МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Муниципальный район Тимский район
МКОУ «Леженская ООШ»
РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
МО учителей предметников Зам. Директора Директор школы
________________________ _____________________ ___________________
Кутузова Е.В Хотяинцева Е.И Чунихина Е.В
Протокол №128 Протокол №128 Приказ №128
От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
7 класс
2024-2025 учебный год
Учитель Шашкова Виктория Николаевна
с.Леженьки 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для индивидуального обучения по музыке в 7 классе по адаптированной программе составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием следующих нормативных документов:
Закон «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Адаптированная основная образовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями.
Учебный план МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год на изучение предмета выделено 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с отклонениями в развитии. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
—индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка», в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации, дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах. Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах
Оценка по предмету «музыка и движение» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Пение
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения. Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
Слушание музыки
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спек- такля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Музыкальная грамота
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.
Музыкальный материал пения I четверть
«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.
«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, ел. Э. Успенского.
«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, ел. В. Котова.
«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, ел. Г. Остера.
«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
II четверть
«Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, ел. Ю. Паркаева.
«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простоквашино» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, ел. Л. Дербенева.
«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.
«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, ел. Р. Лаубе.
«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, ел. И. Шаферана.
III четверть
«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, ел. Р. Рождественского.
«Ты у меня одна» — муз. и ел. Ю. Визбора.
«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, ел. Р. Рождественского.
«Варяг» — русская народная песня.
«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.
«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, ел. Ю. Ряшенцева.
«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.
IV четверть
«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.
«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
«Священная война» — муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача.
«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, ел. М. Пляцковского.
Музыкальные произведения для слушания
Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.
«Весенняя» — муз. В. Моцарта, ел. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.
X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика».
Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль».
Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».
«Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, ел. А. Вознесенского. Т. Хренников «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.
«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, ел. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
несколько песен и самостоятельно исполнять их; музыкальные профессии, специальности;
Правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
—самостоятельно исполнять несколько песен;
—отвечать на вопросы о прослушанных произведениях:
—называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;
—называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
—определять характер, содержание произведения;
—определять ведущие средства выразительности;
—давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;
—подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
|
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ |
Раздел 1. Музыка моего края |
1.1 | Календарный фольклор | 1 |
1.2 | Семейный фольклор | 1 |
Итого по разделу | 2 |
Раздел 2. Народное музыкальное творчество России |
2.1 | Фольклорные жанры | 2 | |
Итого по разделу | 2 |
Раздел 3. Русская классическая музыка |
3.1 | История страны и народа в музыке русских композиторов | 2 |
3.2 | Русский балет | 2 |
Итого по разделу | 4 |
Раздел 4. Жанры музыкального искусства |
4.1 | Камерная музыка | 2 |
4.2 | Театральные жанры | 2 |
4.3 | Симфоническая музыка | 2 |
4.4 | Циклические формы и жанры | 3 |
Итого по разделу | 9 | |
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка народов мира |
1.1 | По странам и континентам | 2 |
Итого по разделу | 2 |
Раздел 2. Европейская классическая музыка |
2.1 | Музыкальная драматургия | 2 |
2.2 | Музыкальный образ | 1 |
2.3 | Музыкант и публика | 2 |
2.4 | Музыкальный стиль | 1 |
Итого по разделу | 6 |
Раздел 3. Духовная музыка |
3.1 | Музыкальные жанры богослужения | 2 |
Итого по разделу | 2 |
Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления |
4.1 | Молодежная музыкальная культура | 2 |
4.2 | Джазовые композиции и популярные хиты | 2 |
Итого по разделу | 4 |
Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства |
5.1 | Музыка и живопись. Симфоническая картина | 3 |
Итого по разделу | 3 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Музыкальное путешествие: моя Россия | 1 | 05.09 | |
2 | Семейный фольклор | 1 | 12.09 | |
3 | Музыкальный народный календарь | 1 | 19.09 | |
4 | Календарные народные песни | 1 | 26.09 | |
5 | Этюды | 1 | 03.10 | |
6 | «Я русский композитор, и… это русская музыка» | 1 | 10.10 | |
7 | В музыкальном театре. Балет | 1 | 17.10 | |
8 | Балеты | 1 | 07.11 | |
9 | Вокальные циклы | 1 | 14.11 | |
10 | Камерная музыка | 1 | 21.11 | |
11 | В музыкальном театре | 1 | 28.11 | |
12 | Судьба человеческая – судьба народная | 1 | 05.12 | | 28.11.2023 |
13 | Классика и современность | 1 | 12.12 | | 05.12.2023 |
14 | В концертном зале | 1 | 19.12 | | 12.12.2023 |
15 | Прелюдия | 1 | 26.12 | | 19.12.2023 |
16 | Концерт | 1 | 09.01 | | 26.12.2023 |
17 | Соната | 1 | 16.01 | | 09.01.2024 |
18 | По странам и континентам | 1 | 23.01 | | 16.01.2024 |
19 | Традиционная музыка народов Европы | 1 | 30.01 | | 23.01.2024 |
20 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | 06.02 | | 30.01.2024 |
21 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | 13.02 | | 06.02.2024 |
22 | Героические образы в музыке, литературе, изобразительном искусстве | 1 | 20.02 | | 13.02.2024 |
23 | Инструментальная музыка | 1 | 27.02 | | 20.02.2024 |
24 | Транскрипция | 1 | 06.03 | | 27.02.2024 |
25 | Музыкальный стиль | 1 | 13.03 | | 05.03.2024 |
26 | Сюжеты и образы религиозной музыки | 1 | 20.03 | | 12.03.2024 |
27 | Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 | 03.04 | | 19.03.2024 |
28 | Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» | 1 | 10.04 | | 02.04.2024 |
29 | Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова | 1 | 17.04 | | 09.04.2024 |
30 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина | 1 | 24.04 | | 16.04.2024 |
31 | Популярные хиты | 1 | 01.05 | | 23.04.2024 |
32 | Симфоническая картина | 1 | 08.05 | | 07.05.2024 |
33 | Тестирование (промежуточная аттестация) | 1 | 15.05 | | 14.05 .2024 |
34 | Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи | 1 | 22.05 | | 21.05.2024 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
3