Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 63»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей эстетического цикла Руководитель МО Илларионова Г.Г. ………………….. Протокол №1 от «…..» августа 2018г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР Крючкова С.Н. …………………… | УТВЕРЖДАЮ директор Школы № 63 Данькин А.А. …………………….. Приказ №……………. от «…..» ………2018г. |
Рабочая программа
по курсу
«Музыка»
для 1-4 классов
138 часов
Учитель: Власова Алена Владимировна
2018год
г.Ульяновск
Рабочая программа по музыке составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6.10.2009г.) (с изменениями и дополнениями);
примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протоколом от 8 апреля 2015 г. №1/15);
основной образовательной программы начального общего образования Школы № 63;
авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»;
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 с изменениями и дополнениями);
положения «О рабочей программе учебного предмета, курса (ФГОС) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №63»;
и других локально-нормативных актов.
Цель предмета: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.
Изучение музыки направлено на достижение следующих задач:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса;
багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Программа реализуется на основе системы учебников:
Музыка. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 8-е издание, Москва: Просвещение, 2017.
Музыка. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 8-е издание, Москва: Просвещение, 2017.
Музыка. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 8-е издание, Москва: Просвещение, 2017.
Музыка. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 7-е издание, Москва: Просвещение, 2017.
Описание предмета в учебном плане.
Предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство». В учебном плане на изучение предмета «Музыка » в каждом классе отводится 1 час в неделю, всего – 138 часов (1 класс – 33часа, 33 недели, 2 - 4 классы по 35 часов – 35 недель).
1.Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
Тема раздела | Количество часов | Количество контрольных работ, самостоятельные работы, тестирование |
«Музыка вокруг нас» | 16 | 1(тестирование) |
«Музыка и ты» | 17 | 1(тестирование) |
Итого: | 33 | 2 |
2 класс (35 часов)
Тема раздела | Количество часов | Количество контрольных работ, самостоятельные работы, тестирование |
«Россия-Родина моя» | 3 | 1 |
«День, полный событий» | 8 | 1 |
«О России петь - что стремиться в храм» | 5 | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 3 | 1 |
«В музыкальном театре» | 4 | 1 |
«В концертном зале» | 4 | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 8 | 1 |
Итого: | 35 | 7 |
3 класс (35 часов)
Тема раздела | Количество часов | Количество контрольных работ, самостоятельные работы, тестирование |
«Россия-Родина моя» | 5 | 1 |
«День, полный событий» | 6 | 1 |
«О России петь - что стремиться в храм» | 5 | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 4 | 1 |
«В музыкальном театре» | 6 | 1 |
«В концертном зале» | 4 | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | 1 |
Итого: | 35 | 7 |
4 класс (35 часов)
Тема раздела | Количество часов | Количество контрольных работ, самостоятельные работы, тестирование |
«Россия-Родина моя» | 6 | 1 |
«О России петь - что стремиться в храм» | 3 | 1 |
«День, полный событий» | 7 | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 4 | 1 |
«В музыкальном театре» | 6 | 1 |
«В концертном зале» | 3 | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 6 | 1 |
Итого: | 35 | 7 |
Содержание курса
1 класс (33 часа)
« Музыка вокруг нас» (16ч.)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
« Музыка и ты» (17.)
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное восприятие различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
2 класс (35 часов)
«Россия – Родина моя» (3 ч.)
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
«День, полный событий» (8 ч.)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
«О России петь – что стремится в храм»(5 ч.)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»(3 ч.)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
«В музыкальном театре» (4 ч.)
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
«В концертном зале» (4 ч.)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.)
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
3 класс (35 часов)
«Россия – Родина моя» (5 ч.)
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
«День, полный событий» (6 ч.)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
«О России петь – что стремится в храм»(5 ч.)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»(4 ч.)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
«В музыкальном театре» (6 ч.)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
«В концертном зале» (4 ч.)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
4 класс (35 часов)
«Россия – Родина моя» (6 ч.)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
«О России петь – что стремится в храм»(3 ч.)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
«День, полный событий» (7 ч.)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»(4 ч.)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
«В музыкальном театре» (6 ч.)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
«В концертном зале» (3 ч.)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного материала
На конец 1 класса:
Личностные
У учащихся будет сформировано:
положительное отношение к урокам музыки;
Чувство гордости за свою Родину, российский народ;
Уважительное отношение к культуре других народов.
Учащиеся получат возможность для формирования:
мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
Предметные
Учащиеся научатся:
основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
пользоваться вместе с взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
вносить коррективы в свою работу;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей.
Познавательные
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
На конец 2 класса:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.
Учащиеся получат возможность научиться:
нравственно-эстетическому переживанию музыки;
восприятию нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
представлению о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
Предметные
Учащиеся научатся:
эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
Учащиеся получат возможность научиться:
представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;
представлениями о творчестве композиторов;
представлениями о музыкальных жанрах.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
выполнять действия в устной форме;
осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых(задания типа «Выясни у взрослых…»);
расширять свои представления о музыке;
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
читать простое схематическое изображение;
соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
контролировать свои действия в коллективной работе;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
На конец 3 класса:
Личностные
Учащиеся научатся:
содержания;
наследии России;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительно относиться к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Предметные
Учащиеся научатся:
воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
выбирать способы решения исполнительской задачи;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
стремиться к пониманию позиции другого человека.
На конец 4 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;
знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности;
основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Предметные
Учащиеся научатся:
эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты крупных музыкально - сценических жанров);
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально - творческой деятельности;
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народнойи профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
различать способ и результат собственных и коллективных действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;
воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
устанавливать аналогии;
представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека.
Приложение:
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение
Музыка. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 7-е издание, Москва: Просвещение, 2017.
Музыка. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 7-е издание, Москва: Просвещение, 2017.
Музыка. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 7-е издание, Москва: Просвещение, 2017.
Музыка. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 7-е издание, Москва: Просвещение, 2017.
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
3. Школьный портал http://www.portalschool.ru
4. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
5. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
6. Учительская газета www.ug.ru
7. Журнал «Начальная школа» www.open.worldschool.ru
8. Газета «1 сентября» www.1september.ru
9. Сеть творческих учителей www.it-n.ru
Материально-технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Телевизор.
23