СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В сети Интернет есть огромное количество вариантов рабочих программ по предмету "музыка". Каждая школа придерживается своего оформления документов. Надеюсь, что вариант представленный мною, поможет в работе моим коллегам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юровская средняя общеобразовательная школа
Раменского муниципального района Московской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Юровская СОШ _____ ___/Иванков Н.С./
« » 2015г. |
| «Утверждаю» Директор МОУ Юровская СОШ
_____ ____/Исаева Е.Б./ Приказ № от « » 2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «искусство (музыка)»
общеобразовательный, 5-7 классы
уровень общего образования, класс
102 часа
«Рассмотрено»
на заседании школьного методического объединения.
Протокол № 1
от « 28 » августа 2015г.
Руководитель ШМО _________/ Несчастнова О.А. /
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Искусство (музыка)" для 5-7 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования и авторской программы "Музыка. 5-7 классы" Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской.
Цели реализации программы – формирование музыкальной культуры личности; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Содержание рабочей программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами рабочей программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Согласно базисному учебному плану МОУ Юровская СОШ на изучение предмета «Музыка» в 5 - 7 классах отводится:
102 часа (по 34 часа в каждом классе);
102 учебные недели (по 34 недели в каждом классе).
Изучение курса "Музыка" в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные образовательные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные образовательные результаты освоения учебного предмета характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные образовательные результаты освоения учебного предмета обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета, количество часов – 102 часа.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (теоретические основы) |
| Музыка и литература | 17 | Сюжеты, темы, образы музыки и литературы. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки. Специфика средств художественной выразительности музыки и литературы. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры «симфония-действо», «кантата». Средства выразительности музыки и литературы. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Музыкальные инструменты: струнные, челеста, флейта. Образы колокольности в музыке и литературе. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке и литературе. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители. Балет. Либретто. Увертюра. Образы танцев. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры. |
| Музыка и изобразительное искусство | 17 | Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a cappella. Солист. Орган. Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность в музыке и изобразительном искусстве. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса. Образ музыки в изобразительном искусстве разных эпох. Музыкальная живопись и живописная музыка. Творческая мастерская композитора, художника. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска. Орнамент. Тембры инструментов, оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в прочтении музыкального произведения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры. Симфония. Главные темы. Финал. Принципы развития в симфонии. Эскиз, этюд, набросок, зарисовка в музыке и изобразительном искусстве. Органная музыка. Хор a cappella. Архитектура – застывшая музыка. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые импровизации. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства. |
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Характерные интонации романсовой лирики. музыкальная и поэтическая речь. Единство поэтического текста и музыки. Мелодия и аккомпанемент. формы музыки (вариации, рондо, куплетная форма). особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития 9повтор, контраст). Выразительность и изобразительность в музыке. Диалог. Песня, ария, речитатив, хор в оперном спектакле. Народные напевы. Фразировка, ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение a capella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. музыка в народном стиле. Особенности развития (вариантность, контраст, сопоставление). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Хор - солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. оркестр. Орган. Сценическая кантата. Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в процессе раскрытия образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Джаз. Спиричуэл. Блюз. Импровизация. Особенности джазовых ритмов и тембров. Джазовая обработка. |
| Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 | Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства, нравственных исканий человека в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Форма. Сходство и различие как основной принцип построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор, особенности его звучания (колорит, гармония, лад, тембр, динамика). Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка. Музыкальное воплощение литературного сюжета. Программная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические и драматические образы. Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солист. Вокальная музыка. инструментальная музыка. |
| Особенности драматургии сценической музыки | 17 | Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора. Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. |
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 17
| Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. |
Планирование изучения учебного предмета
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Форма организации учебного занятия |
Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Формы текущего контроля и промежуточной аттестации |
5 класс | ||||||
1. | Музыка и литература. | Урочная. | 17 | Выявлять общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Импровизировать в пении, игре на музыкальных инструментах, пластике. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. Использовать электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, видеозаписи исполнения музыкальных произведений, опер, балетов, мюзиклов, музыкальных фильмов. Искать в Интернете произведения музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов. | Л:чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. М.: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. П.: сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры; развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. | Проверочная работа (Музыкальная викторина) - 2. |
2. | Музыка и изобразительное искусство. | Урочная. | 17 | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть терминами музыки и изобразительного искусства в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии, исполнении. Использовать различные формы музицирования при выполнении творческих заданий, освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике, художественных импровизациях. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами, электронными образовательными ресурсами. Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты. | Л.: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. М.: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. П.: сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры; сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. | Проверочная работа (Музыкальная викторина) - 2. |
6 класс | ||||||
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки. | Урочная. | 17 | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; Характеризовать музыкальные произведения в устной и письменной форме. Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, балетов, мюзиклов, спектаклей. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека , ее арт-терапевтический эффект. Приводить примеры преобразующего влияния музыки на людей. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений. Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-исполнительскую деятельность. Планировать решение учебно-познавательных и учебно-практических задач при раскрытии содержания учебных тем. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, своего края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровыми и стилистическими особенностями музыки. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее выдающихся композиторов и исполнителей. Подбирать ассоциативные ряды к сюжетам и образам музыкальных сочинений. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за ее пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т.п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей, музеев, центров народного музыкального творчества и т. п. Защищать творческие исследовательские проекты. | Л:чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. М.: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. П.: сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры; сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. | Проверочная работа (Музыкальная викторина) - 2. |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки. | Урочная. | 17 | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры и произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать свое исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием. Применять ИКТ для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Защищать творческие исследовательские проекты. | Л.: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. М.: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. П.: сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. | Проверочная работа (Музыкальная викторина) - 2. |
7 класс | ||||||
1. | Особенности драматургии сценической музыки. | Урочная. | 17 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного их популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т. п. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной и зарубежной культуре. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое многообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты. Организовывать музыкально-просветительские акции с целью пропаганды музыкального искусства и художественного творчества. Формировать индивидуальное портфолио. | Л:чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. М.: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. П.: сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры; развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. | Проверочная работа (Музыкальная викторина) - 2. |
2. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | Урочная. | 17 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т. п. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной и зарубежной культуре. Импровизировать в одном и современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое многообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты. Организовывать музыкально-просветительские акции с целью пропаганды музыкального искусства и художественного творчества. Формировать индивидуальное портфолио. | Л.: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. М.: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. П.: сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. | Проверочная работа (Музыкальная викторина) - 2. |
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
№ | Автор, название | Год издания | Класс | Наличие электронного приложения |
| Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений - М: Просвещение | 2013 | 5 | нет |
| Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение» | 2013 | 6 | нет |
| Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение» | 2013 | 7 | нет |
Учебно-методические пособия
№ | Автор, название | Год издания | Класс | Наличие электронного приложения |
1. | Сергеева Г.П., Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. - Москва: «Просвещение» | 2015 | 5-7 | есть |
2. | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение» | 2014 | 5 | нет |
3. | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение» | 2011 | 6 | нет |
4. | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение» | 2015 | 7 | нет |
5. | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Москва «Просвещение» | 2015
| 5 | есть |
6. | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс». Москва «Просвещение» | 2015 | 6 | есть |
7. | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс». Москва «Просвещение» | 2012 | 7 | есть |
8. | Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Уроки музыки. 5 - 6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» | 2013 | 5-6 | нет |
9. | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки. 7 класс: пособие для учителя. Москва «Просвещение» | 2013 | 7 | нет |
Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета:
Балет. Лучшее. Видео коллекция с буклетами. Москва: ООО «Де Агостини», 2010 – 2012.
Видеофильмы: - Глинка М.И. Опера "Руслан и Людмила", 1995.
- Гладков Г.И. Музыкальная сказка "Бременские музыканты", 1973.
- Уэббер Э.Л. Мюзикл "Кошки", 1998.
- Роджерс Р.Ч. Мюзикл "Звуки музыки", 1965.
- Мусоргский М.П. Опера "Хованщина", 1959.
- Гершвин Дж. Опера "Порги и Бесс", 1993.
- Глюк К.В. Фрагменты из оперы "Орфей и Эвридика", 1995.
- Бернстайн Л. Мюзикл "Вестсайдская история", 2000.
- Журбин А.Б. Мюзикл "Орфей и Эвридика", 2000.
- Глинка М.И. Опера "Иван Сусанин", 1992.
- Бородин А.П. Опера "Князь Игорь", 1969.
- Бизе Ж. Опера "Кармен", 1984.
- Уэббер Э.Л. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда", 1973.
- Рыбников А.Л. Рок-опера "Юнона и Авось", 1983.
Залесский Л. Соната. Москва: ЗАО «Три сестры», 2007.
Классическая музыка из кинофильмов. ЗАО «Издательский дом «Ридерз Дайджест»», 2002.
Сергей Танеев. Симфония №4. Коллекция «Великие композиторы» том 10. Москва: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2008.
Шедевры мировой классической музыки. Аудио коллекция с буклетами. Москва: ООО «Мир книги», 2002 – 2005.
Материально-техническое обеспечение
Учебное оборудование:
Деревянные ложки.
Металлофон.
Расходные материалы: нотная бумага, цветные карандаши.
Рубель.
Свирель.
Свистульки.
Синтезатор.
Треугольник.
Трещотки.
Фортепиано.
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
Аудио-магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Ноутбук.
Экран.
Список дополнительной литературы
Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 7 классы. Москва: «Просвещение», 2013.
Наши любимые песни: песенник. Выпуск 1. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.
Наши любимые песни: песенник. Выпуск 4. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.
Обучение с увлечением: сборник. Выпуск 14. Составители: Веденина И.Г., Соколов А.П. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2008.
Обучение с увлечением: сборник. Выпуск 15. Составители: Веденина И.Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2009.
Песни военных лет: песенник. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.
Песни из кинофильмов: песенник. Выпуск 2. Составитель: Выстрелов Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2008.
Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Торжественные марши и гимны. Составитель: Лукоянов П. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2009.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 класс: Пособие для учителя. Составители: Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Москва «Просвещение», 2003.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 класс: Пособие для учителя. Составители: Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Москва «Просвещение», 2010.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 класс: Пособие для учителя. Составители: Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Москва «Просвещение», 2010.
5