СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке (надомное обучение, 7 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке (надомное обучение, 7 класс)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Курской области 

Муниципальный район Тимский район

МКОУ «Леженская ООШ»





РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО


МО учителей предметников Зам. Директора Директор школы

________________________ _____________________ ___________________

Кутузова Е.В Хотяинцева Е.И Чунихина Е.В

Протокол №128 Протокол №128 Приказ №128

От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка»

7  класс

2024-2025 учебный год

Учитель Шашкова Виктория Николаевна






с.Леженьки ‌ 2024




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа для индивидуального обучения по музыке в 7 классе по адаптированной программе составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием следующих нормативных документов:

Закон «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Адаптированная основная образовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями.

Учебный план МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В учебном плане МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год на изучение предмета выделено 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.


Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с отклонениями в развитии. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

  • формировать музыкально-эстетический словарь;

  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

—индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

— комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка», в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации, дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

  • готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;

  • осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

  • адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

  • начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

  • сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

  • наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах. Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах

Оценка по предмету «музыка и движение» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Пение

Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения. Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).

Слушание музыки

Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спек- такля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.

Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.

Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.

Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.

Музыкальная грамота

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.

Музыкальный материал пения I четверть

«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.

«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, ел. Э. Успенского.

«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, ел. В. Котова.

«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, ел. Г. Остера.

«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.


II четверть

«Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, ел. Ю. Паркаева.

«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простоквашино» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, ел. Л. Дербенева.

«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.

«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, ел. Р. Лаубе.

«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, ел. И. Шаферана.

III четверть

«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, ел. Р. Рождественского.

«Ты у меня одна» — муз. и ел. Ю. Визбора.

«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, ел. Р. Рождественского.

«Варяг» — русская народная песня.

«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.

«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, ел. Ю. Ряшенцева.

«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.


IV четверть

«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.

«Священная война» — муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача.

«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, ел. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.

«Весенняя» — муз. В. Моцарта, ел. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.

X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика».

Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль».

Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».

«Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, ел. А. Вознесенского. Т. Хренников «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».

«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.

«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, ел. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:

несколько песен и самостоятельно исполнять их; музыкальные профессии, специальности;

Правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

—самостоятельно исполнять несколько песен;

—отвечать на вопросы о прослушанных произведениях:

—называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;

—называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

—определять характер, содержание произведения;

—определять ведущие средства выразительности;

—давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

—подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов


ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка моего края

1.1

Календарный фольклор

1

1.2

Семейный фольклор

1

Итого по разделу

2

Раздел 2. Народное музыкальное творчество России


2.1

Фольклорные жанры

2


Итого по разделу

2

Раздел 3. Русская классическая музыка

3.1

История страны и народа в музыке русских композиторов

2

3.2

Русский балет

2

Итого по разделу

4

Раздел 4. Жанры музыкального искусства

4.1

Камерная музыка

2

4.2

Театральные жанры

2

4.3

Симфоническая музыка

2

4.4

Циклические формы и жанры

3

Итого по разделу

9


ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ



Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

По странам и континентам

2

Итого по разделу

2

Раздел 2. Европейская классическая музыка

2.1

Музыкальная драматургия

2

2.2

Музыкальный образ

1

2.3

Музыкант и публика

2

2.4

Музыкальный стиль

1

Итого по разделу

6

Раздел 3. Духовная музыка

3.1

Музыкальные жанры богослужения

2

Итого по разделу

2

Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления

4.1

Молодежная музыкальная культура

2


4.2

Джазовые композиции и популярные хиты

2

Итого по разделу

4

Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства

5.1

Музыка и живопись. Симфоническая картина

3

Итого по разделу

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Музыкальное путешествие: моя Россия

1

05.09


2

Семейный фольклор

1

12.09


3

Музыкальный народный календарь

1

19.09


4

Календарные народные песни

1

26.09


5

Этюды

1

03.10


6

«Я русский композитор, и… это русская музыка»

1

10.10


7

В музыкальном театре. Балет

1

17.10


8

Балеты

1

07.11


9

Вокальные циклы

1

14.11


10

Камерная музыка

1

21.11


11

В музыкальном театре

1

28.11



12

Судьба человеческая – судьба народная

1

05.12



28.11.2023

13

Классика и современность

1

12.12



05.12.2023

14

В концертном зале

1

19.12



12.12.2023

15

Прелюдия

1

26.12



19.12.2023

16

Концерт

1

09.01



26.12.2023

17

Соната

1

16.01



09.01.2024

18

По странам и континентам

1

23.01



16.01.2024

19

Традиционная музыка народов Европы

1

30.01



23.01.2024

20

Музыкальная драматургия - развитие музыки

1

06.02



30.01.2024

21

Музыкальная драматургия - развитие музыки

1

13.02



06.02.2024

22

Героические образы в музыке, литературе, изобразительном искусстве

1

20.02



13.02.2024


23

Инструментальная музыка

1

27.02



20.02.2024

24

Транскрипция

1

06.03



27.02.2024

25

Музыкальный стиль

1

13.03



05.03.2024

26

Сюжеты и образы религиозной музыки

1

20.03



12.03.2024

27

Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

03.04



19.03.2024

28

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»

1

10.04



02.04.2024

29

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова

1

17.04



09.04.2024

30

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина

1

24.04



16.04.2024

31

Популярные хиты

1

01.05



23.04.2024

32

Симфоническая картина

1

08.05



07.05.2024

33

Тестирование (промежуточная аттестация)

1

15.05



14.05

.2024

34

Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи

1

22.05



21.05.2024



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0













3