» (1 час) | ||||
17 |
|
| Зимнее утро, зимний вечер. | 1ч |
В музыкальном театре» (6 часов) | ||||
18 |
|
| Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | 1ч |
19 |
|
| Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | 1ч |
20 |
|
| «Исходила младёшенька…» | 1ч |
21 |
|
| Русский Восток. Восточные мотивы. | 1ч |
22 |
|
| Балет И.Ф.Стравинского «Петрушка». | 1ч |
23 |
|
| Театр музыкальной комедии. | 1ч |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 часа) | ||||
24 |
|
| Прелюдия. Исповедь души. | 1ч |
25 |
|
| Революционный этюд. | 1ч |
26 |
|
| Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1ч |
«О России петь - что стремиться в храм» (3 часа) | ||||
27 |
|
| «Праздник из праздников, торжество из торжеств». | 1ч |
28 |
|
| Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1ч |
29 |
|
| Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий. | 1ч |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час) | ||||
30 |
|
| Народные праздники. Троица.
| 1ч |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) | ||||
31 |
|
| В каждой интонации спрятан человек. | 1ч |
32 |
|
| Музыкальный сказочник. | 1ч |
33 |
|
| Рассвет на Москве – реке. | 1ч |
34 |
|
| Обобщающий урок. Заключительный урок – концерт. | 1ч |
57